Московские триумфальные ворота, Санкт-Петербург

Московские триумфальные ворота — неоклассическая триумфальная арка в Санкт-Петербурге, Россия. Памятник, построенный в основном из чугуна, был воздвигнут в 1834–1838 годах в ознаменование победы России в русско-турецкой войне 1828–1829 годов.

 

19 век

Первоначально триумфальные ворота предполагалось возвести у Обводного канала, но по мере дальнейшего расширения города на юг место для ворот было перенесено на пересечение Московского шоссе (ныне Московского проспекта) и ул. Лиговский канал. Кроме того, по обеим сторонам Московского шоссе были возведены два поста охраны. Таким образом, памятник стал не только триумфальным сооружением, но и воротами в имперскую столицу.

Московские Триумфальные ворота были спроектированы русским архитектором Василием Стасовым, который также отвечал за реконструкцию Нарвских Триумфальных ворот в Санкт-Петербурге. Стасов, представитель стиля ампир, изначально разработал две разные конструкции ворот, прежде чем была возведена полноразмерная модель одной из конструкций. Проект был утвержден 14 сентября 1834 года. В следующем году скульптор-неоклассик Борис Орловский разработал модели скульптурных деталей ворот, в том числе военные трофеи и фигуры гениев.

Основным материалом для строительства ворот был чугун. Отливки торцов колонн и стен, расположенных над карнизами, поковка из листов меди деталей скульптуры, в том числе фигур гениев, трофеи и верхние части колонн были изготовлены на местном заводе. Чугун для колонн отливали на другом местном заводе.

Каждая колонна состоит из девяти отдельных блоков вместе со стволами и верхними частями колонн. Все 12 колонн весят в сумме примерно 450 тонн. Первая колонна была возведена 14 июля 1836 года. Окончательно ворота открыли через два года, 16 октября 1838 года. В то время Московские ворота были самым большим в мире сооружением из чугуна.

Монументальный портик из мощных колонн символизировал величие и славу русской армии. Тема победы в войне была дополнительно подчеркнута скульптурными композициями из боевых трофеев, знаков и оружия. Использование в памятнике фриза из 30 гениальных скульптурных фигур из медных листов семи разных моделей считалось архитектурным новшеством того времени.

Воздвигнутые как памятник военной победы, основной концепцией ворот была показная демонстрация государственной власти. Эта концепция присуща большинству проектов Стасова в Санкт-Петербурге, таких как Казармы Павла (1817–1821), Троицкий собор (1827–1829), Спасский собор (1828–1835) и Нарвские Триумфальные ворота (1827–1834).

 

20 век

В 1936 году, в период концентрации власти Иосифа Сталина над ленинградским руководством, исторические ворота демонтировали с намерением перенести их в Московский сквер-сквер. Позже, во время блокады Ленинграда в 1941 году, когда немецкая армия подошла к окраинам Ленинграда, чугунные блоки ворот были использованы при создании противотанкового оборонительного сооружения у южной границы города, помогая отбивать немцев. во время осады. Ворота реставрировались с 1958 по 1960 год. Группе реставраторов под руководством архитектора Ивана Капцюга, отвечавшего за восстановление разрушенного Константиновского дворца в 1949–1956 годах, удалось воссоздать большую часть утраченных скульптурных деталей памятника. Новые колонны, фризы и карнизы были отлиты на Кировском заводе в Ленинграде.