10 крупнейших городов России
Москва
Санкт-Петербург
Новосибирск
Екатеринбург
Нижний Новгород
Казань
Челябинск
Омск
Самара
Ростов-на-Дону

 

Патриарший дворец и церковь Двенадцати апостолов

Патриарший дворец

 

 

Описание Патриаршего дворца и церкви Двенадцати апостолов

Адрес: Московский Кремль

Открыт: 10 утра - 5 вечера Пятница - Среда

 

Церковь Двенадцати Апостолов - это небольшой собор Московского Кремля, построенный по заказу Патриарха Никона в составе его величественной резиденции в 1653 году и посвященная Филиппу Апостолу три года спустя.

Хотя помещения для московского митрополита существовали в Кремле с XIV века, Патриарх Никон, который стремился соперничать с царем в власти и великолепии, заменил их на гораздо более амбициозную резиденцию. Патриарший дворец сосредоточен вокруг просторной комнаты в форме крест, которая когда-то использовалась в качестве банкетного зала, но теперь являющийся музеем прикладного искусства. К этому зданию примыкает с юга внутренняя церковь патриархов, первоначально посвященная Апостолу Филиппу, пока не была изменена на церковь Двенадцати апостолов в 1682 году.

 

Церковь Двенадцати апостолов почти так же известна, как соседние величественные соборы 15-го века, благодаря ее размещению на высоком подиуме, пронизанными двумя большими арками, позволяющими перейти от Соборной площади к внутреннему двору патриарха. Наружные стены украшены двумя поясами колонных арок, которые похожи как на соседние соборы Соборной площади, так и на великие церкви Владимиро-Суздальской школе XII века, которые были источником вдохновения. Строгий план пяти куполов в соответствии с консервативными архитектурными вкусами Никона служило для акцентирования византийской родословной церкви. Дело в том, что Церковь Двенадцати Апостолов был так названа в честь другой подобной церкви в столице византийской империи. Правда та церковь была разрушена османами. А на её месте была возведена Мечеть Фетхие.

Патриархальная резиденция была серьезно повреждена, когда большевики обстреляли Кремль в октябре 1917 года. Впоследствии церковь была восстановлена, чтобы разместить музей прикладного искусства. Сохранилось очень мало его оригинальных росписей, но есть восхитительный иконостас 17-го века, спасенный из собора Вознесенского монастыря после его снесения большевиками.

 

 

История Патриаршего дворца и церкви Двенадцати апостолов

Ранние времена
Помещения московского митрополита существовали в Кремле с XIV века, патриарх Никон, стремившийся соперничать с царем по авторитету и величию, заменил их на гораздо более амбициозную резиденцию, сосредоточенную в просторном зале в форме дворца. крест, который когда-то использовался как банкетный зал, а теперь служит музеем прикладного искусства. начиная с первого митрополита Петра, поселившегося в Москве (начало 14 века). За свою долгую историю здания митрополита, а затем и патриаршего двора претерпели множество изменений.

Первая каменная палата в имении была построена в 1450 году при Ионе Московском, тогда же была возведена церковь Ризоположения, ставшая домовой церковью московских митрополитов. После московского пожара 1473 года двор выгорел, а в 1484–1485 годах (уже при Геронтии Московском) церковь и палаты были перестроены. Однако после пожара 1493 г. комплекс снова отстроили. В 1566–1568 годах с восточной стороны к особнякам пристроили церковь Соловецких чудотворцев, основание которой использовалось как главный проход во двор усадьбы. С учреждением в 1589 году Московского Патриархата столичный двор становится патриархальным. В первой Москве в 1597 году комплекс был реконструирован патриархом Московским Иовом, покои были основательно перестроены с сохранением традиционной для России жилищной композиции (два жилища по сторонам сени). Тогда же с северной части двора возвели еще один храм Трех Святителей Московских: Петра, Алексия и Ионы. Он был соединен с камерами проходом с проходом в нижней части живота. Таким образом, в состав двора вошли три домашних церкви.

В 1652–1656 годах старые постройки, в том числе церковь Соловецких чудотворцев, были снесены, а на их месте построены новые трехэтажные палаты и домовая церковь, освященные в 1656 году во имя апостола Филиппа и Митрополит Филипп. Крыши и кресты храма были покрыты медными листами и позолочены (золоченые луковичные главы сохранились до середины 19 века). Крестовая палата была перестроена; и площадь достигла 280 метров.

Палаты не уступали по размерам и роскоши королевскому Теремному дворцу. Здесь располагалась богатейшая патриархальная ризница. При внушительной площади он не имел центральной опоры (помещение было перекрыто закрытой аркой на опалубке), что было новшеством в архитектуре. Вскоре во время суда над Никоном Патриаршие палаты приводились в пример его гордости.

Камеры были перестроены по Никону. К 1673 году одна из арок под храмом апостола Филиппа была заложена, а в 1680–1681 годах (при патриархе Иоакиме) была перестроена и освящена в честь Двенадцати апостолов. Здесь патриархи совершали службы, кроме праздников, когда службы совершались в Успенском соборе. В 1691 году (при патриархе Адриане) над покоями надстроили новый этаж, от которого уцелел так называемый Петровский шатер.

Синодальная эпоха
После упразднения патриаршества в 1721 году в палатах располагалась Московская синодальная канцелярия. Под руководством архитектора Ивана Зарудного храм Двенадцати апостолов был разделен на два этажа, а на верхнем ярусе разместилась Патриаршая библиотека.

В 1722–1724 годах были переделаны окна Крестовой палаты. В 1748 году его осмотрел архитектор Дмитрий Ухтомский, который увидел старые формы трещин в стенах и сводах. По его предложению их подобрали и засыпали щебнем и алебастром. Тогда же была изготовлена ​​новая живописная печь.

В 1760-х годах обрушилась церковь Трех Святителей, затем в начале 1780-х годов в сводах Мироварной палаты были обнаружены новые трещины от верхних шатров. В 1782 году палатки были разобраны, а трещины на крыше и другие повреждения устранены Иваном Яковлевым.

В 1790 году планировалось демонтировать и перестроить старый свод над Мироварной камерой, как внешние стены по нижнему этажу, так и пустоты для лестниц по углам нижнего этажа. Работы были завершены к 1794 году. При этом сохранились размеры камеры и количество окон. Считается, что сохранил форму и свод.

Настоящее время
После русской революции 1917 года, когда в следующем году здание было национализировано, были проведены реставрационные работы, а в 1929 году иконостас XVII века из разрушенного собора Вознесенского монастыря был перенесен в храм. Во время реставрации были открыты два прохода, расположенные под церковью. В настоящее время первая постоянная выставка открылась в 1967 году, современная выставка работает с мая 1987 года.

 

Патриарший дворец и церковь Двенадцати апостолов

Упрощенная схема второго этажа: 1 - подъезд; 2 - Палаты Ордена (гостиная); 3 - Заказные камеры (шкаф); 4 - Крестовая (Мировенная) камера; 5 - Духовка для приготовления мира; 6 - Малый навес; 7 - Парадный навес; 8 - трапезная; 9 - Церковь Собора Двенадцати Апостолов; 10 - Иконостас

 

Функции

В настоящее время Патриаршие палаты представляют собой двух-трехэтажное здание (в одном месте сохранился остаток четвертого этажа - шатер Петра) с фасадным фасадом на юг, на Соборной площади. В состав здания входит пятиглавый храм Двенадцати Апостолов со стеклопакетами. Под церковью две проездные арки. К северному фасаду пристроена галерея на столбах.

На первом этаже здания были бытовые службы и патриаршие ордена, на втором этаже - покои: парадный вход на Крестовую, Столовую, канцелярские, парадный холл, трапезную, церковь Двенадцати. Апостолы. На третьем этаже находились личные покои патриарха и домовая церковь апостола Филиппа.

Архитектурное убранство здания включает пилястры у арок проезда, килевидные фронтоны окон первого этажа, аркатурный пояс второго и третьего этажей. Второй этаж отделен от первого сильно выступающим карнизом, что характерно для архитектуры 17 века. Белокаменный портал церкви на втором этаже ведет к некогда обходной галерее вокруг здания. Декор здания часто повторяет детали оформления соседних построек Соборной площади.

С восточной стороны - апсида церкви.

Северный фасад оформлен скромнее. Арочная галерея украшена узорной плиткой.