Мумии в Древнем Египте

Мумии в Древнем Египте

 

Методы бальзамирования или лечения трупов, которые использовали древние египтяне, называются мумификацией. Используя специальные процессы, египтяне удалили всю влагу из тела, оставив только высушенную форму, которая не поддавалась легкому разложению. В их религии было важно сохранить мертвое тело как можно более живым. Они были настолько успешными, что сегодня мы можем увидеть мумифицированное тело египтянина и составить хорошее представление о том, как он или она выглядели при жизни 3000 лет назад.

Мумификация практиковалась на протяжении большей части ранней египетской истории. Самые ранние мумии доисторических времен, вероятно, возникли случайно. По счастливой случайности сухой песок и воздух (поскольку в Египте почти нет измеримых осадков) сохранили некоторые тела, похороненные в неглубоких ямах, вырытых в песке. Около 2600 г. до н. э., во времена Четвертой и Пятой династий, египтяне, вероятно, начали намеренно мумифицировать умерших. Эта практика продолжалась и развивалась более 2000 лет, вплоть до римского периода (ок. 30 г. до н.э. – 364 г. н.э.). В течение одного периода качество мумификации менялось в зависимости от цены, заплаченной за нее. Лучше всего подготовленные и сохранившиеся мумии относятся к периоду с восемнадцатой по двадцатую династий Нового царства (около 1570–1075 гг. До н.э.), включая мумии Тутанхамона и других известных фараонов. Здесь будет описан общий процесс этого периода.

Древний Египет

Процесс мумификации

Процесс мумификации занял семьдесят дней. Специальные жрецы работали бальзамировщиками, обрабатывая и оборачивая тело. Помимо знания правильных ритуалов и молитв, которые необходимо было выполнять на различных этапах, жрецам также требовалось детальное знание анатомии человека. Первым шагом в этом процессе было удаление всех внутренних частей, которые могли быстро развалиться. Мозг был удален путем осторожного введения специальных инструментов с крючками через ноздри, чтобы вытащить кусочки мозговой ткани. Это была деликатная операция, которая могла легко изуродовать лицо. Затем бальзамировщики удалили органы брюшной полости и груди через разрез, обычно сделанный на левой стороне живота. Они оставили на месте только сердце, считая его центром существа и разума человека. Остальные органы консервировались отдельно, а желудок, печень, легкие и кишечник помещались в специальные ящики или банки, которые сегодня называются канопами. Их похоронили вместе с мумией. В более поздних мумиях органы обрабатывали, заворачивали и заменяли внутри тела. Несмотря на это, неиспользованные канопы продолжали оставаться частью погребального ритуала.

Затем бальзамировщики удалили с тела всю влагу. Они сделали это, покрыв тело натроном, разновидностью соли, обладающей отличными высушивающими свойствами, и поместив внутрь тела дополнительные пакеты с натроном. Когда тело полностью высохло, бальзамировщики удалили внутренние пакеты и слегка смыли с тела натрон. В результате получилась очень высушенная, но узнаваемая человеческая форма. Чтобы мумия казалась еще более живой, впалые участки тела заполняли льном и другими материалами, добавляли накладные глаза.

Далее началась упаковка. Каждой мумии требовались сотни ярдов белья. Жрецы тщательно обматывали тело длинными полосами полотна, иногда даже обматывая каждый палец руки и ноги отдельно, прежде чем обернуть всю руку или ногу. Чтобы защитить умершего от несчастья, среди оберток помещали амулеты, а на некоторых льняных полосках писали молитвы и магические слова. Часто жрецы помещали маску лица человека между слоями повязок на голову. На нескольких этапах форму покрывали теплой смолой, и упаковка возобновлялась. Наконец, жрецы обернули последнюю ткань или плащаницу и закрепили ее льняными полосами. Мумия была целой. Не только священники, готовившие мумию, были заняты в это время. Хотя подготовка гробницы обычно начиналась задолго до фактической смерти человека, теперь был установлен срок, и мастера, рабочие и художники работали быстро. В гробницу можно было положить многое, что понадобится человеку в загробной жизни. Мебель и статуэтки были готовы; были подготовлены настенные росписи религиозных или повседневных сцен; и списки еды или молитв закончены. Благодаря волшебному процессу эти модели, изображения и списки станут реальными, когда понадобятся в загробной жизни. Теперь все было готово к похоронам.

В рамках похорон священники совершили у входа в гробницу специальные религиозные обряды. Самая важная часть церемонии называлась «Открытие уст». Священник прикасался к различным частям мумии специальным инструментом, чтобы «открыть» эти части тела для чувств, которыми наслаждаются в жизни и которые нужны в загробной жизни. Прикоснувшись инструментом ко рту, мертвый человек теперь мог говорить и есть. Теперь он был готов к путешествию в загробную жизнь. Мумию поместили в гроб или гробы в погребальную камеру и запечатали вход.

Столь сложные погребальные практики могут свидетельствовать о том, что египтяне были озабочены мыслями о смерти. Напротив, они рано начали строить планы на свою смерть из-за большого жизнелюбия. Они не могли придумать жизни лучше, чем настоящая, и хотели быть уверены, что она продолжится и после смерти.

Но зачем сохранять тело? Египтяне верили, что мумифицированное тело было домом для этой души или духа. Если тело было уничтожено, дух мог быть потерян. Идея «духа» была сложной и включала в себя три духа: ка, ба и ах. Ка, «двойник» человека, оставался в гробнице и нуждался в подношениях и предметах, находящихся там. Ба, или «душа», могла свободно вылететь из гробницы и вернуться в нее. И именно ах, что, возможно, переводится как «дух», должен был пройти через Подземный мир к Страшному Суду и входу в загробную жизнь. Для египтянина все три были важны.

 

Кто был мумифицирован

После смерти фараонов Египта обычно мумифицировали и хоронили в тщательно продуманных гробницах. Такому же обращению часто подвергались также представители дворянства и чиновники, а иногда и простые люди. Однако этот процесс был дорогостоящим и многим не по карману.

По религиозным соображениям некоторых животных также мумифицировали. Священные быки ранних династий имели собственное кладбище в Саккаре. Бабуинов, кошек, птиц и крокодилов, которые также имели большое религиозное значение, иногда мумифицировали, особенно в поздние династии.

 

Изучение мумий сегодня

Древние писатели, современные ученые и сами мумии помогают нам лучше понять процесс египетской мумификации и культуру, в которой он существовал. Большая часть того, что мы знаем об этом процессе, основана на трудах ранних историков, таких как Геродот, который тщательно записал этот процесс во время своего путешествия в Египет около 450 г. до н.э. Современные археологи и другие специалисты пополняют эти знания. Развитие рентгеновских лучей теперь позволяет проводить рентгеновские исследования мумий, не разрушая сложную внешнюю обертку. Изучая рентгеновские снимки или проводя вскрытие развернутых тел, эксперты узнают больше о болезнях, от которых страдали египтяне, и их лечении. Лучшее представление о среднем росте и продолжительности жизни можно получить, изучая кости. Узнав возраст на момент смерти, порядок и даты египетских царей становятся немного яснее. Даже о родственных связях по царской линии можно судить по поразительным сходствам или различиям в черепах последовавших друг за другом фараонов. Умершая уже тысячи лет, мумия продолжает говорить с нами.