Теремной дворец, Москва

Теремной дворец

Описание Теремного дворца

Адрес: Московский Кремль

 

Теремский дворец или Теремной дворец - это историческое здание в Московском Кремле, которое раньше было главной резиденцией русских царей в 17 веке. Его имя происходит от греческого слова τερεμνον т. е. «жилище». В настоящее время здание не доступна для общественности, так как она относится к официальной резиденции Президента России. В 16 веке Алоизий да Милано построил первый царский дворец на этом месте. От того здания сохранился только первый этаж, так как первый царь Романовых Михаил Федорович полностью перестроил Теремский дворец в 1635-36 годах. Новое здание была окружена многочисленными пристройками и надворными постройками, включая Боярское крыло, Золотую лестницу, Золотой крыльцо и несколько башен. По просьбе Михаила соседняя Золотая Царская палата, построенная еще в 1560-х годах для жены Ивана IV, была увенчана 11 золотыми куполами Собора Спасителя. Комплекс Теремного дворца также включает в себя несколько церквей более раннего строительства, в том числе церковь Рождества Богородицы, возведенная в 1360-х годах.

 

Теремский дворец был построен рядом с Грановитой палатой в 1635-7 по заказу царя Михаила Романова. Он был построен командой каменщиков во главе с Баженом Огурцовым. Теремский дворец покрыт красной и белой клетчатой крышей над главным зданием. В интерьере есть небольшие, низкие своды над комнатами с просто мебелеровкой. У Теремского дворца пять этажей. У царя было пять роскошных комнат, расположенных на третьем этаже дворца, царица с детьми жила на четвертом этаже. Прихожая, где бояры и иностранные сановники ждали, чтобы их приняли, ведет в зал совета, где царь провел встречи с боярами. На пятом этаже заседала сама боярская Дума. За этим расположен тронный зал, царская спальня и небольшая молитвенная комната. Экстерьер Теремского дворца украшен кирпичным рисунком и цветной плиткой. Он блестяще окрашен в красный, желтый и оранжевый цвета.

 

История

Предыстория

Спальни московских владык исторически строились высоко на Боровицком холме Кремля. По словам Алексея Малиновского, автора "Московского обозрения", "со времен Иоанна Даниловича Калиты великокняжеский дворец занимал самое красивое место в Кремле и выходил на всю округу". В первой половине XV века спальня великой княгини Софьи Витовтовны, жены Василия I, находилась в конце холма. В первой половине XV века в конце холма находилась спальня великой княгини Софьи Витовтовны, жены Василия I. Позже царский дворец был расширен на восток в сторону Благовещенского собора, где сейчас находится Большой Кремлевский дворец. Княжеский дворец часто менял свой облик в результате пожаров, ремонтов и расширений.

Во время правления Ивана III Московский Кремль был перестроен. Великий князь решил полностью снести старые белокаменные стены и возвести на их месте кирпичные. Строительство началось летом 1485 года и было окончательно завершено в правление Василия III. Внутри Кремля было возведено множество новых каменных зданий: Успенский собор, Большой зал для торжественных приемов, Архангельский собор и т. д. В 1499-1508 годах появился первый каменный жилой дом двора, построенный итальянским архитектором Аревизом Фрязиным. Дворец Алевиза простоял долгое время и неоднократно расширялся за счет деревянных мансард, сеновалов и других построек.

 

Строительство

К моменту восшествия на престол Михаила Федоровича царский дворец в Кремле находился в ужасном состоянии, и в 1635-1636 годах по приказу монарха была построена новая каменная царская резиденция, названная Телемным дворцом. Он был построен русскими архитекторами Трефилом Шультиным, Баженом Огурцовым и Ларионом Ушаковым "под наблюдением монарха Антипы Константинова". Новая царская резиденция отличалась анфиладной планировкой - первое подобное сооружение в России.

Основой новых царских покоев стала спальня Ивана III, построенная Алевизом Фрязином.

Поверх двух существующих этажей были надстроены три новых, внешние края которых были выдолблены, чтобы образовать открытый обходной коридор вокруг дворца. Толщина стен была уменьшена за счет железных связей, которые гасили давление свода. Главный вход в терема находился с восточной стороны. На высоте подземной обители находилось парадное крыльцо (Боярская площадка), на которое вела лестница из церкви Спаса на Вольтах. С Боярской площадки открытая золотая лестница (нижнее золотое крыльцо), протянувшаяся под прямым углом к лежачей лестнице, вела в каменный притвор или Верхопасскую площадку (это название произошло от церкви Спаса на Сене, построенной одновременно с дворцом над Золотой Царицыной палатой, которую площадка (окруженная с востока); с 1670-х годов золотая лестница запиралась на Верхопасскую площадку медной позолоченной решеткой (из-за этой решетки Спасскую церковь иногда называли "за золотой решеткой"). С Верхопаской платформы через "золотое верхнее крыльцо", украшенное шатровыми хороводами, можно было попасть на четвертый этаж дворца, в царские палаты. Верхний этаж - Телемок - был построен в 1637 году, с выдолбленной наружной стеной четвертого этажа, которую окружала открытая терраса (верхний каменный сад). Таким образом, все здание Телемного дворца состояло из лестничной клетки с лестницей и крыльца.

Строительство Телемного дворца стало для Михаила Федоровича важной частью парадной архитектуры Кремля. Летописец отмечает, что переделки монарших покоев были "хитры" и "эксцентричны": в 1637 году была закончена отделка новых каменных палат, в 1639 году новые палаты были построены в том же стиле, что и старые. Мастер Иван Осипов расписал крышу сусальным серебром и золотом, а в окна вставил цветные слюдяные стекла. Помещения дворца были расписаны под руководством иконописца Симона Ушакова.

Окончательный облик Теремного дворца сформировался в царствование Алексея Михайловича. Вокруг здания на Боровицком холме были разбиты сады и оранжереи, которые стали новым украшением Кремля. Теремной дворец - одно из зданий Царского двора, представлявшее собой комплекс разнородных построек XVII века. Перед ним, выходя на Соборную площадь, находилась Грановитая палата, а с южной стороны - Средняя золоченая и Столовая палаты. В конце холма находились Набережные палаты, а с северной стороны - опочивальня царской семьи; после пожара 1696 года все деревянные постройки были уничтожены, и Кремлевский дворец постепенно пришел в упадок.

 

XVIII-XIX вв.

В пожаре 19 июля 1701 года пострадал и Теремной дворец: по словам очевидцев, "двор царский сгорел без остатка и все водостоки деревянного и каменного дворцов"; по описи 1722 года, в его комнатах не было кухонной утвари, дверей, полов и окон, а белокаменная отделка и роспись были местами обвалились. Дворец был восстановлен в 1723 году, перед коронацией Екатерины I, и в 1743 году, перед коронацией ее дочери Елизаветы (во время пожара 1737 года в одной из комнат дворца были выбиты стекла и сгорела белая железная крыша, покрывавшая крыльцо).

С 1743 по 1810 год в Теремном дворце хранились сокровища Императорской оружейной палаты и Большой казны.

Во время Отечественной войны 1812 года здесь жила свита Наполеона, а до 1838 года - придворные слуги.

 

Реконструкция

В 1836-1837 годах Теремный дворец был реконструирован, чтобы вернуть ему первоначальный вид. Работы проводились под руководством академика Федора Солнцева и группы архитекторов, в которую входили Константин Тон, Петр Герасимов, Иван Мироновский и Федор Рихтер.

Документальные документы и чертежи свидетельствуют о том, что реставрация велась в определенном стиле. Архитекторы искали предпочтительные размеры окон и узоры наличников, по-разному оформляли дворцовые галереи. С древними зданиями обращались вольно, ломали оригинальные детали и добавляли новые. Простые рамы окон третьего этажа с чередующимися треугольными и лучковыми фронтонами были заменены белокаменными наличниками, имитирующими окна четвертого этажа. По предложению директора канцелярии царского дворца Льва Боде была пристроена лестничная башня от кухонного двора к телемессе. Интерьер дворца был расписан Трофимом Киселевым по рисункам Федора Солнцева. Все помещения на пятах свода украшены резьбой с орлами, основой которой является камень, вырезанный в соответствующей части моленной, отличающийся от рисунка Солнцева как по тематике, так и по изобразительному характеру. Изразцовая кухня, резная деревянная мебель в стиле XVII века и дубовые оконные рамы с цветными стеклами дополняли интерьер дворца.

В 1838 году бывший Кремлевский дворец, за исключением Лицевого зала и Теремного, был снесен, а в 1849 году по проекту архитектора Тона был построен новый Императорский дворец.

В это же время была возобновлена реконструкция Теремного дворца, в ходе которой его облик претерпел дальнейшие изменения. По предложению Тона южный клуатр Магистратуры был заменен крытым, а восточный клуатр Телемной церкви перестроен. Над Верхопаской площадкой был надстроен потолок, восстановлены золотые ступени крыльца и установлены два льва со щитами с вензелем Николая I. Скульптуры были выполнены из валковского камня подрядчиком Кампиони в 1845 году.

 

Советский период

В 1929 году были обнаружены и отреставрированы старые декоративные росписи в буфетном зале.

В 1966-1969 годах был отреставрирован фасад Телемного дворца.

Современное время
Телемный дворец входит в ансамбль Большого Кремлевского дворца - резиденции президента России. Свободные экскурсии по дворцу запрещены, посетители должны получать разрешение от Комендатуры Кремля.

 

Интерьер

Бывший парадный вход Теремного дворца был застроен при постройке Тонского дворца и сейчас находится во Владимирском зале. Убранство, соответствующее оригиналу, можно найти прежде всего на двух верхних этажах дворца, где первоначально жили царь и его сыновья. До конца XVII века на третьем этаже располагались ванная и царицыны апартаменты, а два нижних этажа использовались исключительно в хозяйственных целях.

Одной из самых роскошных комнат четвертого этажа является так называемая Золотая комната, служившая кабинетом царя. Комната получила такое название из-за покрытия стен и свода, которое состояло из сплошного кожаного покрытия с золотыми изображениями фигур животных и растений. В этой же комнате когда-то стоял царский трон, и здесь часто принимали высокопоставленных государственных чиновников и бояр. В XVII веке одно из окон Золотой комнаты использовалось для отправки царю челобитных, которые любой желающий мог опустить в специальный ящик. Затем его протащили через это окно прямо в царский кабинет.

Спальня (Опочивальня), которая также находится на четвертом этаже, имеет другую форму и служила таковой для самого царя. Вагонка здесь выполнена в светло-зеленых тонах и украшена стилизованными изображениями растений, а иногда и рельефными медальонами на библейские мотивы.

Верхний, пятый уровень Теремного дворца первоначально строился как жилые помещения для царских сыновей, позже он использовался и для более крупных боярских приемов. Он расположен непосредственно под шатровой крышей и, поскольку он несколько уже четырех нижних уровней, также имеет открытую галерею по всему периметру. Самая большая комната на пятом этаже также известна как Теремчен (Теремок).

Все представительные помещения Теремного дворца объединяет наличие настенных и сводчатых росписей, а также окон из разноцветных стекол, напоминающих витражи. Фрески датируются 1870-ми годами и были написаны академиком живописи Федором Солнцевым взамен оригиналов росписей, уничтоженных во время большого пожара 1812 года во время войны с Наполеоном. Разноцветные оконные стекла появились здесь только с 19 века на месте старых слюдяных окон.

 

Домашние церкви

Одной из частей Теремного дворца являются также пять небольших церковных корпусов, которые были построены перед дворцом или одновременно с ним и полностью интегрированы в здание дворца. Снаружи их можно узнать по одиннадцати аккуратным тонким башням-луковкам с золочеными куполами, которые хорошо видны, например, с соборной площади.

Старейшей из сохранившихся домовых церквей является церковь Рождества Богородицы, построенная в 1514 году итальянским мастером-строителем Алоизием Новым на месте деревянной церкви, существовавшей с 1360 года и первоначально имевшей три церковные башни, но после ремонта 1684 г. только один. Эта церковь наиболее известна тем, что именно здесь в 1862 году писатель Лев Толстой женился на своей жене немки Софии Берс. Церковь Святой Екатерины (Екатерининская церковь) была построена в 1627 году архитектором, возможно, немецкого происхождения по имени Ян (или Иоанн) Талер и сегодня не видна снаружи, так как была дополнена церковью Воскресения (Воскресенская церковь) несколько десятков лет спустя. Верхняя Спасская церковь (Верхоспасская церковь) была построена вместе с Теремным дворцом, а Распятская церковь была построена над Верхней Спасской церковью в 1682 году.

Палата Золотой Царицы
Относительно небольшое здание на крайнем северо-востоке дворцового комплекса, недалеко от Успенского собора и непосредственно примыкающей к нему церкви Ризоположения, называется Золотой Царицыной палатой. Он также был практически полностью застроен при достройке Большого Кремлевского дворца в 1840-х годах, так что попасть сюда можно только через Владимирский зал дворца.

Точный год постройки палаты неизвестен, но, вероятно, она была построена в царствование Федора I, т.е. в конце 16 века, и служила в то время жилой и приемной его жены (царицы) Ирины Федоровны, которая также была сестрой более позднего царя Бориса Годунова. Внутри цариных покоев находится довольно просторный приемный зал, стены которого украшены многочисленными портретами известных цариц и княжон христианско-православной культуры. Своим названием здание, вероятно, обязано исполнению этих росписей на золотом фоне.