Нарам-Суэн

 

Нарам-Суэн или Нарам-Син, что означает «Возлюбленный бога Луны Сина», является безмолвным почетным словом «Божественный», был правителем Аккадской империи, правившим ок. 2254–2218 гг. до н.э. (средняя хронология) и был третьим преемником и внуком царя Саргона Аккадского. При Нарам-Суэн империя достигла своего максимального могущества. Он был первым месопотамским королем, который, как известно, объявил себя божественным, приняв титул «Бог Аккада», и первым, кто претендовал на титул «Царь четырех четвертей, царь Вселенной».

 

Биография

Нарам-Суэн родился как сын Маништушу. Таким образом, он был племянником царя Римуша и внуком Саргона и Ташулультума. Теткой Нарам-Сина была верховная жрица Эн-хеду-ана. Чтобы быть полностью правильным, вместо Нарам-Син или Нарам-Суэн "на древнеаккадском языке, рассматриваемое имя скорее следует реконструировать как Нарам-Суйин (точнее, /narām-tsuyin/) или Нарам-Суин (/narām-tsuʾin /)".

 

Царствование

Нарам-Суэн победил Мания из Магана и различные северные горные племена в горах Загроса, Тавра и Амануса, расширив свою империю до Средиземного моря и Армении. Его «Стела Победы» изображает его триумф над Сатуни, вождем Луллуби в горах Загрос. В списке царей продолжительность его правления указана как 56 лет, и известно по крайней мере 20 его названий лет, относящихся к военным действиям против различных мест, таких как Урук и Субарту. Один неизвестный год был записан как «Год, когда Нарам-Син одержал победу над Симуррумом в Кирашениве и взял в плен Бабу, правителя Симуррума, и Дубула, энси из Араме». Другие названия года относятся к его строительным работам над храмами в Аккаде, Ниппуре и Забале. Он также построил административные центры в Нагаре и Ниневии. В какой-то момент его правления большая часть империи во главе с Ифур-Кисом из города Киш подняла восстание и была решительно подавлена.

Подчинение шумерских царей
Подчинение некоторых шумерских правителей Нарам-Сину и вообще Аккадской империи зафиксировано в печатных надписях шумерских правителей, таких как Лугал-ушумгал, правитель (энси) Лагаша («Ширпула»), около 2230-2210 гг. до н.э. Известно несколько надписей Лугал-ушумгала, в частности оттиски печати, в которых он упоминается как правитель Лагаша и в то время вассал (арад, «слуга» или «раб») Нарам-Суэна, а также его преемник Шар-кали-шарри. Одна из этих печатей гласит:

Нарам-Суэн, могучий бог Агаде, царь четырех сторон света, Лугалушумгал, писец, энси Лагаша, твой слуга.
— Печать Лугал-ушумгала как вассала Нарам-сина.

Можно считать, что Лугалушумгал был сотрудником Аккадской империи, как и Мескигал, правитель Адаба. Однако позже Лугал-ушумгал сменил Пузер-Мама, который, когда власть Аккадии ослабла, добился независимости от Шар-Кали-Шарри, приняв титул «царя Лагаша» и положив начало прославленной Второй династии Лагаша.

Контроль над Эламом
Элам находился под властью Аккада, по крайней мере временно, со времен Саргона. Вероятно, записано, что эламский царь Хита подписал мирный договор с Нарам-Сином, в котором говорилось: «Враг Нарам-Сина - мой враг, друг Нарам-Суэна - мой друг». Было высказано предположение, что формальный договор позволил Нарам-Суэну установить мир на своих восточных границах, чтобы он мог более эффективно справляться с угрозой со стороны Гутиума. Дальнейшее изучение договора предполагает, что Хита предоставил эламские войска Нарам-Суэну, что он выдал свою дочь замуж за аккадского царя и что он согласился установить статуи Нарам-Суэна в святилищах Суз. На самом деле хорошо известно, что Нарам-Суэн имел огромное влияние на Сузы во время своего правления, строя храмы и устанавливая надписи от своего имени, а также заменяя аккадский язык эламским в официальных документах.

В период правления Нарам-Суэна известны «военные наместники страны Элам» (шакканаккусы) с типично аккадскими именами, такие как Или-ишмани или Эпирмупи. Это говорит о том, что эти наместники Элама были официальными лицами Аккадской империи.

Завоевание Арманума и Эблы
Завоевание Нарам-Суэном Арманума и Эблы на побережье Средиземного моря упоминается в нескольких его надписях:
«В то время как за все время со дня сотворения человечества ни один царь, кто бы ни разрушил Арманум и Эблу, бог Нергал посредством (своего) оружия открыл путь Нарам-Суэну, могучему, и дал ему Арманум и Эблу. Кроме того, он дал ему Аманус, Кедровую гору и Верхнее море. С помощью оружия бога Дагана, возвеличивающего свое царство, Нарам-Суэн, могучий, завоевал Арманум и Эблу».
— Надпись Нарам-Сина. Е 2.1.4.26

 

Насирийская стела Нарам-Суэна

Алебастровая стела, изображающая пленников во главе с аккадскими солдатами, обычно приписывается Нарим-Суэну по стилистическим соображениям. В частности, он считается более сложным графически, чем стелы Саргона Аккадского или Римуша. Два фрагмента находятся в Национальном музее Ирака и один в Бостонском музее. Стела довольно фрагментарна, но были предприняты попытки реконструкции. В зависимости от источников, фрагменты были раскопаны в Васите, район Аль-Хай, мухафаза Васит, или в Насирии, оба места в Ираке.

Считается, что стела представляет собой результат походов Нарам-Суэна в Киликию или Анатолию. На это указывают характеристики трофеев, которые несут солдаты на стеле, особенно металлический сосуд, который несет главный солдат, конструкция которого неизвестна в Месопотамии, но, напротив, хорошо известна в современной Анатолии.

Проклятие Аккада
Один месопотамский миф, историографическая поэма под названием «Проклятие Аккада: Экур отомщен», объясняет, как пала империя, созданная Саргоном Аккадским, и город Аккад был разрушен. Миф был написан через сотни лет после жизни Нарам-Суэна и представляет собой попытку поэта объяснить, как кутиям удалось завоевать Шумер. После вступительного отрывка, описывающего славу Аккада до его разрушения, в поэме рассказывается о том, как Нарам-Суэн разгневал главного бога Энлиля, разграбив Экур (храм Энлиля в Ниппуре). Тигра, принесшего чуму, голод и смерть по всей Месопотамии. Цены на продукты питания сильно взвинчивались: в стихотворении говорилось, что на 1 ягненка можно купить только полсилы (около 425 мл) зерна, полсилы масла или полмины (около 250 г) шерсти. Чтобы предотвратить это разрушение, восемь богов (а именно Инанна, Энки, Син, Нинурта, Уту, Ишкур, Нуску и Нидаба) постановили, что город Аккад должен быть разрушен, чтобы пощадить остальную часть Шумера, и прокляли его. Именно это и происходит, и история заканчивается тем, что поэт пишет о судьбе Аккада, отражая слова проклятия богов ранее:

На дорогах его колесниц не росло ничего, кроме «плакучего растения»,
Кроме того, на его буксирных путях и причалах,
Ни один человек не ходит из-за диких козлов, паразитов, змей и горных скорпионов,
На равнинах, где росли успокаивающие сердце растения, не росло ничего, кроме тростника слез,
Аккад вместо сладкой воды текла горькая вода,
Кто сказал: «Я хотел бы жить в этом», не нашел хорошего жилища,
Тот, кто сказал: «Я лягу в Аккаде», не нашел хорошего места для сна.

Гутианские вторжения
Эти набеги кутиев действительно были опустошительны, но неизвестно, насколько сильно они повлияли на Шумер. Нарам-Син, возможно, передал свою империю своему сыну Шар-Кали-Шарри более или менее нетронутым после его смерти в ок. 2219 г. до н.э., или он, возможно, ушел чуть дальше самого Аккада. Гутианы оставались там более 100 лет, прежде чем их сменило государство Ур III в качестве доминирующей политической силы.

стела Победы
Стела Победы Нарам-Суэна изображает его как царя-бога (символизируемого его рогатым шлемом), взбирающегося на гору над своими солдатами и его врагами, побежденными Луллуби во главе с их царем Сатуни. Хотя стела была отломлена наверху, когда ее украли и унесли эламские силы Шутрук-Наххунте в XII веке до нашей эры, она по-прежнему ярко раскрывает гордость, славу и божественность Нарам-Сина. Стела, кажется, нарушает традицию, используя последовательные диагональные ярусы, чтобы донести историю до зрителей, однако более традиционные горизонтальные рамки видны на более мелких осколках. Его высота шесть футов и семь дюймов, и он сделан из розового известняка. Стела была найдена в Сузах и сейчас находится в Лувре. Подобный барельеф с изображением Нарам-Сина был найден в нескольких милях к северо-востоку от Диарбекра, в Пир Хусейне.

Надпись над головой царя фрагментарна на аккадском языке, но гласит:

«Нарам-Суэн, могущественный... Сидур и Сутуни, князья Лулуби, собрались вместе и начали войну против меня».
— Аккадская надпись Нарам-Сина.

Вторая надпись справа над горным конусом на эламском языке была написана около 1000 лет спустя царем Шутрук-Наххунте, который украл стелу и привез ее в Элам.

 

Дети
Среди известных сыновей Нарам-Сина были его преемник Шар-Кали-Шарри, Наби-Улмаш, правитель Тутуба, и Укин-Улмаш. Раскопки в Телль-Мозане (древний Уркеш) обнаружили печать Тарам-Агаде, ранее неизвестной дочери Нарам-Сина, которая, возможно, была замужем за неизвестным энданом (правителем) Уркеша. Недавно найденная цилиндрическая печать, украденная из Урасагрига, показывает, что тамошний губернатор Шаратигубишин тоже был сыном. Другие известные дети включают Энменану, верховную жрицу Ура, сына, который был правителем Марада, двух дочерей, которые были жрицами Энтум в Сиппаре и Ниппуре, Бин-кали-шарре, Шумшани, Липит-иле, Ригмуш-алсу, Наби- Улмаш, Ме-Улмаш и Укен-Улмаш. Одна дочь, Тутанабшум, занимала должность верховной жрицы Энлиля в Ниппуре, самую важную религиозную должность в империи. Она также была обожествлена, единственная женщина и единственный не король, которого сделали богом.

В популярной культуре
Король Нарам-Суэн - персонаж видеоигры House of Ashes 2021 года, основной сюжет которой происходит в его личном храме. В игре он самопровозглашенный «король-бог» Аккада и вовлечен в войну с гутианами после того, как был проклят богом Энлилем; которого он разозлил после разграбления его храма. Нарам-Син был озвучен, а движение захвачено Сами Каримом.

Раскопки Набонида около 550 г. до н.э.
Месторождение Нарам-Суэна было обнаружено и проанализировано царем Набонидом около 550 г. до н.э., которого Роберт Сильверберг характеризует как первого археолога. Он не только руководил первыми раскопками, в ходе которых были обнаружены фундаментные отложения храмов Шамаша, бога солнца, богини-воительницы Ануниту (оба расположены в Сиппаре), а также святилища, которое Нарам-Суэн построил для бога луны, расположенного в Харран, но он также вернул им былую славу. Он также был первым, кто датировал археологический артефакт, пытаясь датировать храм Нарам-Суэна во время его поисков. Его оценка была неточна примерно на 1500 лет.