Микенская Греция (или микенская цивилизация) была
последней фазой бронзового века в Древней Греции, охватывающей
период примерно с 1600-1100 до нашей эры. Он представляет собой
первую развитую цивилизацию на материковой Греции, с ее дворцовыми
государствами, городскими организациями, произведениями искусства и
письменной системой. Среди центров силы, которые возникли, наиболее
примечательными были города Пилос,
Тиринф, Мидеа на Пелопоннесе, Орхоменос,
Фивы, Афины в Центральной Греции и Иолкос в Фессалии. Самым
известным местом было Микены, в Арголиде,
в честь которого была названа
культура этой эпохи. Микенские поселения также появились
в Эпире, Македонии, на островах в Эгейском море, на побережье Малой
Азии, Леванте, на Кипре и в Италии. Микенские греки ввели
несколько нововведений в области инженерной, архитектурной и военной
инфраструктуры, в то время как торговля по обширным районам
Средиземного моря была важна для микенской экономики. Микенская религия уже включает в себя несколько
божеств, которые также можно найти в Олимпийском пантеоне. В
микенской Греции преобладало элитарное общество воинов и состояло из
сети дворцовых государств, которые развивали жесткие иерархические,
политические, социальные и экономические системы. Во главе этого
общества был король, известный как ванакс.
Микенская Греция
погибла в конце бронзового века, за которой последовали так называемые греческие
Тёмные Века, переходный период, ведущий к архаической Греции.
Причиной гибели этой цивилизации были предложены различные теории, в том
числе дорийское вторжение или вторжение «морских
народов». Также предлагаются дополнительные теории, такие как
стихийные бедствия и климатические изменения. Микенский период стал
историческим сюжетом много древнегреческой литературы и мифологии, в
том числе Троянского эпического цикла. Имено Микенские Греки
осадили, а потом и захватили
Трою.
Микенцы находились под влиянием более ранней минойской цивилизации (2000–1450 гг. до н.э.), которая распространилась от своего зарождения в Кноссе на Крите и охватила более обширное Эгейское море. Архитектура, искусство и религиозные обряды были ассимилированы и адаптированы, чтобы лучше выразить, возможно, более милитаристскую и строгую микенскую культуру. Микенцы стали доминировать на большей части материковой Греции и на нескольких островах, расширяя торговые отношения с другими культурами бронзового века в таких местах, как Кипр, Левант и Египет. Культура произвела неизгладимое впечатление на более поздних греков в архаический и классический периоды, наиболее ощутимо в их мифах о героях бронзового века, таких как Ахиллес и Одиссей, и их подвигах в Троянской войне.
Микенцы были коренными греками, которые, вероятно, были побуждены
своими контактами с минойским Критом и другими средиземноморскими
культурами к развитию собственной более сложной социально-политической
культуры. Основные микенские центры включали Микены (традиционный дом
Агамемнона), Тиринф (возможно, самый старый центр), Пилос (традиционный
дом Нестора), Фивы, Мидею, Глу, Орхоменос, Аргос, Спарту, Никорию и,
вероятно, Афины. Со временем микенцы даже обосновались на Крите и
особенно в Кноссе, тем самым вытеснив минойцев в качестве доминирующей
культуры на юге Эгейского моря ко второй половине 15 века до нашей эры.
Самым крупным городом (хотя и не столицей ни в каком смысле) были
Микены, построенные на впечатляющей цитадели и холме высотой более 278
метров (912 футов) над уровнем моря, где сохранились остатки больших
«дворцовых» зданий, а также сотни гробниц и валов. могилы, в том числе
девять больших каменных гробниц-толосов (1600–1300 гг. до н. э.). Другие
впечатляющие руины включают части крепостных стен и знаменитые Львиные
ворота (1250 г. до н. э.) с геральдической парой львов над входом.
Самым крупным городом (хотя и не столицей ни в каком смысле) были
Микены, построенные на впечатляющей цитадели и холме высотой более 278
метров (912 футов) над уровнем моря, где сохранились остатки больших
«дворцовых» зданий, а также сотни гробниц и валов. могилы, в том числе
девять больших каменных гробниц-толосов (1600–1300 гг. до н. э.). Другие
впечатляющие руины включают части крепостных стен и знаменитые Львиные
ворота (1250 г. до н. э.) с геральдической парой львов над входом.
Помимо торговых отношений, точные политические отношения между более
чем 100 микенскими центрами, разбросанными по Греции, неясны. Неясно
даже, каковы были отношения между отдельным дворцом и окружающим его
населением, поскольку первый, по-видимому, специализировался на
производстве предметов роскоши, а второй - на продуктах питания, часть
которых затем хранилась во дворце. Политические отношения между дворцом
и его деревней или между разными дворцами неизвестны. Несмотря на
отсутствие ясности, на разных объектах было много общих культурных
особенностей, что делает термин «микенская культура» полезным. К таким
общим чертам относятся архитектура, фрески, керамика, ювелирные изделия,
оружие и, конечно же, греческий язык и письменность в форме линейного
письма B (адаптация минойского линейного письма A).
Большой дворцовый комплекс был обнаружен во многих микенских центрах. Эти комплексы, хотя и демонстрируют некоторые уникальные разработки, имеют несколько общих архитектурных особенностей. Комплексы строились вокруг большого прямоугольного центрального зала или Мегарона. Микенский Мегарон был предшественником более поздних архаических и классических храмов греческого мира и состоял из входного крыльца, вестибюля и самого зала. Это было сердце дворца и содержало большой круглый очаг (обычно более 3 м / 9,8 футов в диаметре) с четырьмя деревянными колоннами, поддерживающими дырявый потолок или световой колодец. Это также был тронный зал правителя или ванакса. Обычно имеется второй зал меньшего размера (часто называемый «Мегароном Королевы»), множество частных квартир и дополнительных помещений, отведенных для управления, хранения и производства. Комнаты были богато украшены фресками на стенах и крашеными штукатуркой полами. Что касается материалов, комнаты во дворце были построены с использованием бутового камня и стен с поперечными балками, а затем покрыты штукатуркой внутри и известняковыми блоками снаружи. Колонны и потолки обычно были из крашеного дерева, иногда с бронзовыми вставками.
Весь дворцовый комплекс был окружен крепостной стеной из больших
необработанных блоков (названной циклопической, поскольку считалось, что
только гигантские циклопы могли перемещать такие массивные камни). Такие
стены могли достигать 13 метров (42,6 футов) в высоту и до 8 метров (26
футов) в толщину. Лучше всего их видно в Микенах, Тиринфе и Фивах, и они
резко контрастируют с незащищенными дворцами минойского Крита.
Корбели галереи - арочные коридоры, образованные постепенно
перекрывающимися каменными блоками, круглые каменные гробницы с
остроконечными крышами и монументальные дверные проемы с массивными
каменными перемычками с рельефными треугольниками также являются
обычными чертами микенских памятников. Другие микенские архитектурные
сооружения включают террасирование сельскохозяйственных угодий, дамбы
для борьбы с наводнениями (особенно это заметно в Тиринфе) и небольшие
мосты, построенные из больших грубо отесанных каменных блоков, опять же,
по-видимому, работы циклопов. В отличие от этих трудоемких построек,
неэлита микенского общества жила в скромных домах из сырцового кирпича с
каменным фундаментом.
О том, что микенская цивилизация имела торговые контакты с другими
эгейскими культурами, свидетельствует присутствие в микенских поселениях
иностранных товаров, таких как золото, слоновая кость, медь и стекло, а
также открытие микенских товаров, таких как керамика, в таких далеких
местах, как Египет, Месопотамия. , Левант, Анатолия, Сицилия и Кипр.
Несомненно, скоропортящиеся товары, такие как оливковое масло,
парфюмерное масло и вино, также составляли значительную часть микенского
экспорта, но, к сожалению, нехватка сохранившихся письменных источников
— ограниченных, например, всего лишь примерно 70 глиняными табличками с
линейным письмом B из такого крупного места, как Микены, означает, что
более подробная информация о межрегиональной торговле в настоящее время
отсутствует. Кораблекрушение Улубурун, судно XIV века до нашей эры,
обнаруженное у берегов Турции, перевозило сырьевые товары, такие как
медные и оловянные слитки, слоновая кость и стеклянные диски, и,
вероятно, направлялось в мастерские в микенской Греции, прежде чем оно
затонуло.
Микенское Искусство
В искусстве, выраженном во
фресках, керамике и ювелирных изделиях, минойская любовь к естественным
формам и плавному дизайну также была перенята микенскими ремесленниками,
но с тенденцией к более схематическим и менее реалистичным изображениям.
Этот новый стиль станет доминирующим во всем Средиземноморье.
Геометрические узоры были популярны, а также декоративные мотивы, такие
как спирали и розетки. Формы керамики во многом напоминают минойскую, с
заметными дополнениями в виде кубка и алебастрона (приземистого кувшина)
с явным предпочтением к большим кувшинам. Популярностью пользовались
терракотовые фигурки животных и особенно стоящие женские фигуры, а также
небольшие скульптуры из слоновой кости, резные каменные сосуды и
замысловатые золотые украшения. Фрески изображали растения, грифонов,
львов, прыжки быков, батальные сцены, воинов, колесницы, восьмерочные
щиты и охоту на кабана — особенно популярное микенское занятие.
Микенская религия
Мало что известно наверняка о микенских религиозных
практиках, за исключением важности, придаваемой жертвоприношениям
животных, общим пиршествам, возлияниям и подношениям продуктов питания.
Наличие резных изображений двойных топоров и рогов посвящения в
искусстве и архитектуре предполагает тесную связь с минойской религией,
хотя эти символы могли быть приняты из-за их политического резонанса.
Архитектурные особенности, такие как затонувшие бассейны и фресковые
изображения алтарей, намекают на то, что Мегарон мог иметь религиозную
функцию. Во многих центрах также были специальные святилища для
богослужений, обычно рядом с дворцовым комплексом. Очевидно, что
погребение было важным ритуалом, о чем свидетельствует наличие
монументальных гробниц-толосов, видных могил и количества драгоценных
предметов, которые хоронили вместе с умершими - золотых масок, диадем,
украшений, а также церемониальных мечей и кинжалов.
Причины упадка микенской цивилизации, произошедшего поэтапно, начиная
с ок. 1230 г. до н. э. – ок. 1100 г. до н.э., вызывают много споров. Мы
знаем, что несколько памятников были разрушены между 1250 и 1200 годами
до нашей эры, что положило начало так называемому постдворцовому
периоду, когда централизованная система дворцового контроля пришла в
упадок. Есть свидетельства разной степени разрушений на разных объектах,
а в некоторых местах хаос вообще избежал. Некоторые места затем были
вновь заселены, но иногда в меньших масштабах и с меньшим богатством,
чем раньше, в то время как другие места фактически стали больше и
процветать, чем когда-либо. Однако примерно к 1100 году до нашей эры
большинство микенских поселений превратились в простые деревни.
Предложения ученых, объясняющие общий коллапс микенской культуры (и
других современных культур в Средиземноморье), включают стихийные
бедствия (землетрясения, извержения вулканов и цунами), перенаселение,
внутренние социальные и политические волнения, вторжение иностранных
племен, таких как Море. Народы, региональные изменения климата или
сочетание некоторых или всех этих факторов. С загадочным концом
микенской цивилизации и так называемым крахом бронзового века в древнем
Эгейском море и Средиземноморье наступили «Темные века» (еще один
крайний ярлык для периода, который, возможно, был не таким мрачным, как
все это) и, хотя некоторые места начали возрождаться с 10 века до нашей
эры, потребовалось еще несколько столетий, прежде чем греческая культура
наконец вернула себе высоты позднего бронзового века.
Микенская
цивилизация настолько вдохновила более поздних архаических и
классических греков, начиная с 8-го века до нашей эры, что период
бронзового века стал считаться золотым, когда люди уважали богов, воины
были храбрее, а жизнь в целом была менее сложной и более достойной.
Легендарные имена, такие как Агамемнон, Менелай, Ахиллес и Одиссей – все
микенские греки – получат бессмертную жизнь в скульптуре, расписной
керамике и эпической литературе, такой как «Илиада» Гомера,
рассказывающая историю великой Троянской войны, вполне возможно, миф,
основанный на реальный конфликт или серия конфликтов между микенцами и
хеттами.