Адрес: Набережная Канала Грибоедова
Метро: Невский проспект, Гостиный двор
Открыто: ежедневно с 10.30 до 18.00. Последний вход в 17.30.
Вечерние открытия собора только летом (1 мая - 30 сентября): с 18:00
до 22:30.
Закрыто: Среда
Телефон: +7 (812) 314-2168
Вход: Взрослый: 250,00 руб. Дети: 50,00 руб. Аудио-гид (на русском,
английском, немецком, французском, итальянском или испанском):
100,00 руб. Вечернее открытие собора только летом: 400,00 руб.
Фото и видео: бесплатно / включено
Заметка о доступности: Церковь доступна для инвалидных колясок: на
въезде и выходе есть пандусы.
Веб-сайт: http://eng.cathedral.ru/spasa_na_krovi/
Храм Спаса на Крови или Церковь Воскресения Христова рядом с
парком Русского музея и Невским проспектом. Официальное название на
русском языке-Собор Воскресения Христова, что означает собор
Воскресения Христова, и он был построен на месте убийства
российского царя Александра II, жертвы теракта 13 марта 1881 года (1
марта по юлианскому календарю, действовавшему в то время в России
эпоха). Во время Второй мировой войны и блокады города бомба упала
на самый высокий купол церкви. Бомба не взорвалась и пролежала под
куполом церкви 19 лет. Когда рабочие поднялись на купол, чтобы
устранить утечки, они нашли бомбу и сняли ее. Тогда было решено
начать восстановление Церкви пролитой крови.
После 27 лет
реставрации храм Спаса на Крови был открыт как государственный
музей, где посетители могут познакомиться с историей убийства
Александра II.
Церковь была спроектирована в эклектичном стиле совместно
архитектором Альфредом Парландом и архимандритом Игнатием (светское имя
Малышев), настоятелем Троице-Сергиева монастыря. Строительство церкви
было начато в 1883 году во время правления Александра III в память о его
отце, убитом на том же месте двумя годами ранее. Работы были завершены в
1907 году во время правления Николая II: необходимые средства поступили
из казны императорской семьи и многочисленных частных пожертвований.
В конце марта 1883 года Царь утвердил состав Комиссии по
консолидации с Великим князем Владимиром Александровичем в качестве ее
директора. На первом заседании Комиссии было принято решение о названии
храма Церковью Воскресения Христова, как это было предложено
архимандритом Игнатием.
Фрагмент чугунной ограды, куски гранита и
несколько камней, запятнанных кровью Александра II, были вывезены с
места происшествия для хранения в качестве реликвий в часовне на
Конюшенной площади. Впоследствии они вернулись туда, где им
принадлежало, и на этом месте был возведен павильон, как это было
принято в традициях русской архитектуры. 6 октября 1883 года состоялась
церемония закладки первого камня в фундамент, на которой присутствовали
митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Исидор и члены
императорской семьи.
На строительство Воскресенской церкви ушло
24 года. Этот относительно продолжительный период можно объяснить
обильным и разнообразным декором и использованием в строительстве
новаторских инженерных методов того времени. Впервые в истории
Санкт-Петербурга от кольевых фундаментов отказались в пользу цементных.
Для защиты церкви от вод канала была разработана сложная гидравлическая
изоляция. Позже были установлены паровое отопление и электрические
системы.
19 августа 1907 года митрополит Санкт-Петербургский и
Ладожский Антоний освятил церковь. Новый храм был возведен рядом с
каналом Грибоедова (ранее называвшимся Екатерининским каналом), чтобы
увековечить память убитого императора Александра II.
Воскресенская церковь (Храм Спаса на Крови) - одна из самых
значительных церквей Санкт-Петербурга. Его яркая, живописная
композиция и разноцветный декор делают его изюминкой и отличительной
чертой архитектуры центра города.
Церковь Святого Спасителя
по праву можно назвать памятником
"русского стиля" в Санкт-Петербурге. По просьбе Александра III
Альфред Парланд спроектировал церковь в стиле XVIII века и
московской и ярославской архитектуры. Он творчески переработал идеи
церковной архитектуры эпохи, предшествовавшей Петру Великому, чтобы
создать церковь, олицетворяющую русский православный храм.
План церкви представляет собой компактную пятиглавую конструкцию,
завершенную тремя полукруглыми апсидами в восточной части и
массивной колонной, подобной колокольне, в западной части.
Восьмиугольная шатровая крыша башни занимает центральное положение.
Этот элемент имеет тесную связь с рядом монументальных мемориальных
церквей, построенных в XVI-xvii веках.
Церковь построена из
красно-коричневого кирпича, вся поверхность ее стен покрыта сложным
и детальным орнаментом, похожим на те, что были выполнены мастерами
XVII века в Москве и Ярославле. Полосы и кресты из цветного кирпича,
полихромная плитка, вставленная в проемы стен, "ширинка", плитка на
крышах башен и пирамидальных перекрытий, апсида, небольшие ажурные
арки, миниатюрные колонны и кокошники (карнизные арки) из белого
мрамора. Мозаики играют важную роль в создании праздничного облика
Церкви, акцентируя внимание на основных архитектурных элементах:
кокошниках, двускатных дверях и фронтонах.
Пять центральных
куполов Церкви уникальны, покрыты медью и эмалью разных цветов,
напоминая полихромные купола собора Василия Блаженного в Москве,
который часто сравнивают с Воскресенской церковью, несмотря на их
полное различие в планировке.в плане. Меньшие луковичные купола над
апсидами и куполом колокольни, как обычно, позолочены.
Нижний
ярус колокольни украшен 134 мозаичными изображениями гербов русских
губерний и сел, пожертвовавших средства на строительство церкви. Эти
гербы составляют уникальную геральдическую коллекцию.
В июле 1970 года управление церковью перешло к Исаакиевскому собору, который использовался как музей. Поступления от собора пошли на восстановление церкви. Он был вновь открыт в августе 1997 года после 27 лет реставрации, но не был повторно освящен и не функционирует как постоянное место поклонения. Храм Спаса-на-Крови - музей мозаики. В дореволюционный период он не использовался как общественное место поклонения. Церковь была посвящена памяти убитого царя и проводились только панихиды (поминальные службы). Сейчас церковь является одной из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга.
Церковь Воскресения Христова задумывалась как одна из главных церквей столицы, призванная служить напоминанием о великих подвигах царя Александра II-Освободителя.
Богатое и разнообразное убранство церкви должно было соответствовать
ее огромному значению в то время. Каменная кладка играет особенно важную
роль в создании величественного и праздничного облика церкви. Хотя
каменные работы на внешней стороне менее заметны, чем на внутренней
отделке, они все же довольно очевидны.
Столбы портика выполнены
из серого Усть-Каменогорского гранита.
Архитектор Парланд
использовал цветные декоративные камни, добытые в самых разных
российских и зарубежных карьерах. Мастера умело использовали природную
красоту и особенности камня, чтобы создать интерьер, напоминающий музей
камнерезного искусства.
Павильон, отмечающий место убийства
императора, был украшен драгоценными и декоративными камнями с Урала и
Алтайского края. Это сложное архитектурное сооружение из четырех
серо-фиолетовых яшмовых колонн, поддерживающих антаблемент со
стилизованными яшмовыми вазами по углам.
Мраморный пол состоит из
45 мозаичных плиток, которые никогда не повторяются. Пол был изготовлен
известной фирмой Novy в Генуе, Италия.
Стены высотой до 2,5 м
выстланы зеленым итальянским серпантином, который также использовался
для изготовления платформы, возвышающейся перед иконостасом (солеа), и
скамеек, вырезанных на стенах. Камень для стен, солеи и скамеек был
изготовлен в Неаполе в 1905 году. Основания четырех центральных столбов
выполнены из лабрадорита.
Цветной камень в иконостасе был
изготовлен мастерами фирмы "Новый" по образцам Степанова. Палитра
мрамора уникальна: красный и коричневый на заднем плане, светлее и
светлее кверху, и напоминает резьбу по дереву.
После того, как
церковь была закрыта в 1930 году, ее великолепной каменной отделкой
пренебрегли. В церкви не было отопления более 50 лет. Осада Ленинграда
особенно негативно сказалась на Церкви. Работы по восстановлению
крепостных стен начались в 1977 году и были завершены в 1995 году и
проводились только в теплое время года. Внутренняя отделка из камня
реставрировалась бригадами Щербакова и Радченко (Реставрационное
объединение) с 1980 по 1994 год.
Мозаики имеют
первостепенное значение в оформлении церкви Воскресения Христова,
образуя одну из крупнейших коллекций монументальных мозаик в Европе.
Среди претендентов на выполнение работ по созданию мозаик были несколько
итальянских фирм, таких как венецианская мастерская Антонио Сальватти и
Società musiva, немецкая фирма Puhl and Wagner, а также отдел мозаики
Императорской академии художеств. Победителем конкурса стала частная
компания "Мастерская Александра и Владимира Фроловых", основанная в 1890
году. С 1896 по 1907 год его мастера, искусные в использовании реверса
или венецианской техники, собрали более 600 мозаик с иконами и
изображениями общей площадью 7056 квадратных метров. Эскизы для мозаик
были созданы 32 художниками, в том числе Виктором Васнецовым, Михаилом
Нестеровым, Андреем Рябушкиным, Василием Беляевым и Николаем Харламовым.
Мозаики расположены в соответствии с богословской концепцией церкви.
Потолок купола украшен мозаичным изображением Христа Пантократора.
В центральной части церкви на стенах и сводах изображены сцены из
Священного Писания, начиная от Рождества Христова и заканчивая
Вознесением Христовым. Колонны купола украшены более чем 200
иконописными изображениями членов церкви-преподобных мужей, мучеников и
апостолов. Особый характер церкви внес некоторые изменения в дизайн
интерьера. В церкви есть две центральные точки: в восточной части алтарь
с изображением Христа; а в дальнем западном углу-навес над местом
убийства, окруженный мозаичными изображениями тем из драмы Голгофы.
Иконографическая программа также отражает местную историю через
образы русских святых, в том числе киевского князя Владимира и киевской
княгини Ольги, князей-мучеников Бориса и Глеба, князя Михаила
Черниговского, боярина Федора Черниговского и Александра Невского.
Мозаики подвергались реставрации с 1980 по 1994 год. Команда
реставраторов во главе с художником-мозаичистом и живописцем Шершневым
очистила и восстановила их, воссоздав утраченные фрагменты, и, таким
образом, была возрождена уникальная коллекция монументальных русских
мозаик конца XIX-начала XX веков.
Церковь изображена на обложке современного классического альбома
"Тройка" 2011 года.
Церковь показана в комиксе DC Comics
Bombshells по альтернативной истории как место, где Хьюго Стрэндж
создает Power Girl от имени советского правительства во время
блокады Ленинграда.
Церковь посетили во время семнадцатого сезона
реалити-шоу CBS The Amazing Race, а также устроили пит-стоп во время
третьего сезона австралийского варианта The Amazing Race Australia.