Тихвинский Успенский монастырь, Тихвин

 Тичвинский Успенский монастырь

Описание Тихвинского Успенского монастыря

Расположение: Тихвин
Основан: 11 февраля 1570 года Пименом

 

Тихвинский Богородичный Успенский монастырь – мужской монастырь Тихвинской епархии Русской православной церкви в городе Тихвин. Построен на берегу реки Тихвинка, чтобы служить местом пребывания особо почитаемой на северо-западе России Тихвинской иконы Божией Матери.

 

История

Основан по указу Ивана Грозного от 10 февраля 1560 г. новгородским архиепископом Пименом. Работами по устройству обители руководил набожный новгородский ктитор Федор Сырков (казненный Иваном Грозным во время опричного погрома Новгорода). Срокам строительства придавалось особое значение, поэтому царь разрешил всем видам работ использовать крестьян из двадцати волостей.

Главной реликвией монастыря есть чудотворная Тихвинская икона Божией Матери Одигитрии. Во время крестных ходов в монастыре использовалась выносная икона. Согласно одному из преданий, она в течение 200 лет находилась в Старой Руси в Спасо-Преображенском мужском монастыре (или в Воскресенском соборе города), но была перенесена в Тихвин. Якобы во время эпидемии в Старой Руси и Тихвине какому-то «благовременному человеку» было видение сверху, что беда прекратится, если иконы Божией Матери в Древней Руси и Тихвине поменяются местами. После этого список Тихвинской иконы был принесен в Старую Русь, а древнерусскую икону — в Тихвин; вскоре после этого мор, по преданию, прекратился.

По легенде, на одном из мест ее чудесного явления верующим в 1383 году был основан храм. После того как икона спустилась в руки молящихся перед ней на берегу Тихвинки, там немедленно в тот же день началось строительство храма Успения Пресвятой Богородицы. Однако на следующий день уже поставленная основа исчезла вместе с иконой и появилась на другой стороне реки. После этого Богородица в сопровождении Николая Чудотворца явилась пономарю Георгию, посланному известить окрестности об освящении приближающегося храма и приказала поставить на храме деревянный, а не железный крест. На месте ее появления была поставлена ​​часовня во имя святого Николая.

В 1390 году деревянная часовня и храм сгорели, но икона и деревянный крест по преданию остались невредимыми. В 1395 году восстановленные часовня и храм снова сгорели. В третий раз пожар уничтожил церковь в 1500 году, икона была спасена священником Василием и его сыном Стефаном. Она была заменена новой деревянной, но в 1510 году Василий III приказал построить каменный храм на ее месте – он был освящен 12 августа 1515 года. В это же время на месте явления Богородицы пономарю Георгию был основан малый Николаевский Беседный монастырь, еще существовавший в 1859 году.

В 1613 году монастырь был осажден шведской армией под предводительством Якоба Делагарди, однако его защитники во главе с князем Семеном Прозоровским смогли отразить несколько штурмов и удержать обитель до прихода подкрепления. В 1623 году Успенский собор монастыря был поврежден во время пожара, однако обновлен до 1624 года. Тогда же в соборе был устроен новый иконостас, украшенный красным золотом в 1794 году.

В 1747 году императрица Елизавета Петровна распорядилась построить вокруг монастыря каменное ограждение. Ее строительство было начато в 1766 году, а в 1788 году окончена западная часть. В 1795 г. завершилось строительство восточной, северной и южной частей. Для этого были использованы пожертвования императоров Павла I и Александра I (37 000 рублей) и средства монастыря (около 20 000 рублей). Общая длина ограды достигала 450 саженей.

С наступлением эпохи классицизма почти все монастырские постройки были перестроены в соответствии со вкусами новой эпохи. В 1854 году монастырской ризнице был передан крест работы петербургского мастера Ф. А. Верховцева.

 

В XX веке

В 1920-х годах храмы монастыря были переданы обновленцам, в 1930-х годах закрыты, а считавшаяся чудотворной икона стала экспонатом местного краеведческого музея.

Монастырь сильно пострадал за время Великой Отечественной войны. Почти полностью была разрушена колокольня. В путеводителе «Памятники архитектуры Ленинградской области» (Будвыдав, 1987) читаем: «Еще недавно на месте исторического памятника возвышалась бесформенная куча обломков, оставшихся со времен Великой Отечественной войны».

Отступая из Тихвина, германские войска вывезли икону в Псков, где передали православной духовной миссии. Затем икона попала в Ригу, Либаву, Яблонец, американскую оккупационную зону в Германии, откуда епископ Йоан (Гарклавс) вывез ее в Чикаго (США). Умирая, владыка Иоанн оставил завещание, согласно которому возвращение святыни в Россию возможно только при полном возрождении Тихвинского монастыря.

В 1945 году церковь Тихвинской иконы Божией Матери «Крыльце», находившаяся в западной башне монастырской ограды, была предоставлена ​​в пользование православной общине. Более сорока лет это был единственный храм, который действовал на территории Тихвинского и Бокситогорского районов.

 

Современность

В 1995 году монастырь был возвращен Русской православной церкви, Успенский собор восстановлен и освящен. Основательная реставрация других построек монастыря состоялась после 2004 года, когда чудотворная икона вернулась в монастырь из Америки. В частности, были воспроизведены не сохранившиеся Омутная и Таинственная башни.

С 2001 по 2008 год в монастыре покоились мощи преподобного Антония Дымского.

 

Сооружения

Трехкупольный Успенский собор был построен для хранения иконы за 45 лет до основания монастыря, примерно той же артелью, что и собор Хутинского монастыря; возможно, под наблюдением итальянского («фрягского») архитектора. В XVIII веке он претерпел ряд изменений: был разобран придел во имя святителя Николая, несколько длинных и узких окон перед чудотворной иконой были заменены одним большим, чугунные плиты пола были заменены лещадными, амвон стал гранитным. Кроме того, настенная живопись собора в XVIII веке была счищена, и стены снова были расписаны под руководством иконописца Лонгина Шустова. В XIX веке обнесен галереей с массивными кубическими границами.
Покровская церковь (1581) с трапезной палатой. В XVIII веке надстроен массивным восьмериком с полукруглыми окнами. Предполагаемые формы XVII века, включая живописные ряды кокошников, были восстановлены в послевоенный период по проекту реставратора Ст. Экк.
Колокольня 1600 г. постройки пятигнездная, четырехэтажная. Во время пожара 1623 пострадала от взрыва, так как в одном из гнезд хранился прах. Была восстановлена ​​к 1631 году артелью каменщиков, которых прислал князь Дмитрий Пожарский. В 1777 году основательно перестроена в духе провинциального классицизма. После разрушения в годы Великой Отечественной войны воссоздано в 1960-е годы по проекту К. А. Степанова в предполагаемых древнерусских формах. К началу XXI века пришла в упадок (в том числе и от регулярных разливов окружающей пруда), что потребовало ремонтных работ, завершившихся в 2020 году.
Келийные корпуса: Архимандритные кельи (1682—1684), Келарские кельи (1684—1685), Евфимиевские палаты (Патриаршие кельи, 1699—1700), Казенные кельи (Архиерейский корпус, 1699) ст.
Забор с башнями.
Надвратные церкви в башнях в честь иконы Тихвинской Божией Матери (освящены 13 сентября 1791 года) и Николая Чудотворца (освящены в 1798 году)
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери («Галочка») XVIII века перестроена в 1863 году по проекту Николая Бенуа.
Реставраторы XX и XXI веков при воспроизведении облика сооружений ориентировались на изображение XVII—XVIII веков, в частности на миниатюру с изображением монастыря, сохранившуюся в иллюстрированной (лицевой) рукописи «Сказание об иконе Богородицы Тихвинской» первой половины XVIII века (хранится в Российской национальной) .

 

Колокола

Большой – самый большой из монастырских колоколов, был отлит в Москве в 1808 году и перелит после повреждения в 1813 году в Тихвине (при этом в сплаве увеличилось количество меди). Его вес после перелива вырос с 500 до 635 пудов. На колокола при литье были изображены иконы из храмов монастыря: Вознесение Господня, Покров Пресвятой Богородицы, Тихвинской и Беседной Божией Матери.
Полиелейный – весом около 300 пудов, подаренный монастырю царем Федором Ивановичем в память о царе Иване Васильевиче и царевиче Иване Ивановиче в 1589 году (по другим данным – в 1584 году).
Вседневный – весом 240 пудов, отлитый в сентябре 1776 г. при архимандрите Евфимии II мастером Алексеем Дмитриевичем Евдокимовым.
Ранний – весом в 119,5 пудов (119 пудов и 20 фунтов), в 1802 перелит при архимандрите Герасиме из старого колокола 1549 г. с добавлением меди.
Трапезный и великопостный – 40 пудов 15 фунтов весом, отлитый 20 января 1803 года при игумене Герасиме, как следовало из надписи на нем.
Сигнальный – около 23 пудов весом, вылитый в 1553 году.
Кроме того, в монастыре было до тринадцати малых колоколов весом от 13 пудов до 6 фунтов, которые использовались для трезвона и отбоя четверти часа, и 68-пудовый звон без надписей для заказных и ранних служб.