Синагога на Большой Бронной, Москва

Синагога Большая Бронная находится по адресу: Москва, Большая Бронная улица, дом 6, строение 3. До места можно добраться на личном автомобиле или общественном транспорте. Ближайшие станции метро - Тверская (~680 м), Пушкинская (~680 м) и Чеховская (~890 м) Один из первых крупных объектов, в котором широко использовалась объемная опалубка PSC-CAP для всех монолитных конструкций здания, реконструированного в 2005 году.

 

Синагога на Большой Бронной в настоящее время является оживленным религиозным центром. Помимо ежедневных ритуалов, здесь проходят ежедневные уроки Торы для мужчин, дважды в неделю занятия в колеле, а также занятия для женщин и воскресная школа для детей.

В 1872 году Лазарь Соломонович Поляков, известный банкир и филантроп, получил разрешение от губернатора Москвы на размещение в своем доме "молитвенного дома на 40 семей".

В начале 1880-х годов он купил несколько земельных участков по соседству, а в 1883 году обратился в Строительное управление с просьбой перестроить его дом на Большой Бронной улице под синагогу собственного изготовления. Это было первое здание, построенное как синагога. Большая Бронная синагога была практически главной синагогой Москвы с 1892 года до 1906 года, когда по распоряжению городских властей была закрыта Большая хоральная синагога. Само это место полно очень трагических воспоминаний. Уже во время строительства синагоги был построен подземный ход для подготовки к погромам. Синагога была закрыта в 1937 году, а раввин был застрелен в 1939 году. После войны члены бывшей синагоги обратились в Совет по делам религий при Народном комитете СССР с предложением открыть синагогу в Москве. Однако разрешение не было получено, и в 1950-х годах здание было перестроено. После реконструкции здание занял Московский дом художественной самодеятельности.
В 1991 году здание было возвращено еврейской общине, а синагога передана общине "Агудас Хасидей ХаБаД" по решению правительства Москвы; в мае 1991 года службы возобновились, здание было возвращено еврейской общине, а синагога передана правительству Москвы. В 1993 году, после того как синагога была возвращена верующим, в нее была брошена одна бомба, а пять лет спустя еще одна бомба была найдена в молельном зале, с трудом вынесена во двор и взорвалась." В здании вообще много символизма. Шестиугольная звезда, несколько упрощенная, но не лишенная изящества, становится узором ограды, затем пола молитвенного зала и, наконец, обвивает стеклянную крышу (что также означает раскрываться, как цветок). Потолок атриума покрыт деревянными панелями необычной формы, напоминающими о пустыне, по которой Моисей вел свой народ. Светлый, грубый каменный фасад напоминает Стену скорби. Все это создает увлекательное, хотя и несколько литературное пространство, которое является своего рода архитектурным комментарием к еврейскому вопросу. В ходе реконструкции были построены большой молитвенный зал, библиотека с компьютерным классом, учебные классы ешив, миквы для мужчин и женщин, комнаты для обрезания, мемориальный зал, благотворительные учреждения, столовая и медицинский центр. Сегодня синагога является важнейшим центром еврейской культуры в Москве: здесь находится религиозный центр поминовения евреев, уничтоженных за преступления, которых они не совершали, в 20 веке.

Проект, разработанный в мастерской Сергея Эстрина, придал синагоге новый силуэт и предоставил множество новых помещений оригинальной архитектуры. В процессе реконструкции было создано фактическое ограждение, охватывающее и поддерживающее старое здание со всех сторон. Здание состоит из оригинальной структуры существующей синагоги, двухэтажного высотного зала, прилегающих служебных помещений, трехэтажной открытой террасы, нового крыла, состоящего из пяти этажей офисов и трехэтажного вестибюля-"сада", раскинувшегося на зеленой территории за пределами участка.

 

Автор проекта реконструкции синагоги рассказывает, как он появился:
"Это было начало 2000-х годов. Многие люди занимались бизнесом. Главным критерием успеха были деньги. Казалось, что если ты успешен и живешь богатой жизнью, то ты чего-то стоишь. Существовал только один критерий оценки: красиво или некрасиво. В проекте синагоги городская среда, еврейская община ...... должна была рассказать другую историю. Здесь нет архитектурной среды, но это район вокруг Тверской улицы, в центре Москвы, который я люблю. На первых эскизах здание синагоги выглядело иначе. Я хотел сохранить его как можно более аутентичным. Синагоги не должны исчезать, они должны существовать. ...... Ни в коем случае нельзя ее сносить или разрушать. Я думаю, что для многих людей в то время посещение синагоги было важным шагом в жизни. Нас так воспитали наши родители, поэтому переход к другой философии, другому мировоззрению был важным шагом. Сделать этот шаг более осмысленным и понятным - одна из задач этого проекта. Ось ясна: от главного входа можно пройти прямо к противоположной стене синагоги, которая уже является местом молитвы. Рядом с оградой должна быть парковочная зона. В настоящее время ситуация с парковкой в центре города сложная, поэтому парковка имеется. Главный вход в застекленный атриум - там также должно быть дерево. Затем пройдите по фасаду старого здания по прямой линии к первому, ради чего вы приходите в синагогу - Б-гу, вере и молитве. Вы сразу знаете, куда идти. В то же время очевидно, что жизнь закручивается вокруг этой прямой линии. Здесь намеренно строятся башни, ведущие вверх. И они намеренно сделаны так, чтобы заставить вас пройти весь путь вокруг здания. Нелегко найти оттуда выход. Как архитектор, я сделал это специально, чтобы придать синагоге ощущение жизни. По праздникам здесь всегда много людей. Но в будние дни людей меньше. В будние дни людей гораздо меньше, и они двигаются, проходя мимо друг друга. Это создает атмосферу, которая подчеркивает оживление в здании. Для создания ощущения жизни, например, на первом этаже, где расположены офисы, коридор расположен возле окон, а комнаты - в задней части здания. Это имеет определенный смысл, когда речь идет о зданиях синагог. "

Несомненно, здание синагоги после реконструкции занимает доминирующее положение в районе.
Восстановленный исторический фасад виден через трехуровневый застекленный атриум синагоги. Новый фасад облицован декоративно обработанным известняком, создающим эффект "иерусалимского камня". Правая стена синагоги символизирует талмудические кресла, а левая башня - свитки Торы. В старой синагоге остался только молитвенный зал. В новой синагоге на потолке многосветного вестибюля волнистым рельефом вырезано яркое дерево, символизирующее пустыню, которая за 40 лет превратила еврейский народ из рабов в свободный народ. В новой синагоге также есть огромный, богато украшенный балкон. Некоторые церемонии, например, свадьбы, могут проводиться только под открытым небом. Кроме того, в синагоге есть столовая, ресторан, медицинский кабинет, школьные классы для детей и взрослых и многие другие благотворительные и образовательные учреждения и процедуры.

Когда в сентябре 2004 года состоялось открытие реконструированной Московской синагоги на Большой Бронной, москвичам еще раз напомнили, что этот великолепный архитектурный и исторический памятник является уникальным комплексом памяти миллионов жертв Холокоста, погибших в период угнетения и войны. Реконструкция здания стала важным шагом в этом процессе. Реконструкция была специально проведена в честь 120-летия со дня основания этого культового здания: синагога, основанная в 1883 году, была закрыта в 1937 году после того, как раввин был застрелен за "ведение контрреволюционной пропаганды террористического характера". Молельный зал был переоборудован в концертный зал для самодеятельных коллективов, после чего здание было передано совету профсоюзов. В середине 1950-х годов синагога была отреставрирована в стиле классицизма. В здании разместилась Всесоюзная галерея народного творчества имени Крупской, которая в 1991 году была вновь передана общине. Архитектурный стиль синагоги не имеет норм и не существует общепринятых требований к архитектуре синагоги.

 

Синагога - это, прежде всего, центр притяжения общины, самое важное здание и в какой-то степени представительное. Проект реконструкции синагоги был разработан архитектором Сергеем Эстриным. Проект реконструкции синагоги предусматривал создание высокодуховного здания, места, связанного с древней историей и культурой еврейского народа, и в то же время места, где проходит повседневная еврейская жизнь - место, где собираются для молитвы и изучения Торы, место, где собираются в шабат и праздники, место, где помогают бедным, место, где учат детей, и место, где продают книги, Задача состояла в том, чтобы создать место, где хранятся свитки Закона.