Санкт-Петербургский буддийский храм

 

Санкт-Петербургский буддийский храм или Дацан Гунзэчойнэй — большой буддийский храм в Санкт-Петербурге, Россия. Это самый северный буддийский храм в России.

 

Предыстория

Согласно "Хронике Санкт-Петербурга", первые буддисты на берегах Невы появились во время строительства Петропавловской крепости, где начиналась новая столица России. Первыми буддистами в столице были волжские калмыки (подданные Калмыцкого ханства, вошедшего в состав России в 1706 году и позже), которые работали вместе с другими рабочими на строительстве каменных валов крепости. Они жили неподалеку, в Татарской слободе, на задворках Кронверка (в районе Большой Спасской улицы). Нет информации о том, сколько их там было и как долго они пробыли в Санкт-Петербурге. Однако в источниках после XVIII-середины XIX веков никто из калмыков или других представителей буддийской секты не упоминается среди жителей российской столицы.

Буддийская община в Санкт-Петербурге начала формироваться только в конце XIX века. Согласно переписи населения 1869 года, в городе был только один буддист, зарегистрировавшийся как мирянин. В 1897 году здесь насчитывалось уже 75 буддистов, а в 1910 году - 184 (163 мужчины и 21 женщина). Этнически это были в основном забайкальские буряты и волгодонские калмыки. Они, как правило, селились на петербургской стороне (буряты) и литейной части (калмыки).

 

История

В 1900 году Агван Доржиев, представитель 13-го Далай-ламы России, получил разрешение на строительство храма в Санкт-Петербурге. Строительство храма началось после слов императора: "Буддисты России находятся под защитой двуглавого орла."В 1909/3/16 году Дорзиев приобрел земельный участок площадью 648,51 квадратных метра (2940 м2) в старой деревне на северной окраине города, заплатил 18 000 рублей, а также приобрел некоторые необходимые строительные материалы.

Архитектурный проект храма в соответствии с нормами тибетской архитектуры был разработан в 1909 году студентом инженерно-строительного института Н.М.Березовским и архитектором Г.В.Барановским, автором проекта Елисеевского гастронома Невского строительства Г.В.Барановским и R.A.It руководил Берзен (заключительный этап). Средства, необходимые для строительства, были пожертвованы самим Доржиевым (3 млн рублей), Далай-ламой XIII (5 млн рублей) и уругвайским Богдо-гэганом VIII, которые были собраны среди последователей Бурятии и Калмыкии. Однако фактические затраты намного превысили сумму, указанную в смете, и составили 151 694 рубля.

Строительство продолжалось с 1909 по 1915 год. Первая буддийская служба была проведена в честь 300-летия династии Романовых в 1913-2-21 годах. Статуя Будды во вновь открытом храме была подарена 6-м Рамой Сиамским. Освящение церкви состоялось в 1915-8-10 годах. Сам лама Агван Лобсан Доржиев стал первым настоятелем (ширээтэ).

С архитектурной точки зрения это один из самых дорогих буддийских храмов, построенных в Европе. Деревянные и кирпичные храмы были построены в Бурятии, в то время как дацаны в Санкт-Петербурге были построены из дробленого гранита.

Сочетание позолоты, ярких цветов, облицовки и самого проекта здания в целом потребовало значительных финансовых вложений. Это монументальное произведение искусства также известно своими витражами с изображением 8 добрых буддийских символов, выполненными известным художником Николасом Релихом.

 

Дацан в XX веке

Регулярное богослужение в Дацане закончилось в конце 1916 года, потому что у Дацана не было средств к существованию, после того как все монахи, служившие там, совершили революцию в Петрограде, в 1919 году храм был разграблен, библиотека была уничтожена и собрана Дорзиевым, освещавшим отношения между Россией, Великобританией, Тибетом и Китаем за последние 30 лет. годы. Архивные документы бесследно исчезли.

В 1921 году Доржиеву удалось добиться возвращения храма буддийской общине [6]. Религиозная политика советского правительства в те годы предполагала поддержку религиозных групп угнетенных восточных народов (мусульман, буддистов и др.). В частности, именно под советским контролем в 1920 году было завершено строительство Соборной мечети в Петрограде (закрыта в конце 30-х годов, духовенство и застройщики подвергались притеснениям).

В 20-е годы в Дацане некоторое время жил известный эстонский буддийский проповедник Карл (Вахиндра) Тыниссон (1873-1962).

В 1937 году НКВД арестовал нескольких монахов и людей, живших в храме (среди них были бурятские религиозные просветители и русские востоковеды). Причиной ареста стала борьба между японскими спецслужбами и диверсионными сетями, действовавшими в России со времен русско-японской войны 1904-1905 годов и японской военной интервенции в Советскую Россию 1918-1922 годов. Согласно доктрине "большого терроризма", милитаристская Япония (которая в то время проводила агрессивную экспансионистскую политику "Сферы совместного процветания Большой Восточной Азии") развернула шпионскую сеть на советской территории, чтобы подготовиться к последующей оккупации советского Дальнего Востока и Сибири. Японцы проводили большую агентурную работу среди своей единоверческой семьи, буддийских народов Советского Союза, и японские агенты также присутствовали среди буддийского духовенства. Об этом написала газета "Правда"... Японская разведка может появляться в костюмах религиозных проповедников, буддийских и других священников. Японские агенты создают хорошо замаскированные базы для организации шпионской и диверсионной деятельности, основывая храмы и монастыри." Япония позиционировалась как святой покровитель буддийской нации и якобы предлагала сформировать панмонгольское буддийское государство на территории бывшего Советского Союза и передать власть Джеб Зун Дамбе, традиционному светскому и духовному главе Монголии, чтобы привлечь советских буддистов, особенно монголов и бурят. Желая привлечь буддистов на свою сторону, японцы провозгласили японскую Шамбалу. Вслед за этим буддийские монахи, недовольные советской властью, приняли участие в распространении японской пропаганды и сотрудничали с японскими спецслужбами и военными. Согласно решению Тройки НКВД, арестованные в Ленинградском дацане люди были расстреляны как "члены контрреволюционной шпионской организации", осуществлявшей активную шпионскую и повстанческую деятельность".Среди тех расстрелянных был знаменитый монгол Базар Баладин, который позже был оправдан решением Верховного суда СССР. 13.11 в Бурятии был арестован 85-летний Агван Доржиев, 29.11.1938 основатель дацана Гунзечойней скончался после единственного допроса в тюремной больнице Улан-Удэ.

Позже на стенах здания были высечены 2 памятника с именами угнетенных лам и востоковедов из числа людей (более 3 десятков), которые жили или останавливались в Дацане в этот период.

После закрытия дацана и монголо-тибетской миссии в нем здание будет передано в собственность учащихся физкультуры. В 1939 году Даниил Хармс упоминает его в своем рассказе "Старуха" - герои произведения едут пригородным поездом от Финляндского вокзала до станции Лисий Нос и делятся наблюдениями из окна: "Мы проезжаем через Ланскую и Новую деревню. Мелькнула золотая вершина буддийской башни, и там появилось море."

Во время Великой Отечественной войны в здании была установлена мощная военная радиостанция, ее антенна была размещена на тросе аэростата-стрелы, который был поднят высоко в воздух, тем самым увеличив дальность действия радиостанций. Оно оставалось в здании до 1960-х годов и использовалось в качестве "глушилки". 1960.6.9, Y.N.At по просьбе Рериха и многих других востоковедов здание было передано Академии наук в долгосрочную аренду. Тогда в здании бывшего дацана располагался Институт зоологии Академии наук СССР.

В 1968-11-25 годах здание храма было объявлено важным архитектурным памятником местного значения.

 

Текущее время

В 1991 году храм получил свое нынешнее название — дацан Гунзечойней, что является его тибетским названием, данным ему при освящении. Новым настоятелем (ширете) был назначен лама Гелонг Данзан-Хайбзун Самаев. Три года спустя новый бурхан Великого Будды Шакьямуни был установлен на главном алтаре храма и изготовлен монгольскими мастерами в традиционном для Монголии стиле — из папье-маше, фигуру можно было покрыть золотыми листьями. Позади высокого нефритового трона Будды (мандолла) установлены статуи различных мифических существ, образующие яркую цветовую гамму. Высота туловища Будды составляет 2,5 метра, около 5 метров вместе с троном.

Регистрация буддийской общины и возобновление богослужений в храме способствовали дальнейшему распространению буддизма в Санкт-Петербурге. Однако следует отметить, что в начале (90-х годов) отношения с иерархией гелуг в Индии не восстановились, и монашеские общины (гелонги) не были сформированы. Первые руководители Дацана занимали в основном традиционную негативную позицию по отношению к советскому буддизму, местным европейским буддистам, иностранным буддистам и тибетским ламам, вплоть до ограничения посещений Дацанга. Реакцией на это стало недовольство самой широкой части общественности, и в дальнейшем такая противоречивая политика стала причиной фактического насильственного захвата Дацана в 1998 году небольшой оккультной группой, ориентированной на жителей Калининграда, которая несколько лет удерживала храм, в нем жилища, мистические ритуалы, коммерческое использование зданий и прилегающих территорий. В результате длительного судебного процесса, обвинений обеих сторон в различных нарушениях и т.п. Храм был в очередной раз возвращен буддистам, и было много долгов и убытков.

К началу 2000 года в городе насчитывалось уже по меньшей мере 12 буддийских групп, представляющих различные традиции, включая нетибетцев. Отношения между ними и руководством дацана начали нормализовываться.

Тибетские и западные учителя приезжают в Дацан, чтобы читать лекции по буддийской философии, давать людям специальные учения и посвящения, а также проводить медитативные ретриты, которые, согласно буддийской вере, служат упражнениями для накопления благих заслуг и способами самопознания. К 2007 году в храме постоянно проживала группа из десяти лам, получивших религиозное образование в Иволгинском буддийском институте Даши Чойнхорлина. Монахи регулярно совершают молитвы о благополучии жизни и лучшем воспроизводстве умерших. Также астрологи и тибетские врачи (эмчи-ламы), специалисты в области традиционной тибетской медицины, принимают посетителей из общины, а в храме также проводятся экскурсии и лекции по буддийской философии и истории.