Покровский монастырь, Харьков

 

ул. Университетская, 8

Покровский мужской монастырь УПЦ – православный мужской монастырь в Харькове, который находится в ведении Харьковской епархии Украинской православной церкви.

 

Покровский собор

 

История

XVIII век
Монастырь основан в Харькове в 1726 году Белгородским епископом Епифанием (Тихорским) в связи с переносом в Харьков архиерейской школы (Харьковского Коллегиума). Свое название получил после присоединения к монастырю синодальным указом от 1729 г. бывшему приходскому храму Покрова Пресвятой Богородицы, которая является в настоящее время старейшим зданием города.

В 1751 году в монастыре насчитывалось 11 иеромонахов, 4 иеродиакона и 10 монахов, часть которых преподавала в Коллегиуме, а ректор Коллегиума был настоятелем монастыря. Настоятель монастыря также был ректором Харьковского коллегиума, работавшего по программе Киевской духовной академии. В 1769 г. при коллегиуме были открыты «дополнительные классы» со многими гражданскими предметами обучения, которые в 1789 г. были объединены с Народным училищем. После открытия в Харькове университета коллегиум сосредоточился на подготовке духовенства для приходов Слободско-Украинской (с 1835 г. — Харьковской) губернии, став духовной семинарией (в 1817 году она была включена в реестр духовных семинарий Российской империи). С 1840 г. это заведение официально именуется семинарией и было перенесено из монастыря в новый дом на Холодной горе (ныне — корпус Харьковского университета воздушных сил).

В 1786-1788 гг. при проведении объявленной Манифестом от 26 февраля 1764 г. секуляризации церковных владений в казну были отобраны имения Покровского монастыря, в том числе 3 076 десятин земли, 650 душ крестьян, мельницы, винокурни, сады в гусе.

Главной святыней монастыря стала Озерянская икона Божией Матери, найденная чудесным образом и перенесенная в обитель 1787 года. Известно, что один из жителей с. Озерянки, кося траву, нашел икону, рассеченную надвое, и ему при этом послышался стон. Крестьянин поднял куски святой иконы и перенес в дом, а утром очнувшись, не обнаружил их. Со слезами на глазах он вернулся на то место, где косой рассек икону и увидел ее сияющую странным сиянием. Впечатленный, он передал икону местному священнику отцу Феодоре в Богородичный храм г. Мерефы.

Позже икона находилась в Озерянской пустыне. После ее закрытия она была перенесена в Куряжский монастырь, а после его закрытия — в Покровский, где оставалась до 1797 года, когда после восстановления Куряжской Обители была туда снова возвращена.

 

XIX - начало ХХ веков
После образования отдельной Харьковской епархии Украинской православной церкви (Московской патриархо-Украинской епархии (указом императора Павла I от 16 октября 1799) на территории монастыря была открыта Духовная Консистория, а верхняя церковь Покровского храма до 1846 года служила кафедральным собором епархии). во имя Трех Святителей, в XVII—XVIII веках служила также усыпальницей знатных харьковчан, а в XIX — архиереев, какое-то время оставалось за Коллегиумом, пока тот не превратился в духовную семинарию, и получил отдельное здание. ) в 1818 году было построено новое каменное здание Коллегиума с домовой церковью, а в 1820—1826 — новый Архиерейский дом, который был пристроен к собору вместе с небольшой домовой Крестовой церковью на втором этаже, а также трапезной, объединившей храм с колокольней.

Библиотека монастыря и Коллегиума изначально располагалась на втором этаже надвратного монастырского здания. Здесь хранилось множество редких книг, в том числе Острожская Библия 1581 г., Маргарит Ивана Златоустого 1596 г., Октоих Московской печати 1618, 1683 гг. и др., Евангелие Московской печати 1636 г., требник Петра Могилы 16 р и др. В монастырской ризнице также находилось много памятников церковной старины XVII-XVIII веков.

В 1846 году архиерейская кафедра была перенесена в Успенский собор, в монастыре осталось всего 8 монахов. Известно, что во 2-й пол. XIX ст. количество монахов в Харькове колебалось от 40 до 60 человек, но неизвестная какая часть приходилась на Покровский монастырь. В конце 1850-х годов усыпальница под нижним храмом монастыря, представлявшая до этого просто подвал, была расширена и превращена в Трехсвятительскую церковь. Например, гробница архиепископа Мелетия (Леонтовича) († 1840, канонизированный в 1978 году), устроена, в отличие от других, не в стене, а открыто. Кроме того, гроб был украшен на пожертвования паломников. Пожар, произошедший в церкви в 1875 году уничтожил сени над гробницей, не задел внутренний гроб с останками.

С 1844 года главной святыней монастыря стала Озерянская икона Божией Матери, которая ежегодно переносилась на зимние месяцы из Куряжского монастыря в Покровский, выставлялась в верхней Покровской церкви, где было устроено отопление горячим воздухом. Но храм не мог вместить всех паломников, и в 1896 году была освящена Озерянская церковь, построенная по проекту епархиального архитектора В.Х. . Массивное здание нового храма закрыло изящный силуэт Покровского собора со стороны Университетской горки, но вернуло монастырскому комплексу необходимую монументальность, потерянную с началом многоэтажной застройки города. Боковые приделы церкви были освящены в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова и великомученика Димитрия Солунского. Был также устроен нижний храм с усыпальницей, куда из закрытой Трехсвятительской церкви перенесли прах архиепископа Мелетия.

Кроме Озерянской церкви, В. Немкин на территории монастыря спроектировал и построил здание Консистории вместо снесенного бывшего корпуса Харьковского Коллегиума, корпуса келий с трапезной на месте старой Консистории, дома настоятеля с главными воротами и т.д. По проекту преемника Немкина, архитектора В. Н. Покровского было перестроено торговое здание. принадлежавшая монастырю.

 

ХХ век
В 1901 году в Харьков был назначен преосвященный Флавиан (Городецкий). Более года он руководил Харьковской епархией, но за это короткое время успел оставить после себя добрую память. Он впервые совершил службу в новогоднюю ночь 1903 года в Покровском храме. Этот обычай сохранился и в дальнейшем не только в Харькове, но и в уездных городах.

Архиепископом Харьковским и Ахтырским Арсением (Брянцевым) (с 1903 по 1914) было основано религиозно-нравственное братство Озерянской иконы Божией Матери. Установлено ежегодное празднование 6/19 февраля Елецко-Харьковской чудотворной иконы Божией Матери, которая находилась в Успенском соборе. В 1912 году по инициативе владыки было открыто Харьковское епархиальное церковно-археологическое общество и музей церковных древностей (ул. Каплуновская, ныне Краснознаменная, 4).

В 1914 году архиепископом Харьковским и Ахтырским стал Антоний (Храповицкий) – неутомимый и замечательный деятель на ниве церковной, ревностный богослов и проповедник.

Кончалась эпоха молитвенно-творческого периода в истории нашей Церкви. Все чаще и чаще в среде интеллигенции стали слышны недовольства в адрес православного христианства. Дух времени, дух богоборчества проникает в умы и сердца людей. После февральской революции 1917 г. в Харьков прибыл назначенный Центральным Советом комиссаров В.И. Рапп. Его помощником был назначен священник Владимир Шаповалов, ставший позже местным обновленцем.

Члены Центрального Совета были настроены националистически, потому хотели удалить из Харькова архиепископа Антония. 1 мая 1917 г. архиепископ Антоний был освобожден на покой. 15 мая, сопровождаемый братией Покровского монастыря, он уехал в Валаамский Спасо-Преображенский монастырь. Но уже 11 августа 1917 г. в Харькове проходили выборы архиерея, и Антоний среди всех кандидатов набрал наибольшее количество голосов. 19 августа Св. Синод вновь назначил Антония архиепископом Харьковским и Ахтырским. В 1917 году владыка Антоний был возведен в сан митрополита. Под его руководством 2-11 мая 1918 года в Харькове, в условиях австро-германской оккупации, было проведено первое чрезвычайное епархиальное собрание, которое отвергло автокефалию и выразило желание быть в единении с Патриархом Московским. Собрание исходило из того, что Киевскую кафедру возглавит Антоний.

Митрополит Антоний был духовным воспитателем святителя Иоанна Шанхайского – будущего наследника подвигов святителя Мелетия Харьковского. Он так же как и Мелетий, никогда не спал лежа. Будущий святитель Иоанн Максимович часто любил молиться у могилы святителя Мелетия в Свято-Покровском монастыре.

Владыка Антоний уделял огромное внимание духовному возрождению Покровской обители. По его просьбе в Покровский монастырь был переведен из Святогорского Успенского монастыря монах Серафим Шевцов, отличавшийся высокой благотворительной жизнью. Позже владыка Антоний посвятил его в сан иеродиакона и иеромонаха.

В 1918 году владыка Антоний утвержден митрополитом Киевским и Галицким с назначением его священноархимандритом Киево-Печерской Лавры. Умер на 79 году жизни и похоронен в городе Сремских Карловцах.

В 1917 году прекращаются крестные ходы с Озерянской иконой Божией Матери. В 1919 году с уходом войск Добровольческой армии генерала Деникина покидает монастырь архимандрит Рафаил. Наместником монастыря становится иеромонах Палладий. В 1922 году он постригает в монашество Павла Кратирова – будущего священномученика. 19 февраля этого же года в монастырской церкви Всех скорбных радостях (ныне этот храм не сохранился) произошла хиротония Павла Кратирова во епископа Старобельского, викария Харьковской епархии.

К этому моменту кажется, что все силы зла снова сгущаются над Церковью Христовой. Господь снова призывает пострадать за Него.

В 1922 году в Харькове состоялся суд над наместником Покровского монастыря игуменом Палладием. Его осудили на 1 год общественно-принудительных работ. Вина игумена Палладия заключалась в том, что в Покровском монастыре не оказалось дореволюционного описания. Но монастырское имущество никто по описанию не сдавал и не принимал, потому что с белой армией Харьков покинул бывший наместник обители, а новый наместник стал исполнять свои обязанности и послушания с 1920 года.

Власти всеми силами пытались закрыть монастырь. Для этого они пользовались услугами новоявленной обновленческой «живой церкви» - сборища шарлатанов и аферистов. Постановлением Харьковского губисполкома было принято решение закрыть Харьковский Свято-Покровский монастырь – впрочем, как и все другие монастыри епархии. В ответ на это постановление братия монастыря отказалась добровольно покинуть свою обитель и подала в комиссию по отделению Церкви от государства прошение «об учреждении религиозной общины». История сохранила для нас имена подписавшихся: Нафанаил, архиепископ Харьковский и Ахтырский, настоятель иеромонах Палладий, казначей игумен Евстафий, духовник иеромонах Юстин, эконом иеромонах Нифонт, благочинный иеромонах Орест, иеромонах Варсон. Митрофан, иером. Серафим (Шевцов), иером. Мардарий, иером. Серафим (Христоев), иером. Геннадий, иером. Аркалдий, иером. Климент, иером. Элпидофор, иерод. Филарет, иером. Игнатий, иерод. Трифилий, иерод. Мелетий, иерод. Алексий, иерод. Иосиф, иерод. Рафаил, иерод. Самуил, монах Онифатий, монах Тихон, монах Амвросий, монах Василий, монах Стефан...

Но все же 30 сентября 1922 г. решением большевистской власти Харьковский Покровский мужской монастырь был закрыт с выдворением братии в провинциальные монастыри, которые они пожелают выбрать для своего места жительства. В это же время вместе с братией монастыря покинул и иеромонах Серафим (Шевцов).

27 ноября 1922 года «Живая Церковь» ходатайствует о передаче им бывшего Покровского монастыря. С 1922 года монастырские помещения были заняты разными организациями. В этом же году в Харьковский исторический музей, расположенный на территории Покровского монастыря, из разоренного монастыря в Лубнах были перевезены мощи святителя Афанасия Царьградского Лубенского чудотворца, где они и находились до 1948 года.

Оставшаяся часть братия служила в незакрытых храмах Харькова и губернии.

В 30-е годы приходится Озерянская икона Божией Матери. Существует несколько версий его исчезновения. По одной из них икона сожжена безбожниками на территории храма Трех Святителей (Гольберевская церковь), за другой – икона вывезена за границу.


В 1941 году началась Великая Отечественная война – 24 октября в Харьков вошла немецкая армия. Следует отметить, что зверства "наших" большевиков в этот период были настолько жестоки, что немецкие солдаты представлялись горожанам достойными встречи хлебом-солью.

Однако пришедшие на нашу землю оккупанты еще с большей ненавистью отнеслись к нашим святыням, чем большевики. Фашисты расстреливали и вешали не только коммунстов, но и любого подозреваемого. В архивных документах, представленных в церковно-историческом музее Харьковской епархии, содержатся сведения о злодеяниях гитлеровцев по отношению к верующим: священников брали с улицы и заставляли выполнять унизительные для сана работы, в рясе и с крестом шагать под конвоем на улицы, выгоняли из квартир грабили, врывались в храмы, кощунство оскорбляли святыни. Одного священника немцы арестовали, издевались и глумились, предав его суду обвинили в партизанстве. Верующих насильственно забирали в праздничные дни на работы, прекращали богослужения, выводя молящихся из храма и угрожая им арестами и расстрелами.

В 1945 г. на Харьковскую кафедру был назначен архиепископ Стефан (Проценко). Одной из неотложных мер было исправление недостатков духовной жизни предыдущего периода. Открытие ранее закрытых приходов и храмов, рукоположение достойных кандидатов в сан священника. Архиепископу Стефану в этот период пришлось столкнуться с немалыми трудностями.

После войны изменилось несколько потеплевших отношение государства к Церкви. По разным причинам власти отказывали в регистрации и открытии церквей как в Харькове, так и в других городах и селах епархии.

В 1944 году в Церкви Здание Архиерейского дома было отобрано и передано в пользование Харьковскому историческому музею.

В 1945 году у Церкви окончательно был отобран один из старейших храмов Харькова – монастырский Покровский собор. Епархиальное управление продолжало находиться на территории монастыря в бывшем корпусе наместника, которое он делил с военкоматом Дзержинского района Харькова. Равномерно вся территория Покровского монастыря стала представлять собой музейный городок.

В середине мая 1948 года Харьков посетил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий-1.

Во время своего визита Патриарх решил вопрос о почитании в лике местночтимых святых архиепископа Харьковского и Ахтырского Мелетия (Леонтовича) и еще до посещения Харькова благословил владыку Стефану перенести мощи святителя Мелетия в Свято-Благовещенский собор. В этом же году по инициативе архиепископа Стефана (Проценко) были перенесены в Благовещенский кафедральный собор мощи святителя Афанасия Цареградского. 16-17 октября 1949 года был торжественно (насколько это возможно) отпраздновано 150-летие Харьковской епархии.

Скончался митрополит Стефан в 1960 году. Похоронен на Харьковском городском кладбище на Лысой горе.

В 1958 году Украинская реставрационная организация Будмонумент приступила к ремонтным работам городского памятника архитектуры – Покровского собора.

Были восстановлены крыши, заколочены вывалы в кладке, заложены временными кладками и щитами оконные и дверные проемы. Далее работа по восстановлению Покровского храма проходила преимущественно «на бумаге».

В 1967 году проект реставрации, выполненный архитектором В.Б Петичинским, был рассмотрен и утвержден Советом Госстроя УССР. Работы по реставрации собора и колокольни были возобновлены. Но вскоре снова законсервированы, а историко-архивные и натурные исследования по храму продолжили искусствовед М.Г. Дегтярев и архитектор В.И. Корнеева.

С 1967 по 1970 епархией руководил епископ Леонтий (Гудимов). При его управлении власти перенесли епархиальное управление с территории монастыря в новое здание по улице Минской.

С приходом на кафедру митрополита Никодима (Руснака) (архиепископа Харьковского и Богодуховского с декабря 1970 по 1983 год; митрополита Харьковского и Богодуховского с сентября 1989 года) отношения между Церковью и местной властью, благодаря усиленным трудам владыки, стали немного владыкой.

В 1978 году стараниями и заботами преснопамятного митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима святитель Мелетий был канонизирован и его имя внесено во всероссийские святцы.

Родился митрополит Никодим 18 апреля 1921 г. на Буковине в бедной крестьянской семье. В 1938 году поступил послушником в Свято-Иоанно-Богословский мужской монастырь. 4 января 1945 года принял монашеский постриг с именем Никодим. 29 апреля 1945 года рукоположен во иеродиакона, а 23 февраля 1946 года - во иеромонаха. С 1950 по 1955 год был настоятелем Свято-Иоанно-Богословского монастыря. Богословские студии состоялся в Московской семинарии и академии, которую окончил со степенью кандидата богословия. 10 августа 1961 г. был хиротонизирован во епископа Костромского. С 1 декабря 1970 г. назначен на Харьковскую кафедру.

Молитвами и заботами владыки Никодима Свято-Покровский мужской монастырь г. Харькова был возвращен Церкви. В 1990 году Церкви был передан Покровский храм.

Первым наместником после открытия монастыря стал архимандрит Виталий (Жуков). 30 сентября 1990 года был совершен первый монашеский постриг во вновь открывшейся обители. Был пострижен в мантию монах Никодим Силко (ныне архимандрит). 14 октября 1990 года, впервые за долгие 68 лет забвения торжественно был отмечен престольный праздник святой обители – Покров Пресвятой Богородицы.

На территории монастыря в помещении Епархиального управления 27-28 мая 1992 года состоялся исторический Харьковский архиерейский собор под председательством митрополита Никодима, который в своем «Историческом воспоминании» писал: «На нашу судьбу выпал священный жребий утвердить преданность Вселенскому Православию, мучеников и исповедников 2000-летнего подвига веры дедов и прадедов». Сохранив канонический путь единства и чистоты Святой Церкви, Собор избрал ее Предстоятелем Митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана).

Как и в далеком 1918 году при митрополите Антонии Храповицком, Харьков вновь стал оплотом каноничности православия в Украине.

В 1997 году Харьковский исторический музей освободил первое помещение Архиерейского дома, переехав в помещение бывшей гостиницы Покровского монастыря по ул. Университетской. Окончательно последним зданием Исторический музей освободил в 2003 году.

 

Советский период

В 1922 году монастырь был закрыт, многие монахи приняли мученический венец, пострадав за Христа, их останки были найдены в июне 2000 года при очищении фундамента и сейчас благоговейно хранятся в специальном ковчеге в алтаре Озерянского храма. Монастырское имущество было разграблено, уничтожены уникальные ценности, библиотека, униженная усыпальница. В монастырских постройках разместился музей, городской архив, склады, а также военкомат Дзержинского района.

В 1950-х годах была проведена косметическая реставрация Покровского собора, а в следующее десятилетие был разработан проект реставрации храма в первоначальном виде, но реставрация началась не закончилась, и храм простоял в лесах до перестройки.

15 января 1990 года благодаря святительским трудам и молитвам Высокопреосвященнейшего Владыки Никодима, властями было принято решение о возвращении монастырских сооружений. 8 апреля 1990 г. состоялось освящение и первая служба в Покровском храме, а 14 октября того же года впервые после долгих лет забвения был торжественно отмечен престольный праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

В эпоху независимой Украины
27-28 мая 1992 года на территории монастыря, в здании Епархиального управления, состоялся исторический Харьковский архиерейский собор под председательством Владыки Никодима, избравший Предстоятелем УПЦ Митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана).

9 октября 2000 года, в день празднования памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова, было освящено здание Духовной Семинарии ее ректором Высокопреосвященнейшим Владыкой Никодимом. В августе 2001 года в дар монастырю Высокопреосвященнейшим Владыкой Никодимом было передано бесценное духовное сокровище — киот со святыми мощами и камнями из Святой Земли, среди которых Часть Животворящего Древа Господня, Камни из св. горы Голгофа, горы Синай, Гроба Господня, горы Фавор, Гроба Божией Матери, камень сорокадневной молитвы, а также части святых мощей: Святого Пророка и Предтечи Иоанна Крестителя; Св. ап. Андрея Первозванного, Св. ап. Луки, Св. равноапостольной Марии-Магдалины, Свт. Иоанна Златоустого, Свт. Григория Богослова, Свт. Василия Великого, Св. вмц. Варвары, Преп. Сергея Радонежского, Св. вмч. и целителя Пантелеймона, Преп. Амвросия, Преп. Кукши, и многие другие, всего более 50-ти.

К началу 2000-х гг. завершена реставрация Покровского Собора и Озерянской церкви, восстановлены пристройки XIX века. Перед Архиерейским домом, служащим резиденцией Митрополита Харьковского и Богодуховского и зданием Епархиального управления установлены памятные знаки 2000-летия Рождества Христова и 200-летием Харьковской епархии.

XXI век
Летом 2000 г. владыка Никодим назначает наместником монастыря архимандрита Севастиана (Щербакова). Хотя архимандрит Севастиан вместе с братией и начал активные восстановительные работы в обители, однако после того, что произошло недоразумение, своей гордости и непослушания 19 сентября 2003 года его покидает монастырь вместе с братией. Наместником монастыря назначается Онуфрий (Легкий), викарий Харьковской епархии, архиепископ Изюмский.

Владыка-наместник активно помогает священноархимандриту Никодиму восстанавливать обитель. Его трудами и заботами был отреставрирован Озерянский храм (изнутри и снаружи), в храме были настелены мраморные полы. По сей день интенсивно ведется реставрация Покровского храма. Равномерно преобразуется и Крестовоздвиженский храм: настилаются мраморные полы, обновляется иконостас.

Обустраивается территория монастыря, реконструируются хозяйственные постройки, ремонтируется жилой братский корпус, облагораживается монастырский двор, яркой жемчужиной которого является памятник 2000-летию Рождества Христова, построенный по замыслу Высокопреосвященнейшего митрополита Никодима.

В Озерянском храме находится бесценное сокровище – дар владыки Никодима – киот со святыми мощами и камнями из Святой Земли, среди которых часть животворящего древа Креста Господня и другие. Всего – более 50-ти святынь.

В 2004 году стараниями священноархимандрита Покровского монастыря митрополита Никодима и трудами наместника архиепископа Онуфрия в дар обители был передан точный список чудотворной иконы Божией Матери «Всецарица», писанный на святой горе Афон.

В августе 2004 года был возрожден Церковно-исторический музей, который был освящен митрополитом Никодимом – его главным организатором и жертвователем.

Заботами наместника в апреле 2008 г. начинает свое существование монастырская духовно-просветительская газета «Покровский вестник».

31 декабря 2008 года была возобновлена ​​традиция служб в новогоднюю ночь, установленная в далеком 1903 году преосвященным Флавианом, архиепископом Харьковским и Ахтырским.

В 2010 году был восстановлен точный список Озерянской иконы Божией Матери, установленный в Крестовоздвиженском храме в солеи (возможно, на том же месте, где исторически икона находилась до строительства Озерянского храма). 8-9 мая 2011 по случаю 90-летия со дня рождения и 50-летия его архиерейской хиротонии Свято-Покровский монастырь посетил Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. Святейший высоко оценил труды митрополита Никодима и его неутомимого помощника Архиепископа Онуфрия. 15 сентября 2011 года наша святая обитель понесла невосполнимую утрату. На 90-м году жизни, причастившись святых Христовых Таин, отошел к Господу наш владыка и отец Высокопреосвященнейший митрополит Никодим. Его отпевание, которое возглавил Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский, проходило в кафедральном Благовещенском соборе. Братия надеется, что потеряв молитвенника на земле, она приобрела покровителя на небесах перед престолом Христа Бога нашего. 8 мая 2012 года руководителем Харьковской епархии и священноархимандритом Покровского монастыря Св. Синод УПЦ утверждает архиепископа Онуфрия (Легкого). Первым знаменательным событием, отметившим начало архиерейского правления вновь утвержденного архипастыря, стало празднование 20-летия Харьковского Архиерейского Собора 1992 года.

 

Настоятели монастыря

Настоятелями монастыря были:
Епифаний (Тихорский) – епископ Белгородский. Основатель монастыря (1726).
1726-1728 Платон (Павел Малиновский) – первый настоятель Покровского монастыря и первый ректор Харьковского коллегиума. Позже архиепископ Крутицкий, затем Московский.
1728-1733 Валаам (Тищинский) – второй настоятель Покровского монастыря. Ректор Харьковского коллегиума. С 1729 года настоятель Куряжского монастыря.
1731-1739 Митрофан Слотвинский – настоятель Покровского монастыря. Позже архиепископ Тверской.
Афанасий (Топольский) – настоятель Покровского монастыря. Архимандрит. Ректор Харьковского коллегиума. Первый посвящен архимандриту Покровского монастыря.
1744-1753 Гедеон (Антоновский) - настоятель Покровского монастыря. Архимандрит. Ректор Харьковского коллегиума.
1753 – Рафаил (Мокренский) – настоятель Покровского монастыря. Архимандрит. Ректор Харьковского коллегиума. Позже архимандрит Святогорского монастыря
Константин (Бродский)
1763-1770 Иов (Базилевич) – настоятель Покровского монастыря. Архимандрит. Ректор Харьковского коллегиума. С 1770 епископ Переяславский.
1779-1798 Василий (Базилевич) – настоятель Покровского монастыря. Архимандрит. Ректор Харьковского коллегиума. При его настоятельстве монастырь переведен во второй класс.
1990-2000 Виталий (Жуков) – настоятель Покровского монастыря. Архимандрит.
2000-2003 Севастиаа (Щербаков) – настоятель Покровского монастыря. Архимандрит.
2003 Онуфрий (Легкий) – настоятель Покровского монастыря. Викарий Харьковской епархии, архиепископ Изюмский.