Лас Моньяс - Женский монастырь (Чичен-Ица)

Женский монастырь

 

Описание

Лас Моньяс или Женский монастырь является одним из наиболее знаменитых зданий в Чичен- Ица. С испанского его название переводится как "женский монастырь" так как по мнению первых европейцев здание Женского монастыря очень похожа на католические испанские монастыри. Согласно популярной легенде, здание было названо испанским конкистадором Франсиско Монтехо в 16 веке, когда он пытался покорить полуостров Юкатан. Своим центром кампании он выбрал Чичен Ица. Здесь он основал свой штаб для конкисты или захвата новой территории. Индейцы Майя позже выгнали иностранных захватчиков, но название прижилось и закрепилось за зданием. На самом деле Лас Моньяс был правительственным дворцом или похожим гражданским строением. Это одно из первых крупных строений в городе. Здание Женского монастыря было возведено в 600 году нашей эры. Его стены покрыты фигурами, лицами и иероглифическими текстами. Эти тексты часто упоминают правителя по имени Какупакаль. Фасад Лас Моньяса выполнен в виде лица бога Чака- бога дождя. Вход в строение расположено на месте, где Чака должен быть рот. Интерьер Женского монастыря не сохранился. Кроме внутренних фресок здесь не сохранилось ни мебели, ни предметов быта Возможно здесь стоял трон для местного чиновника или подобное убранство.

 

Здание Лас-Монхас расположено на платформе, которую оно делит с Караколом и многочисленными более мелкими постройками. Он претерпел большое количество структурных преобразований, что сделало его одним из самых сложных в Чичен-Ице. Очень обширные раскопки Вашингтонского института Карнеги проводились в 1933 и 1934 годах под руководством Джона С. Боллеса.

Здание как бы состоит из двух разрозненных частей: восточной части, обычно именуемой пристройкой, и высокой площадки с широким лестничным пролетом с севера, ведущим к зданию на втором этаже, над которым находятся остатки виден еще один этаж с лестницей впереди.

Реальная история строительства иная: вначале это была простая площадка со скругленными углами, высотой чуть более двух метров, с выступающей с юга лестницей. Эта платформа теперь видна только в большом отверстии в западной части комплекса, образовавшемся в результате обрушения. Впоследствии эта площадка была увеличена примерно в два раза по высоте и на ее поверхности возведено однокомнатное здание с тремя обращенными на север воротами. К югу от платформы теперь было построено крыло, которое называется пристройкой. Первоначально он состоял из 13 комнат, образованных тремя параллельными рядами и последней поперечной комнатой на востоке. В средний ряд комнат можно было попасть из комнат южнее. Торцевая комната имела проходы в примыкающие к ней комнаты крайних комнат, а также небольшой боковой вход наружу.

По планировке помещения с торцевым помещением и отделке фасада видно, что акцент здания сместился во двор на восток. В то время как нижние поверхности стен северного и южного фасадов остаются простыми, с полями разной ширины с хачкарами между дверями, образующими единственное украшение, угол здания и весь восточный фасад полностью украшены. На верхних поверхностях стен северной и южной сторон изображены маски Чаака разного дизайна, а также поля с расположенными по диагонали камнями-пилами и розетками. Фризы на этих сторонах также относительно просты.

В изобразительной программе лицевой стороны вокруг восточного входа объединены мотивы всего северного ареала майя: вокруг входной двери расположены зубы змеиной пасти. Но это всего лишь эклектичная цитата — не хватает глаз над дверью и носов и колышка по бокам для полной змеиной пасти. На их место приходят плоские маски из чаака, расположенные двойным каскадом. Такие же маски можно найти и на верхней поверхности стены. В углах те же маски появляются в угловой форме, так что всего на этой странице можно увидеть 12 масок. Этот вид украшения является очень ярким образцом стиля Ченес. В интерьере здания также присутствуют мотивы Чаака. Над дверью находится фигура правителя с большим головным убором с перьями в овальной раме, из которой выходят угловатые волюты. Возможно, это правитель, который увековечил себя в этом здании на семи каменных дверных балках под датой 8 февраля 880 года.

Здание стоит на необычайно высоком постаменте, который закрыт простым карнизом в форме пера. Центральная полоса карниза, которая в форме квадрата поднимается вверх, чтобы оставить место для входа в рот псевдозмеи, имеет пять горизонтальных полос: косу, полосу, воспроизводящую косу с другим рисунком, гладкий элемент и одну над ней. Ряд символов ik, которые, кажется, свисают с другой гладкой узкой полосы. Верхний фриз имеет всего четыре элемента: два гладких выступающих, обрамляющих углубленное поле с наклонными пилообразными камнями, а над ними обычные наклонные замковые камни, в которых через промежутки установлен еще один переплетенный мотив, напоминающий миштекский знак годеносца.

Если даты 880 года указывают на завершение этого крыла, то высокая платформа была расширена в начале X века, так что перед зданием была создана широкая площадка. Эта пристройка охватывала три западных помещения здания на первом этаже, которые для этой цели были либо в значительной степени снесены, либо засыпаны бутовой кладкой. Однако эта расширенная платформа не оставила достаточно места для расширения здания на первом этаже, что потребовало дальнейшего расширения платформы. Следующие три комнаты (если смотреть с востока), оказавшиеся под платформой, при этом были потеряны. Они также были заполнены щебнем по структурным причинам. Самая верхняя площадка, которая теперь была хорошо видна снаружи, была украшена со всех сторон чередующимся каменным мозаичным декором.

 

Это подготовило почву для окончательной конфигурации верхней части здания: первоначально однокомнатное здание было расширено до восьми комнат, шесть из которых располагались параллельно друг другу (большая центральная с тремя входами и две комнаты поменьше на сторон), а с восточной и имелось поперечное пространство на каждом западном конце. На фасаде видны большие, слегка углубленные поля с диагонально расположенными пилами на узких сторонах и четырьмя извилистыми ступенями на длинных сторонах. Поверхность верхней стенки слегка наклонена внутрь. Перед северным фасадом была лестница, ведущая к небольшому зданию на следующем уровне. Лестница не пропускает фасад со сводом майя, а с плоским потолком из каменных блоков. Самое верхнее здание было без украшений и имело только одну комнату, тогда как на последних ступенях лестницы можно было найти рельефные орнаменты.

В неясной связи с расширением высоких площадок оставшиеся два внутренних помещения также были засыпаны щебнем, а часть свода убрана. Однако в продолжении входов в центральные помещения были оставлены свободными узкие, тупиковые коридоры, служившие впоследствии мишенями для разбойничьих могил.