Бат - коровья богиня в египетской мифологии, которая изображалась в виде человеческого лица с коровьими ушами и рогами или в виде женщины. Доказательства поклонения Бат существуют в самых ранних записях религиозных обрядов в Древнем Египте. Ко времени Среднего царства, после объединения Нижнего Египта и Верхнего Египта, ее личность и атрибуты были объединены с богиней Хатхор, аналогичной богине, которой поклонялись в другом номе. Образы Бат сохранялись на протяжении всей истории Древнего Египта на систре, священном инструменте, который по-прежнему ассоциировался с религиозными практиками.
Поклонение Бат восходит к древним временам Древнего Египта и, возможно, берет свое начало в культурах скотоводства позднего палеолита. Бат была главной богиней Сешеш, иначе известной как Ху или Диосполис Парва, 7-го нома Верхнего Египта.
Эпитет «Бат» может быть связан со словом ба с суффиксом женского рода «т». Ба человека примерно соответствует его личности или эманации и часто переводится как «душа».
Хотя Бат редко была четко изображена в живописи или скульптуре,
некоторые известные артефакты (например, верхние части палитры
Нармер) включают изображения богини в бычьей форме. В других случаях
она изображалась в виде небесного быка в окружении звезд или в виде
женщины. Чаще Бат изображалась на амулетах с человеческим лицом, но
с бычьими чертами, такими как уши коровы и загнутые внутрь рога, как
у крупного рогатого скота, впервые разводимого египтянами.
Бат прочно ассоциировалась с систрумом, и центр ее культа был
известен как «Особняк систрума». Систрум - это музыкальный
инструмент в форме анкха, который был одним из наиболее часто
используемых священных инструментов в древних египетских храмах.
Некоторые инструменты будут включать изображения Бат с ее головой и
шеей в качестве ручки и основания и с ее погремушками, помещенными
между ее рогами. Образы повторяются на каждой стороне инструмента,
имея два лица, как упоминается в Текстах пирамид :
Я хвала; Я
Величество; Я Бат с ее двумя лицами; Я - Тот, Кто Спасен, и я спас
себя от всего зла.
Отношение к
Хатхор
Образ Бат как божественной коровы был удивительно
похож на образ Хатхор, параллельной богини из другого нома. На
двухмерных изображениях обе богини часто изображаются прямо, лицом к
зрителю, а не в профиль в соответствии с характерной египетской
традицией. Существенная разница в их изображениях состоит в том, что
рога Бат изогнуты внутрь, а рога Хатора слегка изгибаются наружу.
Возможно, это могло быть связано с разными породами крупного
рогатого скота, которые паслись в разное время.
Культный
центр Хатор находился в 6-м номе Верхнего Египта, рядом с 7-м номом,
где Бат была богиней коров, что может указывать на то, что когда-то
они были одной и той же богиней в Додинастическом Египте. К Среднему
царству культ Хатор снова поглотил культ Бата, как и другие слияния
в Египте.