Религия в Древнем Египте

Религия в Древнем Египте

Египетская религия была политеистической. Боги, населявшие ограниченный и в конечном счете бренный космос, различались по своей природе и способностям. Слово нетджер («бог») описывало гораздо более широкий круг существ, чем божества монотеистических религий, включая тех, кого можно было бы назвать демонами. Как почти неизбежно в многобожии, боги не были ни всемогущими, ни всезнающими. Их сила была неизмеримо больше, чем у людей, и они обладали способностью жить почти бесконечно, переживать смертельные раны, находиться более чем в одном месте одновременно, воздействовать на людей видимыми и невидимыми способами и т. д.

Большинство богов в целом были доброжелательны, но на их благосклонность нельзя было рассчитывать, и их нужно было умилостивлять и поощрять населять их культовые изображения, чтобы они могли принять культ и далее взаимность божественного и человеческого. Некоторые божества, особенно такие богини, как Нейт, Сехмет и Мут, имели весьма двойственные характеры. Бог Сет олицетворял беспорядочные аспекты упорядоченного мира, и в I тысячелетии до н.э. его стали рассматривать как врага, которого нужно было уничтожить (но который оставался бы там). Характеры богов не были четко определены. У большинства из них была основная связь, например, у Ра с солнцем или у богини Хатхор с женщинами, но было много совпадений, особенно среди ведущих божеств. В общем, чем более четко очерчен характер божества, тем менее могущественным оно было. Все главные боги приобрели характеристики богов-творцов. У одной фигуры могло быть много имен; среди бога Солнца наиболее важными были Хепри (утренняя форма), Ре-Харахти (форма Ра, связанная с Гором) и Атум (старая, вечерняя форма). Существовали три основные «социальные» категории божеств: боги, богини и юношеские божества, преимущественно мужского пола.

Характеры богов не были четко определены. У большинства из них была основная связь, например, у Ра с солнцем или у богини Хатхор с женщинами, но было много совпадений, особенно среди ведущих божеств. В общем, чем более четко очерчен характер божества, тем менее могущественным оно было. Все главные боги приобрели характеристики богов-творцов. У одной фигуры могло быть много имен; среди бога Солнца наиболее важными были Хепри (утренняя форма), Ре-Харахти (форма Ра, связанная с Гором) и Атум (старая, вечерняя форма). Существовали три основные «социальные» категории божеств: боги, богини и юношеские божества, преимущественно мужского пола.

 

У богов были региональные ассоциации, соответствующие их главным культовым местам. Культовым местом бога Солнца был Гелиополь, Птаха — Мемфис, а Амона — Фивы. Это не обязательно были их первоначальные культовые места. Основным культом Хнума, бога-создателя, который, подобно гончару, лепил людей из глины, была Элефантина, и он был повелителем близлежащего Первого водопада. Однако его культ не засвидетельствован здесь до Нового царства, хотя он был важен еще во времена 1-й династии (ок. 2925–2775 гг. До н.э.). Главное ранее там святилище принадлежало богине Сатет, ставшей спутницей Хнума. Точно так же Мут, партнер Амона в Фивах, по-видимому, возник в другом месте.

Божества имели основные проявления, и большинство из них были связаны с одним или несколькими видами животных. Для богов наиболее важными формами были сокол и бык, а для богинь — корова, кобра, стервятник и львица. Бараны были широко распространены, а некоторые проявления были столь же скромными, как многоножка бога Сепы. Некоторые боги были очень тесно связаны с конкретными животными, например, Себек — с крокодилом, а Хепри — с жуком-скарабеем. У Тота было два животных: ибис и бабуин. Некоторые культы животных были лишь частично интегрированы с конкретными богами, особенно с Бараном Мендеса в Дельте и быками Аписа и Мневиса в Мемфисе и Гелиополе соответственно. Животные могли выражать аспекты природы божества: некоторые богини были львицами в их более свирепом аспекте, но были кошками, когда были мягкими.

Эти изменчивые формы относятся к аспектам личности, которые были общими для богов и людей. Наиболее значимыми из них были ка — жизненная сущность человека, передающаяся из поколения в поколение, ба — дававшая свободу передвижения и способность принимать различные формы, главным образом на том свете, и ах, преображенный дух человека на том свете.

Основной формой изображения богов была человеческая, и многие божества имели только человеческий облик. Среди этих божеств были очень древние фигуры, такие как бог плодородия Мин и создатель и мастер Птах. Космические боги воздуха и неба Шу и Геб земли имели человеческую форму, как и Осирис, Исида и Нефтида, божества, которые представляли собой модель человеческого общества. На храмовых рельефах боги изображались в человеческом облике, что было центральным элементом приличия. Поэтому боги, имеющие животные проявления, изображались с человеческим телом и головой животного. Противоположное условное обозначение — человеческая голова и тело животного — было использовано для царя, которого изображали в виде сфинкса с телом льва. Сфинксы могли получить и другие головы, особенно бараны и соколы, связывая эту форму с Амоном и Ре-Харахти. Демоны были представлены в более экстравагантных формах и сочетаниях; они стали обычным явлением в I тысячелетии до нашей эры. Вместе с культом животных они высмеивались греческими и римскими писателями.

Помимо главных божеств — богов, которым поклонялись или которые играли значительную космическую роль, — существовали важные второстепенные фигуры. Некоторые из этих маргинальных существ имели гротескные формы и переменные имена. Самыми известными были Бес, полезная фигура карлика с лицом, похожим на маску, особенно связанная с женщинами и детьми, и Таурт, богиня с аналогичными ассоциациями, чья физическая форма сочетала в себе черты гиппопотама и крокодила. Среди демонов самой важной фигурой был Апопис, изображавшийся в виде колоссальной змеи, который был врагом бога Солнца в его ежедневном цикле по космосу. Апопис существовал вне упорядоченного царства; его нужно было побеждать ежедневно, но, поскольку он не принадлежал сфере существования, его нельзя было уничтожить.

Древний Египет

 

Группы божеств

Число божеств было велико и не было фиксированным. Появились новые, а некоторым перестали поклоняться. Божества группировались по-разному. Самая древняя известная группировка — это эннеада, которая, вероятно, засвидетельствована 3-й династией (ок. 2650–2575 до н. э.). Эннеады представляли собой группы из девяти божеств, девять из которых представляли собой «множественное число» из трех (в Египте число три вообще символизировало множественность); не все эннеады состояли из девяти богов.

Главной эннеадой была Великая Эннеада Гелиополя. Его возглавлял бог солнца и создатель Ре или Ре-Атум, за ним следовали Шу и Тефнут, божества воздуха и влаги; Геб и Нут, олицетворявшие землю и небо; и Осирис, Исида, Сет и Нефтида. Этот порядок включал в себя миф о творении, к которому присоединился миф об Осирисе, чьи деяния и атрибуты варьировались от основания цивилизации до родства, царской власти и наследования должностей. Эннеада исключила фигуру-преемника, Гора, сына Осириса, который важен для смысла мифа. Таким образом, эннеада имеет вид группировки, объединившей существующие религиозные концепции, но носившей довольно произвольный и негибкий характер, возможно, из-за значения числа девять.

Другие схемы числового порядка включали Огдоаду (группу из восьми богов) Гермополя, которая олицетворяла зарождающийся мир до создания и состояла из четырех пар мужских и женских божеств с абстрактными именами, такими как Тьма, Отсутствие и Бесконечность. Здесь число также было значительным само по себе, поскольку известно по крайней мере шесть различных пар имен, хотя в каждом случае упоминается восемь божеств. Главный бог Амон, чье имя может означать «Тот, кто сокрыт», часто был одним из огдоад вместе со своей коллегой-женщиной Амаунет.

Наиболее распространенной группировкой, главным образом в Новом царстве и позднее, была триада. Архетипическая триада Осириса, Исиды и Гора представляет собой обычный образец бога и богини с юным божеством, обычно мужского пола. В большинстве местных центров появились триады, вторые и третьи члены которых могли быть созданы ради формы. Так, одна триада, которой поклонялись в храме греко-римского периода в Кавм Умбу (Ком Омбо), состояла из Хароэрис («старшего Гора»), богини Ценетнофрет («идеальной спутницы») и юного бога Пнебтави («Старшего Гора»). владыка двух земель»). Последнее имя, являющееся эпитетом царей, показательно, ведь юные боги имели множество царских атрибутов. Как показывает этот случай, триады напоминают минимальную нуклеарную семью, но божества редко были супругами. Идея множественности и объединения основных типов божества, возможно, была столь же важна для триад, как и аналогия с семьей.

Еще одним важным классом божеств был синкретизм — термин, имевший особое значение для египетской религии. Два или более имени богов часто объединялись, образуя сложную личность; многие комбинации включали имя Ре. Яркими примерами являются Амон-Ре, слияние Амона и Ра, и Осирис-Апис, слияние Осириса с Быком Аписом. Хотя составные формы, такие как Амон-Ре, стали основными личностями некоторых богов, отдельные божества продолжали существовать и иногда, как в случае с Ра, получали культ. Частично эти синкретизмы выражали идею Амона в его аспекте как Ра; таким образом, они были аналогичны множественным проявлениям отдельных божеств. Благодаря синкретизму многие главные божества стали больше походить друг на друга.

 

Миф

Мифы известны плохо. Религиозный дискурс фиксировался в гимнах, ритуалах, храмовых сценах и специализированных текстах, но редко в повествованиях, которые лишь постепенно становились обычным письменным жанром и никогда не имели высокого литературного престижа. Кроме того, большая часть религиозной деятельности была сосредоточена на постоянном повторении или повторении, а не на развитии. Центральным примером этой тенденции является представление цикла бога Солнца по небу и подземному миру, что было аналогией создания, зрелости, распада и возрождения индивидуальной жизни и космоса. Это поразительно представлено в книгах о преступном мире. Эти графические и текстовые композиции, которые, вероятно, передавали тайные знания, были начертаны в гробницах царей Нового Царства. Они описывают солнечный цикл очень подробно, включая сотни имен демонов, божеств и других существ, которые сопровождали бога Солнца в его барке в его путешествии сквозь ночь и день. Тексты написаны в настоящем времени и образуют скорее описание и серию картин, чем повествование.

Тот факт, что мифические повествования редки, не означает, что мифов или повествований не существовало. Есть основания полагать, что некоторые мифы лежат в основе особенностей эннеад и, следовательно, возникли в раннединастический период (ок. 3000 г. до н. э.). Мифические повествования, сохранившиеся со времен Нового царства и позже, включают эпизоды правления бога Солнца на земле, рассказы о детстве Гора в болотах дельты и рассказы на темы, аналогичные мифу об Осирисе, но с другими именами главных героев. За правлением бога Солнца последовал его уход на небо, оставив людей на земле. Уход был мотивирован его возрастом и отсутствием спокойствия в мире. В одном повествовании рассказывается, как Исида получила волшебное вещество из старческого бреда Ра и создала из него змею, которая укусила его; чтобы утихомирить ее от укуса змеи, он наконец открыл ей тайну своего «истинного» имени. Миф с различными вариантами реализации повествует о том, как Ре устал от непокорности человечества и послал свою дочь или «Око» уничтожить их. Позже, сожалея о своем поступке, он устроил так, что кровожадную богиню обманом довели до опьянения, разлив по земле пиво цвета крови. Этот миф дает объяснение несовершенству мира и недоступности богов. В греко-римские времена оно было широко распространено в Нижней Нубии, где, по-видимому, было связано с зимним отступлением солнца в Южное полушарие и его возвращением весной.

 

Культ

Большинство культов были сосредоточены на ежедневном уходе за изображением божества и поклонении ему и были аналогичны образцу человеческой жизни. Святилище, содержащее изображение, открывали на рассвете, а затем божество очищали, приветствовали и восхваляли, одевали и кормили. Было проведено еще несколько служб, и образ наконец был возвращен на ночь в святилище. Помимо этой деятельности, которая происходила внутри храма и совершалась небольшой группой священников, существовали многочисленные праздники, на которых святыню и образ вывозили из святилища на переносной барке, становясь видимыми для народа и часто посещая другие храмы. Таким образом, повседневный культ был государственной заботой, функция которой заключалась в поддержании взаимности между человеческим и божественным, в основном в изоляции от народа. Эта взаимность была фундаментальной, потому что божества и человечество вместе поддерживали космос. Если боги не будут удовлетворены, они могут перестать обитать в своих изображениях и уйти в другое свое жилище — небо. Храмы строились как микрокосмы, чистота и целостность которых символизировали надлежащий порядок внешнего мира.

Священство становилось все более важным. В ранние периоды, похоже, не было штатных профессиональных священников; люди могли занимать должности первосвященников по совместительству или могли занимать более скромные должности на ротационной основе, выполняя обязанности один месяц из четырех. Главный чиновник мог быть профессионалом. При исполнении своих обязанностей жрецы подчинялись правилам чистоты и воздержания. Одним из результатов этой системы было то, что в культ было вовлечено больше людей, которые имели доступ к храму, чем это было бы в случае, если бы там был постоянный персонал. Хотя большинство священнических должностей принадлежало мужчинам, женщины были вовлечены в культ богини Хатхор, а в Новом царстве и позже многие женщины носили титул «певицы» божества (возможно, часто титул вежливости); в основном они участвовали в культовых музыкальных представлениях.

Фестивали позволяли более прямое взаимодействие между людьми и богами. Божеству часто задавались вопросы, а ответ мог быть дан движением вперед или назад барки, которую жрецы несли на плечах. Оракулы, одной из форм которых была эта форма, использовались королем для получения санкции на его планы, включая военные кампании за границей и важные назначения. Хотя свидетельств мало, консультации с божествами могли быть частью религиозного взаимодействия во все периоды и на всех уровнях общества.

Помимо этого взаимодействия между божествами и отдельными людьми или группами, фестивали были временем коллективного празднования и часто публичного воспроизведения мифов, таких как смерть и оправдание Осириса в Абидосе или поражение Сета от Гора в Идфу. Они играли как личную, так и общую социальную роль в спектре религиозной практики.

Тем не менее, основной аудиторией важнейших праздников главных богов государства, проводившихся в столицах, могла быть правящая элита, а не народ в целом. В Новом Царстве эти города были преобразованы в огромные космические арены для проведения царско-божественных отношений и ритуалов.

 

Благочестие, практическая религия и магия

Несмотря на важность храмов и их архитектурное доминирование, свидетельства существования культа не указывают на массовое участие в храмовой религии. Археологический материал может вводить в заблуждение, поскольку помимо крупных храмов существовало множество местных святилищ, которые, возможно, более непосредственно отвечали заботам и нуждам тех, кто жил вокруг них. От некоторых периодов из нескольких храмов сохранились многочисленные вотивные приношения. Среди них есть провинциальные храмы Раннего династического царства и Старого царства, но наиболее полные свидетельства можно найти в храмах Хатхор Нового царства в Фивах и нескольких приграничных местах, а также в позднем и птолемеевском периодах (664–30 гг. До н.э.).

Хотя вотивные приношения показывают, что значительное количество людей приносили дары в храмы, трудно оценить социальный статус жертвователей, намерения которых редко указываются, вероятно, отчасти из соображений приличия. Два вероятных мотива — это бескорыстное благочестивое пожертвование божеству и подношение в надежде получить конкретную выгоду. Многие подношения Хатхор в Новом Царстве связаны с человеческим плодородием и, таким образом, относятся ко второй из этих категорий. На бронзовых статуэтках позднего периода часто начертана формула, требующая, чтобы изображенное божество «подало жизнь» дарителю, без указания конкретной потребности. В более широком смысле это могут быть благочестивые пожертвования, к которым можно также причислить некоролевские посвящения небольших участков земли храмам. Эти пожертвования записаны на стелах начиная с Нового царства. Они параллельны огромным королевским пожертвованиям храмам земли и других ресурсов, что привело к тому, что они стали очень мощными экономическими и политическими институтами.

Помимо пожертвований традиционным культовым храмам, в поздний период произошло широкое распространение культов животных. Они могут быть более или менее тесно связаны с главными божествами. Они включали в себя различные практики, основанные на мумификации и захоронении животных. Основные культы быков, которые давали важные предсказания, были сосредоточены на одном животном, содержащемся в специальном святилище. Захоронение быка Аписа было важным мероприятием, требующим огромных затрат. Некоторых животных, таких как священный ибис (связанный с Тотом), хранили и хоронили миллионами. Освящение захоронения, похоже, считалось благочестивым поступком. Самым известным местом распространения этих культов и связанных с ними практик является некрополь на севере Саккары, который служил городу Мемфис. Здесь были похоронены многочисленные виды животных, и люди посещали этот район, чтобы посоветоваться с оракулами, провести ночь в храме и получить сны об исцелении. Несколько человек постоянно проживали в некрополе животных в состоянии, напоминающем монашеское затворничество.

Есть еще две важные группы свидетельств благочестивых и взаимных отношений между людьми и богами. Одним из них являются имена собственные всех периодов, большинство из которых представляют собой осмысленные высказывания религиозного содержания. Например, имена говорят о том, что божества «проявляют благосклонность» или «любят» ребенка или его родителей. С конца Нового царства (ок. 1100 г. до н. э.) имена обычно относятся к консультациям оракулов во время беременности, намекая на другой способ отношений между человеком и божеством. Второй источник — это группа надписей позднего Нового царства, в которых рассказывается об эпизодах страданий, которые привели к тому, что люди почувствовали, что они обидели бога. Часто полагают, что эти тексты, свидетельствующие о прямых благочестивых отношениях, отражают трансформацию религиозных взглядов в тот период, но намеки на подобные отношения в текстах Среднего царства позволяют предположить, что изменение коснулось как того, что было записано, так и основных взглядов. .

Благочестие было одним из многих способов религиозных действий и отношений. Большая часть религии связана с попытками понять непредсказуемое и неудачное и отреагировать на него. Сопутствующие мероприятия часто происходили за пределами храмов и малоизвестны. В более поздние периоды концентрация религиозной практики вокруг храмов возрастала; свидетельств о более ранних временах мало. Основные вопросы, которые задавали люди, как и во многих религиозных традициях, заключались в том, почему что-то произошло и почему это произошло с ними, какова будет соответствующая реакция, к какому агентству им следует обратиться и что может произойти в будущем. Чтобы получить ответы на эти вопросы, люди обращались к оракулам и другим формам гадания, таким как консультации провидцев или календари удачных и неудачных дней. От Нового царства и позже сохранились вопросы к оракулам, часто по таким приземленным вопросам, как, например, следует ли кому-то возделывать то или иное поле в данный год. Их нельзя было преподносить только на праздниках, и жрецы, должно быть, обращались с пророческими вопросами к богам в своих святилищах. Оракулы богов также играли важную роль в разрешении споров и судебных разбирательств в некоторых общинах.

Важнейшим предметом допроса был мир мертвых. Недавно умерший мог оказать влияние на живущих как в хорошую, так и в плохую сторону. Подношения умершим, которых требовал обычай, предназначались, среди прочего, для того, чтобы расположить их к себе. Время от времени люди клали вместе со своими подношениями письма, рассказывающие умершим о своих проблемах и прося о помощи. Некоторые из этих писем представляют собой жалобы умершему человеку, в которых утверждается, что он или она причиняет страдания писателю. Это письменное общение с умершими было доступно лишь очень немногим грамотным представителям населения, но, вероятно, оно было частью более широко распространенной устной практики. Некоторые могилы выдающихся людей приобрели незначительные культы, которые, возможно, возникли в результате частого успешного обращения к ним за помощью.

Приношения умершим обычно не продолжались долго после захоронения, и большинство гробниц были разграблены в течение примерно одного поколения. Таким образом, отношения с умершими родственниками, вероятно, ориентировались на недавно умерших. Тем не менее, мертвых уважали и боялись более широко. Засвидетельствованное отношение почти всегда носит негативный характер. Погибшие были привлечены к ответственности за многие несчастья, как на местном и внутреннем уровне, так и в более широком контексте государства. Люди также были обеспокоены тем, что, когда они умрут, обитатели загробного мира будут воспрепятствовать их входу в него как новичкам, которые могут вытеснить тех, кто умер недавно. Эти взгляды показывают, что среди многих возможных способов существования после смерти важной была концепция, согласно которой мертвые оставались рядом с живыми и могли вернуться и потревожить их. Подобные убеждения редки в официальной погребальной литературе.

Важным аспектом практической религии была магия. Нет никакого значимого различия между египетской религией и магией. Магия представляла собой силу, присутствовавшую в мире с начала творения и олицетворявшуюся богом Гекой, получившим культ в некоторых регионах. Магию можно было вызвать с помощью соответствующих средств, и она в целом была положительной, поскольку была полезна для противодействия несчастьям и для достижения целей, для которых была необходима невидимая помощь. Магия также составляла часть официального культа. Однако его можно использовать как в антиобщественных, так и в благотворных целях. Существует широкий спектр свидетельств магической практики: от амулетов до сложных текстов. Большая часть магии греко-римского периода смешивала египетские и иностранные материалы и призывала новых экзотических существ. Сохранившиеся магические тексты описывают элитную магию, а не общую практику. Среди практиков магии, как в фольклоре, так и, возможно, в реальной жизни, выдающееся место занимали «жрецы-чтецы», служители храмовых культов, имевшие привилегированный доступ к письменным текстам. Большая часть обширного корпуса погребальных текстов носила магический характер.

 

Мир мертвых

Большинство свидетельств из Древнего Египта происходит из погребальных памятников и захоронений членов королевской семьи, элиты и, в поздний период, животных; относительно мало известно о погребальной практике основной массы населения. Причины такого доминирования гробницы включают как пустынное расположение захоронений, так и использование погребальных сооружений для показа среди живых. Помимо страха перед мертвыми, между живыми и мертвыми существовала моральная общность, так что мертвые были важной частью общества, особенно в III и II тысячелетиях до нашей эры.

Основная цель подготовки морга заключалась в обеспечении безопасного и успешного перехода в загробную жизнь. Вера в загробную жизнь и переход к ней очевидна в додинастических погребениях, ориентированных на запад, в владения мертвых, и включающих керамический погребальный инвентарь, а также личные вещи умерших. Самым ярким развитием более поздней погребальной практики стала мумификация, которая была связана с верой в то, что тело должно оставаться нетронутым, чтобы умерший мог жить в загробном мире. Мумификация постепенно развивалась от Древнего царства до начала I тысячелетия до нашей эры, после чего пришла в упадок. Это было слишком сложно и дорого, чтобы быть доступным большинству.

Основная цель подготовки морга заключалась в обеспечении безопасного и успешного перехода в загробную жизнь. Вера в загробную жизнь и переход к ней очевидна в додинастических погребениях, ориентированных на запад, в владения мертвых, и включающих керамический погребальный инвентарь, а также личные вещи умерших. Самым ярким развитием более поздней погребальной практики стала мумификация, которая была связана с верой в то, что тело должно оставаться нетронутым, чтобы умерший мог жить в загробном мире. Мумификация постепенно развивалась от Древнего царства до начала I тысячелетия до нашей эры, после чего пришла в упадок. Это было слишком сложно и дорого, чтобы быть доступным большинству.

Считалось, что загробный мир может располагаться в районе гробницы (и, следовательно, рядом с живыми); о «совершенных путях Запада», как это выражается в заклинаниях Древнего Царства; среди звезд или в небесных областях с богом Солнца; или в подземном мире, во владениях Осириса. Одним из выдающихся представлений было представление о «Елисейских полях», где умерший мог наслаждаться идеальным сельскохозяйственным существованием в болотистой и изобилующей стране. Путешествие на тот свет было сопряжено с препятствиями. Его можно представить как проход на пароме мимо череды порталов или через «Остров огня». Одним из решающих испытаний был суд после смерти, тема, которую часто изображали начиная с Нового царства. Дата возникновения этого поверья неизвестна, но, вероятно, это было не позднее позднего Древнего царства. Соответствующий текст, глава 125 Книги Мертвых, магическим образом ответил на опасности суда, который оценивал соответствие умершего маат. Те, кто не вынес приговор, «умрут во второй раз» и будут изгнаны за пределы упорядоченного космоса. В демотической истории Сетны (3 век до н.э.) это представление о моральном возмездии приобрело оттенок, аналогичный христианскому суду после смерти.

 

Влияние на другие религии

Египетская культура, неотъемлемой частью которой была религия, имела влияние в Нубии еще в додинастические времена и в Сирии в 3-м тысячелетии до нашей эры. Во времена Нового царства Египет был очень восприимчив к культам с Ближнего Востока, а египетские медицинские и магические знания высоко ценились среди хеттов, ассирийцев и вавилонян. Однако основными периодами египетского влияния были I тысячелетие до нашей эры и римский период. Египет был важным центром еврейской диаспоры, начиная с VI века до нашей эры, и египетская литература оказала влияние на еврейскую Библию. Во время греческого правления между египтянами и греками произошел значительный культурный обмен. Среди египетских культов, распространившихся за границей, следует выделить культы Исиды, которая распространилась на большую часть римского мира как мистическая религия, и Сераписа, бога, чье имя, вероятно, происходит от Осириса-Аписа, которому широко поклонялись в неегипетской иконографии и культурная среда. Вместе с Исидой пошли Осирис и ребенок Гор, но Исида была доминирующей фигурой. Многие египетские памятники были импортированы в Рим, чтобы служить местом для главного храма Исиды в I веке нашей эры.

Культ Исиды, вероятно, имел влияние на другом уровне. Миф об Осирисе обнаруживает некоторые аналогии с евангельским сюжетом, а в образе Исиды — с ролью Девы Марии. Иконография Богородицы с Младенцем имеет очевидное сходство с Исидой и младенцем Гором. Таким образом, один аспект египетской религии, возможно, внес свой вклад в основу раннего христианства, вероятно, через культурный центр Александрию. Египет также был влиятельной средой для других религиозных и философских разработок поздней античности, таких как гностицизм, манихейство, герметизм (см. Герметические сочинения) и неоплатонизм, некоторые из которых демонстрируют следы традиционных египетских верований. Некоторые из этих религий стали важными в интеллектуальной культуре эпохи Возрождения. Наконец, христианское монашество, судя по всему, зародилось в Египте и могло опираться на целый ряд местных обычаев, среди которых было уединение на территории храма и безбрачие некоторых жриц. В Египте сохранилось множество пережитков раннего христианства и ислама.