Александровская колонна, Санкт-Петербург

Александровская колонна является центром Дворцовой площади в Санкт-Петербурге, Россия. Памятник установлен после победы России в войне с наполеоновской Францией. Колонна названа в честь российского императора Александра I, правившего с 1801 по 1825 год.

Александровская колонна была спроектирована архитектором французского происхождения Огюстом де Монферраном, построена между 1830 и 1834 годами с архитектором швейцарского происхождения Антонио Адамини и открыта 30 августа 1834 года (День святого Александра Константинопольского). Памятник считается самым высоким в своем роде в мире, его высота составляет 47,5 м (155 футов 8 дюймов), и он увенчан статуей ангела, держащего крест. Великий лондонский пожар представляет собой отдельно стоящую колонну высотой 62 м. Как монолит, который был добыт, перемещен и возведен, он является самым тяжелым из зарегистрированных. Статуя ангела была создана русским скульптором Борисом Орловским. Лицо ангела имеет большое сходство с ликом императора Александра I.

Колонна представляет собой цельный кусок красного гранита, 25,45 м (83 фута 6 дюймов) в длину и около 3,5 м (11 футов 5 дюймов) в диаметре. Гранитный монолит был доставлен из Виролахти, Финляндия, и в 1832 году перевезен морем в Санкт-Петербург на специально предназначенной для этого барже, где подвергся дальнейшей обработке. Без помощи современных кранов и инженерных машин колонна весом 600 тонн (661 тонна) 30 августа 1832 года была возведена 3000 человек под руководством Уильяма Хэндисайда менее чем за 2 часа. Он установлен так аккуратно, что не требует крепления к основанию, и фиксируется на месте только за счет собственного веса.

 

История создания

Этот памятник дополнил композицию Арки Главного Штаба, посвященную победе в Отечественной войне 1812 года. Идею постройки монумента подал известный архитектор Карл Росси. Планируя пространство Дворцовой площади, он считал, что в центре ее необходимо будет построить памятник. Но от идеи еще одного конного памятника Петру I он отказался.

Официальный конкурс был официально объявлен от имени императора Николая I в 1829 г. с формулировкой «в память о незабвенном брате». Огюст Монферран отозвался на этот вызов проектом постройки грандиозного гранитного обелиска, но этот вариант император отклонил.

Эскиз этого проекта сохранился, и сегодня хранится в библиотеке Университета путей сообщения. Монферран предлагал установить огромный гранитный обелиск высотой 25,6 метра (84 фута или 12 саженей), а на гранитном цоколе 8,22 метра (27 футов). Лицевую грань обелиска предлагалось украсить барельефами с изображением событий войны 1812 в снимках с известных медальонов работы медальера графа Ф. П. Толстого.

На пьедестале планировалось выполнить надпись «Благословенному – благодарная Россия». Также на нем автор хотел установить всадника на коне, который ногами презирал бы змею; впереди всадника летит двуглавый орел, а за ним богиня победы венчает его лаврами; лошади ведут две символические женские фигуры.

На эскизе проекта указано, что обелиск должен превзойти все известные в мире монолиты своей высотой (тайно выделяя обелиск, установленный Д. Фонтана перед собором св. Петра). Художественная часть прекрасно исполнена акварельной техникой и свидетельствует о высоком мастерстве Монферрана в разных направлениях изобразительного искусства.

Пытаясь отстоять свой проект, архитектор действовал в рамках субординации, посвятив Николаю I свое произведение "Plans et details du monument consacré à la mémoire de l'Empereur Alexandre", но идея все же была отвергнута, и Монферран был недвусмысленно указан на колонну как на желаемую форму памятника.

 

Колонна

Колонна Александра была спроектирована французским архитектором Огюстом де Монферраном. Он был построен между 1830 и 1834 годами и был открыт 30 августа 1834 года. Монумент имеет высоту сорок семь с половиной метров, самый высокий в своем роде в мире, и завершается статуей ангела, несущего крест, работы русского скульптора Бориса Орловского, а его физиономия удивительно похожа на физиономию императора Александра I. Конструкция фундамента и строительных лесов колонны, а также техника подъема и установки на пьедестал были разработаны испанским инженером Агустином де Бетанкуром. Подобная техника уже использовалась ранее Бетанкуром при строительстве Исаакиевского собора, колонны которого также выполнены из цельного куска.

Колонна сделана из цельного куска красного гранита длиной около двадцати пяти с половиной метров и диаметром около трех с половиной метров. Гранитный монолит был добыт в Виролахти, Финляндия, и доставлен в Санкт-Петербург на корабле в 1832 году на барже, специально предназначенной для этой задачи. Без помощи современных кранов или инженерных машин колонна весом шестьсот тонн была поднята менее чем за два часа тремя тысячами человек под руководством Уильяма Хэндисайда и установлена настолько идеально, что не нуждается в каких-либо приспособлениях Moderna.основание.

 

Пьедестал

Постамент колонны украшен символами воинской славы, разработанными Джованни Баттиста Скотти. На той стороне постамента, которая обращена к Зимнему дворцу, есть барельеф с изображением крылатых фигур, несущих табличку с надписью "Александру I от благодарной России". В композицию вошли фигуры, изображающие реки Неман и Висла, связанные с событиями Отечественной войны. По бокам этих фигур изображены древнерусские доспехи - щит новгородского князя Олега, шлем Александра Невского, нагрудник императора Александра I, кольчуга Ермака Тимофеевича и другие предметы, напоминающие о древних героях, боевые подвиги которых принесли славу России.

Остальные три стороны украшены барельефами, изображающими аллегорические фигуры, олицетворяющие Мудрость и Изобилие, Справедливость и Милосердие, Мир и Победу (на последней изображен щит, на котором можно увидеть даты 1812, 1813 и 1814 годов). Эти композиции сопровождаются военной символикой Древнего Рима и русскими доспехами.

В создании пьедестала участвовали различные художники; эскизы для барельефов были созданы Огюстом де Монферраном, который согласовал масштаб своих композиций с монументальными формами памятника; панно были спроектированы по размеру, запланированному художником Джованни Баттиста Скотти; модели были созданы скульпторами Петром Свинцовым и Иваном Монферраном. Лепе и декоративные украшения скульптора Евгения Балина. Отливка бронзы производилась на заводе Чарльза Бэрда в Санкт-Петербурге.

 

Упоминания в искусстве

По мнению искусствоведов, талантливое произведение А. Монферрана обладает четкостью пропорций, лаконизмом формы, красотой линий и силуэта. Как сразу по завершении, так и впоследствии это архитектурное произведение неоднократно вдохновляло деятелей искусства.

Как знаковый элемент городского пейзажа колонна неоднократно была изображена пейзажистами.

Показательным современным примером служит видеоклип на песню «Любовь» (режиссер С. Дебежев, автор – Ю. Шевчук) из одноименного альбома группы ДДТ. В этом клипе, в том числе производится аналогия колонны и силуэта космической ракеты. Помимо использования в видеоклипе для оформления конверта альбома использован снимок барельефа пьедестала.

Также колонна изображена на обложке альбома "Lemur of the Nine" петербургской группы "Refawn".

Колонна в литературе
«Александрийский столб» упоминается в знаменитом стихотворении А. С. Пушкина «Памятник». Александрийский столб Пушкина – сложный образ, в нем присутствует не только монумент Александру I, но и аллюзия к обелискам Александрии и Горации. При первой публикации название «Александрийское» было заменено В. А. Жуковским из опасения перед цензурой на «Наполеонов» (имелась в виду Вандомская колонна).