Церковь Покрова на Нерли, Боголюбово

 Церковь Покрова на Нерли

Описание Церкви Покрова на Нерли

Церковь Покрова на Нерли (полное название – церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли) , Вокзальная ул., 10 (у станции пересечь железную дорогу по надземному переходу, оборудованному лифтами, и дальше по тропе).

 

Церковь Покрова Богородицы на Нерли — белокаменное культовое сооружение, расположенное во Владимирской области России, в полутора километрах от Боголюбово и в 13 км от Владимира. Это замечательный образец владимиро-суздальской архитектурной школы и древнерусского зодчества. Он известен гармонией своих размеров. Его название — православный религиозный праздник 14 октября Покрова Божией Матери, установленный на Руси в середине XII века по инициативе Андрея I Боголюбского. Вероятно, это первый храм Покрова Божией Матери в России. Он также является одним из главных представителей домонгольской русской архитектуры в списке построек домонгольской эпохи Руси и в этом качестве внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

 

История

Годом постройки Покровской церкви традиция считает 1165 год. По мнению историка Николая Воронина, он был построен по желанию Андрея I Боголюбского, в память о смерти его сына, великого князя Изяслава Андреевича. Он располагался недалеко от одного из старинных дворцов. Современные исследования Сергея Заграевского и Татьяны Тимофеевой по сведениям древних летописей подтверждают гипотезу о более ранней дате постройки - 1158 году.

По легенде о жизни Андрея Боголюбского, необходимый для строительства церкви белый камень был привезен из экспедиций Андрея Боголюбского в Болгарское Волжское ханство. Но эта легенда опровергается как историческая правда по результатам палеографического анализа тесаного камня, использованного строителями церкви.

В 1784 году из-за отсутствия доходов от Покровской церкви наместник Боголюбова женского монастыря (которому она принадлежала) планировал использовать материалы из нее для строительства колокольни при монастыре. Однако у него не было достаточно средств, чтобы начать работу.

 

Архитектура

Место, где построена Покровская церковь, уникально: немного на высоте, на лугу вдоль реки. В прошлом возле церкви находилось устье реки Нерли, притока Клязьмы (нынешнее русло реки изменило местоположение). Церковь стояла практически на слиянии двух важных торговых водных путей. Пройдя с востока и юго-востока через Волгу, а затем Оку, купцы и путешественники достигли Клязьмы под Владимиром.

Покровская церковь построена на фундаменте, заложенном глубиной 1,6 м. Они покрыты камнями длиной 3,7 м, покрытыми глинистой почвой, образующими купол, украшенный белыми ограненными камнями. В конечном итоге фундаменты оказываются на общей глубине пяти метров от поверхности земли. Эта технология позволила решить проблемы, связанные с разливами рек, перепад высот которых во время сильных паводков может достигать пяти метров. Когда происходят такие переливы, церковь кажется плывущей по воде, уровень воды в реке иногда достигает порогов ее дверей. Но он остается защищенным островом, который формируется вокруг него. От церкви XII века до наших дней сохранился без изменений первоначальный объем - небольшой по размеру, квадратный в плане (приблизительно 10×10 м, если не принимать во внимание апсиду, квадратное основание под башенкой, доминирующее в размерах здания). 3,2 м с каждой стороны). Это церковь с вписанным крестом, поддерживаемым четырьмя столпами и состоящая из трех апсид, в том числе главной с арками с арочными колоннами и порталами, украшенными барельефами. Стены здания идеально вертикальны, но за счет выбора идеальных пропорций кажутся наклоненными внутрь, что создает впечатление, что здание больше, чем есть на самом деле. Выступающие части фасадов (фризы, края аркад, колонны фасадов) подчеркнуты, что придает зданию стройность. Окна очень узкие, что делает интерьер церкви очень темным, чтобы проводить богослужения без света свечей.

Эта унаследованная от Византии архитектура с квадратным планом, четырьмя колоннами и тремя апсидами характерна для церквей Владимира и Суздаля, а также для церквей киевского типа, таких как Святая София в Киеве и Святая София в Новгороде. С другой стороны, использование материалов существенно различается: киевские церкви построены из кирпича, а владимирские и суздальские - из белого камня, добытого из карьеров Камы и приносимого водой. Они также намного меньше по пропорциям.

Внутри размер колонн уменьшается вверх, что в этом меньшем здании также создает впечатление большей высоты.

Сборка камней стен северной и южной сторон асимметрична, стены восточной стены очень плотная. Размеры, выбранные для выступающих частей, апсид и перемычек стен, всегда позволяют достичь отличного баланса пропорций, с какой бы стороны на них ни смотреть. Многочисленные пилястры и колонны наружных стен соответствуют строению внутреннего каркаса церкви. Эти каменные колонны выделяются на трех четвертях стен и по углам здания, что придает всему строению четкий и очень точный вид.

Верхние фасады церкви украшены резными барельефами. Царь Давид во славе, держащий в левой руке псалтырь, крестящийся двумя пальцами правой руки, является центральной фигурой фасадов. В композиции барельефной сцены также фигурируют львы, птицы, символы добра и зла и женские маски. Главное своеобразие церкви Нерли и церквей Владимира и Суздаля по сравнению с церквями киевского типа — богатство их пластического убранства. Это украшение является следствием конструкции из тесаного камня. Камень требует облегчения, как кирпич требует полихромии. Каждая скульптура соответствует облицовочному камню, который обрезается перед установкой. Этот процесс такой же, как и в романских церквях. С другой стороны, между суздальской скульптурой и романской скульптурой есть существенное отличие: последняя моделирует свои фигуры горельефно, первая — почти плоско. Возможно, дело в недоверии к Православной Церкви, которая неохотно принимает скульптурные изображения, что «отлучило» бы скульптуру от церкви. Возможно, это влияние восточной эстетики, которая запечатлевает его формы, а не лепит их. Это принцип арабского украшения.

В церкви Нерли барельефы разнесены и приурочены к вершине трех больших аркатур фасада. Орнамент все еще трезвый. В боковых тимпанах изображены грифоны, убивающие четвероногих, затем под этими скульптурами расположены семь голов, а по обе стороны от центрального окна - два льва, хвосты которых оканчиваются флейроном и птицей. Эжен Виолле-ле-Дюк настаивает на азиатском характере этих изображений. Орнаментальная скульптура похожа на работы сирийских художников, что можно увидеть на одной из больших капителей двери. Что касается профилей, то они гораздо больше напоминают профили построек центральной Сирии, чем собственно византийские.

Оригинальные внутренние настенные фрески полностью исчезли (эти внутренние фрески были удалены во время реставрации в 1877 году). Что же касается барельефов на фасаде здания, то они, наоборот, натолкнули на мысль о распространении изображений этого типа у строителей Суздаля и Владимира (на Успенской церкви, например).

Утонченные пропорции и общая гармония, исходящая от здания, отмечаются многими искусствоведами и ценителями, а Покровскую церковь часто называют самой красивой во всей России.

«Церковь Покрова на Нерли близ Владимира не только красивейшая из построенных в России, но и один из важнейших памятников мирового искусства…»
—Игорь Грабарь

Столь же хвалебно о нем отзывался искусствовед Луи Рео, директор в начале ХХ века престижного Французского института в Санкт-Петербурге.

Эта церковь на Нерли, представляющая собой сокращение Дмитриевского собора во Владимире, — одно из совершеннейших творений русского гения. Эта церковь была буквально скопирована в Санкт-Петербурге в «Храме Спаса на водах», построенном в 1910 году архитекторами Перетятковичем и Смирновым в память о русских моряках, погибших в Цусимском сражении во время Русско-японской войны. Он находился на Английской набережной в Санкт-Петербурге и был снесен в 1932 году.

Соответствие этой церкви ландшафту Нерльской равнины делает ее прекрасным образцом одной из констант русской архитектуры. Страсбургский собор немыслим в сельской местности. Русские церкви, хотя многие из них расположены в городах, всю свою эстетическую ценность раскрывают лишь в естественной обстановке, в ландшафте лугов и зарослей деревьев, у кромки воды. Европейская Россия с ее равнинами позволяет им нарушить монотонность ее равнинных ландшафтов.

 

Текущая ситуация

Целые луга, на которых построена церковь, в настоящее время являются частью охраняемой природной территории (исторический ландшафтный комплекс Боголюбово). Сама церковь внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в рамках метко названного «Памятники Владимира и Суздаля».

В настоящее время храм находится под совместным управлением Патриархии Московского и всея Руси и Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В церкви регулярно проходят религиозные службы, но вне богослужений она также открыта как выставочное пространство.

 

Интересные факты

По легенде, Андрей Боголовский привез его из Болгарии. Использовался известняк из окрестностей Москвы.
При раскопках была найдена скульптура льва. Вероятно, она была выставлена на пирсе перед церковью.
Не так давно недалеко от Покровской церкви проходила линия электропередач, которая вызвала большие споры, так как нарушала исторический ландшафт храма и Боголюбской степи. В результате ЛЭП была демонтирована.