Прочие Археологические Памятники
Храм воинов, названный так из-за своих рельефов (которые также можно
найти в других местах Чичен-Ицы), представляет собой сооружение,
возвышающееся над большой платформой с восточной стороны. Здание
состоит из пирамидального основания с четырьмя ступенями и большой
верхней поверхности, примерно половину которой занимает собственно
здание храма. Он был сдвинут до самого заднего края, так что перед
ним появилось больше свободного пространства.
На самую
верхнюю платформу храма можно попасть по лестнице, которая
изначально велась из колонного зала перед храмовой пирамидой. Две
слегка приподнятые колонны и стены по бокам показывают, что крыша
портика поднималась немного выше у лестницы. Лестница закрыта для
посетителей. Наружные стены пирамидального основания украшены
непрерывно повторяющимися рельефами, изображающими орлов, ягуаров и
между ними воинов в полулежачем положении. Их костюм типичен для
тольтеков: большая горизонтальная носовая пробка, украшения в виде
очков перед глазами, наколенники и сандалии, завязанные большими
бантами, и метатель копья.
На открытом пространстве перед
настоящим храмом стоит одна из фигур, известная как Чак Мо'ол, в
характерной полулежачей позе. Имя Чак Мо'ол восходит к нью-йоркскому
археологу-любителю Огюсту Ле Плонжону из второй половины XIX века,
увидевшему в нем образ принца майя, которого он подозревал, не
имевшего ничего общего с богом дождя Чаком.
Крышу залов и
внутреннее убранство храма поддерживали столбы из квадратных
каменных блоков. На них изображены воины и орлы, поедающие
человеческие сердца. Вход во внутренние помещения храма поддерживали
две колонны в виде змей с перьями. Выступающие части хвоста
поддерживали монументальную деревянную балку двери. Эти змеевидные
столбы практически идентичны в Туле и поэтому считаются тольтеками.
Внутри храмового пространства несколько рядов квадратных
столбов, имеющих рельефы со всех сторон, поддерживали сводчатую
крышу, от которой ничего не осталось. У задней стены невысокий
столик из каменных плит, который поддерживают на головах и руках
несколько карликовых фигурок атлантов. Внешняя стена храма имеет
каскады масок бога дождя Чака, в основном по углам. В поверхностях
стен большие площади заполнены плоским рельефом усиков перьев, в
середине которых гибрид человека и птицы, также известный из Тулы,
полностью пластически выступает из стены.
На северной стороне
основания пирамиды находится сделанный археологами вход в более
раннюю фазу строительства храма (иногда называемую Храмом Чак
Мо'ол), почти такой же по структуре, как и более поздний, но
несколько сдвинутый к север. Для строительства более позднего храма
его засыпали щебнем, чтобы выдержать вес нового здания. Столбы более
раннего храма, некогда поддерживавшие крышу, снятую при
строительстве более позднего храма, украшены рельефами, подобными
рельефам более позднего храма. Он был обнаружен во время раскопок в
1930-х годах. Цветная роспись рельефных столбов здесь сохранилась до
сих пор, потому что интерьер был полностью засыпан щебнем при
строительстве более позднего храма и поэтому был законсервирован. Он
показывает, как должны были выглядеть все столбы изначально.
Впереди и вдоль южной стены храмовой пирамиды проходит богато
украшенный портик, который простирается дальше на восток и с трех
сторон окружает большой двор. Он считается частью Grupo de las Mil
Columnas, «Зала 1000 колонн».