Спишска Нова Вес это город в Кошицком крае Словакии. Город расположен к юго-востоку от Высоких Татр в регионе Спиш и лежит на обоих берегах реки Хорнад. Это самый большой город района Спишска Нова Вес (окрес). Туристические достопримечательности поблизости включают средневековый город Левоча, замок Спиш и национальный парк Словацкий рай. Здесь проводится музыкальный фестиваль Divertimento musicale раз в два года, в котором принимают участие любительские музыкальные ансамбли со всей Словакии.
Поселение в районе города относится к эпохе неолита. Есть
свидетельства процветающего общества, которое было знакомо с добычей
и переработкой меди. Когда прибыли кельты, они принесли с собой
передовые технологии железа. Кельтские монеты были найдены в
регионе. В течение 6-го века, периода, известного как Великое
переселение, славянские племена появились в области Спиш. В течение
10-го века структура их поселений стабилизировалась, и были
установлены важные коммуникационные дороги. Поселок был включен в
состав Великой Моравии. Не позднее 12-го века был основан Словацкий
поселок, известный как Иглов, расположенный между улицей Млинска
(улица Мельница) и Редута, в центре нынешнего города. Поселение
сильно пострадало от вторжения татар в 13 веке. Саксонские
(карпатские немецкие) колонисты были здесь поселились в 13 веке, и
их поселение стало называться «Вилла Нова» или «Нойдорф», охватывая
территорию нынешнего города. Иглов и Нойдорф были объединены в один
город во второй половине 13 век.
Город получил права на рынок
в 14 веке и стал важным торговым городом. В 1380 году он стал
официальным шахтерским городом и имел самый большой уличный рынок в
Королевстве Венгрия. Медная добыча была важной деятельностью. Металл
обрабатывался в печах, которые работали на дровах из окрестных
лесов. Конрад Гаал создал готический колокол, который изготовил
большой висячий колокол для венгерского Людовика I, и,
следовательно, был посвящен в рыцари в 1357 году. Колокола,
изготовленные Конрадом Гаалом, все еще висят и образуют важную
монументальность европейского готического литейного производства.
В 1412 году Спишска Нова Вес вместе с несколькими другими
городами Спиша была передана в качестве залога под залог венгерским
королем Зигмундом польскому королю Владиславу II Ягелло. Это
обещание длилось 360 лет.
Кузнецы были первыми местными
мастерами, которые объединились в гильдию, которой в 1436 году были
предоставлены королевские привилегии. Они выплавляли собственную
руду или строили водные кузницы вдоль рек Хорнад и Дубница. Медники
делали котлы определенного веса, потому что чайники широко
использовались в качестве платежного средства. Существовали угольные
горелки и даже сборщики смолы, которые собирали смолу с деревьев для
производства смолы для смазочных вагонов. Там были рулевые, куперы,
ткачи, столяры, оружейники, пловцы, пекари, скорняки, дубильщики,
повара и мельники, охотники, рыбаки и пчеловоды.
В Спише было
много немцев, и благодаря их влиянию город стал лютеранским в 1540-х
годах. Между 1569 и 1674 годами католические службы были запрещены в
заложенных городах. Было много контактов с Польшей, и это помогло
стимулировать национальное самосознание словацкого народа.
Заложенные города были возвращены Венгерскому королевству в 1772
году. В 1778 году Спишска Нова Вес стала столицей провинции 16
городов Спиш.
В 19 веке производство керамики было важным в
городе. На всех продуктах был товарный знак, образованный словом
«игло» с двумя скрещенными молотами шахтеров. Другие виды
промышленной деятельности включали добычу нефти и ткацкое
производство, а также сельскохозяйственные машины. С 1870 года
железная дорога была важным средством связи. В 1894 году была
построена электростанция, и условия жизни улучшились. В июле 1929
года выставка «Подтатранская улица» показала результаты
экономического роста и сделала город известным в Словакии. Во время
Второй мировой войны Спишска Нова Вес была взята советскими войсками
18-й армии 27 января 1945 года.
Спишска Нова Вес сегодня
Спишска Нова Вес сегодня является туристическим направлением, как
из-за самого города, так и из-за природной среды близлежащих
Словацких райских гор. Сердцем города является квадрат в форме линзы
(квадрат с выпуклыми сторонами), типичный для средневековых городов.
Это культурный, административный и деловой центр Спишской области,
богатый искусством и историческими памятниками.
Прежде всего, в центре города стоит трехнефная готическая церковь
Успения Девы Марии. Его строительство восходит к 14 веку, а его
архитектура была частично сохранена. Барельеф коронации Девы Марии
на готическом тимпане на южном портале церкви считается одним из
самых красивых в области Спиш. Он содержит резьбу мастера Павла
Левочского. Боковые колонны увенчаны готическими вершинами,
оканчивающимися скрещенными розетками. Розетка с ажурной короной
венчает вход в церковь. Башня высотой 87 м, самая высокая церковная
башня в Словакии. Неоготическая вершина башни датируется 1893 годом
и была выполнена архитектором Имрихом Штайндлем. Неоготический
алтарь датируется концом 19 века. Церковь содержит несколько
литургических сокровищ: крестообразный серебряный (и частично
позолоченный) реликварий придворного ювелира Сиены Николаса Галлика
(первая половина 14-го века - но инициалы NC также могут относиться
к возможному вкладчику Николаю Кастеллану), серебро (частично
позолоченное) распятие и чудовище, приписываемое Антонио из Кошице
(начало 16-го века), чаша Яна Колбенхайера (1795) и редкий бронзовый
купель для крещения (вторая половина 13-го века). Группа Голгофы
(1520) - это еще один шедевр мастерской Павла Левочского. Сводчатый
потолок церкви содержит картины раннего Возрождения с евангелистами
и четырьмя ангелами, играющими на музыкальных инструментах.
Евангелическая церковь, стоящая рядом с ратушей, была построена в
стиле классицизма между 1790 и 1796 годами. Она имеет крестообразную
планировку. Внутри находится алтарная часть Христа на Масличной
горе, написанная датским художником Стандером. Колодец украшен
алебастровым рельефом Христа с Добрым Самарянином.
Другим
ценным архитектурным памятником является провинциальный дом, в
котором сейчас находится музей Спиша. У этого есть барочный фасад,
но подвал датируется 13-м веком. Этот дом был ратушей со времен
Средневековья до 1777 года. Мирный договор между Иоанном Яскрой из
Брандиса и венгерским королем Владиславом был подписан здесь в 1443
году. Его фасад включает в себя подземный переход "Ворота Левоча", в
середине арки которого находится гребень провинции XVI городов Спиш.
Верхняя часть фасада украшена лепными мотивами в стиле рококо
(rocaille), представляющими на латыни моральные качества, требуемые
городским чиновником: (слева направо) PONDERE SOLO (В зависимости
только от важности), UTQUIS MERETUR (как того заслуживает), SUUM
CUIQUE (дайте всем должное), DIE NOCTUQUE (днем и ночью), IN SOMNIS
CUSTOS (страж во сне), HINC OCULOS NUSQUAM (не отворачивая глаза).
Ратуша была построена в 1777-1779 годах в классическом стиле и
реконструирована в середине 1990-х годов. Главный фасад обращен на
юг, а главный вход - с северной стороны. Южный фасад имеет три
больших арочных окна, расположенных между четырьмя полуколоннами под
массивным тимпаном. Внутри тимпана находится герб города между двумя
грифонами. У двух внутренних колонн есть ионные капители. Зал Совета
занимает два этажа и богато украшен пилястрами и сграффито с
мотивами драпировки, чередующимися с городским гербом.
Здание
театра "Редута" было построено в стиле модерн в период с 1899 по
1902 годы будапештским архитектором Коломаном Герстером. Он разделил
его северную и южную части ризалитом (выступ, выступающий из
фасада). Он акцентировал углы здания четырьмя башнями. Он продлил
западную часть в полукруглый вестибюль. Стена сцены украшена
росписью словацкого местного художника Йозефа Ханулы. Сегодня здание
объединяет театр, богато украшенный концертный зал и ресторан.