Хнум или также романизированный Хнему был одним из самых ранних
известных египетских божеств, первоначально богом истока Нила.
Поскольку ежегодное разливание Нила приносило с собой ил и глину, а
его вода оживляла окрестности, считалось, что он создал тела
человеческих детей, которые он сделал на гончарном круге из глины и
поместил в утробах своих матерей. Позже он был описан как
сформировавший другие божества, и у него были титулы «Божественный
Гончар» и «Владыка сотворенных из себя вещей».
Поклонение
Хнуму было сосредоточено на двух основных прибрежных участках,
Элефантине и Эсне, которые считались священными. В Элефантине ему
поклонялись вместе с Сатисом и Анукет. В Эсне ему поклонялись наряду
с Менхитом, Небту, Нейт и Хекой. Хнум считался хранителем истока
реки Нил. Его значение привело к ранним теофорическим именам его для
детей, таким как Хнум-Хуфви «Хнум - мой защитник», полное имя Хуфу,
строителя Великой пирамиды в Гизе.
Хнум также был связан с
божеством Мин.
Храм в Элефантине был посвящен Хнуму, его супруге Сатис и их
дочери Анукет. Храм восходит как минимум к Среднему царству.
Одиннадцатой династией Хнум, Сатис и Анукет засвидетельствованы в
Элефантине.
Во времена Нового царства находки времен Рамсеса
II показывают, что Хнуму все еще поклонялись там.
Напротив
Элефантина, на восточном берегу в Асуане, на стене часовни,
относящейся к царству Птолемеев, изображены Хнум, Сатис и Анукет.
В Эсне храм был посвящен Хнуму, Нейт и Геке, а также другим
божествам. Этот храм начал строительство во времена Птолемеев, но
большинство уцелевших частей храма были построены во времена Римской
империи.
Хнума иногда изображают в виде бога с головой
крокодила. Небт-уу и Менхит - главные супруги Хнума, а Хека - его
старший сын и преемник. И Хнум, и Нейт упоминаются как
божества-творцы в текстах Эсны. Хнума иногда называют «отцом отцов»,
а Нейт - «матерью матерей». Позже они стали родителями Ра, которого
также называют Хнум-Ре.
Другой
Храм Бейт-эль-Вали Рамсеса
II содержал статуи Хнума, Сатиса и Анукиса, а также статуи Исиды и
Гора.
В других местах, таких как Хервер (возможно, Туна
эль-Гебель), как формовщик и создатель человеческого тела, его
иногда рассматривали как супруга Хекета или Месхенета, чья
ответственность заключалась в вдыхании жизни в детей в момент их
зарождения. рождение, как kꜣ («ка»).
Художественные
условности
В искусстве Хнума обычно изображали в виде человека с
головой барана за гончарным кругом, на котором стояли недавно
созданные детские тела. Он также был показан с кувшином, из которого
текла струя воды.