Музей Панорамы Сталинграда (Волгоград)

Музей Панорамы Сталинграда (Волгоград)

Адрес: Улица Маршала Чуйкова 27
Цена входа: 250 рублей
Открыт: 10-18 вторник- воскресенье
Контактная информация: http://stalingrad-battle.ru
8442-236 723

Как добраться: троллейбусами № 9, 10а, 12; автобусами № 2, 6, 95, 35, 20; маршрутными автобусами № 3, 3с, 23а, 75 до остановки «Площадь Ленина».
Стоимость билетов: Взрослый – 250 руб., льготный – 150 руб.

 

Музей-панорама Битвы за Сталинград был завершен в 1985 году по случаю 40-й годовщины победы во Второй мировой войне. Он был разработан главным архитектором Вадимом Масляевым и дизайнером Э. В. Темниковым. Первый этаж музея посвящен Сталинградской битве. На втором этаже расположена огромная панорама посвященный Сталинградской битве. Яркая 360-градусная картина битвы под Сталинградской является изюминкой Музея. Картина нарисована на холсте, а у ее подножия лежит оружие, шлемы, и прочие куски, собранные с мест боев. Музей-панорама Битвы за Сталинград находится недалеко от реки Волги, в нескольких кварталах к северу от аллеи Героев. Вход расположен на уровне улицы на стороне здания, обращенного к Волге.

В районе вокруг музея есть некоторые прекрасные виды на реку и множество старых танков и самолетов для детей, чтобы забраться и поиграть. Рядом с музеем находятся остатки старой мельницы Герхарда, построенного в 1903 году, разрушенной в битве. Он остался стоять как напоминание о ужасных боях. Его часто путают с Домом Павлова.

 

Сталинградская битва

Исход Сталинградской битвы был предрешен решением Гитлера в апреле 1942 года. Генералы вермахта хотели продолжать наступление на Москву, но сам фюрер одобрил так называемый "Синий вариант", который предусматривал нанесение сильного удара на юге. Нацисты нацелились на нефтяные месторождения. Немецкое военное командование планировало приобрести дополнительные источники нефти и лишить Советский Союз топлива. Кроме того, планировалась блокада города Сталинграда, а наступление на город изначально не планировалось.

Немецкое атака началось 28 июня 1942 года. После поражения Красной Армии под Харьковом вермахт начал наступление в степной зоне, где Советская Армия не была готова к обороне фронта; 28 июля Сталин издал свой знаменитый приказ № 227 "Нишагуназад". Ситуация была признана критической; в августе советские войска были отброшены к Волге и Кавказу.

23 июля 1942 года верховное командование вермахта издало приказ, согласно которому наступающие немецкие войска делились на две части. Группа армий "А" должна была занять Кавказ; группа армий "Б" под командованием полковника М. Вейхса должна была наступать на Сталинград. Непосредственно захват города был поручен 6-й армии полковника Паулюса. Этому противостоял бывший советский Юго-Западный фронт, переименованный в Сталинградский фронт. Имея примерно вдвое больше войск, чем немцы, он занимал для обороны 500 километров равнинной местности.

К 23 августа передовой отряд вермахта подошел к Волге. В этот день 4-е немецкие люфтваффе под командованием Вольфрама фон Рихтгофена атаковали всеми силами. Немецкие летчики совершали около 2 000 вылетов в день, уничтожив множество населенных пунктов и нефтебаз, из которых горящая нефть лилась в Волгу. Было убито около 90 000 мирных жителей, почти половина домов города превратилась в руины.

Немцы сосредоточили против Сталинграда семь пехотных дивизий, две танковые дивизии, одну автомобильную дивизию, 500 танков и около 1 000 самолетов. Город Сталинград защищали две советские армии и батальон гражданского ополчения. Примерно 100 000 сталинградцев успели эвакуироваться. Бои шли за участки города и дома, особенно за высотные здания, такие как зернохранилища и знаменитый Мамаев Курган.

Полномасштабное наступление началось 13 сентября 1942 года, когда немцы попытались прорваться через центр города к Волге; 15 сентября они заняли позиции на Мамаевом кургане, но на следующий день были отброшены назад. Городской вокзал менял владельцев 13 раз.

28 сентября немцы предприняли второе наступление, которое продолжалось 11 дней. В своей речи в Рейхстаге Гитлер заявил, что Сталинград обязательно будет оккупирован. В некоторых местах немцы были уже в 200 метрах от Волги и держали в своих руках пять из семи центров города. Однако они не смогли занять центральную набережную, где высадились подкрепления с другого берега Волги.

14 октября началось самое интенсивное, третье по счету наступление на эти непокорные города. Советские войска удерживали узкую полосу берега Волги. Мамаев Курган был почти полностью занят немцами, а на его восточных склонах солдаты по нескольку раз в день отражали вражеские атаки. Немцы заняли тракторный завод и отрезали северные части 62-й советской армии, но не смогли уничтожить части, оборонявшие Сталинград, или вытеснить их за Волгу.

11 ноября началось последнее, четвертое наступление. Немцы дошли до полукилометрового берега Волги, и тогда советские войска смогли защитить только три плацдарма в городе. Однако немцы не смогли их уничтожить, и наступление было остановлено.

19 ноября началось советское наступление, и немцы были вынуждены блокировать город. Гитлер приказал Паулюсу удерживать город любой ценой и пообещал деблокировать осажденные войска с запада.

Однако прорыв не удался, и Советы сдержали натиск танковых дивизий Г. Гота и Э. фон Манштейна, которые были отброшены еще на 150-200 км. Положение осажденной группы Паулюса стало безнадежным: после того как ультиматум Паулюса от 8 января 1943 года был проигнорирован, начались операции по уничтожению оставшихся немецких сил в Сталинграде; 26 января наступающие советские войска обеих сторон соединились у Мамаева Кургана, где советские войска смогли сдержать немецкую атаку на город. События того дня легли в основу эпического батального полотна - панорамы "Разгром немцев в Сталинграде".

 

История музея

Строительство музея-панорамы началось на историческом месте, где советская 13-я стрелковая дивизия высадилась на берег Волги в сентябре 1942 года. Строительство началось 2 февраля 1968 года, через 25 лет после Сталинградской битвы.

Выставка была открыта в несколько этапов, над ней работали известные художники и дизайнеры. Здание имело форму ротонды и было построено по проекту архитекторов В. Масляева и Е. Темникова. Выставка открывалась постепенно и была завершена к 40-летию Дня Победы.

Главным экспонатом стала огромная панорама "Разгром фашистской армии под Сталинградом", созданная в классической панорамной традиции Францем Рубо. Идея создания такой панорамы возникла задолго до открытия музея. Первая большая батальная панорама была посвящена событиям сентября 1942 года, то есть первому штурму; панорама, воссоздающая битву на Мамаевом Кургане в 1943 году, была создана в 1948-1950 годах. Панорама была создана Московской мастерской боевой живописи. Руководителем группы художников, работавших над полотном, был А. Горпенко. Панорама была складной и могла быть выставлена в отдельном помещении; впервые она была показана в Москве в 1950 году, а затем отправилась в Сталинград, где была установлена в здании кинотеатра "Победа". Уже было ясно, что для этой впечатляющей панорамы необходимо построить еще одно здание, да и сама панорама нуждалась в доработке.

На вершине Мамаева кургана должен был быть построен специальный павильон для съемок и зарисовок с натуры. Как когда-то Франсуа Рубо, художники панорамы изучали планы и чертежи, общались с бойцами и военачальниками, участвовали в парадах и операциях В 1961 году очертания новой панорамы были завершены. Огромное полотно, сотканное на фабрике "Красный Октябрь", занимало площадь почти 2 000 кв. м. В 1982 году панорама была окончательно завершена.

Над окончательным вариантом панорамы работали семь художников, в том числе П.И. Жигимонт, М.И. Самсонов, Г.И. Марченко, Ф.П.Усыпенко, П.Т. Мальцев, Н.Я. Бут и В.К. Дмитриевский. Эта картина стала самым большим батальным полотном в СССР.

Зрители панорамы находились на вершине Мамаева Кургана, откуда были видны все окрестности. Сюжет происходит 26 января, но то, что вы видите перед собой, - это произведение искусства, а не точная реконструкция событий. Артисты представляют все подвиги, совершенные в Сталинградской битве: медсестра Анна Бешанова спасает раненых с поля боя, Михаил Паникач бросается под вражеский танк, Николай Сержуков прикрывает окопы и т.д.

Экспозиция музея разделена на восемь залов. Дизайн, выполненный из серого гранита, бетона и металла, словно переносит зрителя в прошлое. Помимо круговых панорам, здесь есть диорамы, например, макеты бункеров и командных пунктов, интерактивная инсталляция "Модель разрушенного города" и уникальные артефакты тех, кто защищал город. Один из самых известных экспонатов - ценный меч, подаренный Сталинграду английским королем Георгом VI. На выставке также представлены советское и немецкое оружие, униформа и знаки отличия, а также множество фотографий и документов. Выставка заканчивается в Триумфальном зале, где на стенах висят боевые знамена и вывешены названия частей, принимавших участие в освобождении Сталинграда. В зале находится несколько красочных диорам, показывающих этапы битвы за город, включая начало боев, переправу через Волгу 13-й гвардейской дивизии, разгром группы Манштейна в декабре 1942 года и захват аэродрома.

Перед зданием панорамы расположена выставка военной техники времен Великой Отечественной войны. На постаменте установлен макет бомбардировщика Су-2, под которым выставлены различные модели танков и самоходных артиллерийских установок. Недалеко от музея находятся руины фабрики Грудинина. Это здание датируется 1904 годом. Раньше здесь был паровой завод, названный в честь секретаря-коммуниста, убитого в 1922 году. Завод работал до 1942 года, когда в сентябре он был разрушен в результате бомбардировки.

Во дворе музея находится мраморный бюст маршала Георгия Жукова, который был установлен здесь в 1996 году в честь столетнего юбилея маршала. Автор - волгоградский скульптор В.Г. Фетисов.