Государственный мемориальный музей А. Н. Скрябина, Москва

Дом- музей А.Н. Скрябина

 

Описание Государственного мемориального музея А. Н. Скрябина

Адрес: Большой Николопесковский переулок, 11
Телефон. (499) 241 1901
Метро: Смоленская, Арбатская
Открыто: с 12:00 до 18:00 среда и пятница-воскресенье, с 10 до 17 часов в четверг
 
Дом-музей А.Н. Скрябина или Государственный мемориальный музей А. Н. Скрябина- бывший дом и единственный музей русского композитора Александра Николаевича Скрябина. Первым использовал в исполнении музыки цвет, тем самым ввёл понятие «цветомузыка». В этом доме не далеко от Арбата он прожил с 1912 до 1915. Он умер ровно в последний день окончания договора на аренду этой квартиры.

 

Первые упоминания о деревянном одноэтажном доме по адресу Большой Николопесковский переулок, 11 относятся к 1802 году. Сильно пострадав во время пожара 1812 года, в 1850-х здание было снесено, а на его месте возведён кирпичный особняк. Спустя несколько лет к зданию был настроен второй этаж по проекту Сергея Воскресенского.

В 1902 году дом был снова перестроен архитектором Флегонтом Воскресенским: были добавлены элементы в стиле ампир, фасад был украшен продольным рустом, прямоугольным аттиком и эркерами.

Первой владелицей здания была Н. П. Чихаева, впоследствии продавшая особняк супруге декана историко-филологического факультета Московского университета Аполлона Грушка. Профессор проживал на первом этаже, в то время как второй был отведён под сдачу.

В 1901—1902 годах во дворе построили двухэтажное здание по проекту архитектора Ивана Машкова, служившее доходным домом. В нём снимали квартиры певицы Евгения Збруева и Маргарита Эйхенвальд. В 1920-е годы здесь размещалась театральная студия имени Фёдора Шаляпина.

В 1912 году Александр Скрябин поселился в доме в Николопесковском переулке вместе со своей семьёй: женой — Татьяной Шлёцер-Скрябиной, её матерью — Марией Шлёцер, и детьми — Ариадной, Юлианом и Мариной.

Композитор арендовал семикомнатную квартиру на втором этаже. Напротив его дома находилась церковь Николы на Песках, в честь которой переулок получил своё название. В этой квартире композитор создал последние фортепианные сочинения, работал над «Предварительным действом», которое осталось незавершённым.

 

Квартира, в которой скончалась пианист и композитор Александр Скрябин (1872-1915), в возрасте 43 лет, сохранилась, как и когда он там жил. Скрябин учился в Московской консерватории, где он основал международную репутацию концертного пианиста. Он также был очень оригинальным композитором и музыкальным теоретиком, наиболее известным своими оркестровыми произведениями, такими как «Прометей» и «Поэма экстаза». Музыка Скрябина оказала большое влияние на молодого Игоря Стравинского (1882-1971), а ведущий композитор Сергей Рахманинов (1873-1943) был постоянным посетителем его квартиры.

Хотя Скрябин провел большую часть своего времени за границей, давая концерты, он был эстет и уделял значительное внимание меблировке и украшению своей модной квартиры. В высоких комнатах есть пианино, автографы и стильная мебель того времени. Тем не менее, самый оригинальный элемент на шоу - это устройство для проецирования мерцающего света. Регулярные концерты проводятся в номерах на первом этаже.

 

 

Экспозиция

Квартира устроена по анфиладному принципу: ряд комнат, связанных общим коридором, переходят одну в другую. В прихожей висит фонарь из зелёного стекла, подвешенный к потолку на цепь. На дне фонаря выгравированы буквы IHS — греческий вариант написания имени Исисуса Христа. Рядом находятся телефон и зеркало.

Актёр Михаил Державин впоследствии вспоминал:

«Когда мы немножко подросли, мы вместе превосходно проводили время, когда прогуливали школу. Это были идеальные дни. Во-первых, мы обязательно шли в музей Скрябина. Этот музей находился почти напротив дома, там и по сию пору сохранилась квартира гениального композитора. Мы приходили туда, на ноги нам нацепляли детские музейные тапочки, чтобы мы не натоптали, и мы радостно шлепали по всем гулким помещениям музея. Вот колокольчик для прислуги. Вот стоит его рояль… Мы с детства знали, что Скрябин – первооткрыватель «цветомузыки». Нам разрешали нажимать на клавиши рояля, чтобы в ответ зажигались различные лампочки. В столовой висел гонг, который созывал всех домочадцев и гостей к обеду. Нам тоже разрешали позвенеть. Так пролетало время первых двух уроков...»

В кабинете композитора, обклеенном обоями с геральдическими лилиями, стоит рояль Бехштейн, подаренный композитору официальным представителем фирмы. Помимо Скрябина, на нём играли гости: Сергей Рахманинов, Владимир Горовиц, Генрих Нейгауз, Владимир Софроницкий и другие. Здесь также бывали художники Николай Шперлинг и Леонид Пастернак, режиссёры Всеволод Мейерхольд и Александр Таиров, актриса Алиса Коонен, поэты Константин Бальмонт, Вячеслав Иванов и Юргис Балтрушайтис, философы Николай Бердяев и Сергей Булгаков.

В кабинете стоит письменный стол и кресло, привезённые композитором из Брюсселя. На столе стоит лампа, бювар, а также цвето-световой аппарат с двенадцатью лампочками, который был создан профессором Александром Мозером для домашнего исполнения симфонической поэмы «Прометей». Рядом располагается высокая конторка, за которой музыкант работал стоя. Сейчас на ней хранятся эскизы «Предварительного действа» к «Мистерии».

В застеклённом шкафу в стиле ар-нуво хранятся книги Платона, Бенедикта Спинозы, Артура Шопенгауэра, Фридриха Энгельса и Константина Бальмонта, а также рабочие документы композитора.

«Я любил наблюдать настроение слушателей этих концертов дома, смотря за ними косвенным взором и не жалея одновременно терять сам впечатления от исполнения. Во время исполнения все сидели в этой же комнате в креслах, где кого заставала музыка. Александр Николаевич не любил, чтобы во время игры кто-нибудь близко был от инструмента. Утонувшие в креслах, вырисовывались задумчивые и внимательные фигуры <…> Когда Скрябин кончал играть, обычно некоторое время было молчание, потом оно прерывалось какой-нибудь несколько официально звучавшей похвалой.
Леонид Сабанеев»

В гостиной принимали почётных гостей: сестёр Гнесиных, семьи Гагариных, Трубецких и Шаховских. Здесь стоит рояль фирмы Джона Беккера, подаренный Скрябину меценатом Митрофаном Беляевым. Тут же выставлен бюст Скрябина работы скульптора Серафима Судьбинина, заказанный в подарок композитору дирижёром Сергеем Кусевицким.

Столовая обставлена мебелью в светлых тонах, на полках которой хранятся подарки, преподнесённые Скрябину: фаянсовая миска и блюдо, панно-аппликация египетской фрески. Тут же висит большая люстра, выполненная в стиле модерн.

«Скрябины были просты в приёме своих посетителей, особенно близких. Обычно в столовой проходил этот прием и «неизбежное питание», которое было гостеприимным, но скромным. Обычно это был чай, который разливала Татьяна Фёдоровна, сидя за самоваром, на узком конце стола, против окна. Александр Николаевич сидел традиционно напротив, в кресле-стуле.
Леонид Сабанеев»

Следующей комнатой экспозиции является комната Марии Шлёцер — тёщи композитора. Здесь представлены документы и материалы о жизни и творчестве Александра Скрябина.

В спальне композитора расположены кровать, деревянная ширма, комод, ампирные кресла, козетка и стол, а также фотопортрет Скрябина работы Александра Мозера.

Во всей квартире висят художественные произведения известных художников Бориса Кустодеева «Последний концерт Скрябина в Петрограде», «Торг Лошадей» Розы Бонёр, рисунки Леонида Пастернака, работы Николая Шперлинга, репродукции Леонардо да Винчи и Михаила Врубеля. В книжных шкафах хранится богатая библиотека композитора, включающая в себя издания по теософии, философии, эстетике и естественным наукам.