Ждиар или Дьяр, Словакия

Транспорт
Где поесть

 

Описание Дьяр

Дьяр или Жиар (прежнее название Žjár) - деревня и муниципалитет в районе Попрад Прешовского края в Спише на севере Словакии. В исторических записях деревня была впервые упомянута в 1409 году. Ее имя было Страган. Местные жители занимались сельским хозяйством, пастбищами и производством древесного угля. С конца 19 века они стали заниматься туризмом. Муниципалитет расположен на высоте 896 метров у подножия Высоких Татр и занимает площадь 27,323 км². Население составляет около 1340 человек. Дьяр находится у подножия горнолыжного и бегового лыжного курорта Стредница. В деревне начинается несколько пешеходных троп в Высокие Татры.

 

Достопримечательности Дьяр

Дьяр расположен у подножия хребта Белянских Татр, и поэтому здесь открываются довольно удивительные виды. В центре города находится красивая католическая церковь 19 века.

 

География

Деревня расположена в центральной части бассейна Липтовской котлины (часть более крупной Подтатранской котлины) ниже Западных Татр на Смречянке. Муниципалитет включает в себя долину Жярска долина до главного хребта Западных Татр. Центр города находится на высоте 760 м над уровнем моря. и находится в 10 километрах от Липтовски Микулаша.

Соседние муниципалитеты: Зуберец на севере, Ямник на северо-востоке, Липтовски-Микулаш (район Святой Штефан) на востоке, Ветерна-Поруба на юге, Смречаны на юго-западе и Яловец на западе.

 

История

Первоначально некоторые историки утверждали, что село было основано в 1282 году как Страгар, т.е. территория, подаренная королем Владиславом IV. 12 июля 1282 года Козьму, Микулашу и Штефану, сыновьям Зумбота, и комиссару Арнольду, сыну Детричго, за их заслуги. Это была земля Страгара и Шварцвальда в Спишской Столице. В конце акта дарения есть описание границ. По словам историка Бранислава Варсика, эту землю следует отождествлять с сегодняшними Бушовцами, а не с Ждиаром. Первоначально на этой территории поселилось валашское население, которое занималось земледелием в Любовнском поместье, поддерживаемом Польшей. После 1584 г. Юрай Хорват из Плавча купил имение Недеца у А. Лаского и стал крупнейшим феодалом Спиша. Ему также принадлежали земли, на которых разрозненные поселенцы занимались земледелием, вырубали леса и пасли скот. Юрай Хорват на основании нового закона о добыче полезных ископаемых заставил их осесть и начать обрабатывать землю на заранее определенных участках земли. Основание села относится к началу второй половины 16 века. Ждиар был основан Франтишеком Лужинским, кастеляном хорватских землевладельцев. В 1590 году Ждиар был небольшим постоянным поселением валашского населения. Якобы в сгоревшие леса пришли 13 семей и поделили территорию на 13 частей. Вот так и сделали поперек ручья 13 одинаковых участков леса, создав таким образом границы. Земля, на которой они возделывали землю, имела относительно большую площадь. Благодаря им поселение расширилось до 6 км в длину. Во второй половине 16 века долину вокруг ручья заселили пастухи и угольщики из окрестных деревень, особенно из Лендака. Выжигали лес, расширяли пастбища. Они назвали эту деятельность «излучением» леса. Вот почему деревня называлась Жиар. В документе 1773 года он упоминается как Ждяр. В 1808 году использовалось имя Жяр.

Во время второй волны колонизации были разделены боковые долины и прилегающие холмы. Жители превратили часть пастбищ в валки с помощью мотыг. По мере совершенствования сельскохозяйственных орудий и появления плуга мотыжное земледелие превратилось в плужное. Мотыжное земледелие было характерно для высокогорных поселений, поэтому создавались изолированные лазы, скиты, «шали» и «чолварки». На новых участках в Бачелдовой долине и под Антошовской верхой, в Павловской долине, Блащацкой долине, Бартушовой и Монковой долинах, а также на Сладковской верхе было создано несколько населенных пунктов, которые административно принадлежат деревне.

В административном отношении Ждиар принадлежал Спишскому уезду. С 18 века до района Магура. Позже, с 1 мая 1884 г., в Кежмарский уезд. Помимо земледелия на земле и в лесах, некоторые жители Ждиара занимались контрабандой, браконьерством и бандитизмом. Известна также «воровская дорога», которую после Первой мировой войны назвали Дорогой Свободы. он вел из Ждиара через Татранске Матляре в Старый Смоковец и далее вокруг Вышне Хаги в Штрбу и Выходну. Королем татранских браконьеров был Йонек Лысый из Яворины, который якобы предпочитал охотиться на серн и сурков.

 

Архитектура

До конца 19 века строились однокомнатные деревянные дома. Самыми древними были избы пастухов и угольщиков с очагом внутри избы с одним входом, без крыши и окон. Они также служили амбарами. Ночью и в холодные дни в них также жили со скотом. Чтобы иметь возможность зимовать в избах, отводили стойло (обычно угол у очага и возле двери) для содержания скота. Этот уголок стал основой конюшенного дома. Позже, примерно после 1892 года, он стал переделываться в дом зального и камерного типа, который должен был обслуживать большую семью. Они сделали небольшие окна и чердаки. Для строительства дома использовались натуральные материалы мергель, глина и песчаник, сланец, известняк и доломит. Лес был по Терезиану урбанистом и после реформ Юзефа II. строго охраняется с 1871 года. Только крестьянские подданные имели право на строительную древесину. Паек был скуден. Крестьяне в основном воровали дрова. Они долго смотрели и ухаживали за деревьями. Их рубили не по пятницам и не в полнолуние, а между полнолунием и новолунием, чтобы на древесину не нападали насекомые. Каждый владелец нового дома старался расположить жилую часть на солнечной стороне, а хозяйственные постройки — так, чтобы они находились под присмотром хозяина. В Ждиаре, а также в прилегающих горных поселениях они построили основные хозяйственные постройки (конюшню и амбар) напротив жилого дома, на север. Между амбаром и амбаром с западной стороны строили сараи для свиней, а с восточной – четырехколонную крышу (как сарай), под которой ставили повозку, сани и другие инструменты. Эта конструкция решала задачу защиты двора от ветров и от непрошенных гостей, диких животных. Прежде чем плотники начали класть первые бревна, они также преклонили колени вместе с членами семьи и помолились. Место под фундаментами («камнями») окропляли святой водой. Они не начинали строить дом в пятницу, в полнолуние и новолуние. На первых стволах по углам были вырезаны кресты и помещены в них священные травы, монеты и святая вода в бутыли. Для защиты от ветров по углам кладут связанную в ткань соль. Они верили, что когда ветер приближается к дому, он слизывает соль с углов и движется дальше.

Размеры жилых комнат были три на три метра, редко больше. В комнату входили через вестибюль («холл»). В комнату зашла из холла "прога". Дверь со двора в зал и комнату имела деревянный замок, а до конца 19 века - деревянный ключ. Зал был лишь частично закрыт крышей. В нем был проем, в который вела лестница («обутая»), ведущая на чердак, который содержался в чистоте, как и пол комнаты. Место, откуда шел дым от открытого очага в помещении, называлось «кох». Дым, выходящий из бокового проема, задевал висящие сосиски и затем свободно распространялся по чердаку и под крышу.

Сегодня даже самые старые жители Ждиара уже не помнят открытых каминов. До 1920-х годов фундамент печи опирался на деревянную конструкцию с дымоходом и варочной «тарелкой» рядом с ней. Позже на смену пришли кирпичные печи, изразцовые печи с «листами», железные печи с хлебопекарной печью, электрические и газовые печи.

Не менее важным был эстетический аспект интерьера. Даже входная дверь была искусно украшена резьбой, деревянными замками, ручками и рамами. Стол был сделан из елового дерева, вокруг парадных и камерных стен стояли скамьи, в инвентаре были шкафы и сундуки. Они были декоративно украшены орнаментом, нарисованным свободно кистью или вырезанным на доске. Вместо сегодняшних кроватей борта были сделаны из досок, и только в 19 веке они превратились в кровать, но без изголовья. Борта были подбиты соломой, травой и т. д. На подкладке было одеяло из овечьей шерсти, ковер из лоскутов, старые шубы. Одеяла и подушки были известны только в середине 19 века. На кровати спали молодожены, больные дети и матери. Старые члены семьи спали в камере, молодые на скамьях у стены, а летом на гумне. Убранство комнаты состояло из картин с религиозными сюжетами, написанных на стекле, которые покупали в паломничествах. На стенах висели кувшины и тарелки. В XIX веке стали использовать репродукции святых, австрийских императоров, венгерских королей и др., картины на военную тему, фотографии членов семей, переехавших за границу.

Внешняя отделка домов была сосредоточена на фасаде. Дома в Ждиаре были своего цвета. Частая смена погоды — ветер, снег, дождь, солнце — окрашивали срубы, доски и черепицу в мягкий индийский красный цвет. Это была отличная основа для декоративного оформления. О ней в основном заботились женщины. Он состоял из растительных мотивов. Деревянные дома имеют синие стыки, а их оконные рамы и деревянные балки украшены орнаментом.

После Второй мировой войны первоначальная архитектура поселка была частично разрушена, и сегодня в Ждиаре преобладают современные постройки. Некоторые построены в духе архитектуры традиционных народных построек. В 1977 г. памятниками народного зодчества объявлены четыре редкие группировки народных построек.

 

Фольклорные традиции

Костюмы горала - характерная одежда Ждиара. Некоторые пожилые жители носят их по воскресеньям или в другие праздничные дни. Поскольку через деревню проходил важный торговый путь из Спишска Бела в Нове Тарг, местная одежда развивалась быстрее, чем в других районах. Они могли покупать материалы для завершения деталей, что делало их костюм более богато украшенным, чем в окрестных более бедных горальских деревнях. Характерной деталью женского костюма ждиар является т.н. "raňt seuch" - прямая полоса тонкой ткани из очень тонких льняных нитей с особым узором переплетения, на котором использовалась толстая белая хлопчатобумажная нить. Замужние женщины украшали голову высоко надетой на макушку шапкой, которую поддерживала круглая циновка, вокруг которой наматывали волосы. Шапочка была украшена разноцветными кружевами и пайетками. Когда они выходили, они повязывали его платком, что создавало очень типичное украшение ждярских женщин. Ждиарские мужчины обычно носили брюки («портки»), пальто («кабанцы») из грубого сукна, рубашки из грубого полотна и безрукавные шубы. В частности, украшали вышитым орнаментом тулупы ("сердаки"). На голове у них была характерная «шапка» — шапка, украшенная белыми мелкими ракушками и большим орлиным пером.

В 1925 году в Ждьяре был создан первый ансамбль народного творчества. Затем его традиции продолжили Ян, Матей и Юзеф Питонаковцы и Войтех Сабански, основавшие фольклорную группу «Ждиаран». С 1925 года Ждьяр часто посещал знаток народного творчества Карел Плицка, который, помимо уникальных документальных фотографий, снял здесь множество киносцен для фильма «Земля поет».

 

Туризм

В 1970-х и 1980-х годах Ждиар был одним из самых популярных мест для туристов в Татрах. В летний сезон здесь ежедневно размещалось до 3000 гостей. Ždiar стал крупнейшим отелем Tatra. До 1969 года большинство посетителей составляли туристы из Германской Демократической Республики. Закрытие пешеходных троп в Белянских Татрах значительно сократило количество туристов. В настоящее время пик туризма переживает Бахледова долина, в которой находятся различные туристические достопримечательности и подъемник, а также лыжная поляна на Стреднице. Ждяр, несмотря на закрытие некоторых когда-то привлекательных туристических мест в Белянских Татрах, является отправной точкой для очень хороших и отличных условий для летнего туризма - образовательная односторонняя тропа Монкова долина (Mąkowa Dolina) - Копске седло (Kopskie Siodło, Siodło pod Копа), езда на велосипеде, лагерь, отдых. Зимой туристы из региона, Словакии и других, в основном европейских стран, любят пользоваться услугами горнолыжного курорта Ждяр-Стредница (Зор-Средница), а также другими частными подъемниками, расположенными на пологих, средних и крутых склонах со средней длина около 300 м.

В настоящее время поселок предлагает множество вариантов размещения в частных домах и пансионатах, отличные услуги общественного питания и информации. Муниципалитет сотрудничает с городом Спишска Бела, который управляет территорией горного хребта Бельянские Татры, образовательной тропой в сотрудничестве с Туристической ассоциацией села Ждиар и Белянской пещерой, расположенной примерно в 11 км от Ждиара в деревне. Татранска Котлина.

Деревня не пострадала от урагана 19 ноября 2004 года. Таким образом, хвойные и, в меньшей степени, смешанные леса сохранились на всем протяжении горного хребта Спишска Магура и Белянских Татр.

 

Население

По переписи 2011 года в Дьяре проживало 436 человек, из них 422 словака, два чеха и один мадьяр. 11 жителей не сообщили о своей национальной принадлежности.

245 жителей исповедовали Евангелическую церковь AB, 102 жителя Римско-католической церкви, трое жителей Объединенной методистской церкви, двое жителей Греко-католической церкви и один житель Свидетелей Иеговы; один житель исповедовал другую конфессию. 56 жителей были неконфессиональными, а конфессиональная принадлежность 26 жителей не была определена.

 


Транспорт

Как добраться

До Дьяра можно легко добраться на автобусе по линии Попрад до Лыса Поляна.

 

Транспорт по городу

Дьяр - небольшая деревня с точки зрения населения, но его длина составляет несколько километров, поэтому идеальным способом передвижения является велосипед.

 

Где поесть

Rustica Pizza and Pub, Дьяр 334. Делает хорошую пиццу и действует как паб для деревни. Они готовят пиццу двух размеров: обычную (ваша средняя пицца с 8 ломтиками) и XXL, ширина которой составляет около 50 см (20 дюймов), и для ее завершения необходим здоровый аппетит. Каждый маленький сантиметр стен покрыт старинными фотографиями и интересными предметами всех описаний. Это уютное местечко с великолепной атмосферой. Пиво, вино и спиртное меню обширное и очень дешевое. Пицца отличная. Эта маленькая жемчужина в горах также может похвастаться отличным интернет-соединением и обширной картой и путеводителем внизу.