Фонтанный дом или Шереметевский дворец, Санкт-Петербург

Фонтанный дом

Описание Шереметевского дворца

Адрес: 34, Набережная Реки Фонтанки
Метро: Невский проспект / Гостиный двор
Телефон +7 (812) 272-4441
Открыто: среда -  воскресенье 12 - 19
Закрыто: по понедельникам и вторникам

Вход: 250,00 руб. Аудио-руководство: 100,00 руб.
Фото и видео: Фото: 100.00 руб. Видео: 200,00 руб.

 

В нескольких шагах от Невского проспекта стоит Шереметевский дворец на берегу реки Фонтанки. Этот особняк когда-то был центром одного из крупнейших аристократических поместий Санкт-Петербурга, завещанного фельдмаршалу Борису Шереметеву в 1712 году. Он выходит за пределы Лиговского проспекта. В свое время в конце 18-го и начале 19-го веков Шереметевский дворец был богат не только обширными землями, но и собственной больницей и театром, где выступала знаменитая крепостная театральная труппа Шереметева и оркестр. Шереметевский дворец также известен как «Фонтанный дом» из-за роскошных фонтанов, которые когда-то украшали его сады.

Здание дворца относится к 1740-м годам и было спроектировано Саввой Чевакинским и Федором Аргуновым, последний был из одной из крепостных семей Шереметевых. Элегантные барочные фасады, окрашенные как большая часть центрального Санкт-Петербурга в желтые и белые цвета, отходят от набережной Фонтанки за великолепным кованым забором, установленным Геронимо Корсини в 1838 году. Шереметевский дворец был домом для нескольких поколений знаменитой семьи , и каждое поколение расширяло и перестраивало здание с помощью ведущих архитекторов того времени.

 

Фонтанный дом стал одним из главных культурных центров Санкт-Петербурга. Театрализованная страсть графов Петра Борисовича и Николая Петровича Шереметева создала один из лучших театров в XVIII веке в России, а последний даже вступил в брак с одной из звезд своей оперы, ведущей сопрано Прасковой Жемчуговой. Это стал одним из самых противоречивых романов того времени. Шереметевский дворец был также местом проведения концертов и литературных вечеров с участием Василия Жуковского и Александра Тургенева.

История отражена в нынешнем использовании Шереметевский дворца в качестве Государственного музея театра и музыкального искусства, который восстановил фасады здания и использует его для размещения коллекции исторических музыкальных инструментов. В южном крыле дворца также находится мемориальный музей Анны Ахматовой, в квартире, где великая поэтесса 20-го века жила с середины 1920-х годов до 1952 года. В одном из своих её стихотворений впервые было использовано выражение «Фонтанный дом».

 

История Шереметевского дворца

В XVIII столетии
Участок земли по реке Фонтанке (Безымянный Ерик) был пожалован Петром I фельдмаршалу, графу Б. П. Шереметеву в 1712 году при условии строительства здесь «хоромного дворового строения». С этого времени на большом участке Шереметева, располагавшемся между сильно заболоченным берегом Фонтанки и линией нынешнего Литейного проспекта, началось возведение разнообразных, сначала деревянных, а потом каменных строений. В 1730-е на участке был вырыт большой пруд, грунт из которого пошел на подсыпку проезжей части Литейного проспекта, тогда же был построен новый каменный дом, выходивший на эту магистраль. Здесь на Фонтанке находилось загородное имение Шереметевым с садом, примыкавшим к Итальянскому дворцу. Городской дворец семьи в это время располагался на Стрелке Васильевского острова.

В конце 1730-х — начале 1740-х годов для сына Бориса Петровича Шереметева Петра на месте старых деревянных корпусов под руководством архитектора Г. Д. Дмитриева был построен новый одноэтажный дворец. В начале 1750-х годов по проекту С. И. Чевакинского и крепостного архитектора Ф. С. Аргунова это здание было надстроено вторым этажом. Двухэтажный дворец построен в стиле русского барокко. Здание стоит в глубине парадного двора, раскрытого в сторону реки. Центр главного фасада выделен пилястрами и мезонином, завершенным лучковым фронтоном. В поле фронтона помещен картуш с гербом Шереметевых. Боковые крылья здания завершены слегка выступающими ризалитами, украшенными пилястрами и увенчанными треугольными фронтонами. Первоначально по краю крыши была устроена деревянная балюстрада со статуями на тумбах. В центре здания располагалось высокое двухпролётное крыльцо. У подъезда в 1759 году были установлены на пьедесталах две деревянные позолоченные фигуры коней работы скульптора И.-Ф. Дункера.

После смерти жены и дочери граф Пётр Борисович переехал в Москву в 1768 году, но усадьба продолжала перестраиваться и во время отсутствия хозяев.

После смерти Петра Борисовича в 1788 году усадьба перешла к его сыну Николаю. Долгое время Николай Петрович проводил в Москве, однако в конце 1790-х годов он стал регулярно жить в столице. Для обновления интерьеров своего дворца он нанимал архитектора И. Е. Старова. В 1796 году граф поселился в Фонтанном доме. У Шереметевых здесь был свой крепостной театр, оркестр. После Старова помещения во дворце перестраивались Д. Кваренги и А. Н. Воронихиным. На территории усадьбы были построены Летний дом, Каретные сараи, Садовый павильон, перестраивались служебные флигели.

В XIX — начале XX века
После смерти Николая Петровича в 1809 года усадьба перешла его шестилетнему сыну Дмитрию Николаевичу. По инициативе императрицы Марии Фёдоровны над имуществом Шереметевых было учреждено опекунство по причине малолетства наследника. В 1811—1813 годах по проекту Х. Мейера на месте Оранжереи выходящей на Литейный проспект был построен Канцелярский флигель и примыкавший к нему Больничный флигель. В 1821 году архитектором Д. Квадри построен трёхэтажный с главным фасадом на Фонтанку Фонтанный флигель. Между ним и Больничным флигелем был построен Певческий флигель. Здесь были поселены хористы шереметевской капеллы, образованной из крепостного хора его отца.

В период службы Дмитрия Николаевича в Кавалергардском полку во дворце часто гостили его сослуживцы. Офицеры часто пользовались гостеприимством графа, в полку даже появилось выражение «жить на шереметевский счёт».

В 1830—1840-х годах во дворце работал архитектор И. Д. Корсини. По его проекту была сделана чугунная ограда с воротами (1838) на Фонтанку, украшенными гербом графов Шереметевых. Им были полностью перестроены дворцовые интерьеры, а в 1845 году построен Садовый флигель.

В Фонтанном доме устраивались музыкальные вечера, на которых выступали приглашенные композиторы Глинка, Берлиоз, Лист, певицы Виардо, Рубини, Бартенева.

В 1867 году ко дворцу по проекту Н. Л. Бенуа был пристроен Северный флигель.

После смерти графа Дмитрия Николаевича в 1871 году произошёл раздел имущества между его сыновьями Сергеем и Александром. Фонтанный дом достался Сергею Дмитриевичу. В 1874 году в имении Шереметевых работал архитектор А. К. Серебряков, построивший здесь новые пятиэтажные корпуса. В результате участок был поделён на две части. Со стороны Литейного проспекта были построены доходные дома (№ 51), парадная часть осталась со стороны Фонтанки (дом № 34). В начале XX века закончены работы по переустройству доходной части участка. Были уничтожены Садовые ворота, Грот, Эрмитаж, Оранжерея, Китайская беседка и другие садовые постройки.

В 1908 году Манеж и Конюшни перестроили в Театральный зал (ныне Драматический театр на Литейном). В 1914 году по проекту М. В. Красовского здесь были возведены двухэтажные торговые павильоны.

 

При графе С. Д. Шереметева в Фонтанном Доме, где был собран огромный семейный архив, развернулась деятельность нескольких исторических обществ, в том числе Общества любителей древней письменности, Русского генеалогического общества и др. После революции 1917 года последний владелец усадьбы граф Сергей Шереметев добровольно пошел на национализацию дворца.

После революции
После революции в доме был открыт Музей дворянского быта и быта крепостных XVIII—XX вв., затем вошедший в состав Историко-бытового Отдела Русского музея, и просуществовавший до 1931 года. Все это время его директором и хранителем был В. К. Станюкович. В основу фондов музея было положено частное собрание Шереметевых. Оно включало в себя картинную галерею, собрания скульптуры, оружия, предметы декоративно-прикладного искусств (бронзы, фарфора, серебра, мебели), библиотеку (нотное и книжное собрание, рукописные материалы), собрание церковной утвари и икон (из домовой церкви Фонтанного дома). Попытки музейщиков в 1920-е годы сохранить целостность коллекции потерпели поражение. Дворец разделил судьбу всех «дворянских гнезд». Он был отдан в ведение разных казенных учреждений, интерьеры уничтожены. Лишь небольшая часть предметов искусства попала в Эрмитаж, Русский музей, часть разрозненной библиотеки — в РНБ.

Несколько позже во дворце снова был размещён музей - на этот раз Музей Музыки. Коллекция музея состоит из уникальных музыкальных инструментов разных эпох и стран. Эта коллекция размещена на первом этаже дворца. После Перестройки проведена реставрация парадной анфилады второго этажа, которая также открыта для посещения (для этого следует приобрести в кассе музея отдельный, второй билет).

В рамках гражданской инициативы «Последний адрес» 22 марта 2015 года на доме установлены мемориальные знаки с именами востоковеда Николая Николаевича Пунина, арестованного 26 августа 1949 года и умершего 21 августа 1953 года в Минлаге, Коми АССР, и рабочего Генриха Яновича Каминского, арестованного 19 сентября 1941 года и умершего 3 ноября 1943 года в Тайшетлаге, реабилитированных "за отсутствием состава преступления".