История Чичен Ицы

 

Планировка ядра городища Чичен-Ица ​​сложилась на ранней стадии его заселения, между 750 и 900 годами нашей эры. Его окончательный план был разработан после 900 г. н.э., а в 10 веке город стал региональной столицей, контролирующей территорию от центрального Юкатана до северного побережья, с его властью, простирающейся вниз по восточному и западному побережьям полуострова. Самая ранняя иероглифическая дата, обнаруженная в Чичен-Ице, эквивалентна 832 году нашей эры, а последняя известная дата была записана в храме Осарио в 998 году.

Учреждение
Город позднего классицизма был сосредоточен в районе к юго-западу от сенота Xtoloc, с основной архитектурой, представленной подструктурами, которые теперь лежат в основе Лас-Монхас и Обсерватории, и базовой платформой, на которой они были построены.

Восхождение
Чичен-Ица ​​приобрела известность в регионе к концу раннего классического периода (примерно 600 г. н.э.). Однако к концу поздней классики и в начале терминальной классики это место стало крупной региональной столицей, централизовавшей политическую, социокультурную, экономическую и идеологическую жизнь в северных низменностях майя. Возвышение Чичен-Ицы примерно коррелирует с упадком и фрагментацией крупных центров южных низменностей майя.

По мере того, как Чичен-Ица ​​приобретала известность, города Яксуна (на юге) и Коба (на востоке) приходили в упадок. Эти два города были взаимными союзниками, а Яксуна зависела от Кобы. В какой-то момент в 10 веке Коба потеряла значительную часть своей территории, изолировав Яксуну, а Чичен-Ица, возможно, напрямую способствовала краху обоих городов.

Падение
Согласно некоторым колониальным источникам майя (например, Книге Чилам Балам из Чумайеля), Хунак Сил, правитель Майяпана, завоевал Чичен-Ицу в 13 веке. Хунак Сил якобы предсказал свой приход к власти. Согласно обычаям того времени, люди, брошенные в сенот Саградо, считались обладающими силой пророчества, если они выжили. Хроники утверждают, что во время одной из таких церемоний выживших не было, поэтому Хунак Сил прыгнул в сенот Саградо и, когда его удалили, предсказал свое вознесение.

Хотя есть некоторые археологические свидетельства, свидетельствующие о том, что Чичен-Ица ​​когда-то была разграблена и разграблена, похоже, есть больше доказательств того, что это не могло быть сделано Майяпаном, по крайней мере, не тогда, когда Чичен-Ица ​​была активным городским центром. Археологические данные теперь показывают, что Чичен-Ица ​​пришла в упадок как региональный центр к 1100 году, до подъема Майяпана. Текущие исследования на месте Майяпана могут помочь решить эту хронологическую загадку.

После того, как деятельность элиты Чичен-Ицы прекратилась, город, возможно, не был заброшен. Когда прибыли испанцы, они обнаружили процветающее местное население, хотя из испанских источников неясно, жили ли эти майя в самой Чичен-Ице или в соседнем поселении. Относительно высокая плотность населения в регионе стала фактором, повлиявшим на решение конкистадоров разместить здесь столицу. Согласно источникам после завоевания, как испанским, так и майя, Сенот Саградо оставался местом паломничества.

 

Испанское завоевание Чичен-Ица

В 1526 году испанский конкистадор Франсиско де Монтехо (ветеран экспедиций Грихальвы и Кортеса) успешно подал прошение королю Испании о хартии на завоевание Юкатана. Его первая кампания в 1527 году, охватившая большую часть полуострова Юкатан, уничтожила его силы, но закончилась созданием небольшого форта в Ксаман-Ха, к югу от современного Канкуна. Монтехо вернулся на Юкатан в 1531 году с подкреплением и основал свою главную базу в Кампече на западном побережье. В конце 1532 года он послал своего сына Франсиско Монтехо Младшего завоевать внутреннюю часть полуострова Юкатан с севера. Цель с самого начала состояла в том, чтобы отправиться в Чичен-Ицу и основать столицу.

Монтехо Младший в конце концов прибыл в Чичен-Ицу, которую он переименовал в Сьюдад-Реаль. Сначала он не встретил сопротивления и принялся за раздел земель вокруг города и пожалование их своим воинам. Со временем майя стали более враждебными, и в конце концов они осадили испанцев, отрезав им линию снабжения к побережью и заставив их забаррикадироваться среди руин древнего города. Прошли месяцы, но подкрепления не было. Монтехо Младший предпринял полномасштабную атаку на майя и потерял 150 оставшихся солдат. Он был вынужден покинуть Чичен-Ицу в 1534 году под покровом темноты. К 1535 году все испанцы были изгнаны с полуострова Юкатан.

В конце концов Монтехо вернулся на Юкатан и, завербовав майя из Кампече и Чампотона, построил большую индо-испанскую армию и завоевал полуостров. Позже испанская корона выдала земельный грант, в который входила Чичен-Ица, и к 1588 году это было действующее ранчо крупного рогатого скота.

Современная история
Чичен-Ица ​​вошла в общественное воображение в 1843 году с книгой Джона Ллойда Стивенса «Случаи путешествия по Юкатану» (с иллюстрациями Фредерика Катервуда). В книге рассказывается о визите Стивенса на Юкатан и его путешествии по городам майя, включая Чичен-Ицу. Книга побудила к другим исследованиям города. В 1860 году Дезире Шарне обследовал Чичен-Ицу и сделал множество фотографий, которые он опубликовал в «Cités et rues americaines» (1863).

Посетители Чичен-Ицы в 1870-х и 1880-х годах приезжали с фотооборудованием и более точно зафиксировали состояние нескольких зданий. В 1875 году Огюст Ле Плонжон и его жена Алиса Диксон Ле Плонжон посетили Чичен и раскопали статую фигуры, стоящей на спине, с поднятыми коленями, верхней частью туловища, приподнятой на локтях, с пластиной на животе. Август Ле Плонжон назвал его «Чакмол» (позже переименованный в «Чак Мул», что было термином для описания всех типов этой скульптуры, найденной в Мезоамерике). Теоберт Малер и Альфред Модслей исследовали Чичен в 1880-х годах, оба провели на этом месте несколько недель и сделали обширные фотографии. Модслей опубликовал первое подробное описание Чичен-Ицы в своей книге Biologia Centrali-Americana.

В 1894 году консул Соединенных Штатов на Юкатане Эдвард Герберт Томпсон приобрел хасиенду Чичен, в состав которой входили руины Чичен-Ицы. В течение 30 лет Томпсон исследовал древний город. Его открытия включали самую раннюю датированную резьбу на перемычке в Храме Начальной серии и раскопки нескольких могил в Осарио (Храм Первосвященника). Томпсон наиболее известен тем, что с 1904 по 1910 год проводил дноуглубительные работы в сеноте Саградо (Священный сенот), где он обнаружил артефакты из золота, меди и резного нефрита, а также первые образцы того, что считалось доколумбовой тканью майя и деревянное оружие. Томпсон отправил большую часть артефактов в музей Пибоди Гарвардского университета.

В 1913 году Институт Карнеги принял предложение археолога Сильвануса Г. Морли и обязался провести долгосрочные археологические исследования в Чичен-Ице. Мексиканская революция и последовавшая за ней нестабильность правительства, а также Первая мировая война задержали проект на десятилетие.

В 1923 году мексиканское правительство предоставило Институту Карнеги 10-летнее разрешение (позже продленное еще на 10 лет), позволяющее американским археологам проводить обширные раскопки и реставрацию Чичен-Ицы. Исследователи Карнеги раскопали и восстановили Храм воинов и Караколь среди других крупных зданий. В то же время мексиканское правительство провело раскопки и восстановило Эль-Кастильо (Храм Кукулькана) и Большую площадку для игры в мяч.

 

В 1926 году мексиканское правительство обвинило Эдварда Томпсона в краже, утверждая, что он украл артефакты из сенота Саградо и вывез их контрабандой из страны. Правительство захватило Хасиенда Чичен/ Hacienda Chichén. Томпсон, который в то время находился в Соединенных Штатах, так и не вернулся на Юкатан. Он написал о своих исследованиях и исследованиях культуры майя в книге «Люди змеи», опубликованной в 1932 году. Он умер в Нью-Джерси в 1935 году. В 1944 году Верховный суд Мексики постановил, что Томпсон не нарушил никаких законов, и вернул Чичен-Ицу его наследникам. Томпсоны продали хасиенду пионеру туризма Фернандо Барбачано Пеону.

Позже были проведены две экспедиции по поиску артефактов из сенота Саградо, в 1961 и 1967 годах. Первая спонсировалась National Geographic, а вторая - частными интересами. Оба проекта курировались Национальным институтом антропологии и истории Мексики (INAH). INAH проводит постоянные работы по раскопкам и восстановлению других памятников в археологической зоне, включая Осарио, Акаб Дзиб и несколько зданий в Чичен-Вьехо (Старый Чичен).

В 2009 году, чтобы исследовать строительство, предшествовавшее Эль-Кастильо, археологи Юкатека начали раскопки рядом с Эль-Кастильо под руководством Рафаэля (Раха) Кобоса.