Чичен-Ица

Прочие Археологические Памятники

История Цивилизации Майя

Чичен-Ица

 

Достопримечательности
Транспорт
Где поесть
Отели, хостелы и прочие

 

Описание Чичен-Ица

Расположение: 40 км (25 миль) к западу от Вальядолида, Юкатан
Лучшее время для посещения: с октября по март
Часы работы: с 8 до 5 вечера ежедневно
Входной билет стоит $ 242 MXN
www.inah.gob.mx

Археологический парк Чичен-Ица огромный. Здесь легко провести несколько часов и не заметить прошедшего времени. Покрывайте голову, носите воду с собой или купите на входе. Также следует взять с собой крем от загара. Даже зимой в Юкатане можно себе заработать солнечный ожог. Также нужно заострить свое внимание на джунглях, которые поглотили большую часть города. Здесь не только много, много обезьян, но и много, много комаров, муравьев, много чего ядовитого. Возьмите с собой брызгалку от комаров. Комары переносят очень опасный вирус Зика, особенно опасный для беременных женщин (а точнее для плода), а также вирус Денге. Также следует взять с собой крем с кортикостероидами для слабых кожных аллергических реакций и антигистамины для более серьезных проблем. Даже если у вас не было никогда аллергий, не удивляйтесь если у вас начнется зуд на коже. Вообще лучше ничего не трогать. Даже муравьи могут очень больно укусить.

 

Самое лучшее время посетить Чичен-Ицу рано утром при открытие. Можно набраться наглости и попытаться попасть за пол часа до открытия. Мексиканцы народ мирный и незлобливый. Хамить и быковать не надо. Просто очень вежливо и уверенно попросить попасть в город. Пустой центр Чичен-Ицы с величественной пирамидой Кукулькан в его центре сразу поразит вас величием и размером. Хлопните пару раз. Пирамида отзовется эхом, похожий на крик птицы Кетцаль. Утром вместо звукой людей Чичен-Ица наполнена звуками джунглей и их обитателей, которые будут пугливо разбегаться при виде вас. К 10 и 11 часам город наводняют толпы туристов и ощущение уже не те. К тому же утренняя прохлада сменяется на пекло.

 

Чичен-Итца или Чичен-Ица ​​(на языка майя: Чичен-Ица​​: "в устье колодца Ица") является большим городом индейцев майя на северном полуострове Юкатан. Этот древний археологический памятник находится не далеко от Канкуна, Ривьера-Майя и других туристических зон полуострова. Картинки не дают достаточного представления о величине и размере города. Без сомнения, это один из самых впечатляющих сооружений доколумбовой эпохи. Прогулка по городу пирамид может легко занять целый день.
 
Чичен-Ица был основным центром в Северной низменности майя от поздней классика (около 600-900 лет) до раннего постклассического периода (около 900-1200 г. н.э.). Город сохранил множество архитектурных стилей, напоминающих стили, распространенных в центральной Мексике, а также стили Пуука и Ченеса распространенных среди Северных Майя. Присутствие центральных мексиканских стилей когда-то считалось доказательством прямой миграции или даже завоевания из центральной Мексики, но большинство современных интерпретаций рассматривают присутствие этих стилей на города майя скорее результатом культурного распространения.

Чичен-Ица ​​был одним из крупнейших городов майя, и он, вероятно, был одним из мифических великих городов или Толланов, о которых говорится в более поздней мезоамериканской литературе. Город, возможно, имел самое разнообразное население в мире цивилизации индейцев майя - фактор, который мог бы внести вклад в разнообразие архитектурных стилей на сайте.

Руины Чичен-Ица являются федеральной собственностью, а управление археологическим памятником поддерживается Институтом национальной антропологии и истории Мексики (National Institute of Antropología e Historia). Земля под памятниками находилась в частной собственности до 29 марта 2010 года, когда она была куплена государством штата Юкатан. Чичен-Ица ​​- один из самых посещаемых археологических памятников в Мексике. Его посетили более 2 миллионов туристов в 2016 году.

 

История Археологического Парка Чичен-Ица

Мало что известно об истории Чичен-Ица ​​и его происхождение. К моменту прихода испанцев сюда в начале 16- ого века город Чичен- Ица уж лежал в развалинах. Те немногие документы и манускрипты, которые сохранились были уничтожены монахами, священниками и иезуитам как ненужными для новых колоний. Однако по археологическим раскопкам можно установить, что Чичен- Ица или Чичен- Итца играл важную роль в регионе со времен Классического Период майя до по- Классического. В отличие от многих других городов майя, Чичен-Ица ​​не был возглавляем единым правителем. Вместо этого все решения принимались на совете старейшин то есть форма правления в Чичен- Ице была олигархическая. Цивилизация Майя вообще не являлся единым государством. Она была разбита на множество городов, независимых друг от друга. Все отдельные государства однако объединяло единый язык, культуру и религию. Так паломники приходили сюда из разных концов цивилизации Майя.
 
Большинство зданий в южной части города Чичен- Ица были построены индейцами майя между 700 г. н.э. и 900 г. н.э.. Храм Кукулькана, Храм воинов и корт для игры в мяч были построены позже, и несут в своей архитектуре влияние тольтеков. Культурный обмен принес новые стили строительства в Чичен-Ицу, новые божества и, конечно, человеческие жертвоприношения в беспрецедентных масштабах. Артефакты найдены на размер указывают, что Чичен-Ица ​​был центром торговой паутины из Северной Мексики до Панамы.

 

Его окончательная планировка была разработана после 900 года нашей эры, а в 10 веке город стал региональной столицей, контролирующей территорию от центра Юкатана до северного побережья, с его властью, простирающейся на восточное и западное побережья полуострова. Самая ранняя иероглифическая дата, обнаруженная в Чичен-Ице, соответствует 832 году нашей эры, а последняя известная дата была записана в храме Осарио в 998 году.

 

Пик

Чичен-Ица ​​приобрел известность в регионе к концу раннего классического периода (примерно 600 г. н.э.). Однако ближе к концу поздней классики и в ранней части терминальной классики это место стало главной региональной столицей, централизовав и доминируя в политической, социокультурной, экономической и идеологической жизни в низменностях северных майя. Восхождение на Чичен-Ица ​​примерно коррелирует с упадком и фрагментацией основных центров низменностей южных майя.

Когда Чичен-Ица ​​стал известен, города Яксуна (на юге) и Коба (на востоке) переживали упадок. Эти два города были взаимными союзниками, а Яксуна зависела от Кобы. В какой-то момент в 10 веке Коба потеряла значительную часть своей территории, изолировав Яксуну, и Чичен-Ица, возможно, непосредственно способствовала краху обоих городов.

 

Падение Чичен-Ица

Историки не уверены в причинах и точной даты падения мощи этого мегаполиса. Некоторые свидетельства указывают, что перенаселение и последующей голод вызвал резкое падение населения в Чичен Ице около 1000 года н.э.. Другие источники винят крушение великого города на восстание и гражданскую войну, которая разразилась в 1221 году. Сожженный потолок Храма Воинов и Великого рынка, безусловно, свидетельствует о насильственном действиях восставших. Независимо, что было основной причиной падения Чичен Ицы. Возможно это была комбинация факторов, но после таких потрясений Чичен-Ица не оправился.

 

Самая реалистичная причина Чичен-Ица и других городов индейцев Майя заключается в строительстве крупных каменных зданий. Дело в том, что скрепления блоков изпользовали гашёную известь. Для этого надо было жечь костры. Сегодня Чичен-Ица окружена джунглями, а 1000 лет назад вся эта земля была покрыта полями и вырубленными лесами на дрова. Конечно облесивание территории привело к эрозии земли и голоду среди населения. А это в свою очередь привело к бунтам и голодомору.

 

Согласно некоторым колониальным источникам майя (например, «Книга Чилам Балам из Чумаэля»), Хунак Силь, правитель Майяпана, завоевал Чичен-Ицу в 13 веке. Хунак Силь предположительно предсказал приход к власти. Согласно обычаю того времени, люди, брошенные в Сенот Саградо, считались обладающими силой пророчества, если они выживали. Хроники утверждают, что во время одной из таких церемоний выживших не было, поэтому Хунак Силь прыгнул в сенот Саградо и, будучи спасенным, предсказал свое восхождение на трон.

Хотя есть некоторые археологические свидетельства того, что Чичен-Ица ​​когда-то была разграблена и уничтожена, похоже, есть более веские доказательства того, что это не могло быть Майяпаном, по крайней мере, не тогда, когда Чичен-Ица ​​был активным городским центром. Археологические данные теперь показывают, что Чичен-Ица ​​как региональный центр уменьшился к 1100 году, до возникновения Майяпана. Текущие исследования на территории Майяпана могут помочь решить эту хронологическую загадку.

После того, как деятельность элиты Чичен-Ица ​​прекратилась, город, возможно, не был заброшен. Когда прибыли испанцы, они обнаружили процветающее местное население, хотя из испанских источников неясно, жили ли эти майя в самом Чичен-Ице или в соседнем поселении. Относительно высокая плотность населения в регионе была одним из факторов, повлиявших на решение конкистадоров разместить там столицу. Согласно источникам после завоевания, как испанским, так и майяским, сенот Саградо оставался местом паломничества.

 

Испанское завоевание Чичен-Ица

В 1526 году испанский конкистадор Франсиско де Монтехо (ветеран экспедиций Гриалвы и Кортеса) успешно подал прошение королю Испании на чартер, чтобы завоевать Юкатан. Его первая кампания в 1527 году, которая охватывала большую часть полуострова Юкатан, уничтожила большую часть его армии, но закончилась созданием небольшого форта в Ксамане Ха, к югу от того, что сегодня является Канкуном. Монтехо вернулся в Юкатан в 1531 году с подкреплениями и основал свою основную базу в Кампече на западном побережье. Он отправил своего сына, Франсиско Монтехо Младшего, в конце 1532 года, чтобы завоевать внутренние земли полуострова Юкатан на севере. Цель с самого начала заключалась в том, чтобы отправиться в Чичен-Ица и создать столицу.

Вскоре Монтехо Младший прибыл в Чичен-Ица, который он переименовал в Сьюдад-Реаль. Сначала он не встретил сопротивления и начал делить земли города и награждать их солдатами. С течением времени майя стали более враждебными, и в конце концов они осадили испанцев, отрезав их линию снабжения с побережья и вынудив их забаррикадироваться среди руин древнего города. Проходили месяцы, но никаких подкреплений не поступало. Монтехо Младший попытался совершить полное нападение на майя и потерял 150 своих оставшихся войск. Он был вынужден покинуть Чичен-Ица в 1534 году под покровом темноты. К 1535 году всех испанцев выгнали с полуострова Юкатан.

Монтехо в конце концов вернулся в Юкатан и, вербовав майю из Кампече и Шампотона, построил большую индийско-испанскую армию и завоевал полуостров. Испанская корона позже выдала земельный грант, который включал Чичен-Ица, и к 1588 году это было рабочее ранчо скота.

 

Современная история

Чичен-Ица ​​вошел в общественное воображение в 1843 году с книгой «Путешествие на Юкатан» Джона Ллойда Стивенса (с иллюстрациями Фредерика Катервуда). В книге рассказывается о визите Стивенса на Юкатан и его поездке по городам майя, включая Чичен-Ицу. Книга подтолкнула к другим исследованиям города. В 1860 году Дезире Шарне обследовал Чичен-Ицу и сделал множество фотографий, которые он опубликовал в Cités et ruines américaines (1863).

Посетители Чичен-Ицы в 1870-х и 1880-х годах приезжали с фотоаппаратурой и более точно фиксировали состояние нескольких зданий. В 1875 году Огастес Ле Плонжон и его жена Алиса Диксон Ле Плонжон посетили Шишен и выкопали статую, изображающую фигуру, лежащую на спине с поднятыми коленями, верхняя часть туловища приподнята на локтях с пластиной на животе. Август Ле Плонжон назвал его «Чакмоль» (позже переименованный в «Чак Мул», которым были обозначены все типы этой скульптуры, найденные в Мезоамерике). Теоберт Малер и Альфред Модслей исследовали Чичен в 1880-х годах, оба провели на этом месте несколько недель и сделали обширные фотографии. Модсли опубликовал первое подробное описание Чичен-Ицы в своей книге Biologia Centrali-Americana.

В 1894 году консул Соединенных Штатов на Юкатане Эдвард Герберт Томпсон приобрел Гасиенду Чичен, в которую входили руины Чичен-Ицы. 30 лет Томпсон исследовал древний город. Его открытия включали самую раннюю датированную резьбу на перемычке в Храме Первой серии и раскопки нескольких могил в Осарио (Храме Первосвященника). Томпсон наиболее известен тем, что в период с 1904 по 1910 год выкопал сенот Саградо (Священный сенот), где он обнаружил артефакты из золота, меди и резного нефрита, а также первые образцы того, что считалось тканью доколумбовых майя и деревянное оружие. Томпсон отправил большую часть экспонатов в музей Пибоди в Гарвардском университете.

В 1913 году Институт Карнеги принял предложение археолога Сильвана Г. Морли и обязался провести долгосрочные археологические исследования в Чичен-Ице. Мексиканская революция и последовавшая за ней нестабильность в правительстве, а также Первая мировая война отложили реализацию проекта на десять лет.

В 1923 году мексиканское правительство предоставило Институту Карнеги разрешение на 10 лет (позже было продлено еще на 10 лет), чтобы позволить американским археологам провести обширные раскопки и реставрацию Чичен-Ицы. Исследователи Карнеги раскопали и отреставрировали Храм Воинов и Каракол среди других крупных зданий. В то же время мексиканское правительство раскопало и восстановило Эль-Кастильо (Храм Кукулькана) и Большую площадку для игры в мяч.

В 1926 году правительство Мексики обвинило Эдварда Томпсона в краже, заявив, что он украл артефакты из сенота Саградо и контрабандой вывез их из страны. Правительство захватило Гасиенду Чичен. Томпсон, находившийся в то время в Соединенных Штатах, так и не вернулся на Юкатан. Он написал о своих исследованиях культуры майя в книге «Люди змеи», опубликованной в 1932 году. Он умер в Нью-Джерси в 1935 году. В 1944 году Верховный суд Мексики постановил, что Томпсон не нарушал никаких законов, и вернул Чичен-Ицу своим наследникам. Семья Томпсонов продала гасиенду пионеру туризма Фернандо Барбачано Пеону.

Позднее были проведены две экспедиции по поиску артефактов из Сенота Саградо, в 1961 и 1967 годах. Первая была спонсирована National Geographic, а вторая - частными интересами. Оба проекта контролировались Национальным институтом антропологии и истории Мексики (INAH). INAH прилагает постоянные усилия по раскопкам и восстановлению других памятников в археологической зоне, включая Осарио, Акаб Дзиб и несколько зданий в Чичен Вьехо (Старый Чичен).

В 2009 году, чтобы исследовать строительство, предшествовавшее Эль-Кастильо, археологи Юкатека начали раскопки рядом с Эль-Кастильо под руководством Рафаэля (Раха) Кобоса.

 

Основные достопримечательности Чичен-Ица

 

Было бы не плохо взять карту для прогулки по Чичен-Ица​​. Комплекс зданий поселений, расположены на площади 5 кв км (2 м. мили). Можно легко пройти мимо ряда зданий о чем можно позже пожалеть. Самая старая часть Чичен-Ица ​​является его восточная группа зданий, включая Красный дом, Женский монастырь, Караколь, Церковь и Склеп. Они были построены между 6-ым и 10-ым веком нашей эры. Здания вокруг храма Кукулькана они были построены после завоевания тольтекскими племенами. Тольтекский царь независимого города Тула Се Акатль Топильцином Кетцалькоатля захватил Чичен-Ица ​​где-то между 967 и 987 годами н.э.. Новые правители города тольтеки принесли свой собственный архитектурный стиль, а также принесли человеческие жертвоприношения на беспрецедентном размахе. Ритуальные убийства животных и людей конечно происходили и раньше среди индейцев майя, однако это было довольно редким явлением. Их проводили только в самых крайних случаях. При тольтеках же размах убийств действительно вырос в разы.

 

Чичен-Ица ​​был одним из крупнейших городов майя с относительно плотно сгруппированной архитектурой ядра территории, занимающей площадь не менее 5 квадратных километров (1,9 квадратных миль). Жилая архитектура меньшего масштаба простирается на неизведанное расстояние. Город был построен на пересеченной местности, которая была искусственно выровнена, чтобы построить основные архитектурные группы, при этом наибольшие усилия были затрачены на выравнивание площадей для пирамиды Кастильо, а также групп Лас-Монхас, Осарио и основных юго-западных групп.

На этом участке много прекрасных каменных зданий разной степени сохранности, многие из которых были восстановлены. Здания были соединены густой сетью мощеных дорог, называемых сакбеоб. Археологи обнаружили более 80 сакбеобов, пересекающих это место и простирающихся во всех направлениях от города. Многие из этих каменных построек изначально были окрашены в красный, зеленый, синий и фиолетовый цвета. Пигменты были выбраны в соответствии с тем, что было наиболее доступным в данном районе. Сайт должен быть красочным, а не таким, как сегодня. Как и в готических соборах в Европе, цвета создавали ощущение завершенности и в значительной степени способствовали символическому влиянию зданий.

Архитектура включает в себя несколько стилей, включая стили Пуук и Ченес северного полуострова Юкатан. Здания Чичен-Ицы сгруппированы в серию архитектурных наборов, и каждое из них когда-то было отделено от другого серией невысоких стен. Три самых известных из этих комплексов: Большая Северная Платформа, которая включает в себя памятники Храм Кукулькан (Эль-Кастильо), Храм Воинов и Большую площадку для игры в мяч; Группа Осарио, в которую входят одноименная пирамида, а также Храм Кстолока; и Центральная группа, в которую входят Караколь, Лас Монхас и Акаб Дзиб.

К югу от Лас-Монхас, в районе, известном как Чичен-Вьехо (Старый Чичен) и открытом только для археологов, находится несколько других комплексов, таких как Группа начальной серии, Группа перемычек и Группа Старого замка.

Архитектурные стили
Архитектура в стиле Пуук сконцентрирована в районе Старого Чичена, а также в более ранних постройках женского монастыря (включая здания Лас Монхас, Пристройка и Ла Иглесия); он также представлен в структуре Акаб Дзиб. Здание в стиле Пуук отличается обычными, украшенными мозаикой верхними фасадами, характерными для этого стиля, но отличается от архитектуры центра Пуука своими каменными стенами из блоков, в отличие от тонкой облицовки собственно региона Пуук.

По крайней мере, одно строение в группа Лас-Монхас имеет богато украшенный фасад и замаскированный дверной проем, которые являются типичными примерами архитектуры в стиле Ченес, стиля, сосредоточенного на регионе на севере штата Кампече, лежащем между регионами Пуук и Рио-Бек.

Эти сооружения со скульптурным иероглифическим письмом сосредоточены в определенных областях памятника, наиболее важной из которых является группа Лас-Монхас.

 

Архитектурные группы Чичен-Ица

Убедительная  просьба не пытайтесь залезть на пирамиду Кукулькана или другие строения Археологического парка Чичен-Ица. После смерти американской туристки несколько лет над, туристам запрещается залезать на пирамиды. И дело не в том, что вас могут оштрафовать или арестовывать и выгонять. Просто работникам Археологического парка Чичен-Ица придётся ввести дополнительные меры против долбодятлов и олигофренов такие как охранники и/или заборы.

 

Если вас так тянет на приключения, езжайте в Кобу. Там высокая пирамида открыта для туристов. Вы можете залезть на вершину и полюбоваться на прекрасный вид на джунгли. Не будь долбодятлом, не порть людям отдых.

 

Большая Северная Платформа Чичен-Ица

Великая платформа
Для туристов доступна лишь небольшая часть Чичен-Ицы, где большая часть построек раскопана и частично реконструирована. Эта часть находится на большой террасной площадке и окружена стеной, которая в некоторых местах была перестроена (например, в начале пути к Священному Сеноту). Различные части Чичен-Ицы были соединены каменными дорожками, сакбе.

Храм Кукулькана или Замок (Ель Кастильо)

Храм воинов

Templo de las Mesas – Храм Великого Жертвенного Стола
К северу от Храма Воина находится храм, раскопанный в 1990-х годах (первые попытки раскопок восходят к Теоберто Малеру, который также придумал немецкое название), который очень похож на Храм Воина по своей форме, включая храм. здание, но несколько меньше. Внутри этого недоступного основания пирамиды также было найдено более раннее храмовое здание с хорошо сохранившимися, красочно раскрашенными рельефными столбами. Колоннады перед храмом нет, она простирается в меньших размерах на север сбоку.

Большое поле для игры в мяч

Храм на площадке для игры в мяч
Религиозное и символическое значение большой площадки для игры в мяч подчеркивают храмы, расположенные в ее стенах.

Платформа Орлов и Ягуаров - Меньшая из двух структурно идентичных платформ непосредственно примыкает к юго-восточному углу Цомпантли. Темы барельефов близки, но не одинаковы, изображения знака Венеры отсутствуют. Вместо этого неоднократно изображаются орлы и ягуары, держащие человеческие сердца, чтобы съесть их. Орлы и ягуары были названиями ассоциаций воинов среди народов центральной Мексики. Можно предположить, что те же самые идеи стояли за изображениями на вдохновленных тольтеками зданиях в Чичен-Ице. Лестницы с четырех сторон заканчиваются наверху полностью пластиковыми змеиными головами, пернатое тело змеи обозначено очень низким рельефом на косоурах лестницы.

Храм Бородатого Человека или Северный храм - представляет собой небольшое здание на северной стене арены для игры в мяч. Он состоит из одной комнаты, в которую ведет вход с двумя колоннами. На косоурах подъездной лестницы изображено дерево, корни которого выходят из земного монстра. Внутренние стены помещения, включая частично сохранившийся свод, украшены грубо выполненным барельефом, похожим на барельеф Нижнего храма ягуаров. Здесь цветной контур тоже современен.

Южный храм
Южный храм на самом деле представляет собой единую комнату длиной 25 метров, выходящую на площадку для игры в мяч, с серией из 6 скульптурных колонн. На колоннах изображена обычная тема воинов в воинском снаряжении толтеков, стоящих на изображении человека-птицы. Фигуры идентифицируются персонажами, не входящими в иероглифическую традицию майя. Здание плохо сохранилось, боковые стены частично реконструированы.

Платформа Венеры и Тзомпантли или Цомпантли (Платформа черепов)

Великая стена
Путь к священному ценоту проходит через стену, окружающую северный участок, которая очень высоко возвышается над окружающей местностью из-за высоты платформы. Во время перехода к сеноту на внутренней стороне стены были обнаружены колонны, которые, возможно, поддерживали прислоненную к стене крышу. Функция неясна, предполагается, что это были рыночные прилавки. Стена прорвана в восьми местах конструкцией ворот, которые заканчиваются сакбе, ведущим наружу.

Священный ценотe или сеноте

 

Группа тысячи колонн
Колонный зал, первоначально покрытый сводами майя, проходит к югу и востоку от храма воина. Он везде обрушился, потому что деревянные балки, перекрывающие промежутки между столбами, сгнили. Столбы из квадратных каменных блоков, которые изначально поддерживали крышу, в основном вырезаны со всех сторон. На них изображены воины в костюмах и снаряжении тольтеков, с изображениями змей и человека-птицы в нижнем и верхнем регистрах. Вдоль задних стен бывших колонных залов проходит кирпичная скамья, которая прерывается в разных местах слегка приподнятой и дальше выступающей платформой, наружная стена которой украшена барельефами воинского шествия. Колонные залы разделены на четыре рукава:
Западный рукав, к югу от храма воина. На южном конце западный рукав изгибается на запад и ведет к небольшому храму.
восточная рука. Он начинается к югу от Храма Воина и идет оттуда на восток, пока не упирается в край карстовой воронки. Есть различные здания с меньшими колонными залами.
южный рукав. На самом деле не сплошной колонный зал, а более мелкие участки залов, которые находятся перед другими зданиями. Они начинаются в конце восточного рукава и идут на юг.
северная рука. Это портик перед Храмом воинов и портик к северу от Темпло-де-лас-Месас, ориентированный с севера на юг.

 

Паласио де лас Колумнас Эскульпидас
Здание расположено в северной части южного рукава Тысячи колонн. Перед ним с запада расположен двухрядный колонный зал. Это здание (техническая номенклатура 3Д5) претерпело несколько преобразований. Первоначально он состоял из двух рядов комнат, расположенных под прямым углом друг к другу. Фасад необычайно хорошо сохранился, потому что первое здание было обнесено стеной со всех сторон в более позднее время, чтобы построить небольшой храм на более высоком уровне, к которому лестница вела с востока (т.е. не от Двора Тысячи Колонн). ). Передний ряд комнат был снесен ради колонного зала на западе, а остатки заложены каменной кладкой.

Для фасада этого раннего здания характерно высокое наклонное основание, гладкая нижняя поверхность стен и центральная полоса фриза из трех секций, центральная из которых имеет сплошную отделку. Змеиные головы выступают из него через большие промежутки. На верхней поверхности фасада видны маски (в виде двухчастных каскадов) и между ними поля либо с тремя розетками одна над другой, либо с одной крупной розеткой. Верхний карниз также состоял из трех поясов, средний из которых был украшен барельефом.

Здание является хорошим примером архитектурного стиля Чичен-Ицы, который предшествует тольтекам и связан со стилем пуук.

На востоке находится длинный зал (3D6), образованный шестью рядами квадратных колонн. В более поздние времена между колоннами на восточном конце были построены промежуточные стены либо для обеспечения большей устойчивости, либо для разделения небольшого пространства.

К югу от этого здания находится настоящий дворец со скульптурными колоннами. Здание довольно сложное: во двор обращен портик, состоящий из двух рядов резных по периметру колонн. В центре вход в узкую комнату, за ней прямоугольная комната с двумя рядами колонн. Оттуда вы можете получить доступ к квадратным комнатам с девятью колоннами как на юге, так и на севере.

Templo de las Mesitas – Храм Малого стола для жертвоприношений
К югу от только что описанного здания находится этот еще не раскопанный и не восстановленный храм (3D8), первое описание которого (и немецкое название) восходит к Теоберту Малеру. Конструктивно здание очень похоже на Храм Воина и Храм Великого Жертвенного Стола.

Здесь тоже две комнаты одна за другой на возвышении с центральной лестницей с западной стороны. Крышу поддерживали резные столбы. Здесь вход тоже был образован двумя монументальными колоннами в форме змеи.

В ряду построек с восточной стороны двора есть несколько еще не вскрытых построек. 3D9 имеет колонный зал, за которым находится двухкомнатное здание храма. Здание 3Д10 состоит из нескольких соединенных между собой колонных залов значительной внутренней площади. Здесь между колоннами были проведены многочисленные промежуточные стены.

 

Небольшие постройки за восточной колоннадой
За описанными здесь зданиями находится несколько меньших построек. Особое значение имеет необычно большая и искусно построенная парилка (Темаскаль), так как несколько меньших парилок во Дворе Тысячи Колонн крошечны по сравнению с ней. Здание имеет небольшой портик из четырех колонн со скамьями на разной высоте вдоль задней стены. Оттуда низкий проход ведет в настоящую парильню, прямоугольную комнату с низким каменным сводом и нишей сзади.

К северу от парильни находится площадка для игры в мяч среднего размера (3E2), от которой открыты только боковые стенки отражающих поверхностей. Они изображают воинов или игроков в мяч в больших головных уборах с перьями на менее точно выполненном барельефе, который раньше был смоделирован с помощью лепнины.

Меркадо - «Рынок»
Ошибочно названный рынок храмового города Чичен-Ица ​​— пример придворных галерей, возникших после расцвета майя. Здание состоит из длинного портика в направлении восток-запад, в который можно попасть по лестнице с открытого пространства перед ним. Задняя стена портика облицована кирпичной скамьей, акцентированной выступающими «тронами» со скульптурными сторонами (представляющими воинов в процессиях).

Портик был перекрыт майяским сводом, опирающимся на деревянные балки. В середине задней стены широкий дверной проем, по бокам которого также изображены воины, ведет в квадратный двор. Он был окружен со всех четырех сторон высокой внешней стеной. Параллельно внешней стене шел ряд колонн, поддерживающих деревянную конструкцию крыши, отходящую от внешней стены. Внутренняя часть двора была несколько затонувшей и без крыши. Функция придворных галерей и, следовательно, «рынка» не выяснена.

Группа гробницы первосвященника
Эта группа находится за пределами стены по периметру большой платформы и группы из тысячи колонн, она соединена с первой кирпичной дорожкой, которая начинается от ворот в стене по периметру.

Храм первосвященика (Склеп)  или Осарио– гробница первосвященника

 

Здания возле Осарио
Перед пирамидой в восточном направлении три меньшие постройки лежат на линии, которая затем продолжается в сакбе, ведущем к небольшому храму Кстолок: Круглая платформа, платформа, на которой были найдены кирпичные гробницы. В середине находится (южная) платформа Венеры, которая имеет почти идентичную изобразительную программу (и, следовательно, вероятно, также функцию) северной платформы Венеры. Здесь тоже люди-птицы появляются лицом к лицу, глядя из укромного поля, а рядом с ними стоит ажурная связка посохов, увенчанная миштекским знаком годоносца. Рядом с ним большой знак Венеры. Однако качество рельефов намного уступает таковым на большой платформе.

Храм Кстолок
Из трех описанных малых сооружений частично разрушенный и реконструированный Сакбе из-за подстилающих полостей ведет к маленькому храму Кстолок, стоящему на краю одноименного сенота. Этот храм имеет четырехколонный вход, ведущий к длинному прямоугольному шестиколонному портику. На две ступени выше находится вход из двух квадратных скульптурных колонн. Качество рельефа необычайно плохое, как по рисунку, так и по исполнению. Вход ведет в маленькую комнату, из которой узкая дверь посередине ведет в маленькую комнату позади с высокой каменной скамьей. Этот план представляет собой модификацию типа, обычного для небольших храмов в Чичен-Ице.

Паровая баня

Красный храм, красный дом (Каса колорада)

Каса-дель-Венадо – Дом оленя
Рядом с Casa Colorada, также на высокой террасе с монументальной лестницей, находится дом оленя аналогичного дизайна (Casa del Venado). В нем также было три входа с лицевой стороны, из которых правый обрушился вместе с соответствующей частью помещения за ним, а также правое заднее помещение. Фасад был гладким, только верхняя часть была украшена коньком крыши, который трудно узнать из-за разрушений.

Южная группа или группа Лас Монхас
Южная группа, состоящая из многочисленных построек, соединяется с югом без четкой демаркации. Здесь выделяются Караколь и большое здание Лас Монхас с многочисленными постройками на восточной стороне.

Обсерватория (Ель Караколь)

Лас Моньяс - Женский монастырь

Иглесия - Церковь

Связанные здания
К востоку и югу от пристройки Монхас находятся два небольших и относительно автономных двора, которые являются одними из последних строительных работ в этом районе. С этим могло быть связано изменение или расширение использования комплекса. Снаружи южный двор имеет только два узких входа: один с северо-востока проходит по углу пристройки, а вход с запада в старину снова сужали двумя кусками стены. Своеобразна западная постройка: когда началось строительство этого здания, основанного на более поздней структуре Монхаса, было запланировано четыре входа, что видно по нижним камням дверного косяка. Однако были продолжены только две двери, а проемы двух оставшихся состоят из сырцовой кладки. То, что двери не были доделаны, видно и по отсутствию перемычек.

Восточный двор немного более открыт. На севере находится небольшой портик, за которым следует извилистая сеть комнат, узкий вход в углу которых рассматривается как мера контроля и ограничения доступа. Восточный корпус имеет аналогичные характеристики, хотя вход в портик сначала кажется открытым. Эти здания, очевидно, являются «частной» территорией, которая не должна быть открыта для широкой публики.

Храм Резных Стен
Храм Резных Стен, который также известен под другими названиями аналогичного содержания (техническое обозначение 3C16), находится к югу от платформы Караколь и, следовательно, к северо-востоку от Лас-Монхас. Первоначально была только одна площадка 17×12 метров, на верхней поверхности которой стоял храм с двумя параллельными помещениями. Первая комната образует портик только с двумя колоннами, в заднюю можно попасть через центральный вход.

Позже перед зданием разместили колонный зал, охватывающий всю ширину платформы. С этой целью первоначальная лестница была снесена и заменена лестницей, расположенной перед портиком, которая вела на уровень крыши портика, откуда была достигнута вершина первоначальной лестницы. Ниже этой более поздней лестницы, перед настоящим колонным залом, есть проход, перекрытый небольшим сводом. Еще позже боковые стены лестницы были усилены дополнительной стенкой. Здание названо в честь двух слегка заглубленных полей на стенах узких сторон колонного зала. На них изображены сцены с многочисленными людьми в низком рельефе с очень грубым исполнением. Барельефы первоначально были покрыты мелколепной лепниной и ярко раскрашены.

Акаб Дзиб

 

Группа де ла Феча
К югу, на расстоянии около 1,2 км от Кастильо, недалеко от Сакбе 7, находится группа Grupo de la Fecha («Группа даты») или Grupo de la Serie Inicial, обнесенная стеной, разделенная большой и малой аркой. войти в комплекс больших зданий.

Центральным и одноименным зданием является относительно небольшой храм, построенный как минимум в четыре этапа. На перемычке есть надпись с единственной датой Чичен-Ицы в Длинном счете, которая соответствует 30 июля 878 года. Он был взят из более старого здания и изначально имел другую функцию; поэтому он не датирует нынешнее здание.

Также значительным является Casa de los Caracoles («Дом улиток»), который имеет очень сложную конструкцию и долгую историю строительства, названный так из-за раковин улиток на центральном карнизе, с очень большим барельефом в нижней части. верхняя половина стены западного фасада. В завитки усика вставлены сцены, которые, возможно, изображают мифическое происхождение строителей и владельцев здания, предположительно важной семьи Купул. Другие сцены содержатся в различных фризовых зонах здания и небольшой конструкции на втором уровне. Эти барельефы были найдены в руинах и восстановлены в первоначальном виде. Это было возможно, потому что не было пропущенных камней. Центральная часть здания представляла собой (частично реконструированный) большой интерьер, свод которого поддерживался несколькими колоннами. Ближе к концу использования проходы были закрыты, стены пробиты и установлены кухонные плиты, что свидетельствует о заметном изменении назначения.

Другие здания в группе также имеют такие же фасадные рельефы, несколько грубо обработанные и оригинально окрашенные, но с другими мотивами. Итак, небольшой храм Casa de los Buhos («Дом сов») и дом Casa de los Monos («Дом обезьян»). Также примечателен круглый алтарь в виде монументальной черепахи. Группа практически полностью раскопана и реконструирована, в 2010 году не была открыта для туризма.

Юго-западная основная группа/ Grupo Principal del Suroeste

Эта группа к юго-западу от центра, недалеко к западу от Группы де ла Феча, не подвергалась дальнейшим археологическим исследованиям и недоступна для посетителей. Он представляет собой довольно узкий конгломерат в основном небольших зданий на общей платформе, включая длинный портик. Здесь же находится храмовая пирамида (Castillo Viejo), верхнее здание которой с колоннами напоминает постройки на Великой платформе (например, Templo de las Mesas).

Чичен-Вьехо/ Старый Чичен-ица
В крайнем южном конце Сакбе № 7, примерно в 1,4 мили (2,3 км) от Кастильо, находится группа небольших зданий с несколькими надписями на дверных косяках. Только одно из зданий было обнаружено и отреставрировано. К этой группе ведет сакбе, на котором Эдвард Томпсон установил для посетителей конку, некоторые рельсы которой сохранились до сих пор. Однако (2010 г.) доступ запрещен. Рядом находится глубокая карстовая воронка, которая не достигает уровня грунтовых вод. В его самом глубоком месте в древние времена был построен колодец из бутового камня, который обеспечивал местное водоснабжение.

Templo de los Tres Dinteles – Храм Трех Перемычек
Храм Трех Перемычек представляет собой здание с тремя комнатами в ряд. Здание (7B3) выполнено в типичном для Чичен-Ицы варианте стиля пуук. Украшение фасада ограничено необычно высоким пьедесталом, центральная полоса которого утоплена в хачкарах, а по углам изображены большие маски Чаака. Поверхность верхней стены над карнизом в принципе аналогична, за исключением того, что сверху и между тремя дверьми вставлено всего пять групп из четырех недекорированных небольших колонн. В центральном карнизе преобладают пилообразные камни, расположенные зигзагообразно. Входы в три комнаты имеют каменные перемычки с иероглифическими надписями (даты см. в таблице).

Templo de los Cuatro Dinteles – Храм Четырех Перемычек
Храм Четырех Перемычек полностью разрушенного здания Templo de los Cuatro Dinteles (7B4) остались только два дверных проема с перемычками с иероглифическими надписями на фасаде. Никаких раскопок и реконструкций здесь не проводилось.

Другие группы на юго-западе
К западу от Сакбе 7, в частности, есть многочисленные группы зданий в густом бездорожном лесу, которые до сих пор были только нанесены на карту и примерно описаны. Многие из них содержат храмы, похожие на Templo de las Mesas или Grupo Principal del Suroeste Temple. Меньшая группа того же типа находится к югу от отеля Hacienda с соответствующей храмовой пирамидой (5D1).

Группа Чултун
Это название относится к группе частично монументальных зданий, которая находится примерно в 1,3 км к востоку от центра далеко за кольцевой дорогой и соединена с ней дорогой Сакбе (№ 19). Обращает на себя внимание очень большая площадка для игры в мяч. Группа еще не раскопана и недоступна.

Группа дель Нороест
Небольшая северо-западная группа зданий, которая еще не раскопана, расположена недалеко к западу от большой площадки для игры в мяч в густом лесу. Здесь бросается в глаза, что столбы одной из построек, по-видимому, сделаны не для этого здания, а взяты откуда-то еще, так как, как показывают рельефы, они не стыкуются друг с другом. Район закрыт для посетителей.

Ценоте или Сенот Штолок

Сакбе или священные церемониальные дороги Чичен-Ицы

Пещеры Баланкча

 

Политическая организация Чичен-Ица

Несколько археологов в конце 1980-х годов предположили, что, в отличие от предыдущих майяских городов ранней классики, Чичен-Ица, возможно, не управлялся отдельной семьей или одной династической линией. Вместо этого политическая организация города могла быть построена по «многоплановой» системе, которая характеризуется как олигархия через совет, состоящий из членов элитных правящих семей. Что то вроде римского Сената, где заседали патриции.

 

Теория оставалась популярной и в 1990-е годы, однако позже была поставлена под вопрос, так как в последнее время появилось всё больше доказательств в сторону традиционной формы правления, как и в остальных городах майя. Чичен-Ица в период своего расцвета оставалась мощной экономической державой, чьё влияние распространялось на северные земли майя, в частности жители города могли добывать труднодоступные ресурсы, такие, как обсидиан из центральной части Мексики и золото из западно-центральной Америки. Между 900 и 1050 годами н.э., Чичен-Ица стала экономической державой и торговым оазисом, контролирующим экономику северного и центрального Юкатана.

 

Чичен-Ица - Экономика

Чичен-Ица был крупной экономической державой в северной низменности Майя во время своего апогея. Участвуя в водных торговых маршрутах по периметру полуострова через портовый город Исла-Серритос на северном побережье. Чичен-Ица смог получить локально недоступные ресурсы из отдаленных районов, таких как обсидиан из центральной Мексики и золото из Южной и Центральной Америки. Между 900 и 1050 годами до н.э. Чичен-Ица расширился и стал мощным региональной столицей, контролирующим север и центральный Юкатан. Он установил Исла-Серритос в качестве торгового порта.

 

Чичен-Ица сегодня

Правительство мексиканского штата Юкатан объявило о сделке с частным землевладельцем, в результате которой властям перешли 83 гектара земли, на которых расположен древний город Чичен-Ица. Переговоры между губернатором Ивонн Ортегой Пачеко (Ivonne Ortega Pacheco) и землевладельцем Хансом Юргеном Тиесом Барбачано (Hans Jurgen Thies Barbachano) продолжались около года и завершились 30 марта 2010 года. Землю купили за 220 миллионов песо ($17,8 млн). Сообщалось, что Барбачано сам настаивал на продаже для того, чтобы сохранить наследие Юкатана.

Чичен-Ица признан ЮНЕСКО объектом мирового культурного наследия, и является вторым по популярности среди туристов местом археологических раскопок в Мексике.

 

Туризм

Чичен-Ица ​​- одно из самых посещаемых археологических памятников Мексики; в 2017 году его посетило 2,1 миллиона человек.

Туризм был важным фактором в Чичен-Ице более века. Джон Ллойд Стивенс, который популяризировал майя Юкатан в воображении публики своей книгой «Путешествие по Юкатану», вдохновил многих на паломничество в Чичен-Ицу. Еще до того, как книга была опубликована, Бенджамин Норман и барон Эмануэль фон Фридрихсталь отправились в Чичен после встречи со Стивенсом, и оба опубликовали результаты того, что они обнаружили. Фридрихсталь был первым, кто сфотографировал Чичен-Ицу, используя недавно изобретенный дагерротип.

После того, как Эдвард Томпсон в 1894 году купил Хасиенду Чичен (Hacienda Chichén), в которую входила Чичен-Ица, он получил постоянный поток посетителей. В 1910 году он объявил о своем намерении построить гостиницу на своей территории, но отказался от этих планов, вероятно, из-за мексиканской революции.

В начале 1920-х годов группа юкатеканцев во главе с писателем и фотографом Франсиско Гомесом Рулом начала работать над расширением туризма на Юкатан. Они призвали губернатора Фелипе Каррильо Пуэрто построить дороги к более известным памятникам, включая Чичен-Ицу. В 1923 году губернатор Каррильо Пуэрто официально открыл шоссе на Чичен-Ицу. Гомес Рул издал один из первых путеводителей по Юкатану и руинам.

Зять Гомеса Рула, Фернандо Барбачано Пеон (внучатый племянник бывшего губернатора Юкатана Мигеля Барбачано), открыл первый официальный туристический бизнес Юкатана в начале 1920-х годов. Он начал с встречи с пассажирами, прибывшими на пароходе в Прогресо, порт к северу от Мериды, и убедил их провести неделю на Юкатане, после чего они сядут на следующий пароход до следующего пункта назначения. Сообщается, что в первый год своего существования Барбачано Пеон смог убедить только семь пассажиров покинуть корабль и присоединиться к нему в туре. В середине 1920-х годов Барбачано Пеон убедил Эдварда Томпсона продать 5 акров (20 000 м2) рядом с Чиченом под гостиницу. В 1930 году открылся отель Mayaland, расположенный к северу от Hacienda Chichén, который был передан Институту Карнеги.

В 1944 году Барбачано Пеон приобрел всю Гасиенду Чичен, включая Чичен-Ицу, у наследников Эдварда Томпсона. Примерно в то же время Институт Карнеги завершил свою работу в Чичен-Ице и оставил Hacienda Chichén, который Барбачано превратил в еще один сезонный отель.

В 1972 году Мексика приняла Ley Federal Sobre Monumentos y Zonas Arqueológicas, Artísticas e Históricas (Федеральный закон о памятниках, археологических, художественных и исторических местах), согласно которому все доколумбовые памятники страны, в том числе в Чичен-Ице, были переданы в федеральную собственность. В настоящее время Чичен-Ица ​​ежегодно посещают сотни, если не тысячи посетителей, и ожидается, что по мере развития курортной зоны Канкуна на востоке ожидается еще больше.

В 1980-х годах Чичен-Ица ​​начал принимать поток посетителей в день весеннего равноденствия. Сегодня несколько тысяч человек приходят, чтобы увидеть эффект света и тени на Храме Кукулькана, во время которого пернатый змей, кажется, ползет вниз по стене пирамиды. Гиды также продемонстрируют уникальный акустический эффект в Чичен-Ице: хлопок в ладоши перед лестницей пирамиды Эль-Кастильо произведет эхо, напоминающее щебетание птицы, подобное чириканью кетцаля, как исследовал Деклерк. .

Чичен-Ица, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, является вторым по посещаемости из археологических памятников Мексики. Археологические раскопки привлекают множество посетителей популярного туристического курорта Канкун, которые совершают однодневную поездку на туристических автобусах.

В 2007 году храм Кукулькан (Эль-Кастильо) в Чичен-Ице был назван одним из Новых семи чудес света по результатам всемирного голосования. Несмотря на то, что голосование спонсировалось коммерческим предприятием и его методология подверглась критике, голосование было поддержано правительством и официальными лицами по туризму Мексики, которые прогнозировали, что в результате огласки количество туристов в Чичен к 2012 году удвоится. Последовавшая за этим огласка вновь зажгла дебаты в Мексике по поводу права собственности на это место, кульминацией которых стало 29 марта 2010 года, когда штат Юкатан приобрел землю, на которой находятся самые известные памятники, у владельца Ханса Юргена Тиеса Барбачано.

INAH, который управляет этим объектом, закрыл ряд памятников для публичного доступа. Хотя посетители могут обходить их, они больше не могут взбираться на них или заходить в свои комнаты. Доступ для скалолазания на Эль-Кастильо был закрыт после того, как в 2006 году в Сан-Диего, штат Калифорния, погибла женщина.

 


Чичен-Ица - Транспорт

Чичен-Ица ​​находится на главном шоссе между столицей Мериды и курортным городом Канкун. Если у вас есть время и вы ищете более авантюристический маршрут, дорога «libre», которая проходит параллельно платной автомагистрали, проходит через многие деревни и дает лучшее ощущение для этого района. Если вы возьмете дорогу «libre», вы должны быть более внимательными к пешеходам и животным на дороге, а также к многочисленным лежачим полицейским, с которыми вы столкнетесь. Но после наступления темноты желательно придерживаться платной дороги. До Чичен-Ица можно добраться на автомобиле или воспользоваться регулярым автобусным сообщением. Автобус довозит туристов прямо к входу в город.

Из Канкуна: автобусное сообщение ADO из Канкуна стоит $ 202 MXN в одном направлении и занимает 3 часа. Более дешевый автобусный маршрут стоит 122 песо и длится 4 часа в одном направлении.

Из Мериды: автобусы ADO уходят с автобусной станции CAME (расположенной на улице 69 на углу с Calle 70) ежедневно в 06.30, 08.30 и 09.15. Из Чичен-Ицы они возвращаются в 18.20. Билеты стоят от $ 130 до $ 150 MXN в одну сторону. Время в пути между 1 часом 30 минутами и 1 часом 45 минут. Многие компании по прокату автомобилей расположены вокруг отеля Fiesta Americana. Стоимость аренды небольшого автомобиля в один день составляет от $ 800 до $ 2000 MXN. Чичен-Ица ​​находится в 125 км (1 часов 30 минут) от отеля. Если вы берете платную дорогу в Чичен-Ица то в одном направлении она вам обойдется в 92 MXN. В Чичен-Ица ​​есть платная парковка в размере 30 долларов США.

Из Вальядолида: Есть маршрутные автобусы, которые останавливаются в Чичен-Ица. Они стоят порядка 26 MXN (сентябрь 2015 года).

 

Плата за вход
Обновление апреля 2017 года: входной билет стоит $ 242 MXN.

 

Камера хранения багажа
На территории отеля есть камера хранения багажа. Шкафчика стоит $ 40 MXN в день. Если у вас есть сумка, которая не помещается в шкафчик, она хранится за 100 долларов MXN в день в большой комнат.

 

В Чичен-Ица вы передвигаетесь пешком. Носите прочную, удобную обувь для ходьбы. Также же следует захватить солнцезащитный крем и широкополую шляпу. В середине дня очень мало тени. Кроме того, если вы хотите узнать больше о местных общинах майя, их кулинарии, религиозных обрядах, календарной системе и древнем искусстве, посетите небольшие города вокруг Чичен-Ица.

 

Где поесть в Чичен-Ица

Хасиенда Чичен (Hacienda Chichen). Предлагает блюда региональной, международной и вегетарианской кухни на колониальной террасе XVI века, построенной из вырезанных камней майя (украденные из заброшенного города испанскими завоевателями) с видом на пышные тропические сады. Некоторые из овощей и фруктов органически выращены владельцами в южной части садов.

 

Отели, хостелы и прочие в Чичен-Ица

Рядом с развалинами Чичен-Ица расположено несколько отелей, расположенных вдоль шоссе и в близлежащем городе Писте, в различных ценовых диапазонах. В некоторых есть хорошие бассейны и рестораны. Город Вальядолид, расположенный в 40 км, является альтернативной базой для туристов.

Отель Долорес Альба, ☎ + 52-985-858-1555. KM 122 Мерида-Канкун, Free Road (180), 100 номеров, бассейн, удобная парковка, центр города. US $ 35-45. Обязательно ознакомьтесь с обоими бассейнами - один основан на природных известняковых образованиях и действительно довольно впечатляющий!
Хасиенда Чичен (Hacienda Chichen), ☎ + 52-999-924-4222, бесплатный звонок: +1 877-631-4005. Бутик-отель в колониальном стиле 16-го века Гасиенда, экологически чистый, с землей, предназначенной для защиты местной флоры и фауны Майя заповедник и птичий заповедник. Галерея «Коллекция втирания» доктора Грина и спа-салон Yaxkin открыты для посетителей сайта. 120-160 долл. США (одноместный / двухместный), 165-225 долл. США (мастер-люкс).
Mayaland Hotel and Bungalows, бесплатный звонок: +1 800-235-4079. Номера варьируются от стандартных гостиничных номеров до люксов или бунгало с джакузи или лофтом. Со своим входом в руины. (Они владеют парком, но правительство владеет руинами.) 88-244 долларов США.
Виллы Arqueologicas (бывший Club Med), Карр. Мерида - Вальядолид км 120. Бассейн, теннисные корты, бильярд. 112 долларов США (стандартный номер), 225 долларов США (люкс на 4 человек).