Хеттская империя

 

Хетты были анатолийским народом, сыгравшим важную роль в создании сначала царства в Куссаре до 1750 г. до н.э., затем царства Канеш или Неша (ок. 1750–1650 до н.э.), а затем империи с центром в Хаттуса в северо-центральной Анатолии вокруг 1650 г. до н.э. Эта империя достигла своего расцвета в середине 14 века до нашей эры при Шуппилулиуме I, когда она охватывала территорию, включавшую большую часть Анатолии, а также части северного Леванта и Верхней Месопотамии.

Между 15 и 13 веками до нашей эры империя Хаттуса, условно называемая Хеттской империей, вступила в конфликт с Новым царством Египта, Средней Ассирийской империей и империей Митанни за контроль над Ближним Востоком. Среднеассирийская империя в конечном итоге стала доминирующей державой и аннексировала большую часть Хеттской империи, а остальная часть была разграблена фригийскими пришельцами в регион. После c. 1180 г. до н.э., во время краха позднего бронзового века, хетты раскололись на несколько независимых сиро-хеттских государств, некоторые из которых просуществовали до восьмого века до нашей эры, прежде чем уступили место Неоассирийской империи.

Хеттский язык был отдельным членом анатолийской ветви индоевропейской языковой семьи и, наряду с близкородственным лувийским языком, является старейшим исторически засвидетельствованным индоевропейским языком, который его носители называют нешили «на языке Неса". Хетты называли свою страну Королевством Хаттуса (Хатти на аккадском языке), имя, полученное от хаттов, более раннего народа, который населял и правил регионом до начала второго тысячелетия до нашей эры и говорил на неродственном языке, известном как Хаттский. Общепринятое название «хетты» связано с их первоначальной идентификацией с библейскими хеттами в археологии 19 века.

История хеттской цивилизации известна в основном из клинописных текстов, найденных на территории их царства, а также из дипломатической и коммерческой переписки, обнаруженной в различных архивах Ассирии, Вавилонии, Египта и Ближнего Востока, расшифровка которой также была ключевым событием. в истории индоевропейских исследований.

Развитие выплавки железа когда-то приписывалось хеттам Анатолии в эпоху поздней бронзы, и их успех во многом основывался на преимуществах монополии на обработку железа в то время. Но мнение о такой «хеттской монополии» подверглось тщательной проверке и больше не является консенсусом ученых. Как часть позднего бронзового века / раннего железного века, коллапс позднего бронзового века привел к медленному и сравнительно непрерывному распространению технологий обработки железа в регионе. Хотя есть некоторые железные предметы из Анатолии бронзового века, их количество сопоставимо с железными предметами, найденными в Египте и других местах того же периода; и лишь небольшое количество этих предметов является оружием. Хетты использовали не плавленое железо, а метеориты. Хеттские военные успешно использовали колесницы.

В классические времена этнические хеттские династии выживали в небольших королевствах, разбросанных по территории современной Сирии, Ливана и Леванта. Не имея объединяющей преемственности, их потомки рассеялись и в конечном итоге слились с современным населением Леванта, Турции и Месопотамии.

В 1920-х годах интерес к хеттам возрос с основанием Турции и привлек внимание турецких археологов, таких как Халет Чамбель и Тахсин Озгюч. В этот период новая область хеттологии также повлияла на наименование турецких учреждений, таких как государственный Этибанк («Хеттский банк»), и основание Музея анатолийских цивилизаций в Анкаре, который составляет 200 километров (124 мили). ) к западу от хеттской столицы Хаттусы и содержит самую обширную выставку хеттского искусства и артефактов в мире.

 

Археологическое открытие

Библейские данные
До археологических открытий, открывших хеттскую цивилизацию, единственным источником информации о хеттах был Ветхий Завет. Фрэнсис Уильям Ньюман выразил критическую точку зрения, распространенную в начале 19 века, что «ни один хеттский царь не мог сравниться по силе с царем Иудеи ...».

Поскольку открытия, сделанные во второй половине XIX века, выявили масштабы Хеттского царства, Арчибальд Сейс утверждал, что анатолийская цивилизация, а не сравнение с Иудеей, «[была] достойна сравнения с разделенным Королевством Египет», и был «бесконечно сильнее, чем у Иуды». Сейс и другие ученые также отметили, что Иуда и хетты никогда не были врагами в еврейских текстах; в Книге Царств они снабжали израильтян кедром, колесницами и лошадьми, а в Книге Бытия были друзьями и союзниками Авраама. Урия Хеттеянин был военачальником в армии царя Давида и считался одним из его «сильных людей» в 1 Паралипоменон 11.

 

Первоначальные открытия

Французский ученый Шарль Тексье нашел первые хеттские руины в 1834 году, но не идентифицировал их как таковые.

Первые археологические свидетельства существования хеттов появились в виде табличек, найденных в каруме Канеша (ныне Кюльтепе), содержащих записи о торговле между ассирийскими купцами и некой «землей Хатти». Некоторые имена в табличках не были ни хаттскими, ни ассирийскими, а явно индоевропейскими.

Было обнаружено, что письмо на памятнике в Богазкале «народу Хаттуса», обнаруженное Уильямом Райтом в 1884 году, соответствует своеобразным иероглифическим письмам из Алеппо и Хамы в Северной Сирии. В 1887 году при раскопках в Амарне в Египте была обнаружена дипломатическая переписка фараона Аменхотепа III и его сына Эхнатона. Два письма из «царства Хета», по-видимому, расположенного в том же регионе, что и месопотамские ссылки на «землю Хатти», были написаны стандартной аккадской клинописью, но на неизвестном языке; хотя ученые могли интерпретировать его звуки, никто не мог его понять. Вскоре после этого Сейс предположил, что Хатти или Хатти в Анатолии были идентичны «царству Хета», упомянутому в этих египетских текстах, а также библейским хеттам. Другие, такие как Макс Мюллер, соглашались с тем, что Хатти, вероятно, был Хетой, но предлагали связать его с библейским Киттимом, а не с библейскими хеттами. Идентификация Сейса получила широкое признание в начале 20 века; и название «хеттская» закрепилось за цивилизацией, обнаруженной в Богазкёй.

Во время спорадических раскопок в Богазкёй (Хаттуса), которые начались в 1906 году, археолог Хьюго Винклер обнаружил королевский архив с 10 000 табличек, надписанных аккадской клинописью и на том же неизвестном языке, что и египетские письма из Хеты, что подтвердило идентичность двух имен. Он также доказал, что руины в Богазкой были остатками столицы империи, которая когда-то контролировала северную Сирию.

Под руководством Немецкого археологического института раскопки в Хаттусе ведутся с 1907 года, с перерывами во время мировых войн. Кюльтепе успешно проводил раскопки профессор Тахсин Озгюч с 1948 года до своей смерти в 2005 году. Раскопки меньшего масштаба также проводились в непосредственной близости от Хаттусы, включая скальное святилище Язылыкая, которое содержит многочисленные наскальные рельефы, изображающие хеттских правителей и богов. хеттского пантеона.

 

Сочинения

Хетты использовали разновидность клинописи, называемую хеттской клинописью. Археологические экспедиции в Хаттусе обнаружили целые наборы царских архивов на клинописных табличках, написанных либо на аккадском дипломатическом языке того времени, либо на различных диалектах хеттской конфедерации.

 

Музеи

В Музее анатолийских цивилизаций в Анкаре, Турция, находится богатейшая коллекция хеттских и анатолийских артефактов.

 

География

Хеттское царство было сосредоточено на землях, окружающих Хаттуса и Неша (Кюльтепе), известных как «земля Хатти» (УРУХа-ат-ти). После того, как Хаттуса стала столицей, территория, окруженная излучиной реки Кызылырмак (хеттская Марассантия), считалась ядром Империи, и некоторые хеттские законы проводят различие между «этой стороной реки» и «той стороной реки». ". Например, награда за поимку сбежавшего раба после того, как ему удалось бежать за Галис, выше, чем за раба, пойманного до того, как он успел добраться до реки.

 

К западу и югу от основной территории лежал регион, известный как Лувия в самых ранних хеттских текстах. Эта терминология была заменена именами Арцава и Киццуватна с возникновением этих королевств. Тем не менее, хетты продолжали называть язык, возникший в этих областях, лувийским. До возвышения Киццуватны сердце этой территории в Киликии сначала называлось хеттами Аданией. После восстания от хеттов во время правления Аммуны он принял имя Киццуватна и успешно расширился на север, охватив также более низкие горы Анти-Тавр. На севере жили горцы, называемые каскианами. К юго-востоку от хеттов лежала хурритская империя Митанни. На пике своего развития, во время правления Мурсили II, хеттская империя простиралась от Арцавы на западе до Митанни на востоке, многие каскианские территории на севере, включая Хаяса-Аззи на крайнем северо-востоке, и на юге до Ханаана. примерно до южной границы Ливана, включая все эти территории в пределах своих владений.

 

История

Истоки

Обычно предполагается, что предки хеттов пришли в Анатолию незадолго до 2000 г. до н.э., поскольку известно, что хеттский язык существовал в Анатолии между 20 и 12 веками до нашей эры. Хотя их более раннее местонахождение оспаривается, ученые уже более века предполагают, что ямная культура Причерноморско-Каспийской степи на территории современной Украины, вокруг Азовского моря, говорила на раннем индоевропейском языке во времена третье и четвертое тысячелетия до нашей эры.

Прибытие хеттов в Анатолию в бронзовом веке было одним из сверхстратов, навязывавшихся местной культуре (в данном случае по сравнению с ранее существовавшими хаттами и хурритами) либо посредством завоевания, либо путем постепенной ассимиляции. В археологическом плане отношения хеттов к эзерской культуре Балкан и майкопской культуре Кавказа рассматривались в рамках миграции. Индоевропейский элемент, по крайней мере, делает хеттскую культуру навязчивой для Анатолии в научном мейнстриме.

По словам Дэвида У. Энтони, степные пастухи, говорящие на архаичном протоиндоевропейском языке, распространились в долину нижнего Дуная примерно в 4200–4000 годах до нашей эры, вызвав или воспользовавшись крахом Старой Европы. Их языки «вероятно включали архаичные протоиндоевропейские диалекты, частично сохранившиеся позже в анатолийском». Их потомки позже перебрались в Анатолию в неизвестное время, но, возможно, уже в 3000 г. до н.э. Согласно Дж. П. Мэллори, вполне вероятно, что анатолийцы достигли Ближнего Востока с севера либо через Балканы, либо через Кавказ в 3-м тысячелетии до нашей эры. Согласно Парполе, появление носителей индоевропейского языка из Европы в Анатолии и появление хеттов связано с более поздними миграциями носителей протоиндоевропейского языка из ямной культуры в долину Дуная в ок. 2800 г. до н.э., что соответствует «обычному» предположению о том, что анатолийский индоевропейский язык был введен в Анатолию где-то в третьем тысячелетии до нашей эры. Однако Петра Гедегебюре показала, что хеттский язык заимствовал много слов, связанных с сельским хозяйством, из культур на их восточных границах, что является убедительным доказательством того, что они выбрали путь через Кавказ, а не путь через Европу.

Их перемещение в этот регион могло спровоцировать массовую миграцию на Ближний Восток где-то около 1900 г. до н.э. В то время доминирующими коренными жителями центральной Анатолии были хурриты и хатты, говорившие на неиндоевропейских языках. Некоторые утверждали, что хаттический был языком Северо-Западного Кавказа, но его принадлежность остается неопределенной, в то время как хурритский язык был почти изолированным (т. е. Это был один из двух или трех языков в хурро-урартской семье). Были также ассирийские колонии в регионе во времена Старой Ассирийской империи (2025–1750 гг. До н.э.); именно от носителей ассирийского языка Верхней Месопотамии хетты переняли клинопись. Потребовалось некоторое время, прежде чем хетты утвердились после распада Старой Ассирийской империи в середине 18 века до н.э., как явствует из некоторых включенных здесь текстов. На протяжении нескольких столетий существовали отдельные хеттские группы, обычно сосредоточенные в разных городах. Но затем сильным правителям с центром в Хаттусе (современный Богазкале) удалось объединить их и завоевать большую часть центральной Анатолии, чтобы основать Хеттское царство.

Ранний период

Ранняя история Хеттского царства известна по четырем табличкам «подушкообразной формы» (классифицированным как KBo 3.22, KBo 17.21+, KBo 22.1 и KBo 22.2), сделанным не в Хаттуше, а, вероятно, в Куссаре, Неше или еще одно место в Анатолии, которое, возможно, впервые было написано в 18 веке до нашей эры на хеттском языке; хотя большинство табличек сохранилось только в виде аккадских копий, сделанных в 14-м и 13-м веках до нашей эры. Они раскрывают соперничество внутри двух ветвей королевской семьи вплоть до Среднего царства; северная ветвь сначала базировалась в Залпуве, а затем в Хаттусе, а южная ветвь базировалась в Кусаре (до сих пор не найдена) и бывшей ассирийской колонии Канеш. Их можно отличить по именам; северяне сохранили языковые изолированные хаттские имена, а южане переняли индоевропейские хеттские и лувийские имена.

Залпува впервые напал на Канеш под Ухной в 1833 г. до н.э. И в этот карумный период, когда на этом месте процветала торговая колония Старой Ассирийской империи, и до завоевания Питаны, в Канеше правили следующие местные цари: Курмили (до 1790 г. до н.э.), Пахану (непродолжительное время в 1790 г. до н.э.), Инар (ок. 1790–1775 до н.э.) и Варшава (ок. 1775–1750 до н.э.).

Один набор табличек, известный под общим названием текст Анитты, начинается с рассказа о том, как Питхана, царь Кусары, завоевал соседнюю Нешу (Канешу). Это завоевание произошло около 1750 г. до н.э. Однако настоящим героем этих табличек является сын Питаны Анитта (годы правления 1745–1720 до н.э.), который продолжил то, на чем остановился его отец, и завоевал несколько северных городов: в том числе Хаттусу, которую он проклял, а также Залпуву. Вероятно, это была пропаганда южной ветви королевской семьи против северной ветви, которая сделала Хаттусу своей столицей. Другой набор, «Сказка о Залпуве», поддерживает Залпуву и снимает с более позднего Хаттушили I обвинение в увольнении Канеша.

Анитте наследовал Зуззу (годы правления 1720–1710 до н.э.); но где-то в 1710–1705 гг. до н.э. Канеш был разрушен, унеся с собой давно сложившуюся торговую систему ассирийских купцов. Куссаранская дворянская семья выжила, чтобы бросить вызов семье Залпуван / Хаттусан, хотя неизвестно, принадлежали ли они прямой линии Анитты.

Тем временем лорды Залпы жили. Хуззия I, потомок Хуззии из Залпы, принял Хатти. Его зять Лабарна I, южанин из Хурмы (ныне Кальбурабасти), узурпировал трон, но позаботился о том, чтобы усыновить внука Хуззии Хаттушили своим собственным сыном и наследником.

Старое Королевство
Основание Хеттского царства приписывается либо Лабарне I, либо Хаттусили I (у последнего также могло быть личное имя Лабарна), которые завоевали территорию к югу и северу от Хаттусы. Хаттусили I провел кампанию до семитского аморейского царства Ямхад в Сирии, где он напал, но не захватил его столицу Алеппо. Хаттусили I в конце концов захватил Хаттусу, и ему приписывают основание Хеттской империи. Согласно Эдикту Телепину, датированному 16 веком до нашей эры, «Хаттусили был королем, и его сыновья, братья, родственники и войска были едины. Куда бы он ни шел в поход, он силой контролировал вражеские земли. .Он разрушил земли одну за другой, отнял у них силу и сделал их границами моря.Однако, когда он возвращался из похода, каждый из его сыновей ушел куда-то в страну, и в его руке большие города. процветали. Но когда позже слуги князей развратились, они начали пожирать имущество, постоянно устраивали заговоры против своих господ и начали проливать свою кровь ». Этот отрывок из указа должен иллюстрировать объединение, рост и процветание хеттов под его правлением. Это также иллюстрирует коррупцию «принцев», которые, как полагают, были его сыновьями. Отсутствие источников приводит к неуверенности в том, как боролись с коррупцией. На смертном одре Хаттусили I он выбрал своим наследником своего внука Мурсили I (или Муршилиша I).

 

Мурсили продолжил завоевания Хаттусили I. В 1595 г. до н.э. (средняя хронология) или 1531 г. до н.э. (краткая хронология) Мурсили I совершил великий набег вниз по реке Евфрат, в обход Ассирии, и разграбив Мари и Вавилон, изгнав амореев-основателей вавилонского состояние в процессе. Вместо того, чтобы включить Вавилонию в состав хеттских владений, Мурсили, похоже, вместо этого передал контроль над Вавилонией своим союзникам-касситам, которые должны были править ею в течение следующих четырех столетий. Эта длительная кампания истощила ресурсы Хатти и оставила столицу в состоянии, близком к анархии. Мурсили был убит вскоре после своего возвращения домой, и Хеттское царство погрузилось в хаос. Хурриты (под контролем индоарийского правящего класса Митанни), народ, живший в гористой местности вдоль верховьев рек Тигр и Евфрат на территории современной юго-восточной Турции, воспользовались ситуацией, чтобы захватить Алеппо и прилегающие районы, а также прибрежный район Адания, переименовав его в Киццуватну (позже Киликию). На протяжении оставшейся части 16 века до нашей эры хеттские цари удерживались на своей родине из-за династических ссор и войн с хурритами. Кроме того, походы в Амурру (современная Сирия) и южную Месопотамию могут быть ответственны за повторное введение клинописного письма в Анатолию, поскольку хеттское письмо сильно отличается от письма предшествующего ассирийского колониального периода.

Хетты вступили в слабую фазу неясных записей, незначительных правителей и уменьшенных владений. Этот образец расширения при сильных царях, за которым следует сжатие при более слабых, должен был повторяться снова и снова на протяжении 500-летней истории Хеттского царства, что затрудняло реконструкцию событий в периоды упадка. Политическая нестабильность Старого хеттского царства в эти годы может быть частично объяснена характером хеттского царствования того времени. Во времена Старого хеттского царства до 1400 г. до н.э. царь хеттов не рассматривался его подданными как «живой бог», как египетские фараоны, а скорее как первый среди равных. Только в более поздний период с 1400 г. до н.э. до 1200 г. до н.э. хеттская царская власть стала более централизованной и могущественной. Также в прежние годы правопреемство не было закреплено юридически, что позволяло соперничать между северной и южной ветвями в стиле «Войны роз».

Следующим известным монархом после Мурсили I был Телепину (ок. 1500 г. до н.э.), который одержал несколько побед на юго-западе, по-видимому, объединившись с одним хурритским государством (Киццуватна) против другого (Митанни). Телепину также пытался сохранить линии наследования.

Поднебесная
Последний монарх Старого царства Телепину правил примерно до 1500 г. до н.э. Правление Телепину ознаменовало конец «Старого царства» и начало длительной слабой фазы, известной как «Среднее царство». Период 15 века до нашей эры в значительной степени неизвестен, и сохранилось несколько записей. Отчасти причина слабости и неизвестности заключается в том, что хетты подвергались постоянным нападениям, в основном со стороны каска, неиндоевропейского народа, расселившегося по берегам Черного моря. Столица снова отправилась в путь, сначала в Сапинуву, а затем в Самуху. В Сапинуве есть архив, но до настоящего времени он не переведен должным образом.

Он переходит в собственно «период Хеттской империи», который датируется правлением Тудхалии I с ок. 1430 г. до н.э.

Одним из нововведений, которое можно приписать этим ранним хеттским правителям, является практика заключения договоров и союзов с соседними государствами; Таким образом, хетты были одними из первых известных пионеров в искусстве международной политики и дипломатии. Это также время, когда хеттская религия переняла у хурритов несколько богов и ритуалов.

Новое Королевство
С правлением Тудхалии I (который, возможно, на самом деле не был первым носителем этого имени) Хеттское царство вновь появилось из тумана безвестности. Хеттская цивилизация вступила в период времени, называемый «периодом Хеттской империи». За это время произошло много изменений, не последним из которых было усиление королевской власти. Расселение хеттов происходило в период Империи. Однако хетты, как правило, селились на старых землях южной Анатолии, а не на землях Эгейского моря. По мере развития этого урегулирования были подписаны договоры с соседними народами. В период Хеттской империи царствование стало наследственным, и король приобрел «сверхчеловеческую ауру», и хеттские граждане стали называть его «Мое Солнце». Цари периода Империи стали выполнять функции первосвященников для всего королевства, совершая ежегодные поездки по священным городам хеттов, проводя фестивали и следя за содержанием святилищ.

 

Во время своего правления (ок. 1400 г. до н.э.) король Тудхалия I снова объединился с Киццуватной, затем победил хурритские государства Алеппо и Митанни и расширился на запад за счет Арцавы (лувийского государства).

Еще одна слабая фаза последовала за Тудхалией I, и враги хеттов со всех сторон смогли продвинуться даже к Хаттусе и разрушить ее. Однако королевство восстановило свою былую славу при Шуппилулиуме I (ок. 1350 г. до н.э.), который снова завоевал Алеппо, Митанни стал вассалом ассирийцев под предводительством своего зятя, и он победил Каркемиш, еще один аморейский город-государство. Когда его собственные сыновья возглавили все эти новые завоевания, а Вавилония все еще находилась в руках союзных касситов, это сделало Шуппилулиума верховным посредником в известном мире, наряду с Ассирией и Египтом, и вскоре Египет стал искать союз. от женитьбы другого из его сыновей на вдове Тутанхамона. К сожалению, этот сын, очевидно, был убит, не дойдя до места назначения, и этот союз так и не был заключен. Однако Среднеассирийская империя (1365–1050 гг. До н.э.) также снова начала набирать силу с восхождением на престол Ашур-убаллита I в 1365 г. до н.э. Ашур-убаллит I напал и победил Маттивазу, царя Митанни, несмотря на попытки хеттского царя Шуппилулиума I, теперь опасающегося растущей мощи Ассирии, пытавшегося сохранить свой трон при военной поддержке. Земли митаннийцев и хурритов были должным образом присвоены Ассирией, что позволило ей вторгнуться на территорию хеттов в восточной части Малой Азии, а Адад-нирари I аннексировал Кархемиш и северо-восток Сирии из-под контроля хеттов.

После Шуппилулиума I и очень короткого правления его старшего сына королем стал еще один сын Мурсили II (ок. 1330 г. до н.э.). Унаследовав сильную позицию на востоке, Мурсили смог обратить свое внимание на запад, где он напал на Арзаву и город, известный как Миллаванда (Милет), находившийся под контролем Аххиявы. Более поздние исследования, основанные на новых прочтениях и интерпретациях хеттских текстов, а также на материальных свидетельствах микенских контактов с материковой частью Анатолии, пришли к выводу, что Аххиява имел в виду микенскую Грецию или, по крайней мере, ее часть.

Битва при Кадеше
Процветание хеттов в основном зависело от контроля над торговыми путями и источниками металлов. Из-за важности Северной Сирии для жизненно важных путей, соединяющих Киликийские ворота с Месопотамией, защита этого района имела решающее значение и вскоре подверглась испытанию египетской экспансией при фараоне Рамсесе II. Исход битвы неясен, хотя кажется, что своевременное прибытие египетских подкреплений предотвратило полную победу хеттов. Египтяне вынудили хеттов укрыться в крепости Кадеш, но собственные потери не позволили им выдержать осаду. Эта битва произошла на 5-м году правления Рамсеса (ок. 1274 г. до н.э. по наиболее распространенной хронологии).

Падение и упадок Королевства
После этой даты могущество как хеттов, так и египтян снова начало падать из-за могущества ассирийцев. Ассирийский царь Салманасар I воспользовался возможностью победить Хуррию и Митанни, занять их земли и расшириться до истоков Евфрата в Анатолии и в Вавилонии, Древнем Иране, Араме (Сирии), Ханаане (Палестине) и Финикии, в то время как Муваталли был озабочен египтянами. Хетты тщетно пытались сохранить царство Митанни при военной поддержке. Теперь Ассирия представляла такую ​​же большую угрозу для хеттских торговых путей, какую когда-либо представлял Египет. Сын Муваталли, Урхи-Тешуб, занял трон и правил как король в течение семи лет как Мурсили III, прежде чем был свергнут своим дядей Хаттусили III после непродолжительной гражданской войны. В ответ на усиливающуюся ассирийскую аннексию хеттской территории он заключил мир и союз с Рамсесом II (также опасавшимся Ассирии), выдав руку своей дочери замуж за фараона. «Кадешский договор», один из древнейших полностью сохранившихся договоров в истории, зафиксировал их взаимные границы в южном Ханаане и был подписан в 21-й год правления Рамзеса (ок. 1258 г. до н.э.). Условия этого договора включали брак одной из хеттских принцесс с Рамсесом.

 

Сын Хаттусили, Тудхалиа IV, был последним сильным хеттским царем, способным по крайней мере до некоторой степени удерживать ассирийцев от хеттского центра, хотя он тоже уступил им большую территорию и потерпел тяжелое поражение от Тукульти-Нинурты I из Ассирии в Битва при Нихрии. Он даже временно аннексировал греческий остров Кипр, до этого тоже перешедший к Ассирии. Последнему королю Шуппилулиуме II также удалось одержать несколько побед, в том числе морское сражение против Алашии у берегов Кипра. Но ассирийцы под предводительством Ашур-реш-иши I к этому времени аннексировали большую часть хеттской территории в Малой Азии и Сирии, изгнав и победив в этом процессе вавилонского царя Навуходоносора I, который также положил глаз на хеттские земли. Народы моря уже начали свое продвижение вдоль побережья Средиземного моря, начиная с Эгейского моря и продолжая свой путь до Ханаана, основав государство Филистия, отняв Киликию и Кипр у хеттов по пути и отрезав их желанные торговые пути. Это сделало родину хеттов уязвимой для нападения со всех сторон, а Хаттуса был сожжен дотла где-то около 1180 г. до н.э. после совместного нападения новых волн захватчиков: касков, фригийцев и брюгов. Таким образом, Хеттское царство исчезло из исторических записей, а большая часть территории была захвачена Ассирией. Наряду с этими нападениями многие внутренние проблемы также привели к концу Хеттского царства. Конец царства был частью более крупного краха бронзового века.

Постхеттский период
К 1160 г. до н.э. политическая ситуация в Малой Азии сильно отличалась от той, что была всего 25 лет назад. В том же году ассирийский царь Тиглатпаласар I нанес поражение мушкам (фригийцам), которые пытались вторгнуться в ассирийские колонии в южной Анатолии с анатолийского нагорья, и народу каска, старым врагам хеттов с северных холмов. страна между Хатти и Черным морем, по-видимому, присоединилась к ним вскоре после этого. Фригийцы, по-видимому, захватили Каппадокию с запада, и недавно обнаруженные эпиграфические свидетельства подтверждают их происхождение от балканского племени «бригов», вытесненного македонцами.

Хотя в этот момент Хеттское царство исчезло из Анатолии, в Анатолии и северной Сирии возник ряд так называемых сиро-хеттских государств. Они были наследниками Хеттского царства. Самыми известными сиро-хеттскими царствами были Кархемиш и Мелид. Эти сиро-хеттские государства постепенно попали под контроль Неоассирийской империи (911–608 до н. э.). Кархемиш и Мелид стали вассалами Ассирии при Салманасаре III (858–823 до н. э.) и полностью вошли в состав Ассирии во время правления Саргона II (722–705 до н. э.).

Большое и могущественное государство, известное как Табал, занимало большую часть южной Анатолии. Известные как греческие тибарены (древнегреческие: Τιβαρηνοί), латинские тибарены, тобелы у Иосифа Флавия, их язык мог быть лувийским, о чем свидетельствуют памятники, написанные с использованием анатолийских иероглифов. Это государство тоже было завоевано и включено в состав огромной Неоассирийской империи.

В конце концов, и лувийские иероглифы, и клинопись устарели из-за новшества — алфавита, который, по-видимому, проник в Анатолию одновременно из Эгейского моря (с бригами, сменившими свое имя на фригийцы), а также от финикийцев и соседних народов в Сирии.

Правительство
Самая ранняя известная конституционная монархия была разработана хеттами. Главой хеттского государства был царь, за ним следовал наследник. Король был верховным правителем земли, в его ведении были военачальник, судебная власть, а также первосвященник. Однако некоторые должностные лица осуществляли независимую власть над различными ветвями власти. Одной из самых важных должностей в хеттском обществе была должность гал меседи (начальник царской гвардии). Его заменил ранг гал гестин (начальник винных распорядителей), который, как и гал меседи, обычно был членом королевской семьи. Бюрократию королевства возглавлял гал дубсар (начальник писцов), власть которого не распространялась на Лугала Дубсара, личного писца короля.

Египетские монархи вели дипломатию с двумя главными хеттскими резиденциями, расположенными в Кадеше (город, расположенный на реке Оронт) и Кархемише (расположенный на реке Евфрат в Южной Анатолии).

 

Религия в раннем хеттском правительстве для установления контроля
В центрально-анатолийском поселении Анкува, доме дохеттской богини Каттахи и поклонении другим хаттским божествам, показаны этнические различия в районах, которые хетты пытались контролировать. Первоначально Каттахе дали имя Ханниккун. Использование термина Каттаха вместо Ханниккун, по словам Рональда Горни (руководителя регионального проекта Алисар в Турции), было способом принизить дохеттскую идентичность этого женского божества и приблизить ее к хеттской традиции. . Их реконфигурация богов на протяжении всей их ранней истории, например, с Каттахой, была способом узаконить их власть и избежать конфликтующих идеологий во вновь включенных регионах и поселениях. Преобразовывая местных божеств в соответствии со своими обычаями, хетты надеялись, что традиционные верования этих общин поймут и примут изменения, чтобы лучше соответствовать политическим и экономическим целям хеттов.

Политическое инакомыслие в Старом королевстве
В 1595 г. до н.э. царь Мурсили I (ок. 1620 - ок. 1590 до н.э.) вошел в город Вавилон и разграбил город. Из-за боязни восстаний дома он недолго оставался там, быстро вернувшись в свою столицу Хаттусу. На обратном пути в Хаттусу он был убит своим зятем Хантилием I, который затем занял трон. Хантили смог избежать нескольких покушений на себя, однако его семья этого не сделали. Его жена Харапсили и ее сын были убиты. Кроме того, другие члены королевской семьи были убиты Зидантой I, которого затем убил его собственный сын Аммунна. Все внутренние волнения в хеттской царской семье привели к упадку власти. Это привело к тому, что окружающие королевства, такие как хурриты, добились успеха против хеттских сил и стали центром власти в анатолийском регионе.

Панкус
Царь Телипину (годы правления ок. 1525 — ок. 1500 до н. э.) считается последним королем Древнего царства хеттов. Он захватил власть в ходе династической борьбы за власть. Во время своего правления он хотел позаботиться о беззаконии и урегулировать престолонаследие. Затем он издал Эдикт Телипина. В этом указе он назначил Панкус, который был «генеральным собранием», действовавшим как высший суд. Такие преступления, как убийство, наблюдались и судились Панкусом. Сами короли также находились под юрисдикцией Панкуса. Панкус также служил консультативным советом для короля. Правила и положения, изложенные в указе, и учреждение Панкуса оказались очень успешными и просуществовали до Нового Царства в 14 веке до нашей эры.

Панкус установил правовой кодекс, в котором насилие не является наказанием за преступление. Такие преступления, как убийство и воровство, которые в то время карались смертью, в других королевствах Юго-Западной Азии не считались смертными преступлениями в соответствии с хеттским кодексом законов. Большинство уголовных наказаний связаны с реституцией. Например, в случаях воровства наказанием за это преступление будет возмещение украденного равной стоимостью.

 

Язык

Хеттский язык зафиксирован фрагментарно примерно с 19 века до н.э. Он использовался примерно до 1100 г. до н.э. Хеттский язык является наиболее засвидетельствованным членом анатолийской ветви индоевропейской языковой семьи и индоевропейского языка, для которого существуют самые ранние сохранившиеся письменные свидетельства, с отдельными хеттскими заимствованиями и многочисленными личными именами, появляющимися в древнеассирийском контексте с самого начала. как 20 век до н.э.

Язык табличек Хаттуса в конце концов был расшифрован чешским лингвистом Бедржихом Грозным (1879–1952), который 24 ноября 1915 года объявил о своих результатах на лекции в Ближневосточном обществе в Берлине. Его книга об открытии была напечатана в Лейпциге в 1917 году под названием «Язык хеттов»; Его структура и принадлежность к индоевропейской языковой семье. Предисловие к книге начинается словами:

«Настоящая работа призвана установить природу и структуру до сих пор загадочного языка хеттов и расшифровать этот язык [...] Будет показано, что хеттский в основном является индоевропейским языком».

 

Известно, что расшифровка привела к подтверждению теории гортани в индоевропейской лингвистике, предсказанной несколькими десятилетиями ранее. Из-за заметных различий в его структуре и фонологии некоторые ранние филологи, в первую очередь Уоррен Каугилл, даже утверждали, что его следует классифицировать как родственный язык индоевропейским языкам (индохеттский), а не как дочерний язык. К концу Хеттской империи хеттский язык стал письменным языком административной и дипломатической переписки. Население большей части Хеттской империи к этому времени говорило на лувийском, еще одном индоевропейском языке анатолийской семьи, возникшем к западу от хеттского региона.

По словам Крейга Мельхерта, текущая тенденция состоит в том, чтобы предполагать, что протоиндоевропейский язык эволюционировал и что «доисторические носители» анатолийского языка оказались изолированными «от остальной части языкового сообщества PIE, чтобы не разделять некоторые общие инновации. " Хеттский, как и его анатолийские родственники, откололся от праиндоевропейского на ранней стадии, тем самым сохранив архаизмы, которые позже были утрачены в других индоевропейских языках.

В хеттском есть много заимствований, особенно религиозной лексики, из неиндоевропейских хурритских и хаттских языков. Последний был языком хаттов, местных жителей земли Хатти до того, как был поглощен или вытеснен хеттами. Священные и магические тексты из Хаттусы часто писались на хаттском, хурритском и лувийском языках, даже после того, как хеттский язык стал нормой для других письмен.

Искусство
Учитывая размер империи, хеттского искусства осталось относительно немного. К ним относятся некоторые впечатляющие монументальные резные фигурки, ряд наскальных рельефов, а также изделия из металла, в частности бронзовые штандарты Alaca Höyük, резная слоновая кость и керамика, в том числе вазы Hüseyindede. Ворота Сфинкса в Аладжа-Хойюке и Хаттусе с памятником у источника Эфлатун Пынар являются одними из самых больших построенных скульптур, наряду с рядом больших лежачих львов, из которых статуя Вавилонского льва в Вавилоне является самой большой, если она действительно хетт. К сожалению, почти все они сильно изношены. Наскальные рельефы включают рельеф Ханьери и рельеф Хемита. Стела Нигде конца VIII века до н.э. представляет собой лувийский памятник постхеттского периода, найденный в современном турецком городе Нигде.

 

Религия и мифология

Хеттская религия и мифология находились под сильным влиянием их хатских, месопотамских и хурритских аналогов. В прежние времена еще можно отчетливо различать индоевропейские элементы.

Боги бури занимали видное место в хеттском пантеоне. Тархунта (хурритского Тешуба) называли «Завоевателем», «Царем Куммии», «Царем Неба», «Владыкой земли Хатти». Он был главным среди богов, и его символ — бык. Как Тешуб, он изображался бородатым мужчиной, восседающим на двух горах и держащим дубину. Он был богом битвы и победы, особенно когда в конфликте участвовала иностранная сила. Тешуб также был известен своим конфликтом со змеем Иллуянкой.

Хеттские боги также отмечаются праздниками, такими как Пурули весной, фестиваль нунтаррияшас осенью и праздник КИ.ЛАМ у ворот, где по улицам шествовали изображения бога бури и до тридцати других идолов.

 

Закон

Хеттские законы, как и другие записи империи, записаны на клинописных табличках, сделанных из обожженной глины. То, что понимается под Хеттским кодексом законов, состоит в основном из двух глиняных табличек, каждая из которых содержит 186 статей, и представляет собой собрание действующих законов со всего раннего Хеттского царства. Помимо табличек, в центральной Анатолии можно найти памятники с хеттскими клинописными надписями, описывающими правительственные и своды законов империи. Таблички и памятники датируются периодом от Старого хеттского царства (1650–1500 до н.э.) до того, что известно как Новое хеттское царство (1500–1180 до н.э.). Между этими периодами времени можно найти разные переводы, которые модернизируют язык и создают серию правовых реформ, в которых за многие преступления назначаются более гуманные наказания. Эти изменения, возможно, можно отнести к возвышению новых и разных королей на протяжении всей исторической империи или к новым переводам, которые изменяют язык, используемый в сводах законов. В любом случае кодексы законов хеттов предусматривают очень конкретные штрафы или наказания, которые должны быть вынесены за определенные преступления, и имеют много общего с библейскими законами, найденными в книгах Исход и Второзаконие. Помимо уголовных наказаний, кодексы законов также содержат инструкции в отношении определенных ситуаций, таких как наследование и смерть.

 

Использование законов
В статьях законов, используемых хеттами, чаще всего описываются очень конкретные преступления или правонарушения либо против государства, либо против других лиц, и предусматривается наказание за эти правонарушения. Законы, высеченные на скрижалях, представляют собой собрание устоявшихся социальных условностей со всей империи. В хеттских законах того времени заметно отсутствие равенства в наказаниях, во многих случаях перечислены разные наказания или компенсации для мужчин и женщин. Свободные мужчины чаще всего получали большую компенсацию за проступки против них, чем свободные женщины. Рабы, мужчины или женщины, имели очень мало прав и могли легко быть наказаны или казнены своими хозяевами за преступления. Большинство статей описывают уничтожение имущества и телесные повреждения, к которым наиболее частым приговором была выплата компенсации за утраченное имущество. Опять же, в этих случаях мужчины часто получают большую компенсацию, чем женщины. В других статьях описывается, как следует вести брак между рабами и свободными людьми. В любом случае разлучения или отчуждения свободный человек, мужчина или женщина, оставляет за собой всех детей, родившихся в результате брака, кроме одного.

Случаи, в которых в статьях рекомендуется высшая мера наказания, чаще всего, кажется, исходят из дореформенных приговоров за тяжкие преступления и запрещенные половые связи. Многие из этих дел включают публичные пытки и казни в качестве наказания за серьезные преступления против религии. Большинство этих приговоров начали отменять на более поздних этапах существования Хеттской империи, когда начали происходить серьезные законодательные реформы.

Правовая реформа
Хотя на протяжении всей истории империи можно увидеть разные переводы законов, хеттское мировоззрение закона изначально было основано на религии и предназначалось для сохранения авторитета государства. Кроме того, наказания преследовали цель предотвращения преступлений и защиты прав частной собственности. Цели профилактики правонарушений можно увидеть в строгости наказаний, выносимых за определенные преступления. Смертная казнь и пытки особо упоминаются как наказания за более тяжкие преступления против религии и суровые штрафы за утрату частной собственности или жизни. В табличках также описывается способность короля прощать определенные преступления, но конкретно запрещается помилование человека за убийство.

В какой-то момент в 16 или 15 веках до нашей эры хеттские кодексы законов перешли от пыток и смертной казни к более гуманным формам наказания, таким как штрафы. Там, где старая правовая система была основана на возмездии и возмездии за преступления, новая система предусматривала гораздо более мягкие наказания, предпочтя денежную компенсацию физическому или смертному наказанию. Почему произошли эти радикальные реформы, не совсем ясно, но вполне вероятно, что наказание за убийство казнью не принесло пользы ни одному лицу или семье. Эти реформы коснулись не только смертной казни. Там, где должны были быть уплачены крупные штрафы, можно увидеть серьезное сокращение штрафа. Например, до этих крупных реформ плата за кражу животного в тридцать раз превышала стоимость животного; после реформ штраф был уменьшен до половины первоначального штрафа. В то же время в этот период реформ можно увидеть попытки модернизировать язык и изменить формулировку, используемую в сводах законов.

 

Примеры законов

Как в старом, так и в реформированном хеттском кодексе законов можно увидеть три основных вида наказания: смерть, пытки или компенсация/штрафы. Статьи, изложенные на клинописных табличках, предусматривают очень конкретные наказания за преступления, совершенные против хеттской религии или против отдельных лиц. Во многих, но не во всех случаях, статьи, описывающие схожие законы, сгруппированы вместе. Более дюжины последовательных статей описывают разрешенные и запрещенные сексуальные пары. Эти пары в основном описывают мужчин (иногда конкретно называемых свободными мужчинами, иногда просто мужчинами в целом), имеющих отношения, по обоюдному согласию или нет, с животными, приемными семьями, родственниками супругов или наложницами. Многие из этих статей не предусматривают конкретных наказаний, но до реформы законодательства преступления против религии чаще всего карались смертной казнью. К ним относятся кровосмесительные браки и сексуальные отношения с некоторыми животными. Например, в одной статье говорится: «Если мужчина вступает в половую связь с коровой, это недопустимое половое сношение: он будет предан смерти». Подобные отношения с лошадьми и мулами не подлежали смертной казни, но преступник не мог впоследствии стать священником. Действия за счет других лиц чаще всего связаны с выплатой преступником какой-либо компенсации, будь то деньги, животные или земля. Эти действия могут включать уничтожение сельскохозяйственных угодий, смерть или ранение домашнего скота или нападение на человека. В нескольких статьях также особо упоминаются деяния богов. Если бы животное умерло при определенных обстоятельствах, человек мог бы заявить, что оно умерло от руки бога. Поклявшись, что то, что они утверждают, было правдой, похоже, они были освобождены от выплаты компенсации владельцу животного. Травмы, нанесенные животным, принадлежащим другому лицу, почти всегда компенсируются либо прямой выплатой, либо обменом раненого животного на здоровое, принадлежащее преступнику.

Не все законы, прописанные в табличках, касаются уголовного наказания. Например, инструкции о браке рабов и разделе их детей даны в группе статей: «Большинство детей берет рабыня, а раб-мужчина берет одного ребенка». Аналогичные инструкции даны в отношении брака свободных людей и рабов. Другие действия включают в себя то, как следует обрабатывать разрыв помолвки.

 

Библейские хетты

Библия упоминает «хеттеев» в нескольких отрывках, от Бытия до после изгнания Ездры-Неемии. Хеттеев обычно изображают как народ, живущий среди израильтян – Авраам покупает патриаршее захоронение Махпелы у «Ефрона ХаХити», Ефрона Хеттеянина; а хетты служат высшими офицерами в армии Давида. Однако во 4 Царств 7: 6 они представляют собой народ со своими собственными царствами (в этом отрывке говорится о «царях» во множественном числе), явно расположенными за пределами географического Ханаана и достаточно сильными, чтобы обратить сирийскую армию в бегство.

В научных кругах ведутся серьезные споры о том, означали ли библейские «хетты» кого-либо или всех: 1) первых хеттов; 2) их индоевропейские завоеватели, сохранившие название «хатти» для Центральной Анатолии и именуемые сегодня «хеттами» (предмет этой статьи); или 3) ханаанская группа, которая могла или не могла быть связана с одной или обеими анатолийскими группами, и которая также может быть или не быть идентичной более поздним сиро-хеттским государствам.

Другие библеисты (вслед за Максом Мюллером) утверждали, что анатолийская земля Хатти вместо того, чтобы быть связана с Хеттом, сыном Ханаана, вместо этого упоминается в ветхозаветной литературе и апокрифах как «Киттим» (Читтим), народ, который, как говорят, был назван в честь сына Джавана.