Летний сад

 Летний сад

Описание Летнего сада

Летний сад

Метро: Невский проспект или Гостиный Двор

 

Летний сад был основан почти сразу после основания самого города. В 1704 году император Петр I определил район города для сада французского типа, подобно Версальского сада. Знаменитый основатель Санкт-Петербурга участвовал в разработке дизайна Летнего сада в рамках более масштабного архитектурного проекта города. Летний сад и Летний дворец служил в качестве личной летней резиденции императора.

К сожалению, потоп 1777 года сильно разрушил Летний сад. Екатерина Великая перестроила Летний сад по своему английскому стилю. Рабочие вырыли две траншеи с двух сторон, соединив две реки, превратив Летний сад в остров.

Более того 250 статуй было добавлено вдоль трех параллельных аллей Летнего сада. Оригинальные статуи были сделаны в 17 и 18 веке. Однако большинство нынешних статуй были заменены их копиями несколько лет назад. Оригинальные шедевры были перемещены в музей на хранение. Одной из наиболее характерных особенностей Летнего сада является тонкая филигранная железная решетка, выполненная в 1771-1984 годах Петром Егоровым и Юрием Велтеном. Она расположена по внешней стороне парка, которая идет вдоль набережной Невы.

 

История

Петровские времена

До шведского завоевания на месте Летнего парка жила московская семья пахари, или усадьба, в честь которой позже был назван остров между Мойкой и Невой. В 1600-х годах при дворе жила, например, семья фон Коноу. Петр I выбрал усадьбу фон Кону (Konau) в качестве своей резиденции и начал разбивать вокруг нее регулярный сад, который должен был быть ”лучше, чем у короля Франции в Версале”.

За строительством сада при Петре I пристально следили архитектор Иван Матвеев, садовник Ян Розен, а с 1716 года француз Жан-Батист Ле Блонд. Болотистая местность была засыпана, а для ее осушения были вырыты каналы и пруды. До наших дней сохранился пруд с карпами кои в южной части парка. Между 1711 и 1716 годами был проложен Лебединый канал, разделяющий Летний парк и нынешнее Марсово поле. В то же время Мойка была соединена с Фонтанкой. На этой территории были посажены местные и импортные деревья и цветы. В соответствии со старой московской традицией, в парке также выращивали фруктовые деревья, ягодные кустарники и овощи.

Между 1710 и 1712 годами в северо-восточном углу парка по проекту архитектора Доменико Трезини был построен летний дворец Петра I, соединенный коридором с домом прислуги на берегу Фонтанки. Среди других сооружений были дворец императрицы Екатерины Алексеевны, картинная галерея и банкетный зал, возведенные на углу Невы и Лебединого канала между 1721 и 1726 годами. Самым великолепным из павильонов парка был Грот (Grot), построенный из ценных материалов и украшенный произведениями искусства.

В 1718 году Петр I купил в Англии первую в России паровую машину, но она оказалась недостаточно эффективной. В следующем году началось строительство канала Лииха, который вел к водонапорным башням к востоку от Фонтанки на реке Туутарин. В 1720-х годах в парке по проекту Михаила Земцова был построен зеленый лабиринт, украшенный скульптурами на тему животных. В Италии было приобретено около 200 мраморных статуй, из которых сохранилось менее половины. Самая ценная статуя Венеры, датируемая античностью, сейчас находится в коллекции Эрмитажа. История Финляндии связана со скульптурной группой Uusikaupunki peace (”мир и изобилие”), заказанной в Венеции в 1726 году. В парке также установлен бюст королевы Швеции Кристины.

Во времена правления Петра I в Летнем парке проходили торжества, посвященные государственным юбилеям, придворным собраниям и приемам иностранных послов, которые обычно заканчивались фейерверком. Позже строительство парка продолжил Бартоломео Растрелли, который спроектировал великолепный летний дворец для императрицы Елизаветы на месте нынешнего Михайловского замка. Во время правления Елизаветы в парке проводились маскарады и танцы, которые продолжались до рассвета. Формальный сад, управляемый русскими садовниками, которые учились у иностранных мастеров, достиг в то время своей величайшей славы.

 

После потопа

Наводнение 1777 года уничтожило насаждения летнего парка, фонтаны и многие из его оригинальных сооружений. После того, как наводнение нанесло ущерб, формальный сад был заменен насаждениями ландшафтного типа, которым позволили принять их естественную форму. Летний парк стал местом отдыха городской знати, для посещения которого требовалась ”приличная одежда”. Со стороны Невы парк был отделен от набережной в 1784 году железной оградой в стиле классицизма, спроектированной Юрием Фельтеном, фундамент и колонны которой выполнены из финского гранита. Кофейный павильон в стиле классицизма, спроектированный Карло Росси, был построен на месте затопленной ”пещеры” в 1826 году, где сейчас расположены выставочные залы. Неподалеку находится чайный павильон, построенный Луи Шарлеманем в 1827 году. В 1839 году у южного входа в парк была установлена ваза из альвдаленского порфира, подаренная королем Швеции. в январе он раскололся надвое 2008.in В 1855 году в главном коридоре парка была установлена статуя Ивана Крылова, сказочного дядюшки.

Покрытый густыми кустарниками и высокими деревьями, тенистый и спокойный парк сохранился до наших дней в том виде, в каком он был к середине 19 века. Здесь проводили свой досуг многие выдающиеся деятели русского искусства и культуры. Парк фигурирует, например, в произведениях Александра Пушкина, Петра Чайковского и Анны Ахматовой. В 1866 году народник Дмитрий Каракозов совершил неудавшееся покушение на императора Александра II у ограды парка со стороны Невы.

До 1917 года Летний парк был собственностью императорской семьи. После Октябрьской революции он был взят под охрану государства и открыт для всех посетителей. Летний дворец Петра I, в котором жили придворные и иногда устраивались выставки, был превращен в музей в 1925 году. во время блокады Ленинграда парк и его здания пострадали относительно незначительно. Летний дворец был восстановлен в своем первоначальном виде в ходе реставрации в 1961-1964 годах. После Второй мировой войны в парке также проводились другие реставрационные работы и археологические раскопки, чтобы пролить свет на его историю. Некоторые из мраморных скульптур, поврежденных со временем, были заменены копиями.

 

Текущее состояние

Сегодня Летний парк находится под управлением Русского музея. В июне 2009 года он был закрыт на реставрационные работы, длившиеся несколько лет. На первый этап проекта, который включал в себя обновление зеленых насаждений и изготовление копий мраморных статуй, было выделено 2,3 миллиарда рублей. Летний парк вновь открылся для публики в мае 2012 года.

 

Ландшафтный дизайн

Оригинальный

Парк был спроектирован лично царем Петром в 1704 году, предположительно с помощью голландского садовника и физика Николааса Бидлоо. С 1712 года дизайн Летнего сада был переработан голландским садовником Яном Розеном, который был главным садовником парка до 1726 года. Знаменитый французский архитектор Жан-Батист Ле Блонд, приехавший в Санкт-Петербург в 1716 году, придал парку колорит французского сада. Летний сад был в значительной степени завершен в 1719 году. Набережные были усеяны сотней аллегорических скульптур из мрамора, выполненных Франческо Пенсо, Пьетро Бараттой, Марино Гропелли, Альвизе Тальяпьетрой, Бартоломео Модуло и другими венецианскими скульпторами, которые были приобретены Савой Владиславичем. Некоторые из них были портретами; среди них сохранились бюсты Александра Македонского, Юлия Цезаря, римских императоров Августа, Нерона, Траяна и Клавдия; короля Польши Иоанна III Собеского и королевы Швеции Кристины. В конце двадцатого века девяносто статуй были перенесены внутрь дворца, в то же время их место в парке заняли современные копии Moderna.

Последовательность узорчатых клумб, изначально более формальных, чем нынешний ландшафт, была местом проведения императорских ассамблей или больших вечеринок, которые часто включали балы, банкеты и фейерверки. Помимо статуй, главной достопримечательностью парка были фонтаны, старейшие в России, на которых изображены сцены из басен Эзопа. Некоторые из них вышли из употребления и были снесены после наводнения 1777 года, разрушившего оборудование фонтанов, приобретенное Петром Великим в Соединенном Королевстве.

 

Задняя часть

Между 1771 и 1784 годами были установлены изящные чугунные перила, спроектированные Георгом фон Вельдтеном, которые отделяют парк от общественной набережной и Дворцовой набережной. Решетка подвешена между тридцатью шестью гранитными колоннами, увенчанными урнами и вазами. Поэтесса Анна Ахматова, в частности, считала эту решетку одним из величайших произведений литейного искусства и одним из символов Санкт-Петербурга.

В 1820-х годах «грот-павильон», приписываемый Андреасу Шлютеру и Георгу Иоганну Маттарнови, был перестроен под кафе. Великолепная порфировая основа, подаренная царю Карлом XIV Иоанном Шведским, была установлена на берегу «пруда карпов» в 1839 году. Пятнадцать лет спустя в парке был открыт знаменитый памятник детскому писателю Ивану Крылову. Помимо того, что он был признаком прогресса романтизма в официальной русской культуре, это был первый памятник поэту, установленный в Восточной Европе.

4 апреля 1866 года Дмитрий Каракозов впервые попытался убить царя, когда тот выходил из Летнего сада. Поскольку попытка не удалась, над воротами, через которые выходил царь, была построена тщательно продуманная часовня Александра II в неорусском стиле. Это несколько неуместное дополнение было снесено большевиками после Октябрьской революции.

Парк был выбран Александром Пушкиным в качестве места для детских прогулок вымышленного персонажа Евгения Онегина.

 

Скульптуры

Многие из скульптур, которые в настоящее время украшают Летний сад, датируются началом восемнадцатого века. В XIX веке первоначальное расположение декоративных скульптур в Летнем саду было забыто, большого количества скульптур в парке больше не было, а те, что остались, были перенесены с одного участка на другой, тем самым разрушив первоначальный дизайн. В конце двадцатого века все скульптуры были реорганизованы и в настоящее время размещены в соответствии с эстетическими идеями, характерными для начала восемнадцатого века.

 

Реставрация и замена статуй

Реставрация и замена оригинальных статуй на копии

Все мраморные скульптуры Летнего сада и большинство цоколей много раз реставрировались.

В 1986 году Исполнительный комитет депутатов трудящихся Ленинграда принял постановление "О реставрации скульптур Летнего сада". За десять лет с 1986 по 1996 год было сделано 25 копий бюстов, с 1996 по 2003 год - еще три копии статуй, с 1996 по 2003 год скульптуры реставрировались так же, но в разных материалах. Так, до 2004 года было сделано 28 копий из материала "портландцемент"; в 2003 году репродукции были прекращены.

С 2004 года коллекция мраморных скульптур Летнего сада вошла в состав собрания Русского музея: с 2005 по 2009 год отделом реставрации экспонатов Русского музея были отреставрированы 24 наиболее сильно поврежденные скульптуры с цоколями.

В 2009-2011 годах в рамках первого этапа полной реставрации и реконструкции Летнего сада все оригинальные мраморные скульптуры и цоколи были отреставрированы (за исключением мраморной гермы "Вакх", которая является экспонатом постоянной экспозиции, посвященной истории археологических исследований в Летнем саду) и помещены на постоянное музейное хранение в Инженерный ( Михайловского), она была перенесена в залы замка. После реставрации гранитные постаменты были возвращены в Летний сад и установлены на свое историческое место.

После реставрации со всех оригинальных мраморных скульптур (за исключением двух скульптур из скульптурной группы "Мир и победа" (Мир в Нистаде) и Гермы ("Вакх") были сняты силиконовые формы и изготовлены точные копии из искусственного мрамора (натуральная мраморная крошка различных фракций и полимерное связующее). Они были установлены в Летнем саду к ноябрю 2011 года. Всего было изготовлено 90 скульптур (статуи, бюсты и скульптурные группы) и 152 цоколя и подставки для бюстов.

 

Реставрация статуи Минервы

Статуя Минервы, как и все скульптуры Летнего сада, неоднократно подвергалась реставрации. Согласно архивным документам, с начала XX века ее реставрировали шесть раз. Последний серьезный ущерб был нанесен в 2003 году, когда вандалы вырвали из скульптуры копье и повредили пальцы левой руки и фрагменты цоколя; после присоединения Летнего сада к Русскому музею в 2004 году статуя Минервы стала первой статуей, подвергшейся масштабной реставрации. Реставрация была проведена в 2005 году. Позже, в связи с разрушением мрамора, было решено не возвращать оригинал в Летний сад, а установить реплику; в 2009-2011 годах из фрагментов натурального мрамора от отреставрированного оригинала была изготовлена точная копия, которая была установлена на историческом месте скульптуры в Летнем саду. Оригинал хранится в музейном зале Инженерного (Михайловского) замка.

 

Реставрация статуи "Юность

Несмотря на то, что только в XX веке статую реставрировали семь раз, за свою трехвековую историю она практически не пострадала. Однако упавшее дерево, вызванное ураганом 2001 года, раздробило левое предплечье и бубен, а также пальцы правой руки на 28 мелких и крупных фрагментов. в конце 2005 года была проведена масштабная реставрация. в 2006 году скульптура была установлена на свое историческое место в Летнем саду. в 2009-2011 годах в Летнем саду проводились реставрационные работы. В рамках проекта реставрации и реконструкции сада статую ЮНОСТЬ очистили, сняли силиконовую форму и изготовили точную копию из куска натурального мрамора. Копия была установлена в Летнем саду в 2011 году. Оригинал хранится в зале Инженерного (Михайловского) замка.