Троя, Турция

Троя

 

Описание Трои

Троя

Туристическая информация: Iskele Square 67, Чанаккале, (0286) 217 11 87
Праздники: Фестиваль Троя (основан в Чанаккале, но включает Трою и окрестности, 10-18 августа)

 

Троя (древнегреческий: Τροία, хеттский: Вилуша или Трувиша, Турецкий: Трува или Троя) был городом, расположенным на северо-западе Малой Азии, ныне известная как Анатолия в современной Турции, к югу от пролива Дарданеллы. Современное место известно как Хисарлик. Это была той самой легендарной Троей или Илионом и местом Троянской войны, описанная в греческом эпическом цикле, в частности в «Илиаде», одном из двух эпических стихотворений, приписываемых Гомеру.

 

История Трои

Название «Илион» восходит к основателю города Илу, сыну Троса. В свою очередь, Трос назвал страну по своему имени «Троей». Имя «Троя» фигурирует в хеттских клинописных табличках Богазкёйского архива как Таруиша. На египетской стеле времён Рамзеса III упомянута его победа над морским народом «турша». Это название часто сопоставляют с народом «тереш», упомянутым несколько ранее на знаменитой стеле Мернептаха. Единства в мнениях о том, были ли эти пришельцы троянцами, в научном мире не наблюдается. Имена с данным корнем встречаются в микенских текстах, например командир отряда то-ро-о.

Прежде высказывались соображения, что термины «Троя» и «Илион» могли обозначать различные города одного и того же древнего государства, либо один из этих терминов мог обозначать столицу, а другой — собственно государство, и «слились» в один термин лишь в «Илиаде» (согласно Гиндину и Цымбурскому, Троя — обозначение страны, а Илион — города). Такая точка зрения не лишена оснований, поскольку в «Илиаде», в свою очередь, выделяются фрагменты с параллельными сюжетами, то есть, возможно, восходящие к различным пересказам одного и того же сюжета; к тому же, «Илиада» возникла много столетий спустя после событий Троянской войны, когда многие детали могли забыться.

 

Гомеровская троя

Троя

Древнегреческие историки по-разному размещали Троянскую войну в XII, XIII, XIV вв. до н.э. Эратосфен ставил дату легендарной войны на 1184 г. до н.э., Геродот до 1250 г. до н.э., Дурис Самоский до 1334 г. до н.э. Современные археологи связывают Гомеровскую Трою с археологическим Троей VII.

В Илиаде ахейцы создали свой лагерь у устья реки Скамандр (предположительно современных Карамендеров), где они высаживали свои корабли. Сам город Троя стоял на холме, на равнине Скамандера, где происходили битвы Троянской войны. Место древнего города находится примерно в 5 км от побережья сегодня, но 3000 лет назад устья Скамандра были гораздо ближе к городу. Ее воды вливались в большую бухту, которая сформировала естественную гавань и которая с тех пор была заполнена аллювиальным материалом. Недавние геологические данные позволили идентифицировать древнюю троянскую береговую линию, и результаты во многом подтверждают точность описание гомеровой Трои.

В ноябре 2001 года геолог Джон К. Крафт из Университета штата Делавэр и професор Джон В. Люс из Тринити-колледжа в Дублине представил результаты исследований, начатых в 1977 году, в геологии региона. Они сравнили нынешнюю геологию с ландшафтами и прибрежными особенностями, описанными в «Илиаде» и других классических источниках, в частности, «Стратоновская география», и пришли к выводу, что существует регулярная согласованность между расположением Трои Шлимана и другими местами, такими как место предполагаемого греческого лагеря.

Помимо «Илиады» есть ссылки на Трою в другой крупной работе, приписываемой Гомеру, "Одиссее", а также в другой древнегреческой литературе (такой как Орестия Эсхила). Гомерская легенда о Трое была разработана римским поэтом Виргилием в его "Энеиде". Греки и римляне принимали факт историчности Троянской войны и связывали их с нынешнем месте в Анатолии. Например, Александр Великий посетил этот Трою в 334 году до нашей эры в время своего похода против Персидской Империи и принес жертвы в гробницы, связанные с гомерическими героями Ахиллесом и Патрокла. Для греков это новое завоевание Малой Азии было логичным продолжением труда их предков

После того, как в 1995 году ныла сделана находка печати с лувианскими письменами в Трое VII, разразилась горячая дискуссия по поводу языка, на котором говорилось в Гомерской Трое. Фрэнк Старк из Тюбингенского университета недавно продемонстрировал, что имя Приама, царя Троя во время Троянской войны, связано с лувианским словом Приимууа, что означает «исключительно мужественный». Увеличивается уверенность в том, что Вилуша или Трувиша/ Троя принадлежала к большей общине, говорящей на лувианском языке, хотя не совсем ясно, является ли лувианский главным или официальным языком города и наколько он был повседневным языком народа.

Троя

 

Уровни в исторической Трои

Слои руин в цитадели в Хисарлыке пронумерованы Троя I - Троя IX с различными подразделениями:

Троя

Троя I 3000-2600 лет до н.э. (Западный анатолийский ЕВ 1)
Троя II 2600-2250 гг. До н.э. (Западный анатолийский ЕВ 2)
Троя III 2250-2100 гг. До н.э. (западное анатолийское ЕВ 3 [раннее])
Троя IV 2100-1950 гг. До н.э. (западный анатолийский ЕВ 3 [средний])
Трой V: 20-18 вв. Ддо н.э. (западный анатолийский ЕВ 3 [поздний])
Трой VI: 17-15 вв. до н.э.
Троя VIh: поздний бронзовый век, 14 век до н.э.
Троя VIIa: c. 1300-1190 до н.э., скорее всего легендарна Троя Гомера
Трой VIIb1: 12 век до н.э.
Трой VIIb2: 11 век до н.э.
Троя VIIb3: до c. 950 г. до н.э.
Троя VIII: c. 700-85 до н.э.
Троя IX: 85 г. до н.э. 500 г.н.э.

Троя

Троя I-V
Первый город на этом месте был основан в 3 тысячелетии до нашей эры. В брозовую эпоху бронзы Троя, похоже, был процветающим торговым городом, поскольку его местоположение позволило полностью контролировать Дарданеллы, через которые должен был пройти каждый торговый корабль из Эгейского моря, направляющийся в Черное море. Примерно в 1900 году до н.э. массовая миграция хеттов с востока изменило состав города и всего региона. Города к востоку от Трои были разрушены, и хотя Троя не была сожжена, следующий период показывает изменение культуры, указывающее на то, что новые люди захватили Трою.

Троя II Шлимана
Когда Шлиман наткнулся на Трою II, в 1871 году он считал, что нашел город Гомера. Шлиман и его команда обнаружили большую черту, которую он назвал Скайские Ворода или западные ворота. К тому же он отыскал еще три входа в древний город. Дороги из них вели к Пергаму. Эти ворота, как он считал были теми самыми, которые описывал слепой поэт Гомер. Как пишет Шлиман в своей публикации о Трои: «Я доказал, что в далекой древности на равнине Трои был крупный город, разрушенный страшной катастрофой, которая была на холме Хисарлыка. Здесь было найден Акрополь с храмами, несколько больших зданий, в южном и западном направление. Этот город прекрасно повторяет гомеровское описание священного места Илиоса».

Троя VI и VII
Троя VI была разрушена около 1250 года до нашей эры, вероятно, землетрясением. В этом слое был найден только один наконечник стрелы, и никаких остатков тел. Тем не менее, город быстро восстановился и был перестроен в плане, который был более упорядоченной.

Троя VIIa, который был приурочен к середине-концу 13 века до н.э., является наиболее часто цитируемым кандидатом на Трою Гомера. Троя VIIa, похоже, была уничтожена войной. Свидетельства пожара и остатки тел датируемые около 1184 г. до н.э., которые привели Трою VIIa к ее концу, привели к тому, что эта фаза теперь отождествляется ​​с городом, осажденным греками во время Троянской войны. Это война как известна увековечена в «Илиаде», написанной Гомером.

 

«Тысячелетний разрыв» Калверта

 

Первоначально слои Троя VI и VII полностью игнорировались, потому что Шлиман сконцетрирова свое внимание на сожженный город Троя II. Только после того, как возникла необходимость закрыть «Квадратский тысячелетний разрыв» - от открытия Дёрпфельдом Троя VI до Троя II- археология отвернулась от Трои Шлимана и начала работать над поиском Гомерoвской Трои еще раз.

«Тысячелетний разрыв» Калверта (1800-800 гг. до н.э.) был периодом, не учтенным археологией Шлимана и тем самым составило дыру в троянской шкале. В описании Гомера города, участок одной стороны стены, как говорят, был слабее остальных. Во время раскопок более трехсот ярдов городской стены, Дёрпфельд столкнулся с регионом, очень похожей на описание Гомера более слабого участка стен. Дёрпфельд был убежден, что нашел стены Гомера, и теперь он раскопает сам город. В стенах этого слоя (Троя VI) было обнаружено много микенской керамики, датируемой периодами поздней эллады (LH) III A и III B (c.1400-c.1200 до н.э.), что указывает на связь между троянцами и микенцами. Великая башня вдоль стен, возможно была «Великой башней Илиона».

Свидетельство показало, что Дёрпфельд наткнулся на Илиос, город эпоса Гомера. Сам Шлиманн признал, что Троя VI с большей вероятностью будет Гомеровским городом, но он никогда ничего не публиковал на эту тему. Единственный контраргумент, первоначально подтвержденный Дёрпфельдом (который так же страстен, как Шлиманн об обнаружении Трои), состоял в том, что город, похоже, был разрушен землетрясением, а не людьми. Не было никаких сомнений в том, что это был Троя, о котором знали бы микены.

 

Троя VIII

В 480 году до н.э. персидский царь Ксеркс пожертвовал 1000 голов крупного рогатого скота в святилище Афины Илиаса, который находился в Трое, когда он проходил по Геллеспонту по пути к Греции. После поражения персов в 480/79 г. Илион и его территория стали частью континентальных владений Митилеина и оставались под контролем Митилиена до безуспешного восстания в 428/7. Афины освободили так называемые актуанские города, в том числе Илион, и зачислили эти общины в Делианскую лигу. Афинское влияние в Геллеспоне ослабело после олигархического переворота 411 года, и в этом году спартанский генерал Миндарос подражая Ксерксу, пожертвовав также Афине Илиасу. В 410-399, Илион находился в сфере влияния местных династий в Лампсаке (Зенис, его жена Мания и узурпатор Мейдиас), который руководил регионом от имени персидского сатрапа Фарнабаза.

В 399 году спартанский генерал Деркилидас исключил греческий гарнизон в Илионе, который контролировал город от имени династий Лампсакене во время кампании, которая откатила персидское влияние во всей Тропе. Илион оставался вне контроля персидской сатрапальной администрации в Дасцилии до Мира Анталцидаса в 387/6. В этот период обновленного персидского контроля 387-367, перед храмом Афины Илиаса была установлена ​​статуя Ариобарзанеса, сатрапа Геллеспонтской Фригии. В 360/59 город была в кратчайший срок захвачена Харидимом Ореусским, лидером наемников Эвбоэна, который время от времени работал для афинян. В 359 году он был изгнан афинянином Меналосом, сыном Аррабайоса. В мае 334 года Александр Великий пересек Геллеспонт и пришел в город, где он посетил храм Афины Илиаса, принес жертвы в гробницы гомеровским героям и сделал город свободным и освобожденным от налогов. Согласно так называемым «последним планам» Александра, который стал известен после его смерти в июне 323 года, он планировал перестроить храм Афины Илиас в масштабе, который превзошел бы все остальные храмы в известном мире.

Антигон Монотфалмус взял под свой контроль Трою в 311 году и создал новый город Антигонийский Троас. В 311-306 г. до н.э. новый город был основан из оставшихся городов на вокруг Трои вдоль азиатского побережья Дарданелл, и вскоре после этого ему удалось обеспечить гарантию от Антигона, который обязался уважать их автономию и свободу. Койон продолжал функционировать, по крайней мере, до 1-го века нашей эры и в основном состоял из городов еместе с Троей, на протяжении второй половины 3-го века он также включал Мирлею и Халкидон из восточного Пропонтиса. Руководящим органом коинона был синедрин, на котором каждый город был представлен двумя делегатами. Ежедневный ход синедриона, особенно в отношении его финансов, решался в колледже из пяти агонотетей, на котором ни один город не имел более одного представителя. Эта система равного (а не пропорционального) представления гарантировала, что ни один город не может политически доминировать в коиноне. Основной целью коинона было организовать ежегодный фестиваль Панатинаиа, который проходил в святилище Афины Илиаса. Фестиваль привел огромное количество паломников к Илиону на время фестиваля, а также к созданию огромного рынка (панегири), который привлекал торговцев со всего региона. Кроме того, койон финансировал новые строительные проекты в Илионе- Трое, например, новый театр c. 306 и расширение святилища и храма Афины Илиаса в III веке, чтобы сделать город подходящим местом для такого большого фестиваля.

 

В период 302-281 гг. Илион и Тройл были частью королевства Лисимах, который в это время помогал Илии синоизировать несколько близлежащих общин, расширяя тем самым население и территорию города. Лисимах был побежден в битве при Корупедии в феврале 281 года Селеуком I Никатором, тем самым передав контроль Селевкидского царства Малой Азии, а в августе или сентябре 281 года, когда Селевк прошел через Тропу на пути в Лисимахию в соседнем фракийском Херсонесском Илионе Принял указ в честь него, указывая на новые лояльности города. В сентябре Селевкиц был убит в Лисимахии Птолемеем Керауносом, превратив своего преемника, нового короля Антиоха I Сотера. В 280 году или вскоре после того, как Ильон передал длинный указ, щедро почитая Антиоха, чтобы укрепить свои отношения с ним. В этот период Илии все еще не хватало надлежащих городских стен, за исключением разрушающихся укреплений Троя VI вокруг цитадели, а в 278 году во время галльского вторжения город был легко уволен. Илион поддерживал тесные отношения с Антиохом до конца своего царствования: например, в 274 году Антиох предоставил землю своему другу Аристодикиду из Ассоса, который для целей налогообложения должен был быть прикреплен к территории Илиона, и в. 275-269. Илион передал указ в честь Метродороса Амфипольского, который успешно угостил царя рану, которую он получил в бою.

 

Троянский язык

Вопрос о языке Гектора и Приама занимал учёных с античности. Вместе с тем в слоях Гиссарлыка, относимых к бронзовому веку, письменные памятники долгое время не обнаруживались. Из хеттских источников известно, что в Вилусе для письма использовались деревянные, а не глиняные таблички. Такие носители письма не отличаются долговечностью и неизбежно погибают при пожарах.

В середине 1980-х гг. Н. Н. Казанский опубликовал несколько обломков глиняных сосудов из Трои с непонятными знаками, напоминавшими критское письмо: он назвал эти знаки троянским письмом. По мнению большинства специалистов, это не надписи, а лишь подражание письменности.

В 1995 г. в слоях Трои VII была обнаружена печать с лувийскими иероглифами. В сочетании с последними данными о том, что имена Приама и других троянских героев скорее всего имеют лувийское происхождение, в научном мире всё более укореняется мнение о том, что древние троянцы говорили на лувийском наречии. В выпущенной в 2004 году Оксфордским университетом монографии Иоахим Латач приходит к выводу, что лувийский язык был официальным языком гомеровской Трои. Вопрос о повседневном языке троянцев пока остаётся открытым.

Несмотря на это, Троя находилась под сильным эллинским влиянием, многие знатные троянцы параллельно носили местные и греческие имена (например, Парис одновременно носил имя Александр). Тот факт, что греческие имена троянцев не являются выдумкой Гомера, подтверждают хеттские надписи, упоминающие Алаксанду (т.е. Александра) и других правителей Таруисы (Вилусы).