Царь-колокол (Москва)

 

Описание

Царь Колокол — огромный колокол, выставленный в Московском Кремле, Россия. Это один из крупнейших существующих колоколов в мире. Колокол был заказан российской императрицей Анной, племянницей Петра Великого.

Колокол весит 202 т, имеет высоту 6,14 м и диаметр 6,6 м. Он был отлит из бронзы мастерами Иваном Моториным и его сыном Михаилом в 1733-1735 годах. Орнаменты, портреты и надписи выполнены В. Кобелевым, П. Галкиным, П. Кохтевым, П. Серебряковым, П. Луковниковым.

Колокол сломался во время пожара 1737 года. В 1836 году Царь-колокол поставили на подставку рядом с башней колокольни Ивана Великого. Ранее здесь стояли два одноименных колокола, формы 17 века и 1654 года (около 130 т). Последний сломался во время пожара 1701 года, а его остатки были использованы для создания Царь-колокола.

 

Общее описание

Царь-колокол стоит на Ивановской площади Московского Кремля, между колокольней Ивана Великого и садом-тайным ходом, ведущим к южной кремлевской стене и берегу Москвы-реки. Бронзовый колокол имеет высоту 6,14 метра, толщину до 61 см, диаметр в нижней части 6,60 метра и вес 201 924 кг. Когда колокол впервые подняли из литейной ямы на поверхность земли, от колокола откололся кусок весом около 11 500 кг (для сравнения: общий вес Глориозы в Эрфуртском соборе составляет 11 450 кг) и теперь стоит рядом с база. Последний датируется 1836 годом и основан на проекте известного французского архитектора Огюста де Монферрана. Он сложен из кирпича, дополнительно скрепленного железными скобами, и облицован снаружи белым известняком. Внутри постамента также находится колокол Царь-колокола длиной около пяти метров.

Обладая огромными размерами, Царь-колокол является не только одним из крупнейших образцов такого рода в мире, но и важным памятником русской технологии литья начала XVIII века. По этой функции он дополняет Царь-пушку, которая находится всего в 100 метрах и к тому же никогда не строился и не использовался по прямому назначению.

Еще одной яркой особенностью колокола, помимо его размеров, являются многочисленные украшения, которые также делают колокол памятником прикладного искусства XVIII века. Богатые рельефные изображения со всех сторон колокола представляют собой орнаменты со стилизованными барочными изображениями растений и ангелов, а также овальные медальоны с изображениями святых. Их дополняют мотивы русской геральдики, а также почти в натуральную величину изображения императрицы Анны Иоанновны (во время правления которой был создан Царь-колокол) и великого князя Алексея Михайловича (из правления которого колокол родом, из остатки которого позже был отлит Царь-колокол). Эти изображения царей и дали колоколу свое название. Императорская держава как символ великой власти на вершине колокола с позолоченным крестом над ним, как и в основании, происходит из того времени, когда колокол уже был поднят на поверхность земли.

Под орнаментом с изображением императрицы Анны можно увидеть отлитую надпись того времени, когда был изготовлен колокол. Там буквально написано: «Этот колокол сын русского мастера Ивана Федора Моторин отлил вместе со своим сыном Михаилом Моториным».

 

История

Предыстория

История русского колокольного ремесла уходит корнями в X век. Однако до наших дней сохранились лишь несколько образцов из XVI века, когда производство больших колоколов в Русском царстве достигло своего расцвета как по количеству, так и по технологии. Назначение колоколов в средневековой и ранней современной России не ограничивалось звоном на церковных службах; колокольный звон служил также, например, для оповещения о важных государственных актах, торжествах, но и как сигнал тревоги в случае военного нападения. или пожары.

Один из крупнейших колоколов, отлитых в России в XVI веке, был первым предшественником нынешнего Царь-колокола, который назывался Большим Успенским колоколом. Он был завершен в 1599 году и весил почти 18 000 кг, что было необычно много для того времени: требовалось не менее 24 человек, чтобы переместить колокольчик, когда он звонил. Этот колокол висел на деревянной колокольне в Кремле до середины 17 века, пока не упал во время пожара и разбился на куски. Через несколько месяцев остатки колокола переплавили и отлили новый колокол весом около 130 000 кг, но он сломался при первом же ударе колокола.

В 1655 году молодой мастер-литейщик Александр Григорьев предпринял еще одну попытку отлить огромный по размеру колокол, снова используя куски предыдущего колокола. Это новое изделие весило почти 200 000 кг, почти столько же, сколько сохранившийся до наших дней Царь-колокол. Он использовался до 1701 года, когда разбился во время очередного крупного пожара в Кремле и развалился на множество мелких осколков. Эти детали с добавлением большего количества меди, а также 525 кг серебра и 72 кг золота были использованы для изготовления сегодняшнего Царь-колокола.

 

Отливка

Однако подготовка к отливке сегодняшнего Царь-колокола началась лишь в 1730 году по инициативе тогдашней царицы Анны Иоанновны, которая, вероятно, хотела поставить проектом новый рекорд и утвердила литейные работы соответствующим указом. Выполнить работы поручили мастеру-литейщику Ивану Моторину (*около 1665, †1735), уже изготовившему в 1702 году колокол весом 50 000 кг для колокольни Ивана Великого. Он руководил кастинговой работой. Однако орнамент готового колокола — работа малоизвестного скульптора Федора Медведева.

Подготовительные работы заняли несколько лет и включали в себя, среди прочего, рытье литейной ямы десятиметровой глубины (недалеко от нынешнего местоположения колокола), в которой расплавленный металл стекал в глиняную форму, а также не Всегда простая задача получения металла и получения официальных разрешений. Первая попытка отливки была предпринята в конце ноября 1734 года. В специально построенных плавильных печах было переплавлено более 100 000 кг металла, в том числе остатки старого Успенского колокола. Однако эта первая попытка провалилась после того, как перегретые стены и полы печей частично протекли и вытекло большое количество металла.

Подготовка к новому процессу плавки началась немедленно и длилась несколько месяцев: Иван Моторин неожиданно умер в августе 1735 года, так и не увидев своего Царь-колокола. Затем основную часть работ взял на себя его сын Михаил. 25 ноября 1735 года вторая попытка наконец увенчалась успехом: материал расплавился и позволил ему растечься в форму. Все орнаментальные работы на готовой поверхности колокола начались через несколько месяцев после его отливки и продолжались до 1737 года.

 

История колокола после завершения

Еще до того, как удалось завершить окончательные работы по украшению и поднять готовый колокол из ямы, в мае 1737 года в Кремле вспыхнул крупный пожар, уничтоживший главным образом оставшиеся деревянные конструкции. Вместе с ними охвачены огнем и деревянные конструкции, которыми поднимали царский колокол, и горящими упали на колокол. Когда холодная вода для тушения попала на раскаленный колокол, он разбился из-за сильной разницы температур, в результате чего откололся кусок весом 11,5 тонн. Это также считается наиболее вероятной причиной повреждения Царь-колокола, который также имел видимые трещины в нескольких других местах.

После пожара инженеры-литейщики предлагали различные проекты восстановления колокола, но они были отвергнуты по разным причинам (часто просто из-за отсутствия средств). В таком виде колокол оставался в яме десятилетиями. Он также был там во время войны с Наполеоном в 1812 году. В то время Наполеон Бонапарт хотел увезти колокол во Францию ​​в качестве трофея после завоевания Москвы, но и этот план провалился из-за его огромного веса и связанных с этим логистических проблем.

Всего через несколько лет после войны в рамках обширной реконструкции Кремля и Москвы подъем Царь-колокола был возобновлен. Но потребовалось более 20 лет, прежде чем была предпринята первая попытка: летом 1836 года французский архитектор Огюст де Монферран (который позже создал каменное основание для колокола) построил сложную подъемную конструкцию, для которой потребовались сотни рабочих и Солдаты, тянущие за различные веревки, прикрепленные к колоколу, должны работать. Однако после того, как эта конструкция оказалась слишком неустойчивой для веса колокола, эксперимент пришлось прервать. Лишь со второй попытки, начавшейся 23 июля 1836 года, колокол удалось поднять и поставить на специально изготовленную деревянную конструкцию тележки. Через три дня Царь-колокол был поставлен на постамент, где он и находится по сей день.