Лубаантун

Прочие Археологические Памятники

История Цивилизации Майя

 

 

Транспорт

 

Описание Лубаантун

Лубаантун - древнее майяское доколумбовое археологическое поселение, расположенное в Белизе. Город был заброшен еще задолго до прихода европейцев в этот регион. Видимо это случилось в результате гражданских войм и голода. Во многом сами майя были виновны в своем падение. Дело в том, что индейцы майя преуспел в вырубке лесов вокруг своих городов. Часть леса было вырублена для урожаев. Однако большая часть леса была вырублена для строительства крупных зданий. Это привело к эрозии земли и следовательно падения урожаев. Название Археологического объекта можно перевести как «город упавших камней». Название остается актуальным сегодня, так как его руины довольно хрупкие. Восхождение на здания Лубаантуна нецелесообразно, так как это может привести к серьезным травмам и разрушению исторического города.

 

Археологические исследования
В начале 20 века жители различных деревень майя кекчи и мопан в этом районе рассказывали жителям Пунта-Горда о больших руинах. Доктор Томас Ганн приехал исследовать это место в 1903 году и опубликовал два отчета о руинах в 1905 году.

Следующую экспедицию возглавил Р. Э. Мервин из музея Пибоди Гарвардского университета в 1915 году, который очистил участок от растительности, составил более подробную карту, провел измерения и сфотографировал, а также провел небольшие раскопки. Примечательно, что Мервин обнаружил одну из трех площадок для игры в месоамериканскую игру с мячом, на которой были каменные маркеры с иероглифическими текстами и изображениями игры в мяч.

В 1924 году Ганн еще раз посетил руины, а затем привел к ним авантюриста Ф.А.Митчелл-Хеджеса. В своей типично сенсационной манере Митчелл-Хеджес опубликовал в Illustrated London News статью, в которой утверждал, что «открыл» сайт. Ганн составил новую карту этого места. В следующем году Митчелл-Хеджес вернулся в Любаантун в качестве репортера Illustrated London News в сопровождении своей спутницы леди Ричмонд Браун. Анна Митчелл-Хеджес, приемная дочь Ф. А. Митчелл-Хеджес, позже утверждала, что она не только сопровождала своего отца в экспедиции, но и что именно она нашла там знаменитый хрустальный череп. Но нет никаких доказательств того, что Анна когда-либо была в Белизе, и если бы череп действительно был раскопан в Лубаантуне, было бы трудно объяснить, почему ни в одном из официальных отчетов он не упоминается, почему другие участники экспедиции отрицают, что он был найден там и почему любящий огласки Митчелл-Хеджес не опубликовал ни одного упоминания о черепе до 1950-х годов. По словам Никелла, хрустальный череп, предположительно найденный в Лубаантуне, окутан множеством загадок. Верующие Нью Эйдж утверждают, что существует тринадцать хрустальных черепов, которые, собранные вместе, объединят человечество и исцелят мир. Существует мало свидетельств того, что черепа обладают какими-либо мистическими или психическими свойствами, кроме анекдотических свидетельств, представленных Анной Митчелл-Хеджес. Она утверждала, что череп был секретом ее долголетия, и что он способен убить любого, кто посмеет высмеять его силу. Более того, некоторые ученые полагают, что черепа могут быть ацтекскими, но утверждают, что они определенно не являются доколумбовыми или возрастом 3000 лет, как постулировал Ф.А.Митчелл-Хеджес. Кроме того, многие археологи утверждают, что большинство черепов, если не все, являются европейскими подделками.

Что еще более важно, из исследований Джо Никелла и Нормана Хаммонда ясно, что череп вообще не был найден в Любаантуне, а был фактически куплен Митчелл-Хеджесом на аукционе Sotheby's в 1943 году. Череп ранее принадлежал коллекционеру Сидни Берни. , а его фотографии были опубликованы в журнале Man еще в 1936 году.

Джеффри Лоуз вместе с Т.А. Джойс и Митчелл-Хеджес обследовали участок Любаантун. Он отметил, что это место находится на границе, разделяющей эти две географические единицы, недалеко от деревни Сан-Педро, Колумбия, в начале судоходства на каноэ по реке Колумбия. Руины расположены в районе, образованном слиянием двух небольших притоков этой реки. Его сообщения, наряду с другими учеными, в своих земных поклонах подтверждают, что майя Лубаантун неукоснительно использовали водный транспорт. Кроме того, Лоуз отметил климат как теплый и влажный. В его отчете также отмечается отсутствие каких-либо «коренных народов» в его опросе 1928 года; в соответствии с другими полевыми исследованиями того времени.

 

Британский музей спонсировал исследования и раскопки в Любаантуне при Т.А. Джойс в 1926 и 1927 годах, установив хронологию этого места от середины до конца классического периода. По словам Джойса, комплекс в Любаантуне был 900 футов в длину и 600 футов в ширину к северу. Во время раскопок археолог обнаружил фрагменты глиняной посуды, имевшие форму и роспись, а также каменные изделия и украшения из ракушек. Он полагал, что большая часть материальной культуры на этом месте указывала на то, что это был памятник раннего классицизма, но с тех пор это утверждение было отвергнуто археологическим сообществом. Примечательно, что он думал, что это место должно было находиться под строгим централизованным контролем, поскольку обнаруженные архитектурные стили потребовали бы большого количества физического труда. Он также выделяет четыре «класса» каменной кладки: мегалитические блоки, более мелкие перпендикулярные блоки, конструкции «внутрь и наружу», в которых не было штукатурки, а также плохо построенные блоки, которые предполагают, что майя не смогли построить другой стиль строительства «внутрь и наружу». Кроме того, он подробно описывает две великие пирамиды, которые он раскопал, построены в стиле «внутрь и наружу» и имеют высоту около 40 футов. Кроме того, Джойс задокументировал наличие больших мегалитических террас, которые, по его мнению, напоминали перуанские стили. Он отметил отсутствие «орнаментальной» резьбы по камню, о которой писали и другие ученые. Это приводит к большим трудностям с установлением точных дат на Лубаантуне.

Более того, несмотря на отсутствие иероглифов и стел, Джойс обнаружил множество фигурок со свистком, в которых есть два отверстия для пальцев, что позволяет создавать три ноты. Он упомянул, как он нашел расписную керамику, но, похоже, она похожа на расписные предметы, найденные в Пусилье, что указывает на то, что последний отвечал за расписные работы, а Любаантун производил лепные фигурки. На свистках часто изображены важные космологические фигуры и официальные лица в парадной одежде. Он выделил два физических типа фигурок: те, которые он называет «пухлыми», а второй - «классическими». К классическим чертам относятся люди, изображающие модификации черепа, вспышки ушей и украшения носа. У пухлых фигур большой лоб и щеки, отсутствие лицевых украшений. На многих лепных фигурках изображены маски. Джойс также различал мужские и женские фигурки, которые он наблюдал. Мужчин часто изображали в поясах, накидках и длинных юбках, а женщин ассоциировали с сомбреро. Джойс отмечает, что пояса могут указывать на принадлежность к классу воинов. Мужчины несут сумки с «провизией», копья и погремушки, подчеркивая их связь с полевыми работами / охотой, в то время как женщины изображаются несущими кувшины для воды или корзины с сельскохозяйственной продукцией. Многие из этих фигурок также украшены изделиями из метата. Он также обнаружил веера в Любаантуне и «особую» серию фигурок, изображающих гребни, плотно прилегающие шлемы, перчатку на правой руке и сильно драматизированные набедренные накладки. Он полагал, что это могло указывать на то, что фигурки отображали одежду игроков в мяч.

Многие из экспонатов этой экспедиции можно найти в коллекции Британского музея. После этого Лубаантун оставался без внимания археологов (хотя и подвергался некоторому разграблению со стороны охотников за сокровищами) до 1970 года, когда совместный проект Британского музея, Гарварда и Кембриджского университета был начат под руководством археолога Нормана Хаммонда. Норман Хаммонд, Кейт Претти и Фрэнк П. Сол проводили раскопки на этом месте в 1970-х годах. Их исследовательская группа вместе с Шерером и Трэкслером полагала, что сайт был основан в позднем классическом периоде, в отличие от раннего классического периода, предложенного Джойсом. Вдобавок они постулировали, что на этом месте не было постклассической повторной оккупации, и считали его заброшенным до тех пор, пока его не обнаружили. Они также обсуждают, как Лубаантун подвергался различным грабежам. Их раскопки в основном касались гробницы одной семьи майя. С их раскопками были связаны различные проблемы, включая повреждение водой и обрушение каменных стен. В отличие от предыдущих исследований, их команда обнаружила керамические сосуды, которые, возможно, когда-то были окрашены, но с тех пор их декоративное покрытие поблекло. Команда Хаммонда также обнаружила останки скелета, которые также были сильно повреждены водой, но сохранность зубов оставалась относительно хорошей. Расположение черепов и костей соответствует тенденции майя перепрофилировать гробницы и захоронить несколько останков в одном месте. Саул сообщил, что в гробнице находилось 15 взрослых мужчин и женщин различного возраста - молодого и среднего возраста. У всех людей были кариесы, за исключением одного, и практически все останки указывают на недоедание, имевшее место в раннем детстве.

 

Кроме того, керамические сосуды в основном представлены в стиле Тепеу 2 с некоторыми указаниями на Тепеу 3 в хронологии Уахактуна. Керамические данные позволяют предположить, что гробница использовалась недолго; не более века. Они также нашли землю и полированные каменные пластинки обсидиановых лезвий, затычки для ушей / носа и стилизованный цветок. Они утверждают, что это место уникально, потому что это 1 из 26 памятников (из 115), которые указывают на наличие нескольких захоронений.

Sharer и Traxler также считают, что это центр поздней классики. Они отмечают, что Норманд Хаммонд предоставил новую карту этого участка в 1970 году. Их работа предполагает, что Лубаантун был оккупирован «ненадолго» с 700 по 870 год нашей эры. Есть также свидетельства того, что это место было основным центром производства какао и что Лубаантуун был местная столица в этом конкретном районе. На этом месте были обнаружены чучела из керамогранита и камня со стручками какао. Дополнительно обнаружены акрополь, площадка для игры в мяч и архитектура в стиле Киригуа в виде больших каменных террас. Однако на сайте отсутствуют два основных компонента, которые указывали бы на то, что Лубаантуун был сайтом позднего классицизма; здесь нет ни сводчатых зданий, ни резных скульптурных памятников. Также обсуждается пространство и место построек на участке. Любаантун, будучи меньшим по размеру сайтом майя, имеет заметные открытые общественные и закрытые частные пространства.

Мало что до сих пор известно о том, как любаантунские майя вели торговлю с другими государствами и их отношения с соседними общинами. В то время как работа Шерера и Трэкслера в основном относится к торговле какао, работа Хизер МакКиллоп в Stingray Lagoon раскрывает важность производства соли и торговли ею в доколумбовом царстве майя. Присутствие формованных фигурок со свистками в стиле Любаантун, внутренних товаров на территории лагуны Стингрей и глиняной посуды с индивидуальными штампами является подтверждающим доказательством производства соли и внутреннего транспорта.

Современные археологические раскопки говорят о том, что Лубаантун по-прежнему широко интерпретируется. Тем не менее, раскопки показывают, что это место славится массой керамических фигурок свистульки, маноса и метатес, изготовленных по формам, а также своей лестничной архитектурой. Новое исследование показывает, что на территории есть три площадки для игры в мяч: к востоку, западу и югу от основных зданий группы E. По оценкам ученых, население Лубаантуна могло составлять 600 человек на квадратный километр. Кроме того, предполагается, что Лубаантун и Ним Ли Пунит были политически созданы из более ранних центров Пусилья или Уксбенка. Археологические данные свидетельствуют о том, что Любаантун был построен в стратегическом пространственном месте, чтобы сохранить доступ к природным экологическим ресурсам и воспользоваться преимуществами ранее существовавших торговых сетей. Другое исследование предполагает, что язык, на котором говорят в Лубаантуне, скорее всего, был диалектом чолана, одного из многих диалектов, на которых говорят в центре классических майя. Кроме того, в Любаантуне все еще реализуются текущие проекты. В 1998 году Программа развития археологических памятников майя в сотрудничестве с Европейским союзом и Департаментом археологии правительства Белиза предприняла успешные попытки восстановления и строительства на этом месте центра для посетителей.

Лубаантун теперь доступен для посетителей на автомобиле и имеет небольшой центр для посетителей. С 2001 года с посетителей взималась плата за вход в размере 10 долларов Белиза.

 


Транспорт

Как добраться

Лубаантун  можно посетить в рамках организованной экскурсии из PG Town или легко добраться на общественном автобусе. Сядьте на деревенский автобус Сан-Мигель, который отправляется с улицы Хосе Мария Нуньес в PG в 11:00, и попросите водителя остановиться на въезде в Лубаантун. Отсюда 0,7-мильная (1,1-километровая) экскурсия до места.

Автобус Кукула проезжает подъездную дорогу около 4:30 вечера, возвращаясь в Пунта-Горда.

 

Тарифы и разрешения

Входная плата в размере 5 BZ $ для граждан и жителей Белиза, входная плата в размере 10 BZ для иностранных гостей. Билеты приобретаются в Центре для посетителей на въезде в Лубантун, в котором представлены некоторые из найденных на сайте артефактов и информация о Хрустальном черепе.