Стична


.

 

 

 

 

Транспорт
Где поесть
Отели, хостелы и прочие
Культурные (и не очень) мероприятия
Интересная и полезная информация

 

 

Описание Стична

Стична (нем. Sittich) - это деревня в муниципалитете Иванчна Горица в центральной части Словении. Район является частью исторического региона Нижняя Карниола. В настоящее время муниципалитет включен в статистический регион Центральной Словении. Он расположен к северу от Иванчна Горица и наиболее известен своим цистерцианским аббатством. Аббатство датируется 12 веком и является старейшим монастырем в Словении. Он включает в себя деревни Рупе, Шторовье (в более ранних источниках также Сторнье) и Свиньска-Вас (словенский: Свинска-вас, немецкий: Швайндорф). Бывшая деревня по имени Каффехаус также стояла между Свинска Вас и Рупе.

 

 

 

Стична была впервые засвидетельствована в 1136 году как Ситик и Ситикум. Он происходит (через диссимиляцию) от Štična, который развился через сокращение гласного от Žitičina, созданного из личного имени Žitiťь (который был основой для немецкого имени sittich). Žitiťь был гипокоризмом имени žitъ. Архаичный вариант названия, Затичина, все еще использовался в начале 20-го века. В прошлом поселение было известно как Sittich на немецком языке.

 

 

Достопримечательности Стична

Стична цистерцианский монастырь
Цистерцианский монастырь Стична, также цистерцианское аббатство Стична или Стишка цистерца - старейший монастырь на сегодняшней словенской территории и единственный цистерцианский монастырь, который все еще действует (другим был монастырь Костаневица на Крки). Внутри монастыря находится базилика Скорбящей Богородицы, которая также служит приходской церковью.

Начало монастыря относится к 1132 году. Вскоре после своего основания монастырь стал важным религиозным, культурным и экономическим центром Карниолы. До реформ Жозефины богатая монастырская библиотека хранила ценные иллюминированные рукописи на латыни XII и XIII веков, которые были созданы в скриптории Стична. В 1428 году в монастыре была создана рукопись Стична, один из первых письменных памятников в словенском языке, важный для словенской литературы. На протяжении веков монастырь менял свой архитектурный облик, и сегодня мы находим следы романского стиля, готики и барокко. До наших дней сохранилось самое старое ядро ​​монастыря, образованное знаменитым монастырем и религиозной церковью. Во время реформ Иосифа II. в 1784 г. монастырь был распущен. Он был возрожден цистерцианцами только в 1898 году. С тех пор монастырь снова функционирует без сбоев.

Сегодня монастырь и церковь охраняются как недвижимые памятники национального значения, а сам монастырь является важным религиозным и культурным центром.

 

История
Основание монастыря
Основание монастыря напрямую связано с аквилеским патриархом Пелегрином I., который, желая основать первый монастырь на территории Карниолы, получил землю от лордов Вишнегорских (братьев Генрих, Дитрих и Майнхэм) для основания монастыря. монастырь в местечке под названием Ситик, правила цистерцианцев для lego монастыря. Подготовка к основанию монастыря началась еще в 1132 году, когда он занял свое кресло в Аквилеи. Раньше на территории Карниолы не было монастырей, которые принадлежали территории Аквилейского Патриархата, а в Каринтии и Штирии их уже было много. Что касается основания монастыря, Пелегрен I. связался со своим знакомым и другом Бернаром Клервоским, основателем нового цистерцианского ордена.

Первые двенадцать цистерцианских монахов, вероятно, прибыли в Доленьску из монастырей Эбрах во Франконии, Моримон во Франции и из монастыря Рейн в Штирии и поселились в предпартии в Шентвиде недалеко от Стичны, откуда они возглавили строительство монастыря. . Согласно религиозной традиции, монахи перебрались в монастырь 8 июля 1135 года. Основополагающий документ, который стал последним юридическим актом основания монастыря, был издан Пелегрином I 24 сентября 1136 года. Монастырь также получил много имений в Стичне у реки Теменица, в винодельческом районе Ново место. Владение монастырем, которое было экономической основой его существования, было распространено на определенные районы Сухой Краины, Нотраньски и Верхней Штирии в первые годы его работы на дары Пелегрина I, графов Вишнегорских и других благородных семей. и такие дары стали более заметными. прекратились только в 12 веке. В 1136 году религиозная община также приняла первого аббата по имени Винсент, который прибыл из Франции. Центральный храм Богородицы был завершен и освящен 8 июля 1156 года в праздник Св. Килиана, и был освящен самим Пелегрином I.

Существует также легенда об основании монастыря, в которой говорится, что монахи монастыря начали строить примирение в другом месте, но их стены рушились каждую ночь, поэтому им приходилось каждый день начинать заново. И вот однажды они увидели неподалеку зеленую птицу, которая беспрерывно пела: «Сиди ик! Сиди ик! (Латинский: пусть будет здесь!). Монахи послушались его и начали строить на этом месте, но стены больше не рушились. Место получило свое нынешнее название Стична, а упорная птица заняла свое место на гербе Стичны. Некий Михаил упоминается в документах как мастер-строитель, и неясно, был ли он главным каменщиком или просто одним из каменщиков, принимавших участие в строительстве.

В марте 1215 года папа Иннокентий III. издал по просьбе монахов Стичны привилегию для монастыря, в которой подтвердил их права и владения и предписал им некоторые положения, касающиеся духовной и экономической жизни.

История монастыря от основания до роспуска в 1784 году.
Помимо молитвы, цистерцианские монахи также посвятили себя работе (вдоль реки Ора и лаборанта), а также культуре (скриптории, библиотека, монастырская школа, музыкальная школа), благотворительности (забота о бедных, исцеление) и экономике деятельности (управление подчиненными). фермы и усадьбы). Начиная с 13 века, они также посвятили себя духовному пастырскому попечению и приобрели различные приходы. Первый приход был приобретен монастырем в 1256 году, последний - в 1668 году.

Монастырь расширял свои владения в основном за счет пожертвований важных дворянских семей. Подавляющее большинство пожертвований было связано с желанием сделать монастырь жертвователем после годовщины его смерти (годовщины смерти). Так, многие члены дворянских родов Вишнегорских, Ауэрсперг, Шнитценпаумер, Шумбершки, Козьяшки, Сивбенски, Чретешки, Меховски, Хмелнишки, Жебнишки, Галленбергские, Мокроношки, Рауберьевы нашли свой покой в ​​монастыре Ластьев, Ластьев. В монастыре была захоронена Вирида Миланская, жена австрийского герцога Леопольда III, много лет жившего в соседней Приставе.

Мало что известно об обычной жизни в монастыре в средние века, поскольку никаких документов, кроме сообщений о проступках, не сохранилось. Среди монахов монастырь принимал в основном членов местных дворянских семей.

В 13 веке монахи построили мызу Байоф в районе Тршка-горы, посреди виноградников. В 14 веке наступил застой и упадок религиозной и экономической жизни, а также разгульная жизнь некоторых аббатов (например, Альберта Линдешки).

Во второй половине 15 века монастырь подвергся серии турецких нападений, которые опустошили Стичну в 1471 и 1475 годах. В это время многие настоятели укрепили монастырь стенами и оборонительными башнями. Они даже добавляют к могучему амбару постройку, напоминающую крепость.

 

Даже в 16 веке монастырь все еще переживал кризис, и он снова процветал в 17 веке, в основном благодаря лучшему контролю в виде посещений. Между 1628 и 1630 годами аббатство построило городской особняк на Старой площади в Любляне, который сегодня известен как поместье Стична. Расцвет монастыря продолжался до его внезапного роспуска 4 октября 1784 года. Австрийский император Иосиф II. своими реформами он распустил большинство социально бесполезных монастырей созерцательных орденов, в том числе цистерцианцев. Их имущество было передано религиозному фонду (Religionsfond).

История монастыря от роспуска до возрождения в 1898 году.
Помещения монастыря обслуживали различные конторы, так что в нем размещались налоговая инспекция и суд, чиновники получали квартиры, многие кельи монастыря были превращены в тюрьмы, в магазин, а также в школу. В 1784 году был основан стичненский приход, который после роспуска монастыря взял на себя духовную опеку в этих местах и ​​заботу монастырской церкви.

История монастыря с момента его возрождения.
Монастырь был выкуплен цистерцианским аббатством Веттинген-Мехрерау на Боденском озере в 1898 году, когда цистерцианский орден отмечал 800-летие своего существования. Аббатство Веттинген-Мехрерау хотело отметить эту почтенную годовщину возрождением одного из заброшенных монастырей. Аббат Ловренц Вохер выбрал Костаневицу и Стичну и в конце концов решил возродить Стичну, которая имела более важную историческую роль. Аббатству пришлось выкупить большую часть поместья у имперско-королевского правительства в Вене, а также много у собственности дворян Фёдрангсперг. Поскольку большая часть земли была также куплена частными лицами после роспуска, полная реституция первоначальной собственности была невозможна. После долгой и трудной реставрации Стична действительно не оправилась до периода между двумя войнами, когда количество монахов сильно увеличилось. Он также был значительно укреплен экономически, поскольку тогда были построены новая мельница с электрической турбиной, лесопилка, монастырские конюшни и молочно-сыроваренный завод.

Во время Второй мировой войны здание монастыря подверглось бомбардировке, после войны большая часть монахов уехала в Австрию.

В 1950 году большая часть монастырских земель была национализирована. Часть зданий, в которых разместились восьмилетняя школа, гимназия, интернат и квартиры некоторых профессоров, также была национализирована.

В исполнении др. Антон Надра для настоятеля в 1979 году начался возрождение монастыря. После разгосударствления, с возвращением монастырских помещений в стены (восьмилетняя школа и гимназия переехали во вновь построенную школу), монастырь восстановил свое первоначальное предназначение, которое сохраняется и по сей день.

Скрипторий
С 1175 по 1181 год при монастыре действовала рукописная мастерская. До изобретения печати Гутенбергом (около 1450 г.) было еще далеко, и ручное копирование записей (рукописей и пергаментов) долгое время происходило почти исключительно в монастырях. По оценкам экспертов, за это время в Стичне было написано около 70 рукописей. Большинство из 32 работ, которые сохранились сегодня, хранятся в Национальной и университетской библиотеке Любляны. Остальное было передано Венской придворной библиотеке в 1784 году, когда монастырь был распущен.

Поэтические рукописи
Особое значение стенограмм, созданных в монастыре Стична, заключается в их превосходном качестве. В монастыре создавались коды, которые можно было измерить по современным рукописям крупных религиозных форпостов по всей Европе того времени. Помимо переписчиков важную работу выполняли и важные осветители. Они рисовали иногда замечательные искусственные инициалы в начале отдельных частей текста, а также творческие миниатюры и роскошные рисунки, которые обычно относились к содержанию книги. Продолжалась ли работа по транскрипции после 1181 года, когда монастырский скрипторий перестал функционировать, сегодня не может быть достоверно установлено, поскольку свидетельства того периода не сохранились. Однако позже транскрипция снова ожила. В первой половине 15 века здесь была написана так называемая рукопись Стична. Это короткие религиозные тексты на словенском языке, которые были добавлены к латинской рукописи неизвестными монахами. Он также содержит небольшой словенско-латинский словарь. Рукопись, которая сегодня также хранится в Национальной и университетской библиотеке, является одним из самых важных средневековых текстов на словенском языке.

 

Учреждения и события, связанные с монастырем
Сегодня в монастырских зданиях также находятся штаб-квартира Стичненского прихода (в старой мельнице) и Музея христианства (в старой прелатуре). Когда-то здесь находилась и Стична гимназия, и каждый год в монастыре проводится мероприятие Стична младых.

Музей христианства в Словении
В монастыре также находится Музей христианства в Словении, который является государственным музеем и центральным словенским музейным учреждением в области сбора, изучения и экспонирования движимого сакрального культурного наследия. Музей работает в здании старой прелатуры и следует более чем 1700-летним религиозным традициям Словении.

Sitik d.o.o.
В 1992 году цистерцианское аббатство Стична основало компанию Sitik d.o.o. для ведения хозяйственной деятельности. и оставил это управление мирянам. Sitik d.o.o. таким образом, в рамках своей деятельности он управляет чайной с аптекой с травами p. Симон Ашич. Чайхана и аптека, оформленные в цистерцианском стиле, расположены в двух местах. Один нанят в монастыре на территории бывшей молочной фермы, а другой - в Любляне. Аптека продолжает традиции р. Симон Ашич. Кроме того, Sitik d.o.o. он также занимается монастырским садоводством, где выращивает 250 000 комнатных растений в год на площади 4000 м2 и продолжает традиции монастырского садоводства.

Фестиваль контактов с молодежью
Фестиваль контактов с молодежью назван в честь места, где он проходит. Ежегодно он собирает более 7000 молодых участников. Фестиваль в Стичне - это не молодежный фестиваль только в том смысле, что программа предназначена для молодежи, и поэтому участники в основном молодые люди. Stična mladih - это молодежный фестиваль еще и потому, что молодые люди сами его готовят и проводят: они сами составляют программу, готовят пространство, художественное и музыкальное оборудование, проводят мастер-классы и многое другое.

Молодежный контакт также тесно связан с Всемирным днем ​​молодежи. Девиз Фестиваля контактов с молодежью совпадает с девизом Всемирного дня молодежи, и подготовительная группа также опирается на послание, которое Папа пишет молодежи для этого празднования. Одна из основных целей Stična - объединить молодежь и веру. Фестиваль хочет представить молодежи позитивные ценности, показать, что можно весело провести время без алкоголя и наркотиков, и что христианская вера - это очень актуально. Хотя он разработан молодыми христианами, он предназначен для всех молодых словенцев, независимо от их религиозных убеждений.

Стичная гимназия
Средняя школа имени Йосипа Юрчича была основана в 1945 году как смешанная неполная гимназия. Уроки начинались в разных местах, а в 1946 году гимназия начала занятия в монастыре Стична. 19 июня 1950 года школа была преобразована в среднюю школу. После школьной реформы 1958 года в Gimnazija Stična осталось только 4 старших класса, а младшие классы стали частью начальной школы. В 1960 году Исполнительный совет Народной Республики Словении принял решение о постепенном упразднении Средней школы Стична, поэтому в 1960/61 учебном году не было набора на первый год, средняя сельскохозяйственная школа с 29 учениками была учредил. 1 июня 1961 года права и обязанности основания гимназии перешли к муниципалитету Гросупле. В сентябре 1963 года гимназия прошла условную проверку, а 23 ноября 1966 года - полную. В том же году Республиканский секретариат по культуре СГД вновь принял решение о том, что гимназия должна упразднить занятия. В 1970 году гимназии было присвоено имя писателя Йосипа Юрчича. По случаю городского праздника в 1979 году средняя школа имени Йосипа Юрчича получила высшую муниципальную награду - Премию Адамича. Школьные помещения в монастырском здании становились слишком маленькими и непригодными для современного обучения, поэтому в 1980 году муниципалитет Гросупле решил построить современный школьный центр между Иванчной Горицей и Стичной. С введением направленного образования в 1981/82 учебном году занятия начались в новом школьном центре Йосипа Юрчича. Вместо гимназии в школе появилась программа по общественным наукам, в дополнение к программе по машиностроению, а затем по программе для техников-экономистов. В июне 1984 года закончили школу последнее поколение выпускников средней школы.

Знаменитости
Якоб Петелин Галлус и Антон Томаж Линхарт также жили и учились в монастыре. Службу архидиакона в Стичне выполнял и автор, известный картограф Иван Дизма Флорянчич де Гриенфельд, составивший первую карту Карниолы.

Одним из самых известных отцов в Словении был местный цистерцианец, знаток лекарственных растений отец Симон Ашич.

 

 

 

 

 


 

Транспорт

Как добраться

 

 

Транспорт по городу

 

 

Где поесть

 

 

Отели, хостелы и прочие

 

 

Культурные (и не очень) мероприятия

 

 

Интересная и полезная информация