Храм Христа Спасителя

 Храм Христа Спасителя

 

 

Описание Храма Христа Спасителя

Храм Христа СпасителяАдрес: Улица Волхонка 15
Метро: Кропоткинская

 

Храм Христа Спасителя - русский православный собор в Москве, на северном берегу Москвы-реки, в нескольких кварталах к юго-западу от Кремля. С общей высотой 103 метра это самая высокая православная христианская церковь в мире.

Нынешняя церковь Храма Христа Спасителя является второй, что стоит на этом месте. Первоначальный собор был построен в честь чудесного избавления Москвы от Великой Армии Наполеона. Начатый в 1839 году, храм был закончен лишь в 1883 года. Над этим проектом работал известный архитектор Константин Тен. Собор  Христа Спасителя был самым высоким зданием в Москве в то время. Его позолоченный купол поднимался на высоту 103 м (338 футов) и доминировал над горизонтом на многие километры. С общей площадью 9 000 кв. метров (97 000 кв. футов), в нем может разместиться более 10 000 верующих.

 

Храм Христа Спасителя был разрушен в 1931 году по приказу советского лидера Иосифа Сталина во правя правления Лазаря Кагановича. Предполагалось, что снос приведет к созданию колоссального Дворца Советов для размещения законодательного органа страны, Верховного Совета СССР. Строительство началось в 1937 году, но было прекращено в 1941 году, когда нацистская Германия вторглась в Советский Союз во время Второй мировой войны. Его стальная рама была разобрана в следующем году, и дворец никогда не закончили. Слева эскиз Дворца Советов. В голове этого монументального дома был расположен зал заседаний, а сам Ленин по проекту должнен быть подвижным. По некоторым предположением его рука должна была двигаться в течение дня, указывая на солнце. К счастью дворец не закончили. Вместо дворца на месте Храма Христа Спасителя был построен открытый бассейн.

 

Восстановление собора Христа Спасителя, взорванного по приказу Сталина в 1931 году, было самым амбициозным из проектов строительства, предпринятых предприимчивым мэром Москвы Юрием Лужковым. Основное здание нового собора была построена в период с 1994 по 1997 год.

Проект вызвал полемику с самого начала, как о вкусе, так и об его стоимости. В 1995 году президентский указ заявил, что на него не должно быть потрачено ни копейки государственных денег - средства должны были быть привлечены пожертвованиями от общественности, Русской Православной церкви и иностранных доноров среди крупных транснациональных компаний, действующих в России. Однако на практике большая часть общей суммы в размере более 200 миллионов долларов США поступала из государственного бюджета, что вызвало возражения в то время, когда москвичи страдали от крайней нищеты. В 1998 году открылся небольшой музей и церковь на первом этаже. Из купола открывается захватывающий вид на город.

Первоначальная церковь была сценой мировой премьеры 1882 года Увертюры 1812 года, составленной Чайковским, которая стала всемирно известной.

 

История Храма Христа Спасителя

Первый черновик
История московского Храма Христа Спасителя началась в начале 19 века. Причиной его строительства стала победа России над Наполеоном Бонапартом в так называемой Отечественной войне 1812 года. Построив монументальный православный собор, который должен затмить все предыдущие русские церковные здания, тогдашний царь Александр I хотел выразить свое благодарность за то, что выразили тяжелую и дорогостоящую победу и в то же время продемонстрировали мощь и подавляющие размеры Российской Империи. Строительство церквей в знак признательности за исторические победы России было многовековой традицией в царской империи: например, Казанский собор на Красной площади был построен примерно в 1625 году по случаю изгнания польско-литовских оккупантов. ; Иван Грозный построил собор Василия Блаженного, также на Красной площади, в ознаменование его победы над Казанским ханством.

Из-за желаемой монументальности нового собора изначально планировалось возвести его на Воробьевых горах высотой 70 метров, чтобы собор был виден практически из любой точки Москвы. В 1813 году был проведен конкурс идей для проектов церкви, который в конечном итоге выиграл Александр Витберг (1787–1855), молодой и до сих пор неизвестный художник и архитектор шведского происхождения. Его проект предусматривал церковное здание с обширными порталами на колоннах и высотой почти 250 метров, которое было уникальным для России и чья купольная конструкция должна была напоминать базилику Святого Петра в Риме и Казанский собор в Санкт-Петербурге, завершенные в 1811 г. Все, кто погиб в войне 1812 года, должны были найти свой последний пристанище под порталами собора.

В октябре 1817 г. был заложен камень в фундамент церкви. Однако замысел Витберга реализовать не удалось. С одной стороны, строительная площадка на Воробьевых горах в ретроспективе оказалась слишком мягкой и неустойчивой для здания такого размера; с другой стороны, Витберг был обвинен в 1826 году в неверности при закупке строительных материалов, а затем длительный процесс, был сослан в Вятку в 1835 году. Строительные работы на Воробьевых горах прекратились в конце 1820-х годов.

Второй набросок и доработка
Проект строительства собора в честь победы над Наполеоном был продолжен после провала первого проекта. В 1832 году известный русско-немецкий архитектор Константин Тон (1794–1881) представил новый проект церкви царю Николаю I. Проект предусматривал место для собора прямо на левом берегу Москвы-реки и практически в непосредственной близости от Кремля. Архитектурно новый проект существенно отличался от старого: собор должен был вписаться в традиционный русско-византийский способ строительства православных сакральных построек и таким образом гармонично вписаться в общий образ центра Москвы.

10 апреля 1832 года царь утвердил проект Тона. Поскольку в то время на месте строительства находился женский монастырь, начало строительства было отложено на несколько лет. Только после того, как монастырь был перенесен в предместье Сокольники и снесены старые постройки, 10 сентября 1839 года на берегу Москвы-реки был заложен первый камень в фундамент. Строительство стоимостью до 15 миллионов рублей финансировалось как за счет средств государственного бюджета, так и за счет многочисленных частных пожертвований верующих. Из-за высокой сложности конструкции и сложных геологических условий от закладки первого камня до завершения строительства церкви прошло 44 года. В ходе строительных работ пришлось выкопать около 100 000 м³ земли под застройку. На фундамент стен собора понадобилось 40 миллионов кирпичей.

Торжественное открытие Храма Христа Спасителя изначально планировалось на 1881 год, так как к тому времени собор был в основном достроен. Однако убийство царя Александра II в марте того же года помешало церемонии. Инаугурация состоялась два года спустя, вместе с коронацией его преемника Александра III 26 мая 1883 года. Ее сопровождали салюты и колокола со всех московских церквей.

От инаугурации до разрушения
За девять месяцев до инаугурации, 20 августа 1882 года, в здании с большим успехом прошла увертюра Чайковского 1812 года. С момента своего открытия собор был центром русской православной жизни в Москве. Церковные службы и церемонии проводились здесь по особым случаям, например, в 1912 году в день 100-летия победы над Наполеоном и в 1913 году в день 300-летия правления династии Романовых.

 

После смерти Александра III. В 1894 году Русская православная церковь решила посвятить ему как царю, при его торжественном открытии, памятник и установить его перед зданием собора. Для этого были собраны пожертвования на рекордную тогда сумму почти 2,5 миллиона рублей. 30 мая 1912 года, параллельно празднованию 100-летия победы над Францией, памятник был открыт перед собором на берегу Москвы-реки. На памятнике, спроектированном московским архитектором Александром Померанцевым (1849–1918), изображен восседающий на троне царь в окружении бронзовых двуглавых коронованных орлов - символа государственного герба Российской Империи. Здание, которое должно было символизировать могущество и непобедимость царской власти, просуществовало всего шесть лет: летом 1918 года оно было разобрано большевиками, пришедшими к власти во время Октябрьской революции 1917 года, как нежелательный статусный символ государства. царская империя.

Собор изначально сохранился после революции, после того как в 1922 году его насильственно захватила так называемая Renovationskirche, раскольническое движение Русской православной церкви, которое поддерживало новых правителей. Судьба церкви была окончательно решена через несколько лет после того, как государственная власть с одобрения партийного и государственного лидера Иосифа Сталина построила на месте собора монументальный Дворец Советов. В отличие от Спасского собора, это здание должно было олицетворять не старую царскую империю, а новый Советский Союз и достигало высоты 415 метров, невообразимой нигде в мире. Здание церкви, которое должно было уступить место новому дворцу, было закрыто и расчищено. После того, как простой снос собора оказался слишком трудоемким, он был взорван 5 декабря 1931 года по приказу партийного секретаря Ласара Кагановича, который в то время отвечал за большинство проектов строительства нового здания. столица. Затем их руины пришлось расчищать более года. Некоторые фрагменты попали в музеи или частные коллекции.

Строительство Дворца Советов, начавшееся в середине 1930-х годов, в конечном итоге не пошло дальше завершения фундамента, так как земля под застройку была слишком рыхлой для такого гигантского здания, и в конце концов она остановилась с начало войны против национал-социалистического германского рейха до дальнейшего уведомления. Однако после окончания войны проект дворца утратил свою изначальную приоритетность и стал историей после смерти Сталина в 1953 году. Вместо этого на фундаменте был построен открытый бассейн «Москва». Он был завершен в 1960 году и предлагал возможность купания в бассейне площадью 13 000 м², который подогревается круглый год.

Реконструкция в 1990-е гг.
С возрастающим возвращением православной культуры в Советский Союз в конце 1980-х годов во время перестройки общественность все чаще призывала к восстановлению Спасского собора и его восстановлению в качестве религиозного центра России. В 1990 году была сформирована гражданская инициатива по восстановлению. В 1992 году указом тогдашнего президента Бориса Ельцина был создан фонд, который собирал пожертвования со всей страны на эти цели. Спустя некоторое время обветшавший бассейн был снесен. 7 января 1995 года, в день православного Рождества, на его месте был заложен первый камень в фундамент нового здания.

Чтобы реплика была максимально приближена к оригиналу, были использованы не только старые чертежи и эскизы, но и воспоминания современных свидетелей, а также многочисленные фотографии старого здания снаружи и внутри, найденные в архивах. Поскольку фундаментные стены возводились не из отдельных кирпичей, как изначально, а из железобетона, реконструкция заняла пять с половиной лет и прошла намного быстрее, чем оригинал. Облицовка здания была завершена в середине 1997 года, и начались работы по внутренней отделке. 31 декабря 1999 года в ознаменование 2000-летия Рождества Христова новый собор был впервые открыт для публики.

Инаугурация состоялась 19 августа 2000 года Патриархом Алексием II. По данным фонда реконструкции, затраты на строительство составили около 170 миллионов долларов США, полностью за счет пожертвований организаций и частных лиц. Мэр Москвы Юрий Лужков назвал реконструкцию одним из самых амбициозных строительных проектов 1990-х годов.

 

Архитектура и оборудование

Внешний вид восстановленного Храма Христа Спасителя во многом повторяет первоначальную структуру. Высота здания 103,5 м в центральной части, включая большой купол и крест. Если смотреть сверху, сооружение имеет форму креста шириной около 85 м с той же стороны. Внутри фундаментные стены храма толщиной до 3,2 м состоят из монолитных железобетонных плит, облицованных снаружи слоем кирпича, а сверху белым уральским мрамором. 14 колоколов отлиты Личачевским заводом в Москве при реконструкции и распределены по всем четырем угловым башням и надвратной башне Преображения Господня. Большой царский колокол, в который звонят только в особых случаях, весит около 30 тонн. Следующие четыре больших колокола называются Колоколом Святителей / Воскресным колоколом (18 тонн), Постным колоколом (9 тонн), Полиелейским колоколом (5 тонн) и Ежедневным колоколом (3,4 тонны).

Как и первоначальное здание, восстановленный собор был построен в историческом, так называемом псевдорусском стиле, который был особенно распространен в Москве в конце 19 века и который сочетается с традициями древнерусской архитектуры в сочетании с элементами. византийской архитектуры. Древнерусский компонент здания собора можно узнать, прежде всего, по его фасаду: сюда входят арочные окна (всего 60) и ворота (по три с каждой стороны), характерные для русских православных церковных построек XV и XVI веков, а также декоративные кокошники в форме копья (по пять с каждой стороны) и четырехконечные колокольни с луковичными куполами. Однако конструкция купола восходит к византийской традиции церковного строительства. Крышу венчают пять куполов, четыре из которых меньшего размера, расположенные симметрично вокруг большого центрального купола диаметром 30 м. Большой и четыре малых купола должны символизировать Иисуса Христа и четырех евангелистов Марка, Матфея, Иоанна и Луки. Для позолоты всех пяти куполов во время реконструкции было использовано около 12 кг сусального золота - в отличие от 400 кг оригинального здания, купола которого были золочены с использованием менее сложной процедуры, которая была обычна в то время.

При постройке собора в XIX веке его фасад со всех четырех сторон был дополнительно украшен орнаментом, в котором находилось более 100 скульптур с мотивами из Ветхого Завета и русской истории. Авторами этих скульптур были известные скульпторы того времени, в том числе Петер Клодт фон Юргенсбург и Федор Толстой. При реконструкции орнаменты воссоздали в подобном виде современными скульпторами. Некоторые из сохранившихся оригинальных скульптур можно увидеть в Донском монастыре в Москве.

Интерьер собора достигает высоты потолка 79 м в районе главного купола и вмещает до 10 000 человек. Объем внутренних помещений составляет около 524 000 м³, что делает Спасский собор крупнейшим русским православным храмом в мире. Центральным элементом их комнат является алтарь с почти 27-метровым иконостасом в виде часовни. Его центральная часть посвящена Рождеству Христова, а сбоку видны иконы с изображением канонизированного князя Александра Невского (северный алтарь) и святителя Николая Мирликийского (южный алтарь).

Что особенно бросается в глаза в интерьере, так это роспись внутренних стен. В целом фрески внутри церкви занимают площадь более 22 000 м². Когда они были построены, над ними работали более 30 известных русских художников XIX века, в том числе Василий Суриков, Иван Крамской, Василий Верещагин, Генрих Семирадский и Евграф Сорокин. Интерьер восстановленного собора также был очень тщательно расписан по оригиналу, все мотивы посвящены фигурам из Ветхого и Нового Заветов, а также святым, почитаемым в Русской Православной Церкви. Самая большая фреска диаметром до 16 м находится прямо под главным куполом и изображает Троицу Нового Завета. Все фрески, которые сегодня украшают интерьер, были выполнены с 1997 по 2000 год под руководством Российской академии художеств. и его президент, грузино-русский скульптор Зураб Церетели.

 

Церковь Преображения Господня также принадлежит к архитектурному комплексу Храма Христа Спасителя, который был построен в августе 1996 года в память о женском монастыре, существовавшем на этом месте до 1839 года. Эта церковь была полностью замкнута в здании при перестройке собора и сейчас находится в подвале. Это одна из немногих составляющих храма, не существовавших в первоначальном виде. Помимо церкви Преображения Господня, в подвале находится музей, который информирует посетителей об истории собора, его строительстве, разрушении и реконструкции, а также предлагает экскурсии по зданию и к колокольням для групп посетителей. В музее также можно увидеть части оригинальных фресок, которые украшали внутренние стены до того, как они были снесены в 1931 году. В подвале также находится конференц-зал Русского Православного Синода, зал для мероприятий, несколько праздничных столовых, а также помещения для снабжения и обслуживания.

 

События

Когда он был впервые завершен в 1883 году, Храм Христа Спасителя считался центром религиозной жизни в России. Даже после перестройки он взял на себя роль центрального храма Русской православной церкви. Его главой всегда является Патриарх Московский и всея Руси. На всех значимых православных фестивалях он проводит там торжественные службы, на которых также присутствуют высокопоставленные российские политики. Кроме того, регулярные церковные службы совершаются по субботам с 17:00 и по воскресеньям с 10:00.

Среди других недавних торжественных мероприятий, произошедших в Храме Спаса, - отпевание бывшего президента Бориса Ельцина 25 апреля 2007 г. и Патриарха Алексия II 7 декабря 2008 г., ежегодные заседания Всемирного совета русского народа. , подписание Конвенции об унии Русской Православной Церкви Заграницей с Московским Патриархатом 17 мая 2007 года и интронизация Патриарха Кирилла 1 февраля 2009 года.

21 февраля 2012 года участники российской панк-группы Pussy Riot, в том числе Надежда Андреевна Толоконникова, Екатерина Станиславова Самузевич и Мария Владимировна Альйочина, ворвались в церковь и устроили короткое мероприятие в алтарной зоне с песнопениями и молитвами против Патриарха Кирилла и назначен президентом России Владимиром Путиным. Выступление привело к аресту, и в августе того же года трое музыкантов были приговорены к двум годам лагерей за «хулиганство из религиозной ненависти». Постановление вызвало глобальные протесты и дискуссии по вопросу свободы слова в России при Владимире Путине. Впрочем как всегда.