Михайловский сад представляет собой большую территорию парковой и
садово-парковой зоны в центре Санкт-Петербурга. Сад был одним из первых построек города вскоре после его
основания. Раньше он был частью имений и охотничьих угодий шведского
дворянина, но после его захвата во время завоевания региона русскими
в начале 1700-х годов он стал частью императорских имений и был
подарен Петром Великим своей жене. Екатерины для своего дворца.
Дворец Екатерины на берегу реки Мойки был известен как Золотой
особняк, а окружающие земли были застроены Жаном-Батистом
Александром Ле Блоном как сад как для удовольствия, так и для
снабжения императорского двора. За это время он носил несколько
названий, в том числе «Шведский сад», «Царицынский сад» и «Третий
летний сад». Дальнейшее развитие сад получил во время правления
императриц Анны Иоанновны и императрицы Елизаветы, которые построили
новые дворцы и обустроили землю по своему вкусу. Дворец императрицы
Екатерины был снесен в 1768 году, а при императоре Павле I к востоку
от садов был построен Михайловский замок. Сад был включен в эти
перепланировки, но Павел был убит в замке в 1801 году, и в течение
нескольких лет после этого территория находилась в запустении.
Следующая масштабная перепланировка произошла в 1810-х годах,
когда император Александр I заказал архитектору Карлу Росси новый
дворцовый комплекс для своего младшего брата, великого князя Михаила
Павловича. Михайловский дворец, названный по имени его
обитательницы, был достроен в 1825 году к югу от сада, который также
был существенно перестроен как часть ансамбля, включавшего земли к
северу за Марсовым полем и до Невы. С помощью Адама Менелауса Росси
представил стиль и приемы английских ландшафтных садов, создав
большой неправильный овальный луг с аллеями, а пруды были
преобразованы в более естественные извилистые очертания. Росси также
спроектировал павильон, пирс и мост как элементы сада. Сад служил
частной территорией дворца до его покупки государством в 1898 году и
создания Русского музея, после чего он стал городским парком.
Сад пережил советский период, но его первоначальная композиция
претерпела значительные изменения. На его территории были построены
детские игровые площадки, теннисные корты и общественные туалеты, а
посадка деревьев велась бессистемно, что в конечном итоге
заблокировало важные виды вокруг ансамбля. Переданный Русскому музею
в 1999 году, в начале 2000-х сад претерпел существенную реставрацию,
в ходе которой были воссозданы оригинальные замыслы Росси. В 2001
году сад был признан «объектом историко-культурного наследия
федерального значения», а с 2008 года здесь проводится ежегодный
Международный фестиваль «Императорские сады России».
Михайловский сад находится в Дворцовом муниципальном округе, входящем в состав Центрального района города. Он занимает 9,4 га и расположен к северу от Михайловского дворца, ныне главного здания Русского музея, и его пристройки — корпуса Бенуа. Южную границу сада завершает здание Российского этнографического музея. С востока сад граничит с Садовой улицей, с запада — с каналом и набережной Грибоедова и храмом Спаса-на-Крови. Река Мойка протекает через северную оконечность сада и отделяет его от Марсова поля.
Территория, которую сейчас частично занимает
Михайловский сад, до завоевания региона русскими и основания
Санкт-Петербурга была местом различных сельских поселений. На карте 1698
года он отмечен как принадлежащий поместью шведского ротмистра по имени
Конау и содержал его охотничьи угодья. С основанием города
Санкт-Петербурга и императорских резиденций в этом районе регион стал
собственностью короны. Петр I подарил землю своей жене Екатерине в 1712
году для строительства резиденции. В 1716 году Петр поручил архитектору
Жану-Батисту Александру Леблону создать серию летних садов для
императорских дворцов. Первый и второй сады Ле Блона располагались на
территории нынешнего Летнего сада. Третий занимал место современного
Михайловского сада и был местом расположения дворца императрицы
Екатерины. Екатерининский дворец занимал участок на берегу реки Мойки,
где сейчас находится павильон Росси. Это было относительно небольшое
деревянное сооружение, известное как «Золотой особняк», потому что его
черепичная крыша была украшена золотым шпилем, а некоторые комнаты
отделаны позолоченной кожей. Дворцовый сад простирался на юг между
реками Кривушей и Фонтанкой почти до Большой Перспективы, современного
Невского проспекта. В разное время он был известен как «Шведский сад»,
«Царицынский сад», «Третий летний сад». План Леблона, одобренный лично
Петром I, предусматривал создание единого большого дворцово-паркового
ансамбля, в который должны были войти императорские резиденции и сады.
Дизайн сада сочетал эстетические качества с практическими
соображениями. Рядом с дворцом росли пихты, подстриженные пирамидальной
формы, а каштановая аллея связывала его с беседками, фонтаном и
скульптурами. Сад предназначался также для снабжения дворцов провизией,
а юго-западная половина сада была разбита фруктовыми деревьями,
огородами и ягодниками, с пятью прямоугольными прудами для снабжения
свежей рыбой. На территории располагались также «франко-итальянские
погреба», в которых хранились импортные вина и другие продукты, а из
Московской, Псковской и Новгородской губерний в сад было привезено 50
соловьев. В своей дневниковой записи от 11 июля 1721 года камер-юнкер
Фридрих Вильгельм фон Берггольц записал, что в саду успешно выращивались
бананы и ананасы. На территории дворца был заложен ряд хозяйственных
построек, конюшни, амбары и помещения для прислуги, а Екатерина
приказала проложить пути вдоль Мойки и Фонтанки. Доступ между Третьим и
Вторым Летними садами осуществлялся по наплавному мосту через Мойку. К
1718 году сад находился в ведении ганноверского садовника Гаспара Фохта,
как и Первый и Второй Летние сады, а также Аптекарский сад, ныне
Санкт-Петербургский ботанический сад.
При императрице Анне Иоанновне сад был частично перестроен: огород и
сады были перенесены на восточный берег Фонтанки, а на их месте
образовался небольшой охотничий участок, где на специально огороженных
участках содержались зайцы и олени. Также был создан кленовый питомник.
Более комплексная реконструкция произошла во время правления императрицы
Елизаветы, которая поручила Франческо Бартоломео Растрелли построить для
нее новый Летний дворец. Строительство деревянного дворца началось 24
июня 1741 года, а императрица поселилась в нем в 1745 году. Сад был
перепланирован в более правильную планировку с продольными и поперечными
аллеями, деревьями, подстриженными в геометрические формы, добавлены
скульптуры, пруды, клумбы и беседки. На берегу Мойки построили баню, а в
центре сада разместили такие развлечения, как качели, карусели и горки.
Золотой особняк просуществовал до 1768 года, когда был снесен по приказу
Екатерины Великой.
Вскоре после вступления на престол императора
Павла в 1796 году он приказал снести Летний дворец императрицы Елизаветы
Петровны и заменить его Михайловским замком, который был окончательно
достроен в 1801 году. Сад снова был включен в новые застройки,
сохранившие большую часть существующие пруды, а по их периметру высадить
ряды деревьев. Четыре из пяти первоначальных рыбных прудов сохранились и
были соединены между собой подземными трубами, которые соединили их с
декоративным прудом в западной части сада. Вода стала важной чертой в
новых проектах, которые предусматривали Михайловский замок как
сооружение, окруженное рвом, полностью окруженное водой и пересекаемое
разводными мостами, которые можно было поднимать. Замок стоял между
четырьмя водными артериями: реками Мойкой и Фонтанкой, а также
специально вырытым Церковным и Воскресенским каналами. После убийства
Павла в замке в 1801 году императорская семья покинула резиденцию, и она
и ее окрестности пришли в упадок, а в 1822 году замок был передан
Главному инженерному училищу.
В 1817 году император Александр I поручил провести масштабную
перепланировку района города между Невским проспектом и Дворцовой
набережной вокруг нового дворцового комплекса для своего младшего брата,
великого князя Михаила Павловича. Ансамбль, последний дворцовый
ансамбль, построенный в городе, был создан архитектором Карло Росси и
предусматривал совершенно новое расположение садов, окружающих то, что
стало Михайловским дворцом. Оранжереи, которые покрывали южную часть
сада, стали местом нового дворца, а территория, простирающаяся на север
от дворца до Мойки, стала дворцовым садом и территорией. Таким образом,
к 1825 году он стал называться Михайловским садом. Планы сада были
составлены Росси и Адамом Менелавами и утверждены императором в апреле
1822 г. Земля вокруг Михайловского замка также была перестроена по
схеме, утвержденной Александром в 1823 г., с засыпкой церкви Канал и
часть восточного декоративного пруда сада. Прежняя водная система,
соединявшая садовые пруды с замковыми водотоками, в остальном была
сохранена и расширена за счет подземного канала, соединяющего большой
садовый пруд с Мойкой. Росси также сохранил практику Леблона и Растрелли
по разделению сада на участки и посадил вокруг замка новые деревья.
Для общей планировки сада Росси следовал стилю и технике английских
ландшафтных садов, которые стали популярными во всем мире в
восемнадцатом веке. Садовый фасад Михайловского дворца выходил на
большой неправильной овальной формы луг, окаймленный аллеями и
расчерченный сеткой. Небольшие прямоугольные пруды в центре сада были
засыпаны, в то время как другие пруды были преобразованы из угловатых
геометрических фигур в более естественные извилистые очертания. Сад
украсили клумбы и цветущие кустарники, живописные группы деревьев
дополнили насаждения вдоль дорожек. На севере сада, на берегу Мойки и на
месте екатерининского Золотого особняка, Росси спроектировал павильон и
пристань, предназначенные «для романтических встреч летними вечерами за
чашкой чая или игрой в карты». Сам Росси спроектировал чугунный мост
через пруды и перила для пристани, которые отлил Александровский
чугунолитейный завод. К 1830-м годам Садовая улица была протянута вдоль
восточной стороны сада, от которого она была отделена декоративной
оградой.
В имперский период сад был частным пространством и был
закрыт для горожан. Жена великого князя Михаила, великая княгиня Елена
Павловна, взяла на себя главную ответственность за дворец и сад, а
помещения использовались для проведения мероприятий, верховой езды и
балов. В этот период среди жителей города стало популярным прозвище «Сад
Елены Павловны». В описании одного из балов великой княгини 1839 г.
записано, что «во время бала сад и дворец были превращены в своеобразную
выставку петербургского садоводства. Все цветы из Павловских и
Ораниенбаумских оранжерей привозились на бал через причал Михайловского
сада на двести подвод. Все во дворце цвело и благоухало... Из сада сияла
фантастическая иллюминация, с чудным видом на Марсово поле и Неву».
1 марта 1881 года император Александр II был убит народниками во
время прогулки по набережной Екатерининского канала у Михайловского
сада. В память об отце новый император Александр III приказал построить
на месте покушения храм Спаса-на-Крови. Церковь занимала часть западной
окраины сада и была отделена от него оградой в стиле модерн,
спроектированной Альфредом Парландом и созданной Карлом Винклером между
1903 и 1907 годами. К 1898 году дворец перестал быть великокняжеской
резиденцией, и был выкуплен государством для использования в качестве
дома Музея императора Александра III, ныне Русский музей. И дворец, и
сад были открыты для публики, хотя табличка на входе запрещала вход
собакам и солдатам. В результате перепланировки дворцового комплекса в
начале 1900-х годов со строительством этнографического отдела музея
размер сада несколько уменьшился, а в 1902 году был засыпан восточный
пруд.
В 1918 году сад был признан раннесоветским государством памятником садово-паркового искусства, а в 1922 году, в ранний советский период, сад был назван в честь Международной организации помощи борцам за революцию ( русский язык : Междунаро́дная организация по́мощи борца́м револю́ции (МОПР). )), но в остальном был в упадке. К настоящему времени это городской парк, в 1924 году были проведены некоторые ремонтные работы с посадкой новых деревьев, очисткой пруда и уходом за забором по Садовой улице. В том же году через луг проложили дорожки, а для выставок возвели новые павильоны и сцены. Однако в ноябре 1924 года сад пострадал от сильного наводнения. В 1939 году были построены детская площадка и общественные туалеты. Во время блокады Ленинграда были предприняты попытки защитить некоторые городские памятники, закопав их на открытых пространствах. Несколько, в том числе конная статуя Александра III, были захоронены в Михайловском саду. Сад пострадал от сильных бомбардировок и обстрелов города во время Второй мировой войны, в результате которых были уничтожены деревья и оставлены воронки на территории. Реставрационные работы проходили в 1949 г., в 1957 г. были восстановлены перила причала, а в 1959 г. на поляне был установлен бюст скульптора Федота Шубина. В более поздний советский период посадка деревьев и кустарников производилась бессистемно, и вид через Марсово поле на Неву стал загораживаться.
В 1999 году сад был передан Русскому музею, которому была поручена проверка состояния территории. Отчет 2000 года показал, что первоначальному замыслу ансамбля был нанесен значительный ущерб, и в следующем году Государственный институт архитектуры составил план восстановления сада. Затем в период с 2002 по 2004 год велись работы по восстановлению садов в соответствии с оригинальным дизайном Росси. Некоторые произведения искусства, находившиеся в саду, такие как «Дерево свободы» А. П. Соловьева и бюст Шубина, были убраны. Бюст Росси был установлен в павильоне Росси, а бюсты Карла Брюллова и Александра Иванова установлены на территории сада. После реставрации сад сохраняет английский пейзажный стиль в центре и французский формальный стиль по краям. 10 июля 2001 года сад и его ансамбль признаны объектами «исторического и культурного наследия федерального значения». С 2008 года в саду ежегодно в конце мая и начале июня проходит Международный фестиваль «Императорские сады России». Фестиваль представляет собой выставку и конкурс ландшафтного и садово-паркового искусства.