Древний Египет

 Древний Египет

 

 

Фараоны

Пирамиды

Иероглифы

Храмы

Повседневная жизнь

Мумии

Царицы

Религия

Города и регионы

Интересные факты

Архитектура

Медицина

Изобразительное искусство

Технология

Армия

Египет для детей

Древний Египет был цивилизацией древней Африки, сосредоточенной в низовьях реки Нил, расположенной в месте, которое сейчас является страной Египет. Древнеегипетская цивилизация последовала за доисторическим Египтом и объединилась около 3100 г. до н.э. (согласно традиционной египетской хронологии) с политическим объединением Верхнего и Нижнего Египта при Менесе (часто отождествляемом с Нармером). История Древнего Египта представляла собой серию стабильных царств, разделенных периодами относительной нестабильности, известными как промежуточные периоды: Старое царство раннего бронзового века, Среднее царство среднего бронзового века и Новое царство позднего бронзового века. .

Египет достиг вершины своего могущества в Новом Царстве, управляя большей частью Нубии и значительной частью Ближнего Востока, после чего вступил в период медленного упадка. В ходе своей истории Египет был захвачен или завоеван рядом иностранных держав, включая гиксосов, ливийцев, нубийцев, ассирийцев, ахеменидских персов и македонцев под командованием Александра Македонского. Греческое царство Птолемеев, образовавшееся после смерти Александра, правила Египтом до 30 г. до н.э., когда при Клеопатре оно перешло к Римской империи и стало римской провинцией.

Успех древнеегипетской цивилизации частично объяснялся ее способностью приспосабливаться к условиям долины реки Нил для ведения сельского хозяйства. Предсказуемое наводнение и контролируемое орошение плодородной долины дали избыточные урожаи, которые способствовали более плотному населению, а также социальному развитию и культуре. Имея свободные ресурсы, администрация спонсировала разработку полезных ископаемых в долине и окружающих пустынных районах, раннее развитие независимой системы письма, организацию коллективного строительства и сельскохозяйственных проектов, торговлю с соседними регионами и создание вооруженных сил, намеревавшихся утвердить египетское господство. Мотивацией и организацией этой деятельности была бюрократия элитных писцов, религиозных лидеров и администраторов под контролем фараона, который обеспечивал сотрудничество и единство египетского народа в контексте сложной системы религиозных верований.

Многие достижения древних египтян включают в себя разработку карьеров, геодезию и методы строительства, которые использовались для строительства монументальных пирамид, храмов и обелисков; система математики, практичная и эффективная система медицины, ирригационные системы и методы сельскохозяйственного производства, первые известные дощатые лодки, технология египетского фаянса и стекла, новые формы литературы и самый ранний известный мирный договор, заключенный с хеттами. Древний Египет оставил прочное наследие. Его искусство и архитектуру широко копировали, а его древности увозили в дальние уголки мира. Его монументальные руины на протяжении тысячелетий вдохновляли воображение путешественников и писателей. Вновь обретенное уважение к древностям и раскопкам в период раннего Нового времени европейцами и египтянами привело к научному исследованию египетской цивилизации и более глубокому пониманию ее культурного наследия.

 

История

Нил был спасательным кругом своего региона на протяжении большей части истории человечества. Плодородная пойма Нила дала людям возможность развить оседлую сельскохозяйственную экономику и более сложное централизованное общество, которое стало краеугольным камнем в истории человеческой цивилизации. Кочевые современные люди-охотники-собиратели начали жить в долине Нила в конце среднего плейстоцена около 120 000 лет назад. К позднему палеолиту засушливый климат Северной Африки становился все более жарким и сухим, что вынуждало население этого района концентрироваться в районе реки.

Додинастический период
В додинастические и раннединастические времена египетский климат был гораздо менее засушливым, чем сегодня. Большие регионы Египта были покрыты лесистой саванной, по которой паслись стада копытных. Листва и фауна были гораздо более плодовитыми во всех окрестностях, а в районе Нила обитали большие популяции водоплавающих птиц. Охота была обычным явлением для египтян, и это также период, когда многие животные были впервые одомашнены.

Примерно к 5500 г. до н.э. небольшие племена, жившие в долине Нила, превратились в ряд культур, демонстрирующих твердый контроль над сельским хозяйством и животноводством и узнаваемых по их глиняной посуде и предметам личного пользования, таким как гребни, браслеты и бусы. Крупнейшей из этих ранних культур в Верхнем (Южном) Египте была бадарская культура, которая, вероятно, возникла в Западной пустыне; он был известен своей высококачественной керамикой, каменными орудиями и использованием меди.

За бадари последовала культура накада: амратская (накада I), герзе (накада II) и семейнская (накада III). Это принесло ряд технологических улучшений. Еще в период Накада I додинастические египтяне импортировали обсидиан из Эфиопии, который использовался для изготовления лезвий и других предметов из отщепов. Во времена Накады II существуют ранние свидетельства контактов с Ближним Востоком, особенно с Ханааном и побережьем Библоса. За период около 1000 лет культура Накада превратилась из нескольких небольших фермерских общин в могущественную цивилизацию, лидеры которой полностью контролировали людей и ресурсы долины Нила. Установив центр власти в Нехене (по-гречески Иераконполис), а затем в Абидосе, лидеры Накады III расширили свой контроль над Египтом на север вдоль Нила. Они также торговали с Нубией на юге, оазисами западной пустыни на западе и культурами восточного Средиземноморья и Ближнего Востока на востоке, положив начало периоду отношений между Египтом и Месопотамией.

Культура Накада производила разнообразные материальные товары, отражающие растущую власть и богатство элиты, а также предметы личного пользования, в том числе расчески, небольшие скульптуры, расписную керамику, высококачественные декоративные каменные вазы, косметические палитры, и украшения из золота, лазурита и слоновой кости. Они также разработали керамическую глазурь, известную как фаянс, которая использовалась еще в римский период для украшения чашек, амулетов и статуэток. Во время последней додинастической фазы культура Накада начала использовать письменные символы, которые в конечном итоге превратились в полную систему иероглифов для письма на древнеегипетском языке.

 

Ранний династический период (ок. 3150–2686 до н.э.)
Ранний династический период был примерно современником ранней шумеро-аккадской цивилизации Месопотамии и древнего Элама. Египетский жрец третьего века до нашей эры Манефон сгруппировал длинную линию царей от Менеса до его времени в 30 династий, и эта система используется до сих пор. Он начал свою официальную историю с царя по имени Мени (или Менес по-гречески), который, как считалось, объединил два царства Верхнего и Нижнего Египта.

Переход к единому государству происходил более постепенно, чем представляли древнеегипетские писатели, и современных сведений о Менесе нет. Однако теперь некоторые ученые считают, что мифический Менес мог быть королем Нармером, который изображен в королевских регалиях на церемониальной палитре Нармера в символическом акте объединения. В ранний династический период, начавшийся около 3000 г. до н.э., первый из династических царей укрепил контроль над Нижним Египтом, основав столицу в Мемфисе, откуда он мог контролировать рабочую силу и сельское хозяйство плодородного региона дельты, а также прибыльные и важные торговые пути в Левант. Растущая власть и богатство королей в ранний династический период отражались в их сложных гробницах мастаба и погребальных культовых сооружениях в Абидосе, которые использовались для прославления обожествленного короля после его смерти. Сильный институт царской власти, созданный царями, служил для узаконивания государственного контроля над землей, трудом и ресурсами, которые были необходимы для выживания и роста древнеегипетской цивилизации.

Старое царство (2686–2181 до н. э.)
Значительные успехи в архитектуре, искусстве и технологиях были достигнуты во времена Древнего царства, чему способствовал рост производительности сельского хозяйства и, как следствие, населения, что стало возможным благодаря хорошо развитой центральной администрации. Некоторые из главных достижений Древнего Египта, пирамиды Гизы и Великий Сфинкс, были построены во времена Древнего Царства. Под руководством визиря государственные чиновники собирали налоги, координировали ирригационные проекты для повышения урожайности, призывали крестьян на строительные работы и устанавливали систему правосудия для поддержания мира и порядка.

С ростом значения центральной администрации в Египте возник новый класс образованных писцов и чиновников, которым царь пожаловал поместья в оплату за свои услуги. Короли также предоставили землю своим погребальным культам и местным храмам, чтобы гарантировать, что у этих учреждений есть ресурсы для поклонения королю после его смерти. Ученые считают, что пять веков такой практики медленно подрывали экономическую жизнеспособность Египта и что экономика больше не могла позволить себе поддерживать крупную централизованную администрацию. По мере того как власть королей уменьшалась, региональные губернаторы, называемые номархами, начали оспаривать верховенство должности короля. Считается, что это, в сочетании с сильными засухами между 2200 и 2150 годами до нашей эры, привело к тому, что страна вступила в 140-летний период голода и раздоров, известный как Первый промежуточный период.

Первый промежуточный период (2181–2055 гг. до н.э.)
После того, как центральное правительство Египта рухнуло в конце Древнего царства, администрация больше не могла поддерживать или стабилизировать экономику страны. Региональные губернаторы не могли рассчитывать на помощь короля во время кризиса, и последовавшие за этим нехватка продовольствия и политические споры переросли в голод и мелкие гражданские войны. Тем не менее, несмотря на трудные проблемы, местные лидеры, не задолжавшие королю, использовали обретенную независимость для создания процветающей культуры в провинциях. Получив контроль над своими собственными ресурсами, провинции стали экономически богаче, о чем свидетельствуют более крупные и качественные захоронения среди всех социальных классов. В порывах творчества провинциальные ремесленники переняли и адаптировали культурные мотивы, которые раньше были доступны только королевской семье Старого царства, а писцы разработали литературные стили, отражающие оптимизм и оригинальность того периода.

Свободные от своей лояльности к королю, местные правители начали конкурировать друг с другом за контроль над территорией и политическую власть. К 2160 г. до н.э. правители Гераклеополя контролировали Нижний Египет на севере, в то время как конкурирующий клан, базирующийся в Фивах, семья Интеф, взяла под свой контроль Верхний Египет на юге. По мере роста могущества Интефов и расширения их контроля на север столкновение между двумя соперничающими династиями стало неизбежным. Около 2055 г. до н.э. северные фиванские силы под командованием Небхепетра Ментухотепа II окончательно победили гераклеопольских правителей, воссоединив Обе Земли. Они открыли период экономического и культурного возрождения, известный как Среднее царство.

Среднее царство (2134–1690 до н. э.)

Короли Среднего царства восстановили стабильность и процветание страны, тем самым стимулировав возрождение искусства, литературы и монументальных строительных проектов. Ментухотеп II и его преемники из Одиннадцатой династии правили из Фив, но визирь Аменемхет I, вступив на престол в начале Двенадцатой династии около 1985 г. до н.э., перенес столицу королевства в город Иджтави, расположенный в Файюме. Из Иджтави короли Двенадцатой династии предприняли дальновидную схему мелиорации и ирригации для увеличения сельскохозяйственного производства в регионе. Более того, военные отвоевали территорию в Нубии, богатую карьерами и золотыми приисками, а рабочие построили оборонительное сооружение в восточной дельте, названное «Стеной правителя», для защиты от иностранного нападения.

Благодаря тому, что короли обезопасили страну в военном и политическом отношении, а в их распоряжении были огромные сельскохозяйственные и минеральные богатства, население страны, искусство и религия процветали. В отличие от элитарного отношения Старого Царства к богам, Среднее Царство продемонстрировало увеличение выражений личного благочестия. В литературе Среднего царства представлены сложные темы и персонажи, написанные уверенным и красноречивым стилем. Рельефная и портретная скульптура этого периода запечатлела тонкие, отдельные детали, достигшие новых высот технического совершенства.

Последний великий правитель Среднего царства, Аменемхет III, разрешил семитоязычным ханаанским поселенцам с Ближнего Востока попасть в район Дельты, чтобы обеспечить достаточную рабочую силу для своих особенно активных горнодобывающих и строительных кампаний. Однако эти амбициозные строительные и горнодобывающие работы в сочетании с сильными разливами Нила позже, во время его правления, создали нагрузку на экономику и ускорили медленный спад во Второй промежуточный период во время более поздних Тринадцатой и Четырнадцатой династий. Во время этого упадка ханаанские поселенцы начали брать на себя больший контроль над регионом Дельты, в конечном итоге придя к власти в Египте как гиксосы.

Второй промежуточный период (1674–1549 до н.э.) и гиксосы
Около 1785 г. до н.э., когда власть царей Среднего царства ослабла, народ Западной Азии, называемый гиксосами, который уже обосновался в дельте, захватили контроль над Египтом и основали свою столицу в Аварисе, вынудив бывшее центральное правительство отступить в Фивы. . К королю относились как к вассалу, и от него ожидали уплаты дани. Гиксосы («иностранные правители») сохранили египетские модели правления и идентифицировали себя как цари, тем самым интегрировав египетские элементы в свою культуру. Они и другие захватчики принесли в Египет новые орудия ведения войны, в первую очередь составной лук и колесницу, запряженную лошадьми.

Отступив на юг, коренные фиванские цари оказались в ловушке между ханаанскими гиксосами, правившими на севере, и нубийскими союзниками гиксосов, кушитами, на юге. После многих лет вассалитета Фивы собрали достаточно сил, чтобы бросить вызов гиксосам в конфликте, который длился более 30 лет, до 1555 г. до н.э. Короли Секененре Тао II и Камосе в конечном итоге смогли победить нубийцев к югу от Египта, но не смогли победить гиксосов. Эта задача выпала на долю преемника Камоса, Яхмоса I, который успешно провел серию кампаний, навсегда искоренивших присутствие гиксосов в Египте. Он основал новую династию, и в последующем Новом Царстве военные стали главным приоритетом для королей, которые стремились расширить границы Египта и пытались овладеть Ближним Востоком.

Новое царство (1549–1069 до н. э.)
Фараоны Нового Царства установили период беспрецедентного процветания, защитив свои границы и укрепив дипломатические связи со своими соседями, включая империю Митанни, Ассирию и Ханаан. Военные кампании, проведенные при Тутмосе I и его внуке Тутмосе III, расширили влияние фараонов до самой большой империи, которую когда-либо видел Египет. Начиная с Мернептаха правители Египта приняли титул фараона.

Между их правлением Хатшепсут, королева, зарекомендовавшая себя как фараон, запустила множество строительных проектов, включая восстановление храмов, поврежденных гиксосами, и отправляла торговые экспедиции в Пунт и на Синай. Когда Тутмос III умер в 1425 г. до н.э., империя Египта простиралась от Нии на северо-западе Сирии до Четвертого порога Нила в Нубии, укрепляя лояльность и открывая доступ к критически важным импортным товарам, таким как бронза и дерево.

Фараоны Нового Царства начали крупномасштабную кампанию по продвижению бога Амона, чей растущий культ базировался в Карнаке. Они также построили памятники, чтобы прославить свои собственные достижения, как реальные, так и воображаемые. Карнакский храм — самый большой из когда-либо построенных египетских храмов.

 

Около 1350 г. до н.э. стабильность Нового Царства оказалась под угрозой, когда Аменхотеп IV взошел на трон и провел ряд радикальных и хаотичных реформ. Изменив свое имя на Эхнатон, он рекламировал ранее малоизвестное солнечное божество Атона как верховное божество, подавил поклонение большинству других божеств и перенес столицу в новый город Ахетатон (современная Амарна). Он был предан своей новой религии и художественному стилю. После его смерти от культа Атона быстро отказались и восстановили традиционный религиозный порядок. Последующие фараоны, Тутанхамон, Ай и Хоремхеб, работали над тем, чтобы стереть все упоминания об ереси Эхнатона, ныне известной как Амарнский период.

Около 1279 г. до н.э. Рамсес II, также известный как Рамсес Великий, взошел на трон и построил больше храмов, воздвиг больше статуй и обелисков и произвел на свет больше детей, чем любой другой фараон в истории. Смелый военачальник Рамсес II повел свою армию против хеттов в битве при Кадеше (в современной Сирии) и, зайдя в тупик, наконец согласился на первый зарегистрированный мирный договор около 1258 г. до н.э.

Однако богатство Египта сделало его заманчивой целью для вторжения, особенно со стороны ливийских берберов с запада и народов моря, предполагаемой конфедерации мореплавателей с Эгейского моря. Первоначально военные смогли отразить эти вторжения, но Египет в конечном итоге потерял контроль над оставшимися территориями в южном Ханаане, большая часть которых перешла к ассирийцам. Последствия внешних угроз усугублялись внутренними проблемами, такими как коррупция, ограбление гробниц и гражданские беспорядки. Восстановив свою власть, первосвященники храма Амона в Фивах накопили огромные участки земли и богатства, и их возросшая власть расколола страну в течение Третьего промежуточного периода.

Третий промежуточный период (1069–653 до н. э.)
После смерти Рамсеса XI в 1078 г. до н.э. Смендес принял власть над северной частью Египта, правя из города Танис. Юг фактически контролировался верховными жрецами Амона в Фивах, которые признавали Смендеса только по имени. В это время ливийцы селились в западной дельте, и вожди этих поселенцев начали увеличивать свою автономию. Ливийские князья взяли под свой контроль дельту при Шошенке I в 945 г. до н.э., основав так называемую Ливийскую или Бубаститскую династию, которая правила около 200 лет. Шошенк также получил контроль над южным Египтом, поставив членов своей семьи на важные священнические должности. Ливийский контроль начал ослабевать, когда в Леонтополисе возникла соперничающая династия в дельте, а кушиты угрожали с юга.

Около 727 г. до н.э. кушитский царь Пийе вторгся на север, захватив контроль над Фивами и, в конечном итоге, над Дельтой, которая основала 25-ю династию. Во время 25-й династии фараон Тахарка создал империю, почти такую ​​же большую, как Новое Царство. Фараоны двадцать пятой династии построили или отреставрировали храмы и памятники по всей долине Нила, в том числе в Мемфисе, Карнаке, Каве и Джебель-Баркале. В этот период в долине Нила началось первое массовое строительство пирамид (много в современном Судане) со времен Среднего царства.

Далеко идущий престиж Египта значительно упал к концу третьего промежуточного периода. Его иностранные союзники попали под сферу влияния Ассирии, и к 700 г. до н.э. война между двумя государствами стала неизбежной. Между 671 и 667 годами до нашей эры ассирийцы начали ассирийское завоевание Египта. Правление как Тахарки, так и его преемника Танутамуна было наполнено постоянными конфликтами с ассирийцами, против которых Египет одержал несколько побед. В конце концов, ассирийцы оттеснили кушитов обратно в Нубию, заняли Мемфис и разграбили храмы Фив.

Поздний период (653–332 до н. э.)
Ассирийцы оставили контроль над Египтом ряду вассалов, которые стали известны как саитские цари Двадцать шестой династии. К 653 г. до н.э. саитский царь Псамтик I смог изгнать ассирийцев с помощью греческих наемников, которые были завербованы для формирования первого египетского флота. Греческое влияние значительно расширилось, когда город-государство Навкратис стал домом для греков в дельте Нила. Саитские цари, обосновавшиеся в новой столице Саисе, стали свидетелями краткого, но энергичного возрождения экономики и культуры, но в 525 г. до н. Битва при Пелусии. Затем Камбиз II принял формальный титул фараона, но правил Египтом из Ирана, оставив Египет под контролем сатрапа. Несколько успешных восстаний против персов ознаменовали V век до нашей эры, но Египту так и не удалось навсегда свергнуть персов.

 

После аннексии Персией Египет был присоединен к Кипру и Финикии в шестой сатрапии Персидской империи Ахеменидов. Этот первый период персидского правления над Египтом, также известный как Двадцать седьмая династия, закончился в 402 г. до н.э., когда Египет восстановил независимость под властью ряда местных династий. Последняя из этих династий, Тридцатая, оказалась последним коренным царским домом Древнего Египта, закончившимся царствованием Нектанеба II. Кратковременное восстановление персидского правления, иногда называемое Тридцать первой династией, началось в 343 г. до н.э., но вскоре после этого, в 332 г. до н.э., персидский правитель Мазак без боя передал Египет Александру Македонскому.

Птолемеев период (332–30 до н.э.)
В 332 г. до н.э. Александр Македонский завоевал Египет с небольшим сопротивлением персов, и египтяне приветствовали его как избавителя. Администрация, созданная преемниками Александра, Македонским царством Птолемеев, была основана на египетской модели и базировалась в новой столице Александрии. Город продемонстрировал силу и престиж эллинистического правления и стал центром образования и культуры, сосредоточенным в знаменитой Александрийской библиотеке. Александрийский маяк освещал путь многим кораблям, которые поддерживали торговые потоки через город, поскольку Птолемеи сделали торговлю и предприятия, приносящие доход, такие как производство папируса, своим главным приоритетом.

Эллинистическая культура не вытеснила родную египетскую культуру, поскольку Птолемеи поддерживали освященные веками традиции, стремясь заручиться лояльностью населения. Они строили новые храмы в египетском стиле, поддерживали традиционные культы и изображали из себя фараонов. Некоторые традиции объединились, поскольку греческие и египетские боги были объединены в составных божеств, таких как Серапис, а классические греческие формы скульптуры повлияли на традиционные египетские мотивы. Несмотря на их попытки умилостивить египтян, Птолемеи столкнулись с местным восстанием, ожесточенным семейным соперничеством и мощной александрийской толпой, сформировавшейся после смерти Птолемея IV. Кроме того, поскольку Рим в большей степени зависел от импорта зерна из Египта, римляне проявляли большой интерес к политической ситуации в стране. Продолжающиеся египетские восстания, амбициозные политики и могущественные противники с Ближнего Востока сделали эту ситуацию нестабильной, что вынудило Рим направить силы для защиты страны как провинции своей империи.

Римский период (30 г. до н.э. - 641 г. н.э.)
Египет стал провинцией Римской империи в 30 г. до н.э. после поражения Марка Антония и царицы Птолемеев Клеопатры VII Октавианом (впоследствии императором Августом) в битве при Акциуме. Римляне в значительной степени зависели от поставок зерна из Египта, а римская армия под контролем префекта, назначенного императором, подавляла восстания, строго следила за сбором высоких налогов и предотвращала нападения бандитов, что стало печально известной проблемой во времена Римской империи. Период. Александрия становилась все более важным центром на торговом пути с Востоком, поскольку экзотические предметы роскоши пользовались большим спросом в Риме.

Хотя римляне относились к египтянам более враждебно, чем греки, некоторые традиции, такие как мумификация и поклонение традиционным богам, продолжались. Искусство изображения мумий процветало, и некоторые римские императоры изображали себя фараонами, хотя и не в такой степени, как Птолемеи. Первые жили за пределами Египта и не выполняли церемониальных функций египетского царствования. Местная администрация стала римской по стилю и закрыта для коренных египтян.

С середины первого века нашей эры христианство укоренилось в Египте и первоначально рассматривалось как еще один культ, который можно было принять. Однако это была бескомпромиссная религия, которая стремилась привлечь новообращенных из языческих египетских и греко-римских религий и угрожала популярным религиозным традициям. Это привело к преследованиям обращенных в христианство, кульминацией которых стали великие чистки Диоклетиана, начавшиеся в 303 году, но в конечном итоге христианство победило. В 391 году христианский император Феодосий ввел закон, запрещавший языческие обряды и закрывавший храмы. Александрия стала ареной великих антиязыческих беспорядков с уничтожением общественных и частных религиозных образов. Как следствие, исконная религиозная культура Египта постоянно находилась в упадке. В то время как коренное население продолжало говорить на своем языке, способность читать иероглифическое письмо постепенно исчезала по мере того, как роль жрецов и жриц египетских храмов уменьшалась. Сами храмы иногда превращали в церкви или бросали в пустыню.

В четвертом веке, когда Римская империя разделилась, Египет оказался в составе Восточной империи со столицей в Константинополе. В годы заката Империи Египет пал перед сасанидской персидской армией во время сасанидского завоевания Египта (618–628). Затем он был отбит византийским императором Ираклием (629–639) и, наконец, был захвачен мусульманской армией Рашидун в 639–641 годах, положив конец византийскому правлению.

 

Правительство и экономика

Администрация и коммерция

Фараон был абсолютным монархом страны и, по крайней мере теоретически, обладал полным контролем над землей и ее ресурсами. Король был верховным военачальником и главой правительства, который полагался на бюрократию чиновников для управления своими делами. За администрацию отвечал его заместитель, визирь, который действовал как представитель короля и координировал межевание земли, казначейство, строительные проекты, правовую систему и архивы. На региональном уровне страна была разделена на 42 административных района, называемых номами, каждый из которых управлялся номархом, который подотчетен визирю за свою юрисдикцию. Храмы составляли основу экономики. Они были не только местами отправления культа, но и отвечали за сбор и хранение богатств королевства в системе амбаров и казначейств, которыми управляли надзиратели, перераспределявшие зерно и товары.

Большая часть экономики была организована централизованно и строго контролировалась. Хотя древние египтяне не использовали чеканку монет до позднего периода, они использовали тип системы обмена денег со стандартными мешками зерна и дебеном, весом примерно 91 грамм (3 унции) меди или серебра, образуя монету. общий знаменатель. Рабочим платили зерном; простой рабочий может заработать 5 1/2 мешка (200 кг или 400 фунтов) зерна в месяц, а мастер может заработать 7 1/2 мешка (250 кг или 550 фунтов). Цены были фиксированными по всей стране и записывались в списки для облегчения торговли; например, рубашка стоила пять медных дебенов, а корова - 140 дебенов. Зерно можно было обменивать на другие товары по установленному прейскуранту. В течение пятого века до нашей эры чеканные деньги были завезены в Египет из-за границы. Сначала монеты использовались как стандартные куски драгоценного металла, а не как настоящие деньги, но в последующие века международные торговцы стали полагаться на чеканку монет.

Социальный статус
Египетское общество было сильно расслоено, и отчетливо отображался социальный статус. Фермеры составляли основную часть населения, но сельскохозяйственная продукция принадлежала непосредственно государству, храму или дворянской семье, владевшей землей. Фермеры также облагались налогом на рабочую силу и должны были работать на ирригационных или строительных проектах по барщине. Художники и ремесленники имели более высокий статус, чем земледельцы, но они также находились под контролем государства, работали в магазинах при храмах и оплачивались непосредственно из государственной казны. Писцы и чиновники составляли высший класс в Древнем Египте, известный как «класс белых килтов» из-за одежды из отбеленного льна, которая служила знаком их ранга. Высший класс заметно демонстрировал свой социальный статус в искусстве и литературе. Ниже знати стояли священники, врачи и инженеры со специальной подготовкой в ​​своей области. Неясно, существовало ли рабство в его современном понимании в Древнем Египте; есть разногласия среди авторов.

Древние египтяне считали мужчин и женщин, в том числе представителей всех социальных классов, по существу равными перед законом, и даже самый низший крестьянин имел право обратиться к визирю и его суду с ходатайством о возмещении ущерба. Хотя рабов в основном использовали в качестве наемных слуг, они могли покупать и продавать свое рабство, пробиваться к свободе или дворянству и обычно лечились у врачей на рабочем месте. И мужчины, и женщины имели право владеть и продавать имущество, заключать контракты, жениться и разводиться, получать наследство и вести судебные споры в суде. Супружеские пары могли совместно владеть имуществом и защищать себя от развода, заключая брачные контракты, в которых оговаривались финансовые обязательства мужа перед женой и детьми в случае расторжения брака. По сравнению с их коллегами в Древней Греции, Риме и даже в более современных местах по всему миру, древние египтянки имели более широкий спектр личного выбора, законных прав и возможностей для достижения. Такие женщины, как Хатшепсут и Клеопатра VII, даже стали фараонами, в то время как другие обладали властью как Божественные жены Амона. Несмотря на эти свободы, древнеегипетские женщины не часто принимали участие в официальных ролях в управлении, за исключением королевских верховных жриц, по-видимому, выполняли лишь второстепенные роли в храмах (не так много данных по многим династиям) и вряд ли могли быть образован, как мужчины.

 

Правовая система

Главой правовой системы официально был фараон, который отвечал за принятие законов, отправление правосудия и поддержание закона и порядка, понятие, которое древние египтяне называли Маат. Хотя правовые кодексы Древнего Египта не сохранились, судебные документы показывают, что египетское право было основано на здравом понимании правильного и неправильного, которое делало упор на достижение соглашений и разрешение конфликтов, а не на строгое соблюдение сложного набора законов. Местные советы старейшин, известные как Кенбет в Новом Царстве, отвечали за вынесение решений в судебных делах, связанных с мелкими исками и мелкими спорами. Более серьезные дела, связанные с убийствами, крупными сделками с землей и ограблением гробниц, передавались в Великий Кенбет, на котором председательствовал визирь или фараон. Ожидалось, что истцы и ответчики будут представлять себя сами, и они должны были дать присягу, что они сказали правду. В некоторых случаях государство брало на себя и роль обвинителя, и судьи и могло пытать обвиняемых избиениями, чтобы получить признание и имена сообщников. Независимо от того, были ли обвинения тривиальными или серьезными, судебные писцы документировали жалобу, свидетельские показания и приговор по делу для дальнейшего использования.

Наказание за мелкие преступления предусматривало либо наложение штрафов, побоев, нанесение увечий на лицо, либо ссылку, в зависимости от тяжести правонарушения. Серьезные преступления, такие как убийство и ограбление гробницы, наказывались казнью, обезглавливанием, утоплением или посадкой преступника на кол. Наказание также может быть распространено на семью преступника. Начиная с Нового Царства, оракулы играли важную роль в правовой системе, отправляя правосудие как по гражданским, так и по уголовным делам. Процедура заключалась в том, чтобы задать богу вопрос «да» или «нет» относительно правильности или неправильности того или иного вопроса. Бог, которого несли несколько жрецов, выносил приговор, выбирая тот или иной, двигаясь вперед или назад или указывая на один из ответов, написанных на куске папируса или остраконе.

 

Сельское хозяйство

Сочетание благоприятных географических особенностей способствовало успеху древнеегипетской культуры, важнейшей из которых была богатая плодородная почва, образовавшаяся в результате ежегодных разливов реки Нил. Таким образом, древние египтяне могли производить в изобилии продукты питания, что позволяло населению уделять больше времени и ресурсов культурным, технологическим и художественным занятиям. Землеустройство имело решающее значение в Древнем Египте, поскольку налоги рассчитывались в зависимости от количества земли, которой владел человек.

Сельское хозяйство в Египте зависело от цикла реки Нил. Египтяне различали три времени года: Ахет (наводнение), Перет (посев) и Шему (сбор урожая). Сезон паводков длился с июня по сентябрь, в результате чего на берегах рек образовался слой богатого минералами ила, идеально подходящего для выращивания сельскохозяйственных культур. После отступления паводковых вод вегетационный период продолжался с октября по февраль. Крестьяне вспахивали и сеяли семена на полях, которые орошались канавами и каналами. В Египте выпадало мало осадков, поэтому фермеры полагались на Нил, чтобы поливать свои посевы. С марта по май фермеры использовали серпы для сбора урожая, который затем обмолачивали цепом, чтобы отделить солому от зерна. Веяние удаляло мякину из зерна, а затем зерно перемалывали в муку, варили пиво или хранили для последующего использования.

Древние египтяне выращивали полбу и ячмень, а также некоторые другие злаки, которые использовались для приготовления двух основных продуктов питания — хлеба и пива. Растения льна, вырванные с корнем до того, как они начали цвести, выращивали из-за волокон их стеблей. Эти волокна расщепляли по длине и скручивали в нить, которая использовалась для ткачества льняных листов и изготовления одежды. Папирус, растущий на берегах реки Нил, использовался для изготовления бумаги. Овощи и фрукты выращивали на приусадебных участках, вблизи жилья и на возвышенностях, и их приходилось поливать вручную. Овощи включали лук-порей, чеснок, дыни, кабачки, бобовые, салат и другие культуры, помимо винограда, из которого делали вино.

 

Животные

Египтяне считали, что сбалансированные отношения между людьми и животными являются важным элементом космического порядка; таким образом, люди, животные и растения считались членами единого целого. Таким образом, животные, как домашние, так и дикие, были для древних египтян важным источником духовности, общения и средств к существованию. Крупный рогатый скот был самым важным домашним скотом; администрация собирала налоги на скот в ходе регулярных переписей, а размер стада отражал престиж и важность поместья или храма, которому они принадлежали. Помимо крупного рогатого скота древние египтяне держали овец, коз и свиней. Домашнюю птицу, такую ​​как утки, гуси и голуби, отлавливали сетями и разводили на фермах, где их насильно кормили тестом для откорма. Нил был богатым источником рыбы. Пчелы также были одомашнены, по крайней мере, со времен Старого Царства и давали мед и воск.

Древние египтяне использовали ослов и быков в качестве вьючных животных, и они отвечали за вспашку полей и втаптывание семян в почву. Убой откормленного быка также был центральной частью ритуала подношения. Лошади были завезены гиксосами во Второй промежуточный период. Верблюды, хотя и известны из Нового царства, не использовались в качестве вьючных животных до позднего периода. Есть также свидетельства того, что слоны ненадолго использовались в поздний период, но в основном были заброшены из-за отсутствия пастбищ. Кошки, собаки и обезьяны были обычными домашними животными, в то время как более экзотические домашние животные, завезенные из сердца Африки, такие как африканские львы к югу от Сахары, были зарезервированы для членов королевской семьи. Геродот заметил, что египтяне были единственными людьми, которые держали своих животных с собой в своих домах. В Поздний период поклонение богам в их животной форме было чрезвычайно популярно, например богине-кошке Бастет и богу-ибису Тоту, и этих животных содержали в большом количестве для ритуальных жертвоприношений.

 

Природные ресурсы

Египет богат строительным и декоративным камнем, медными и свинцовыми рудами, золотом и полудрагоценными камнями. Эти природные ресурсы позволили древним египтянам строить памятники, лепить статуи, изготавливать инструменты и модные украшения. Бальзамировщики использовали соли из Вади Натрун для мумификации, которые также давали гипс, необходимый для изготовления гипса. Горные породы, содержащие руду, были обнаружены в отдаленных, негостеприимных вади в Восточной пустыне и на Синае, и для добычи природных ресурсов потребовались крупные государственные экспедиции. В Нубии были обширные золотые прииски, и одна из первых известных карт изображает золотой прииск в этом регионе. Вади Хаммамат был известным источником гранита, граувакки и золота. Кремень был первым минералом, собранным и использованным для изготовления инструментов, а кремневые топоры — самые ранние свидетельства проживания в долине Нила. Узелки минерала тщательно отслаивали, чтобы сделать лезвия и наконечники стрел умеренной твердости и долговечности, даже после того, как для этой цели была принята медь. Древние египтяне были одними из первых, кто использовал такие минералы, как сера, в качестве косметических веществ.

Египтяне разрабатывали месторождения галенита свинцовой руды в Гебель-Росасе, чтобы делать грузила для сетей, отвесы и небольшие фигурки. Медь была самым важным металлом для изготовления инструментов в Древнем Египте, и ее выплавляли в печах из малахитовой руды, добываемой на Синае. Рабочие собирали золото путем вымывания самородков из осадка в россыпных отложениях или с помощью более трудоемкого процесса измельчения и промывки золотоносного кварцита. Залежи железа, обнаруженные в Верхнем Египте, использовались в поздний период. В Египте было много высококачественных строительных камней; древние египтяне добывали известняк по всей долине Нила, гранит из Асуана, базальт и песчаник из вади Восточной пустыни. Залежи декоративных камней, таких как порфир, граувак, алебастр и сердолик, были усеяны Восточной пустыней и были собраны еще до Первой династии. В птолемеевский и римский периоды горняки разрабатывали залежи изумрудов в Вади-Сикайте и аметистов в Вади-эль-Худи.

 

Торговля

Древние египтяне вели торговлю со своими иностранными соседями, чтобы получить редкие экзотические товары, которых не было в Египте. В додинастический период они наладили торговлю с Нубией для получения золота и благовоний. Они также наладили торговлю с Палестиной, о чем свидетельствуют масляные кувшины в палестинском стиле, найденные в захоронениях фараонов Первой династии. Египетская колония, расположенная на юге Ханаана, возникла незадолго до Первой династии. Нармер производил египетскую керамику в Ханаане и экспортировал обратно в Египет.

 

Не позднее, чем во времена Второй династии, древнеегипетская торговля с Библосом давала важный источник качественной древесины, которой не было в Египте. При Пятой династии торговля с Пунтом давала золото, ароматические смолы, черное дерево, слоновую кость и диких животных, таких как обезьяны и бабуины. Египет полагался на торговлю с Анатолией необходимым количеством олова, а также дополнительными поставками меди, причем оба металла были необходимы для производства бронзы. Древние египтяне ценили голубой камень лазурит, который приходилось привозить из далекого Афганистана. Средиземноморскими торговыми партнерами Египта также были Греция и Крит, которые поставляли, среди прочего, оливковое масло.

 

Язык

Историческое развитие
Египетский язык — это северный афро-азиатский язык, тесно связанный с берберским и семитским языками. У него самая длинная известная история из всех языков, поскольку он был написан с ок. 3200 г. до н.э. до средневековья и дольше остается разговорным языком. Фазы древнего Египта - это древнеегипетский, среднеегипетский (классический египетский), позднеегипетский, демотический и коптский. В египетских письменах нет диалектных различий до коптского, но, вероятно, на нем говорили на региональных диалектах вокруг Мемфиса, а затем и в Фивах.

Древнеегипетский язык был синтетическим, но позже он стал более аналитическим. В позднем египетском языке появились префиксальные определенные и неопределенные артикли, которые заменили старые флективные суффиксы. Был изменен прежний порядок слов «глагол-подлежащее-дополнение» на «подлежащее-глагол-дополнение». Египетские иероглифы, иератические и демотические сценарии были в конечном итоге заменены более фонетическим коптским алфавитом. Коптский до сих пор используется в литургии Египетской православной церкви, и его следы можно найти в современном египетском арабском языке.

 

Звуки и грамматика

Древнеегипетский язык имеет 25 согласных, подобных согласным в других афро-азиатских языках. К ним относятся глоточные и эмфатические согласные, звонкие и глухие смычные, глухие фрикативные звуки, а также звонкие и глухие аффрикаты. В нем три долгих и три кратких гласных, число которых в позднеегипетском языке увеличилось примерно до девяти. Основное слово в египетском языке, подобно семитскому и берберскому, представляет собой трехбуквенный или двубуквенный корень согласных и полусогласных. Суффиксы добавляются для образования слов. Спряжение глагола соответствует лицу. Например, трехконсонантный скелет С-Д-M является семантическим ядром слова «слышать»; его основное спряжение - сдм, «он слышит». Если подлежащее является существительным, суффиксы к глаголу не добавляются: сдм хмт, «женщина слышит».

Прилагательные образуются от существительных посредством процесса, который египтологи называют нисбацией из-за его сходства с арабским языком. Порядок слов сказуемое-подлежащее в глагольных и прилагательных предложениях и подлежащее-сказуемое в именных и наречных предложениях. Подлежащее может быть перемещено в начало предложения, если оно длинное и за ним следует резуммирующее местоимение. Глаголы и существительные отрицаются частицей n, но nn используется для наречных и прилагательных предложений. Ударение падает на последний или предпоследний слог, который может быть открытым (CV) или закрытым (CVC).

 

Письмо

Иероглифическое письмо датируется ок. 3000 г. до н.э. и состоит из сотен символов. Иероглиф может обозначать слово, звук или молчаливое определение; и один и тот же символ может служить разным целям в разных контекстах. Иероглифы были формальным письмом, использовавшимся на каменных памятниках и в гробницах, которые могли быть такими же подробными, как и отдельные произведения искусства. В повседневном письме писцы использовали курсивную форму письма, называемую иератической, которая была быстрее и проще. В то время как формальные иероглифы можно читать рядами или столбцами в любом направлении (хотя обычно пишут справа налево), иератические всегда писались справа налево, обычно горизонтальными рядами. Новая форма письма, демотическая, стала преобладающим стилем письма, и именно эта форма письма — наряду с формальными иероглифами — сопровождает греческий текст на Розеттском камне.

Примерно в первом веке нашей эры коптский алфавит начал использоваться вместе с демотическим письмом. Коптский — это модифицированный греческий алфавит с добавлением некоторых демотических знаков.
Хотя формальные иероглифы использовались в церемониальной роли до четвертого века, ближе к концу только небольшая горстка священников могла их читать. Поскольку традиционные религиозные учреждения были распущены, знание иероглифического письма было в основном утеряно. Попытки расшифровать их относятся к византийскому
и исламский периоды в Египте, но только в 1820-х годах, после открытия Розеттского камня и многолетних исследований Томаса Янга и Жана-Франсуа Шампольона, иероглифы были в значительной степени расшифрованы.

 

Литература

Надпись впервые появилась в связи с царской властью на этикетках и бирках предметов, найденных в царских гробницах. В первую очередь это было занятие писцов, которые работали в институте Пер Анх или Доме Жизни. Последние включали в себя офисы, библиотеки (называемые Домом книги), лаборатории и обсерватории. Некоторые из самых известных произведений древнеегипетской литературы, такие как Тексты пирамид и гробов, были написаны на классическом египетском языке, который оставался языком письма примерно до 1300 г. до н.э. На позднем египетском языке говорили со времен Нового Царства, и он представлен в административных документах Рамессида, любовной поэзии и сказках, а также в демотических и коптских текстах. В этот период традиция письма превратилась в автобиографию гробниц, например, Хархуфа и Вени. Жанр, известный как себайт («инструкции»), был разработан для передачи учений и указаний известных дворян; папирус Ипувера, поэма жалоб, описывающая стихийные бедствия и социальные потрясения, является известным примером.

История Синухе, написанная на среднеегипетском языке, может быть классикой египетской литературы. Также в это время был написан Весткарский папирус, набор историй, рассказанных Хуфу его сыновьями о чудесах, совершенных священниками. «Наставление Аменемопа» считается шедевром ближневосточной литературы. Ближе к концу Нового Царства народный язык чаще использовался для написания популярных произведений, таких как «История Венамуна» и «Наставление любого». Первый рассказывает историю дворянина, которого ограбили по дороге за кедром из Ливана, и о его борьбе за возвращение в Египет. Примерно с 700 г. до н.э. повествовательные рассказы и инструкции, такие как популярные Инструкции Ончшешонки, а также личные и деловые документы были написаны демотическим письмом и фазой египетского языка. Действие многих историй, написанных демотическим языком в греко-римский период, происходило в предыдущие исторические эпохи, когда Египет был независимым государством, которым правили великие фараоны, такие как Рамсес II.

 

Культура

Повседневная жизнь

Большинство древних египтян были земледельцами, привязанными к земле. Их жилища были ограничены ближайшими членами семьи и были построены из сырцового кирпича, чтобы сохранять прохладу в дневную жару. В каждом доме была кухня с открытой крышей, в которой был точильный камень для помола зерна и небольшая печь для выпечки хлеба. Керамика служила предметами домашнего обихода для хранения, приготовления, транспортировки и потребления продуктов питания, напитков и сырья. Стены были выкрашены в белый цвет и могли быть покрыты драпировками из крашеного льна. Полы были покрыты тростниковыми циновками, а мебель составляли деревянные табуретки, приподнятые над полом кровати и отдельные столы.

Древние египтяне придавали большое значение гигиене и внешнему виду. Большинство купались в Ниле и использовали пастообразное мыло, приготовленное из животного жира и мела. Мужчины брили все тело для чистоты; духи и ароматические мази скрывали неприятные запахи и успокаивали кожу. Одежда была сделана из простых льняных простыней, которые были отбелены добела, и мужчины, и женщины из высших слоев общества носили парики, украшения и косметику. Дети ходили без одежды до совершеннолетия, примерно в 12 лет, и в этом возрасте мужчин обрезали и брили головы. Матери несли ответственность за заботу о детях, а отец обеспечивал доход семьи.

Музыка и танцы были популярными развлечениями для тех, кто мог себе их позволить. Ранние инструменты включали флейты и арфы, в то время как инструменты, подобные трубам, гобоям и волынкам, появились позже и стали популярными. В Новом царстве египтяне играли на колокольчиках, цимбалах, бубнах, барабанах и привозили из Азии лютни и лиры. Систрум был музыкальным инструментом, похожим на погремушку, который был особенно важен в религиозных церемониях.

Древние египтяне наслаждались разнообразными видами досуга, включая игры и музыку. Сенет, настольная игра, в которой фигуры двигались случайным образом, была особенно популярна с давних времен; другой похожей игрой был мехен с круглой игровой доской. «Гончие и шакалы», также известные как «58 лунок», — еще один пример настольных игр, в которые играли в Древнем Египте. Первый полный набор этой игры был обнаружен в фиванской гробнице египетского фараона Аменемхета IV, датируемой 13-й династией. Жонглирование и игры с мячом были популярны среди детей, а борьба также задокументирована в гробнице в Бени-Хасане. Богатые члены древнеегипетского общества также любили охотиться, рыбачить и кататься на лодках.

 

Раскопки рабочего поселка Дейр-эль-Медина привели к одному из наиболее тщательно задокументированных описаний общественной жизни в древнем мире, охватывающем почти четыреста лет. Не существует сопоставимого сайта, на котором организация, социальные взаимодействия, условия труда и жизни сообщества были бы изучены так подробно.

 

Кухня

Египетская кухня с течением времени оставалась удивительно стабильной; Действительно, кухня современного Египта сохраняет поразительное сходство с кухней древних. Основной рацион состоял из хлеба и пива, дополненных овощами, такими как лук и чеснок, и фруктами, такими как финики и инжир. В праздничные дни все наслаждались вином и мясом, в то время как высшие классы баловались более регулярно. Рыбу, мясо и птицу можно было солить или сушить, готовить в тушеном виде или жарить на гриле.

 

Архитектура

Архитектура Древнего Египта включает в себя некоторые из самых известных сооружений в мире: Великие пирамиды Гизы и храмы в Фивах. Строительные проекты были организованы и финансировались государством в религиозных и памятных целях, а также для укрепления широкой власти фараона. Древние египтяне были искусными строителями; Используя только простые, но эффективные инструменты и прицельные приспособления, архитекторы могли строить большие каменные сооружения с такой точностью и аккуратностью, которым до сих пор завидуют.

Домашние жилища как элиты, так и простых египтян были построены из скоропортящихся материалов, таких как сырцовые кирпичи и дерево, и не сохранились. Крестьяне жили в простых домах, а дворцы знати и фараона представляли собой более сложные строения. Несколько уцелевших дворцов Нового Царства, например, в Малкате и Амарне, демонстрируют богато украшенные стены и полы со сценами людей, птиц, водоемов, божеств и геометрических узоров. Важные сооружения, такие как храмы и гробницы, которые должны были стоять вечно, были построены из камня, а не из сырцовых кирпичей. Архитектурные элементы, использованные в первом в мире крупномасштабном каменном здании, погребальном комплексе Джосера, включают опоры для столбов и перемычек в мотиве папируса и лотоса.

Самые ранние сохранившиеся древнеегипетские храмы, такие как храмы в Гизе, состоят из отдельных закрытых залов с плитами крыши, поддерживаемыми колоннами. В Новом царстве архитекторы добавили пилон, открытый двор и закрытый гипостильный зал к передней части святилища храма, стиль, который был стандартным до греко-римского периода. Самой ранней и самой популярной архитектурой гробницы в Старом царстве была мастаба, прямоугольная конструкция с плоской крышей из сырцового кирпича или камня, построенная над подземной погребальной камерой. Ступенчатая пирамида Джосера представляет собой ряд каменных мастаб, поставленных друг на друга. Пирамиды были построены во времена Старого и Среднего царств, но более поздние правители отказались от них в пользу менее заметных гробниц, высеченных в скале. Использование формы пирамиды продолжалось в частных гробницах Нового царства и в королевских пирамидах Нубии.

 

Искусство

Древние египтяне создавали искусство для функциональных целей. На протяжении более 3500 лет художники придерживались художественных форм и иконографии, которые были разработаны во времена Древнего Царства, следуя строгому набору принципов, которые сопротивлялись иностранному влиянию и внутренним изменениям. Эти художественные стандарты — простые линии, формы и плоские цветовые области в сочетании с характерной плоской проекцией фигур без указания пространственной глубины — создавали ощущение порядка и равновесия в композиции. Изображения и текст были тесно переплетены на стенах гробниц и храмов, гробах, стелах и даже статуях. Палитра Нармера, например, отображает цифры, которые также могут быть прочитаны как иероглифы. Из-за жестких правил, которые управляли его очень стилизованным и символическим внешним видом, древнеегипетское искусство точно и ясно служило своим политическим и религиозным целям.

Древние египетские ремесленники использовали камень в качестве материала для вырезания статуй и изящных рельефов, но использовали дерево в качестве дешевого и легко вырезаемого заменителя. Краски получали из таких минералов, как железные руды (красная и желтая охры), медные руды (синяя и зеленая), сажа или древесный уголь (черный) и известняк (белый). Краски можно было смешивать с гуммиарабиком в качестве связующего и прессовать в лепешки, которые при необходимости можно было смачивать водой.

 

Фараоны использовали рельефы для записи побед в битвах, королевских указов и религиозных сцен. Простые граждане имели доступ к произведениям погребального искусства, таким как статуи шабти и книги мертвых, которые, как они считали, защитят их в загробной жизни. Во времена Среднего царства популярными дополнениями к гробнице стали деревянные или глиняные модели, изображающие сцены из повседневной жизни. В попытке воспроизвести деятельность живых в загробной жизни на этих моделях изображены рабочие, дома, лодки и даже военные формирования, которые представляют собой масштабные представления идеальной древнеегипетской загробной жизни.

Несмотря на однородность древнеегипетского искусства, стили определенного времени и места иногда отражали изменение культурных или политических взглядов. После вторжения гиксосов во Второй промежуточный период в Аварисе были найдены фрески в минойском стиле. Самый яркий пример политически мотивированного изменения художественных форм относится к периоду Амарны, когда фигуры были радикально изменены, чтобы соответствовать революционным религиозным идеям Эхнатона. Этот стиль, известный как амарнское искусство, был быстро заброшен после смерти Эхнатона и заменен традиционными формами.

 

Религиозные верования

Вера в божественное и в загробную жизнь была укоренена в древнеегипетской цивилизации с самого ее зарождения; правление фараонов основывалось на божественном праве королей. Египетский пантеон был населен богами, которые обладали сверхъестественными способностями и призывались для помощи или защиты. Однако боги не всегда считались доброжелательными, и египтяне считали, что их нужно задабривать подношениями и молитвами. Структура этого пантеона постоянно менялась по мере того, как в иерархии выдвигались новые божества, но жрецы не прилагали усилий для организации разнообразных, а иногда и противоречивых мифов и историй в стройную систему. Эти различные концепции божественности считались не противоречащими друг другу, а скорее слоями в многочисленных аспектах реальности.

Богам поклонялись в культовых храмах, которыми управляли жрецы, действующие от имени короля. В центре храма находилась культовая статуя в святилище. Храмы не были местами общественного поклонения или собрания, и только в определенные праздники и торжества святыня со статуей бога выносилась для публичного поклонения. Обычно владения бога были изолированы от внешнего мира и доступны только храмовым чиновникам. Простые граждане могли поклоняться частным статуям в своих домах, а амулеты предлагали защиту от сил хаоса. После Нового Царства роль фараона как духовного посредника была приуменьшена, поскольку религиозные обычаи перешли к прямому поклонению богам. В результате жрецы разработали систему оракулов, чтобы напрямую сообщать людям волю богов.

Египтяне считали, что каждое человеческое существо состоит из физических и духовных частей или аспектов. Помимо тела, у каждого человека были швт (тень), ба (личность или душа), ка (жизненная сила) и имя. Вместилищем мыслей и эмоций считалось сердце, а не мозг. После смерти духовные аспекты освобождались от тела и могли перемещаться по своему желанию, но им требовались физические останки (или замена, например, статуя) в качестве постоянного дома. Конечная цель умершего заключалась в том, чтобы воссоединиться со своими ка и ба и стать одним из «благословенных мертвых», живущих как ах, или «эффективный». Чтобы это произошло, покойный должен был быть признан достойным на суде, в котором сердце взвешивалось против «перо истины». Если сочтут достойным, умерший может продолжить свое существование на земле в духовной форме. Если они не считались достойными, их сердце съедал Аммит Пожиратель, и они были стерты из Вселенной.

 

Погребальные обычаи

Древние египтяне придерживались сложного набора погребальных обычаев, которые, по их мнению, были необходимы для обеспечения бессмертия после смерти. Эти обычаи включали в себя сохранение тела путем мумификации, проведение погребальных церемоний и захоронение с вещами, которые умерший будет использовать в загробной жизни. До Древнего царства тела, захороненные в ямах пустыни, естественным образом сохранялись путем высыхания. Засушливые пустынные условия на протяжении всей истории Древнего Египта были благом для захоронения бедняков, которые не могли позволить себе сложные приготовления к погребению, доступные элите. Более состоятельные египтяне начали хоронить своих умерших в каменных гробницах и использовать искусственную мумификацию, которая включала удаление внутренних органов, обертывание тела льняной тканью и захоронение в прямоугольном каменном саркофаге или деревянном гробу. Начиная с Четвертой династии, некоторые части хранились отдельно в канопах.

 

К Новому царству древние египтяне усовершенствовали искусство мумификации; лучший метод занял 70 дней и включал удаление внутренних органов, удаление мозга через нос и высушивание тела в смеси солей, называемой натроном. Затем тело было завернуто в льняную ткань с вставленными между слоями защитными амулетами и помещено в украшенный человекоподобный гроб. Мумии позднего периода также помещались в расписные картонные футляры для мумий. Фактические методы сохранения пришли в упадок в эпоху Птолемея и Рима, в то время как большее внимание уделялось внешнему виду мумии, которая была украшена.

Состоятельных египтян хоронили с большим количеством предметов роскоши, но все погребения, независимо от социального положения, включали в себя товары для умерших. В могилу часто помещали погребальные тексты, а начиная с Нового царства - и статуи шабти, которые, как считалось, выполняли для них ручной труд в загробной жизни. Ритуалы, в которых покойный магическим образом оживлялся, сопровождали погребения. Ожидалось, что после погребения живые родственники будут время от времени приносить еду в могилу и читать молитвы от имени умершего.

 

Война

Древние египетские вооруженные силы отвечали за защиту Египта от иностранного вторжения и за сохранение господства Египта на древнем Ближнем Востоке. Военные защищали горнодобывающие экспедиции на Синай во времена Древнего царства и вели гражданские войны в первый и второй промежуточные периоды. Военные отвечали за поддержание укреплений на важных торговых путях, например, в городе Буэн на пути в Нубию. Форты также были построены для использования в качестве военных баз, таких как крепость Силе, которая была оперативной базой для экспедиций в Левант. В Новом царстве ряд фараонов использовал постоянную египетскую армию для нападения и завоевания Куша и некоторых частей Леванта.

Типичное военное снаряжение включало луки и стрелы, копья и щиты с круглым верхом, сделанные из кожи животных, натянутой на деревянный каркас. В Новом царстве военные начали использовать колесницы, которые ранее были введены захватчиками-гиксосами. Оружие и доспехи продолжали совершенствоваться после принятия бронзы: щиты теперь делались из цельного дерева с бронзовой пряжкой, копья имели бронзовое острие, а хопеш был заимствован у азиатских воинов. Фараона обычно изображали в искусстве и литературе верхом во главе армии; было высказано предположение, что по крайней мере несколько фараонов, таких как Секененре Тао II и его сыновья, поступали так. Однако также утверждалось, что «короли этого периода лично не выступали в качестве военачальников на передовой, сражаясь вместе со своими войсками». Солдаты набирались из населения в целом, но во время и особенно после Нового царства для борьбы за Египет нанимались наемники из Нубии, Куша и Ливии.

 

Технологии, медицина и математика

Технологии

В технологии, медицине и математике Древний Египет достиг относительно высокого уровня производительности и сложности. Традиционный эмпиризм, о чем свидетельствуют папирусы Эдвина Смита и Эберса (ок. 1600 г. до н. э.), впервые приписывают Египту. Египтяне создали свой собственный алфавит и десятичную систему.

 

Фаянс и стекло

Еще до Древнего Царства древние египтяне разработали стекловидный материал, известный как фаянс, который они рассматривали как разновидность искусственного полудрагоценного камня. Фаянс — это неглинистая керамика, состоящая из кремнезема, небольшого количества извести и соды и красителя, обычно меди. Материал использовался для изготовления бус, плитки, статуэток и мелких изделий. Для создания фаянса можно использовать несколько методов, но обычно производство включало нанесение порошкообразных материалов в виде пасты на глиняный стержень, который затем обжигали. С помощью родственной техники древние египтяне производили пигмент, известный как египетский синий, также называемый голубой фриттой, который получают путем плавления (или спекания) кремнезема, меди, извести и щелочи, такой как натрон. Продукт можно измельчить и использовать в качестве пигмента.

Древние египтяне могли с большим мастерством изготавливать самые разные предметы из стекла, но неясно, разработали ли они этот процесс самостоятельно. Также неясно, производили ли они собственное необработанное стекло или просто импортировали готовые слитки, которые плавили и отделывали. Тем не менее, у них был технический опыт в создании объектов, а также в добавлении микроэлементов для контроля цвета готового стекла. Можно было производить различные цвета, включая желтый, красный, зеленый, синий, фиолетовый и белый, а стекло можно было сделать прозрачным или непрозрачным.

 

Лекарства

Медицинские проблемы древних египтян напрямую связаны с окружающей их средой. Жизнь и работа рядом с Нилом сопряжены с опасностью малярии и изнурительных паразитов-шистосомозов, вызывающих поражение печени и кишечника. Опасные дикие животные, такие как крокодилы и бегемоты, также представляли собой общую угрозу. Пожизненный труд в сельском хозяйстве и строительстве создавал нагрузку на позвоночник и суставы, а травматические повреждения в результате строительства и военных действий наносили значительный урон телу. Гравий и песок из каменной муки стирали зубы, оставляя их уязвимыми для абсцессов (хотя кариес был редкостью).

Диета богатых людей была богата сахаром, что способствовало заболеванию пародонта. Несмотря на лестное телосложение, изображенное на стенах гробниц, толстые мумии многих представителей высшего класса демонстрируют последствия чрезмерной жизни. Ожидаемая продолжительность взрослой жизни составляла около 35 лет для мужчин и 30 лет для женщин, но достичь совершеннолетия было трудно, поскольку около трети населения умирало в младенчестве.

Древнеегипетские врачи были известны на древнем Ближнем Востоке своими врачебными навыками, а некоторые, такие как Имхотеп, оставались знаменитыми еще долго после своей смерти. Геродот заметил, что среди египетских врачей была высокая степень специализации: одни лечили только голову или желудок, а другие были глазными врачами и дантистами. Обучение врачей проходило в учреждении Пер Анкх или «Дом жизни», в первую очередь со штаб-квартирой в Пер-Бастет во времена Нового царства и в Абидосе и Саисе в поздний период. Медицинские папирусы демонстрируют эмпирические знания об анатомии, травмах и практических методах лечения.

Раны лечили перевязкой сырым мясом, белым бельем, швами, сетками, подушечками и тампонами, пропитанными медом, чтобы предотвратить инфекцию, а для облегчения боли использовались опиум, тимьян и белладонна. Самые ранние записи о лечении ожогов описывают повязки от ожогов, в которых используется молоко матерей младенцев мужского пола. Возносились молитвы богине Исиде. Заплесневелый хлеб, мед и соли меди также использовались для предотвращения заражения грязью при ожогах. Чеснок и лук регулярно использовались для укрепления здоровья и, как считалось, облегчали симптомы астмы. Древнеегипетские хирурги зашивали раны, вправляли сломанные кости и ампутировали больные конечности, но они признавали, что некоторые травмы были настолько серьезными, что они могли обеспечить пациенту комфорт только до тех пор, пока не наступала смерть.

 

Морская техника

Ранние египтяне знали, как собирать деревянные доски в корпус корабля, и освоили передовые формы судостроения еще в 3000 году до нашей эры. Археологический институт Америки сообщает, что самыми старыми известными дощатыми кораблями являются лодки Абидоса. Группа из 14 кораблей, обнаруженных в Абидосе, была построена из деревянных досок, «сшитых» вместе. Египтолог Дэвид О'Коннор из Нью-Йоркского университета обнаружил, что тканые ремни использовались для соединения досок, а тростник или трава, набитые между досками, помогали герметизировать швы. Поскольку все корабли захоронены вместе и рядом с моргом, принадлежащим фараону Хасехемви, изначально считалось, что все они принадлежали ему, но один из 14 кораблей датируется 3000 г. знакомства. Корабль, датируемый 3000 г. до н.э., имел длину 75 футов (23 м), и теперь считается, что он, возможно, принадлежал более раннему фараону, возможно, еще во времена Хор-Аха.

Ранние египтяне также знали, как собирать деревянные доски с помощью гвоздей, чтобы скреплять их вместе, используя смолу для заделки швов. «Корабль Хуфу», 43,6-метровый (143 фута) сосуд, замурованный в яму в комплексе пирамид Гизы у подножия Великой пирамиды Гизы во времена Четвертой династии около 2500 г. выполняли символическую функцию солнечной барки. Ранние египтяне также умели скреплять доски этого корабля с помощью врезных и шиповых соединений.

Известно, что египтяне активно использовали большие морские корабли в своей торговле с городами-государствами восточного Средиземноморья, особенно с Библосом (на побережье современного Ливана), а также в нескольких экспедициях по Красному морю в Страну Пунт. На самом деле одно из самых ранних египетских слов для обозначения морского корабля - это «Корабль Библоса», которое первоначально определяло класс египетских морских кораблей, использовавшихся на пути к Библосу; однако к концу Древнего Царства этот термин стал включать большие морские корабли, независимо от их назначения.

В 1977 году был обнаружен древний канал с севера на юг, простирающийся от озера Тимса до озер Баллах. Он был приурочен к Среднему царству Египта путем экстраполяции дат древних памятников, построенных на его пути.

 

В 2011 году археологи из Италии, США и Египта, проводившие раскопки в высохшей лагуне, известной как Мерса-Гавасис, обнаружили следы древней гавани, откуда когда-то отправлялись в открытый океан такие первые путешествия, как экспедиция Хатшепсут на Пунте. Некоторые из наиболее ярких свидетельств мореходного мастерства древних египтян включают в себя большие корабельные бревна и сотни футов веревок, сделанных из папируса, свернутых в огромные связки. В 2013 году группа франко-египетских археологов обнаружила на побережье Красного моря недалеко от Вади-эль-Джарфа (примерно в 110 милях к югу от Суэцкого ).

 

Математика

Самые ранние засвидетельствованные примеры математических вычислений относятся к додинастическому периоду Накада и демонстрируют полностью развитую систему счисления. Важность математики для образованного египтянина подтверждается вымышленным письмом Нового Царства, в котором писатель предлагает научное соревнование между собой и другим писцом в отношении повседневных вычислительных задач, таких как учет земли, труда и зерна. Такие тексты, как Математический папирус Райнда и Московский математический папирус, показывают, что древние египтяне могли выполнять четыре основных математических действия — сложение, вычитание, умножение и деление — использовать дроби, вычислять площади прямоугольников, треугольников и кругов и вычислять объемы ящиков, колонн и пирамид. Они понимали основные понятия алгебры и геометрии и могли решать простые системы одновременных уравнений.

 

Египетские иероглифы

Математическая запись была десятичной и основывалась на иероглифических знаках для каждой степени от десяти до миллиона. Каждое из них можно было написать столько раз, сколько необходимо, чтобы в сумме получить желаемое число; поэтому, чтобы написать число восемьдесят или восемьсот, символ десяти или ста писался восемь раз соответственно. Поскольку их методы вычисления не могли обрабатывать большинство дробей с числителем больше единицы, им приходилось записывать дроби как сумму нескольких дробей. Например, дробь две пятых они разложили на сумму одна треть + одна пятнадцатая.

Древнеегипетские математики знали теорему Пифагора как эмпирическую формулу. Они знали, например, что треугольник имеет прямой угол, противолежащий гипотенузе, когда его стороны находятся в соотношении 3–4–5. Они смогли оценить площадь круга, вычитая одну девятую из его диаметра и возводя результат в квадрат: разумное приближение формулы πr2.

Золотое сечение, кажется, отражено во многих египетских конструкциях, включая пирамиды, но его использование могло быть непреднамеренным следствием древнеегипетской практики сочетания использования веревок с узлами с интуитивным чувством пропорции и гармонии.

 

Население

Оценки численности населения колеблются от 1-1,5 миллиона в 3-м тысячелетии до н.э. до, возможно, 2-3 миллионов к 1-му тысячелетию до н.э., прежде чем значительно возрастет к концу этого тысячелетия.

 

ДНК

В 2012 году ДНК мумии 20-й династии Рамсеса III и другой мумии, предположительно сына Рамсеса III Пентавера, были проанализированы Альбертом Зинком, Йехией З Гад и группой исследователей под руководством Захи Хавасса, тогдашнего генерального секретаря Высшего совета древностей, Египет. Генетический анализ родства выявил идентичные гаплотипы у обеих мумий. Используя предсказатель гаплогруппы Уита Эти, они идентифицировали гаплогруппу Y-хромосомы E1b1a (E-M2).

 

В 2017 году группа под руководством исследователей из Тюбингенского университета и Института истории человечества им. Макса Планка в Йене проверила материнскую ДНК (митохондриальную) 90 мумий из Абусир-эль-Мелека на севере Египта (недалеко от Каира), что стало первыми надежными данными с использованием высокопроизводительных методов секвенирования ДНК. Кроме того, три мумии также были проанализированы на Y-ДНК. Два были отнесены к западноазиатскому J и один к гаплогруппе E1b1b1, обе распространены в Северной Африке. Исследователи предупредили, что сходство исследованных древнеегипетских образцов может не быть репрезентативным для всех древних египтян, поскольку они были из одного археологического памятника. Хотя это и не является окончательным, поскольку несколько относительно более старых мумий относятся только к 18–19-й династиям, а остальные относятся к позднеримскому периоду, авторы этого исследования говорят, что мумии Абусир эль-Мелек «очень напоминали древние и современные ближневосточные населения, особенно в Леванте». Генетика мумий оставалась удивительно стабильной в пределах этого диапазона, даже когда разные державы, включая нубийцев, греков и римлян, завоевали империю». R0, R2, K, T, L, I, N, X, W. Авторы исследования отметили, что мумии в Абусир-эль-Мелек имеют 6–15% материнской ДНК субсахарского происхождения, в то время как у современных египтян немного больше субсахарской ДНК. - Сахарское происхождение, от 15% до 20%, что предполагает некоторую степень притока после распада империи Другие генетические исследования показывают более высокий уровень африканского происхождения к югу от Сахары в современных южных египетских популяциях и предполагают, что мумии из южного Египта будут иметь более высокие уровни африканского происхождения к югу от Сахары.

В 2018 году 4000-летняя мумифицированная голова Джегутинахта, наместника Поднебесной 11-й или 12-й династии, была проанализирована на митохондриальную ДНК. Последовательность мумии больше всего напоминает линию U5a из образца JK2903, гораздо более позднего 2000-летнего скелета из городища Абусир-эль-Мелек в Египте, хотя прямых совпадений с последовательностью Джехутинахта не поступало. Гаплогруппа U5 также встречается у современных берберов из оазиса Сива в Египте. В статье К. Кудрея 2008 г. «Сложный и разнообразный митохондриальный генофонд берберских популяций» зафиксировано, что гаплогруппа U5 составляет 16,7% для сива, тогда как гаплогруппа U6 более распространена в других берберских популяциях к западу от Египта.

В 2018 году группа исследователей из Манчестерского университета проанализировала ДНК мумифицированных останков двух высокопоставленных египетских родственников, Нахт-Анха и Хнум-Нахта. Результаты обнаружили различия в SNP Y-хромосомы двух мумий, которые указывали на разные отцовские линии, и пришли к выводу, что Нахт-Анх и Хнум-Нахт были сводными братьями, но последовательности Y-хромосомы не были достаточно полными для определения отцовской гаплогруппы. Идентичность SNP соответствовала гаплогруппе M1a1 мтДНК со степенью достоверности 88,05–91,27%, что подтверждало африканское происхождение двух людей.

В исследовании ДНК 2020 года, проведенном Гадом, Хавассом и др., были проанализированы митохондриальные и Y-хромосомные гаплогруппы членов семьи Тутанхамона из 18-й династии с использованием комплексных процедур контроля для обеспечения качественных результатов. Они обнаружили, что гаплогруппа Y-хромосомы семьи была R1b, которая происходит из Западной Азии и составляет сегодня 50-60% генетического пула современных европейцев. Митохондриальная гаплогруппа была K, которая, скорее всего, также является частью ближневосточной линии. Поскольку профили Тутанхамона и Аменхотепа III были неполными, анализ дал разные цифры вероятности, несмотря на наличие согласующихся результатов по аллелям. Поскольку родство этих двух мумий с мумией KV55 ранее было подтверждено в более раннем исследовании, предсказание гаплогруппы обеих мумий могло быть получено на основе полного профиля данных KV55. Было обнаружено, что пара Рамсеса III и его сына из 20-й династии имеет гаплогруппу E1b1a, которая имеет самые высокие частоты в современном населении из Западной и Центральной Африки, но редко встречается среди жителей Северной Африки и почти отсутствует в Восточной Африке. Генетический анализ показал следующие гаплогруппы:

Тутанхамон YDNA R1b / мтДНК K
Эхнатон YDNA R1b / мтДНК K
Аменхотеп III YDNA R1b / мтДНК K
Юя G2a / мтДНК K
Тие мтДНК K
Туя мтДНК К

Конкретная клада R1b не была определена.

 

Наследие

Культура и памятники древнего Египта оставили неизгладимое наследие в мире. Египетская цивилизация оказала значительное влияние на королевство Куш и Мероэ, приняв египетские религиозные и архитектурные нормы (сотни пирамид (6–30 метров высотой) были построены в Египте/Судане), а также используя египетскую письменность в качестве основы для мероитского письма. . Мероитский - старейший письменный язык в Африке, кроме египетского, и использовался со 2 века до нашей эры до начала 5 века нашей эры. Культ богини Исиды, например, стал популярен в Римской империи, поскольку обелиски и другие реликвии были перевезены обратно в Рим. Римляне также импортировали строительные материалы из Египта для возведения сооружений в египетском стиле. Ранние историки, такие как Геродот, Страбон и Диодор Сицилийский, изучали и писали о земле, которую римляне стали рассматривать как загадочное место.

В средние века и в эпоху Возрождения египетская языческая культура находилась в упадке после подъема христианства, а затем и ислама, но интерес к египетской древности сохранялся в трудах средневековых ученых, таких как Зуль-Нун аль-Мисри и аль-Макризи. В семнадцатом и восемнадцатом веках европейские путешественники и туристы привозили древности и писали рассказы о своих путешествиях, что привело к волне египтомании по Европе. Этот возобновившийся интерес отправил в Египет коллекционеров, которые взяли, купили или получили многие важные предметы старины. Наполеон организовал первые исследования в области египтологии, когда он привлек около 150 ученых и художников для изучения и документирования естественной истории Египта, которая была опубликована в Description de l'Égypte.

В 20 веке и правительство Египта, и археологи признали важность культурного уважения и честности при раскопках. Министерство туризма и древностей (ранее Верховный совет древностей) теперь одобряет и контролирует все раскопки, которые направлены на поиск информации, а не сокровищ. Совет также курирует музеи и программы реконструкции памятников, призванные сохранить историческое наследие Египта.