Зарубино, Россия

Зарубино

Транспорт
Где поесть
Отели, хостелы и прочие
Культурные (и не очень) мероприятия
Интересная и полезная информация

 

Описание

Зарубино - село Джидинский район, Бурятии России. Входит в состав Сельского поселения Дирестуйське. Население - 308 человек (2015). Зарубино — небольшое село, расположенное на юге Бурятии, недалеко от границы с Монголией, в междуречье Джиды и Селенги.

Село расположено на левом берегу Селенги. С востока и запада вдоль села протянулись горные хребты. В 6 км севернее села протекает река Джида. Протяженность села — 2 км. В селе всего одна улица — Ульянова. До центра Джидинского района (село Петропавловка) — 60 км, до центра поселения (село Дырестуй) — 10 км.

Село было создано в 1728 году казаками, охранявшими русско-китайскую границу. Через село в XIX веке проходил Великий чайный путь.

 

Достопримечательности

Гора Хараты. Памятник природы. Сакральное место для жителей окрестных сел. По преданиям, здесь обитают духи, охраняющие местность. Особенно привлекательна гора весной, когда её юго-западный склон одевается в благоухающее «покрывало» из цветущего сибирского абрикоса. Хараты - потухший вулкан, в окрестностях горы и сейчас можно найти окаменелости вулканического происхождения. С вершины горы открывается потрясающий вид на долину междуречья Селенги и Джиды.

Оргойтон. Памятник археологии. Здесь находятся хуннский могильник с княжескими курганами, херексуры, петроглифы. Памятник был обнаружен в 1897 году исследователем-краеведом Д. Ю. Талько-Грынцевичем. Более ста лет им никто не интересовался. В 2009 году в Оргойтон прибыла экспедиция Российской академии наук, в которую вошли археологи Государственного Эрмитажа, Института истории материальной культуры и Кяхтинского краеведческого музея. Теперь каждое лето, в августе, здесь ведутся раскопки. Такого уровня могильников — с княжескими курганами — в Бурятии всего два. Второй расположен недалеко — в Кяхтинском районе (Усть-Кяхта). В Оргойтоне в начале XIX века жил шаман, от которого, как считают местные жители, произошло название этой местности. В переводе с бурятского языка Оргойтон означает "увенчанный шаманской короной". В бурятском шаманизме седьмая ступень посвящения называется Оргойто-боо — то есть шаман, получивший железную корону с оленьими рогами и шаманский плащ с железной накидкой. На этой ступеньке иерархии дозволяется проводить обряды посвящения других шаманов. Оргойто-боо может иметь до трех бубнов. На горе Бага-Заря, в нескольких сотнях метров от местности Оргойтон, среди петроглифов на каменных глыбах есть изображение фаллической антропоморфной фигуры с двумя дугообразными рогами на голове, напоминающими шаманский головной убор. Вероятно, это изображение также имеет отношение к жившему здесь шаману.

Бага-Заря. Памятник археологии. На горе находятся петроглифы, плиточные могилы, камень с буддийскими мантрами. Петроглифы были обнаружены в 1948 году экспедицией под руководством академика Окладникова. Тогда наскальных рисунков насчитывалось более 150, сейчас их с каждым годом становится меньше. Писаница Бага-Заря представляет собой своеобразную «картинную галерею», над созданием которой потрудилось не одно поколение древних художников, и которая стала единственным в своем роде памятником материальной культуры на территории Юго-Западного Забайкалья. На скалах и отдельных камнях серого гранита изображены в стилизованной манере козлы с крутозагнутыми рогами, олени, лани, верблюды, кабаны, рыбы и целые сцены охоты. Все рисунки высечены резцом. Со всех писаниц Бага-Зари в 1948 году были сняты эстампажи. Изображения более 80-ти писаниц хранятся в библиотеке села.

Дюрбены. Памятник археологии. Здесь находится одна из старейших в Бурятии палеолитических стоянок. Несмотря на природные катаклизмы жизнь в долине Селенги кипела во все времена. Более 10-30 тысяч лет назад здесь охотой и рыбалкой добывали себе пропитание древние предки современных зарубинцев. Обитали они в жилищах, похожих на шалаши, которые обогревались и освещались открытым очагом. В этих хижинах-чумах, покрытых шкурами животных, изготавливали они орудия труда из кремния с близлежащей гальки, шили меховую одежду и жарили на углях мясо и рыбу. Дюрбенские земли помнят великих кочевников хунну, могущественнных воинов Чингисхана, отважных защитников рубежей России - забайкальских казаков. Здесь по Удунгинскому купеческому тракту, построенному в 1870 году из Иркутска в Кяхту, проходил Великий чайный путь. Купеческие и казенные обозы, следовавшие по тракту, останавливались в Дюрбенах для отдыха и ремонта. За время исследовательских экспедиций, начатых здесь в 1897 году, в Дюрбенах нашли разрозненные кости человека, обломки перламутровой раковины, призматические и клиновидные нуклеусы, ножевидные пластины, наконечники листовидной формы, отщепы, фрагменты серого сосуда с круговой орнаментацией и с рубчатым валиком.

 

Цохойтой — могильник (средневековье). Находки: железные наконечники стрел, огнива, кремень, предметы из кости. Открыт Г. Ф. Дебецем в 1925 г.
Могильник Зарубинский (средневековье). Открыт в 1992 году археологом С.В. Даниловым, зафиксированы 4 сильно задернованные каменные кладки.
Зарубино — стоянка (палеолит). Подъемный материал: каменные орудия, нуклеусы, массивные отщепы, ножевидные пластины, скребки, скребловидные и нуклевидные орудия, фаунистические остатки, скорлупа яиц страуса. Открыта и обследована А. П. Мостицем в 90-х гг. XIX в.
Ивашка — стоянка (палеолит). Находки: нуклеусы-скребки, призматические пластинки из яшмовидных пород. Зафиксирована в 1897 году А. П. Мостицем. В 1927 году здесь собирал археологический материал Г. П. Сосновский, в 1948 году — академик А. П. Окладников.
314 км — стоянка (палеолит). Подъемные сборы представляют грубо-призматический нуклеус, боковое выпуклое скребло, пластины. Открыт в 1947 году академиком А. П. Окладниковым.
Нижняя Чонда — могильник (железный век). Состоит из 7-8 задернованных кладок, напоминающих хуннские. Памятник открыт в 1992 году группой по инвентаризации под руководством С. В. Данилова.
Ургун-Хундуй (Широкая падь) — херексуры (бронзовый век). Зафиксировано 19 херексуров, до 10-15 м в диаметре, с прямоугольными и круглыми оградками, с круглыми ритуальными кладками с восточной стороны оградок. Одна плиточная могила, имеющаяся в могильнике, расположена с северной стороны одного из херексуров. Могильник зафиксирован в 1948 году Н. Н. Диковым и Р. Ф. Тугутовым.
Тулду-Дабан — погребение (неолит). Находки: 6 кремневых наконечников стрел, кремневая пила, ножевидные пластинки, скребок, каменный молоток, обломки речной раковины, роговая накладка на лук. Обнаружено Ю. Д. Талько-Грынцевичем в 1901 году.
Худжир I — петроглифы (бронзовый век). На скале отмечены 3 рисунка: две пары параллельных линий, антропоморфные фигуры и пятна.
Худжир II — петроглифы (бронзовый век).Рисунки выполнены красной краской, состоят из нескольких антропоморфных фигурок, оградки и пятен. Открыты в 1947 году академиком А. П. Окладниковым.

 

Окрестности

Табангут-Ичётуйский дацан, Село Нижний Ичётуй.
Сартул-Булагский дацан, Село Верхний Бургалтай.
Дырестуй: Атаган-Дырестуйский дацан, крепость Баян-Ундэр, Дырестуйский Култук, Ильмовая девушка
Инзагатуй: гора Бурин-хан, поляна легендарных эдельвейсов, аршаны
Боргой: статуя Будды Шакьямуни, ландшафтная скульптура "Бегущие лани", знаменитая боргойская баранина
Петропавловка: Джидинская народная галерея, пещера Сарбадуй
Гэгэтуй: Сартул-Гэгэтуйский дацан, аршаны, плотина
Улзар: озеро Таглей, этнодеревня
Желтура: музей "Казачья изба", музей К. Рокоссовского, висячий мост
Закаменск: Енгорбойский источник, Ундэр Баабай, Субутуйские столбы, Уран-Душэ
Цаган-Усун: археологические памятники, реликтовая роща сибирского абрикоса
Усть-Кяхта: Богородице-Тихвинский храм, Ильмовая падь, Черная гора, пещера
Кяхта: Кяхтинский краеведческий музей, старинная архитектура, православные храмы, грязелечебница Киран, Мурочинский дацан

 

География

Расположено в 69 км к востоку от райцентра, села Петропавловка, в 13 км к юго-востоку от центра сельского поселения, улуса Дырестуй, на левом берегу Селенги. В 6 км севернее протекает река Джида. На южной окраине села находится станция Хужир Восточно-Сибирской железной дороги. Протяженность села — 2 км. Две улицы — Ульянова и Новая.

 

История

Основание села
По распространенной среди старожилов гипотезе, село основано в XVIII веке ссыльным из Санкт-Петербурга по фамилии Зарубин, которому понравились здешние места. Женился он на кочевой девушке-бурятке. Родились сыновья — Иннокентий, Семён, Андрей. Так начался джидинский род Зарубиных.

Много пришлого народа скиталось по Руси в поисках хороших земель. Сюда забрели и два бывалых мужика Волков и Лазарев. Остались здесь. Так образовалась деревня, в основе которой три коренные фамилии — Зарубины, Волковы, Лазаревы.

Время основания села не установлено. Скорее всего, оно было создано либо в период постройки Селенгинского острога в 1660-х годах, либо в первой четверти XVIII века, когда вдоль границы с Китаем устанавливались пограничные караулы, либо в середине XVIII века, во времена активизации русско-китайской торговли в районе Кяхты.

Селенгинский острог был возведен в 1665 году и располагался в 80 верстах от местности, в которой сейчас находятся границы современного села Зарубино. В то время окрестности острога активно заселялись русскими казаками и крестьянами.

В первой четверти XVIII века в Западном Забайкалье начала обозначаться пограничная линия с Китаем. Были учреждены караулы Желтуринский, Боцийский, Цаган-Усунский. Строились небольшие зимовья в долинах рек Джида, Селенга, Кяхта и Чикой.

После подписания в 1727 году Буринского договора (трактата), установившего государственную границу между Россией и Китаем в районе Забайкалья и Алтайских гор, вдоль всей пограничной линии были установлены 87 маяков (63 — к востоку от Кяхты, 24 — к западу). 3-й маяк охраняли казаки Дюрбенского хутора.

Пока устанавливается точная дата основания Зарубино, можно считать временем создания села 1728 год, когда был официально учрежден графом С. Л. Рагузинским Цаган-Усунский караул, включающий в себя хутор в местности Дюрбены, входящей в современные границы села Зарубино.

Административное устройство и демография
В соответствии с Уставом графа Сперанского 1822 года, регламентирующим общественное устройство инородцев, жители поселения Зарубина относились к категории оседлых инородцев. В эту категорию, как правило, входили православные буряты, ассимилировавшиеся с русскими. В эту же группу «так называемых инородцев» записывали и детей, родившихся в результате смешанных браков. Зачастую дети-метисы имели европейский облик, несколько похожий на тип греческий, иногда цыганский, а по замечанию некоторых исследователей, — на итальянский тип. Но это было уже не русское, а новое, отличительное население Сибири — карымы. В правовом отношении они мало чем отличались от соседних русских крестьян — их права и обязанности были равными. Особенность заключалась в том, что они наряду с кочевыми бурятами не отбывали воинской повинности, эту льготу им предоставила ещё императрица Екатерина II. Только с 1928 года мужское население села стали призывать в армию.

До 1903 года село относилось к ведомству Селенгинской степной Думы Селенгинского округа Забайкальской области. После административной реформы начала XX века и до 1918 года село называется Зарубинское, входит в Джидинский сомон Селенгинского хошуна (волости) Селенгинского уезда.

В 1852 году в селении «оседлых инородцев» Зарубинском числилось 22 дома.

Во время переписи 1916 года населенный пункт назывался селом Зарубинским и относился к Цаган-Усунской станице.

По переписи 1917 года в Зарубино (входит в состав Селенгинской инородческой волости) числилось 91 хозяйство, проживало 444 человека, из них 236 мужчин всех возрастов. Жители держали 327 голов лошадей (257 — рабочих), 512 голов крупнорогатого скота (186 — коров), 448 овец, 202 козы, 53 свиньи. Зарубинцы засевали рожью яровой 125,4 казенных десятин, пшеницей яровой 25 десятин, ячменем 0,7 десятин, овсом 13,6 десятин, гречихой 0,7 десятин. Инородцам на одну душу мужского пола полагалось 15 десятин казенной земли. Казакам землеустроительные нормы предусматривали 30 десятин на одну душу мужского пола.

С 1918 по 1920 годы село относилось к Селенгинскому аймаку. С лета 1920 года река Селенга стала государственной границей и вся её правобережная часть отошла к образовавшейся Дальне-Восточной Республике.

На 1 декабря 1922 года в селе Зарубино зарегистрировано 55 дворов с 155 жителями (80 мужского пола и 75 — женского). Расстояние до аймачного центра — села Иннокентьевское (Селендума) — 45 верст, до ближайшего города — Троицкосавска — 33 версты, до ближайшей пароходной пристани — Усть-Кяхты — 10 верст. Основное место сбыта сельскохозяйственной продукции и покупки продовольствия — Троицкосавск.

 

В 1925 году село Зарубино входит в Зарубинский сомон Селенгинского хошуна Троицкосавского аймака. В селе числится 56 хозяйств (35 — бурятские и ясачные, 21 — русские и прочие), проживает 303 человека (194 — буряты и ясачные, 109 — русские и прочие). Расстояние до ближайшей железнодорожной станции — 170 верст (Мысовая), до ближайшей пароходной пристани — 7 верст (Усть-Кяхта).

На 1 июня 1928 года село Зарубино входит в Усть-Кяхтинский сомонный совет Кяхтинского аймака (района).

В начале 1959 года Зарубино включили в состав Джидинского района.

Жители села до января 1932 года крестились в Богородице-Тихвинской церкви села Усть-Кяхта. Весной 1932 года храм был закрыт и перевезён по льду Селенги в Зарубино. В нём разместился сельский клуб.

Основные события, факты
Через село проходил Великий чайный путь по Удунгинскому купеческому тракту, построенному в 1870 году из Иркутска в Кяхту. Купеческие и казенные обозы, следовавшие по чайному пути, останавливались в Зарубино для отдыха и ремонта. В селе были построены заезжие избы, конные дворы, хранились запасы продовольствия и сена для проезжающих обозов. На окраине села находилась переправа через Селенгу (Еремеевский перевоз).

Пока не был упразднен купеческий тракт, зарубинцы активно занимались почтовой гоньбой, возили чиновников, ямщичили у купцов.

В 1918—1921 годах Зарубино было вовлечено в кровопролитную бойню гражданской войны. Здесь маневрировали военные части и окрестные местности часто превращались в поля сражений.

24 апреля 1918 года пароходные команды Зарубинского затона в верховьях Селенги создали красногвардейский отряд, избрали командира, помощника и секретаря, а вместе с бойцами всех насчитывалось 10 человек.

В 1918 году после падения Верхнеудинска, переправившись на левый берег Селенги, через деревню по территории Джидинского района уходила в Монголию изнуренная длительной войной 3-я Советская стрелковая дивизия. Через Зарубино в сторону Енхора проходил отряд Нестора Каландаришвили численностью приблизительно 800 человек.

Жители Зарубино пострадали от набегов банд атамана Семенова и барона Унгерна. Часть скота была заражена чумой. Ущерб был нанесен 25 хозяйствам. Было угнано 16 лошадей, взято 555 пудов сена, 204 пуда овса, 22,5 — мяса, 905 — муки, 0,2 — масла, 2 дохи, 4 пары гутулов, 1 седло, 6 одноколок, 69 комплектов упряжи, 24 овчины и 6200 рублей. Пуд мяса в то время стоил 1500 рублей, пуд муки ржаной — 400 рублей, пуд масла — 6000 рублей.

В Зарубино находился затон для зимовки речных судов. В зарубинском затоне располагались судоремонтные мастерские, включающие семь станков и один ручной меховой горн. 2 мая 1917 года рабочие затона создали профсоюз «Профессиональный союз пароходных рабочих по реке Селенга». В декабре 1923 года при затоне открылся рабочий клуб им. т. Калинина. В 1924 году мастерские были перевезены в Верхнеудинск, на базе которых в начале 1929 года был создан судоремонтный завод, который в 1965 году стал называться судостроительным.

В 1930-х годах советское правительство поручило инженеру С. П. Гончарову (позже — проектировщик дороги «Иркутск — Слюдянка») отыскать оптимальный вариант трассы железной дороги к границе Монголии. Строительство дороги началось в 1937 году и в предельно короткие сроки было завершено — уже к началу 1940-х годов железная дорога «Улан-Удэ — Наушки» с продолжением на Улан-Батор была построена. В 1939 году открыли станцию Хужир, в этом же году закончили возведение моста через Селенгу. Год завершения работ отмечен каменной выкладкой цифр «1939» на горе поблизости. Строили железнодорожную магистраль военнопленные японцы и заключенные Южлага, большинство из которых были жертвами «сталинского режима» (в селе их называли «бамлаками»).

В 1931 году была образована сельскохозяйственная артель, которой присвоили имя К. Ульянова — капитана парохода «Работник», расстрелянного в 1918 году белогвардейцами (семеновцами) на берегу Селенги и там же похороненного. В селе были куроферма, свиноферма и бараны, овощеводческое хозяйство, а также пасека, кузница, а потом и электростанция. Зарубинцы также заготавливали лес. В начале 1959 года артель присоединилась к колхозу «Коммунизм», который в декабре 1959 года объединился с колхозом «Октябрь», образовав совхоз «Октябрьский». Последний просуществовал до начала 1990-х годов.

В середине 1980-х годов в окрестностях села снимали несколько эпизодов художественного фильма «Горький можжевельник».

 


Транспорт

Как добраться
На южной окраине села находится станция Хужир Транссибирской железной дороги (магистральное ответвление TS-8 «Улан-Удэ — Наушки — Улан-Батор — Пекин»). От железнодорожного вокзала Улан-Удэ ежедневно отходят пассажирские поезда «Иркутск—Наушки» (в 7 утра местного времени) и «Улан-Удэ—Наушки» (в 17.45 местного времени). Время в пути — приблизительно 5 часов.

Из Улан-Удэ можно доехать до Петропавловки на маршрутном такси. Микроавтобусы отправляются каждый час, начиная с 9 утра, с автовокзала на улице Корабельная. Стоимость билета — 330 рублей. Из Петропавловки до Зарубино можно добраться на перекладных: сначала доехать на маршрутном такси до поселка Джида, а дальше придется добираться на частном такси или автостопом на попутных машинах. Голосующий на обочине дороги — распространенное явление в Джидинсокм районе, поскольку общественный транспорт курсирует только между райцентром и несколькими крупными селами.

Ближайший аэропорт — в Улан-Удэ.

Транспорт в Зарубино
Общественного транспорта в селе нет. Для передвижения по окрестностям население пользуется собственными автомобилями, мотоциклами, велосипедами, лошадьми. Дорога до Дырестуя гравийная, дальше — с асфальтовым покрытием. Есть дорога через селенгинский мост (в окрестностях Цаган-Усуна) в Наушки и Кяхту.

 

Где поесть

Пунктов общественного питания в селе нет. Поесть можно только в усадьбах местных жителей. Кухня сибирская — русско-бурятская.

Ночная жизнь
Прогулки под магически ярким звездным небом
Песни у костра на берегу Селенги
Ночевка на сеновале
Дискотека в сельском клубе
Ночная рыбалка

 

Отели, хостелы и прочие

Гостиница "Комфорт", Петропавловка, ул. Свердлова, 49 "а". ☎ +7 (3012) 406-402, +7 (9021) 67 56 17. 800—3000 руб.. Одноместные и двухместные номера. В номерах чайник, чай, кофе, возможен завтрак. Есть бильярд (200 рублей/час)

 

Культурные (и не очень) мероприятия

Ботаническая экскурсия на гору Хараты
Археологическая экскурсия по местам хунну (Оргойтон, Баян-Ундэр, Дырестуйский Култук)
Изучение петроглифов на Бага-Заре, в Оргойтоне, в Дюрбенах
Прогулки на лодке по Селенге
Рыбалка с весельной лодки, приготовление ухи на костре. В здешних местах водится осетр.
Экскурсия в пещеру на Черной горе (правый берег Селенги)
Прогулки на велосипеде по окрестностям села
Верховая езда на монгольских лошадях
Пешие экскурсии по горам, лесам, полям
Наблюдение за насекомыми, птицами, мелкими животными
Сбор ягод, грибов, целебных трав
Изучение крестьянского быта: выпас коров, овец, коз; дойка скота; стрижка овец; заготовка корма для скота (сенокос); уход за огородом.
Деревенские забавы — народные игры, гулянья, купание в реке, русская банька.

 

Интересная и полезная информация

Связь — Мегафон, МТС.