Стена Цоя — покрытая граффити стена в Москве, посвященная музыканту
Виктору Цою и его группе «Кино». Стена находится у дома №37, на
пересечении Арбата и Кривоарбатского переулка, и считается одной из
визитных карточек Москвы. У поклонников Цоя принято оставлять
зажженную сигарету в специальной пепельнице у стены.
Стена
является памятником иконе советского рока Виктору Цою. Цой был
чрезвычайно популярным художником, прославившимся в 1980-х годах.
Цой по-прежнему чрезвычайно популярен среди современных россиян как
человек, который действительно проникся бунтарскими чувствами
молодежи своей эпохи. Его тексты побуждали людей встать и
участвовать в жизни своего мира. Когда в 80-х годах правительство
начало ослаблять политическую музыку, его послание получило более
широкое распространение. Это было не только политическое; его музыка
была популярна сама по себе; новаторский и смелый. Его популярность
укреплялась тем, что он был скромным человеком. Первоначально его
музыка распространялась бесплатно, и большую часть своей жизни он
продолжал работать.
Он умер внезапно и молодым, в возрасте 28
лет в автокатастрофе. Общественная скорбь привела к мемориальному
граффити, которое мы видим на Старом Арбате. Началось оно, по
легенде, с простого «Цой Жив!» («Цой жив!») Нарисовано баллончиком
на стене. Другие последовали и добавили строчки из его лирики,
портреты Цоя и посвященные ему стихи. В конце концов стена была
заполнена, и люди начали прикрывать работу друг друга. Сегодня
работа все еще находится в процессе и постоянно переделывается,
почти полностью меняясь от недели к неделе.
Вполне
естественно, что мемориал представляет собой граффити, поскольку он
является воплощением художественного бунта, который поощрял Цой.
Есть упоминания о граффити на Руси, относящиеся к IX веку. В
новейшей истории это начало фиксироваться в 1970-х годах, как
правило, в виде спортивных лозунгов. В течение следующего
десятилетия появлялось все больше и больше граффити; относительно
рок-музыки, политических заявлений и некоторых, казалось бы, чисто
художественных выражений.
Сегодня граффити в России так же
распространено и разнообразно, как и в любой другой стране.
Сообщения о национализме, ксенофобии и членстве в бандах можно
увидеть в великолепных городских произведениях искусства,
изображениях мемориалов, посланиях мира и политики, протеста и
поддержки. В России даже был художник типа Бэнкси, P183, чьи работы
представляют собой городскую смешанную технику. В последние годы в
России проходят фестивали граффити, которые побуждают художников
исследовать эту среду. Крупные города России регулярно нанимают
художников-граффити, чтобы они украшали городскую среду граффити.
Граффити в России развивалось с течением времени и теперь может
рассматриваться как художественное выражение.
На стене впервые была сделана надпись 15 августа 1990 года черным
цветом «Виктор Цой умер сегодня» (Сегодня погиб Виктор Цой).
Впоследствии кто-то написал ответ: «Цой жив!».
Позднее было добавлено множество других надписей, в том числе отрывки из
песен Кино «Пачка сигарет» и «Муравейник». В 2006 году стену закрасили
участники проекта Art Destroy Project, но граффити восстановили
поклонники Цоя. В 2009 году власти Москвы объявили о планах ремонта
стены, но планы были встречены скептически и от них отказались.
Памятник босоногому Цою, сидящему на мотоцикле, планировалось установить
у стены, но местные жители и поклонники Цоя отвергли эту идею.