Саргон Древний

 

Саргон Аккадский, также известный как Саргон Великий, был первым правителем Аккадской империи, известным своими завоеваниями шумерских городов-государств в 24-23 веках до нашей эры. Иногда его называют первым человеком в истории человечества, правившим империей.

Он был основателем «саргонской» или «староаккадской» династии, правившей около века после его смерти до завоевания Шумера гутиями. Согласно шумерскому царскому списку, он был виночерпием царя Киша Ур-Забабы.

Считается, что его империя включала большую часть Месопотамии, части Леванта, помимо вторжений на территорию хурритов и эламитов, правя из его (археологически еще не идентифицированной) столицы, Аккада (также Агаде).

Саргон появляется как легендарная фигура в неоассирийской литературе 8-7 веков до нашей эры. Таблички с фрагментами легенды о рождении Саргона были найдены в библиотеке Ашшурбанипала.

 

Имя

Аккадское имя нормализуется как Шарру-укин или Шарру-кен. Клинописное написание имени: LUGAL-ú-kin, šar-ru-gen6, šar-ru-ki-in, šar-ru-um-ki-in. В древневавилонских табличках, рассказывающих легенды о Саргоне, его имя записано как Шар-ру-ум-ки-ин. В позднеассирийских источниках имя чаще всего пишется как ЛУГАЛ-ГИ.НА или ЛУГАЛ-ГИН, т.е. идентично имени новоассирийского царя Саргона II. Написание Саргон происходит от единственного упоминания имени (в отношении Саргона II) в еврейской Библии как סַרְגוֹן в Исаии 20: 1.

Первый элемент имени - шарру, что на аккадском (восточно-семитском) означает «царь» (ср. на иврите sár שַׂר). Второй элемент происходит от глагола kīnum «подтверждать, устанавливать» (относится к иврите kūn כּוּן).

Возможная интерпретация чтения Шарру-укин такова: «царь установил (стабильность)» или «он [бог] установил царя». Однако такое имя было бы необычным; другие имена в -укин всегда включают как субъект, так и объект, как в Шамаш-шума-укин «Шамаш установил наследника». Есть некоторые споры о том, было ли это имя принятым царственным именем или именем при рождении. Чтение Šarru-kēn было истолковано как прилагательное, как «король установлен; законный», расширенное как фраза šarrum ki (e) num.

Термины «досаргонический» и «постсаргонический» использовались в ассириологии на основе хронологии Набонида до того, как было подтверждено историческое существование Саргона Аккадского. Форма Шарру-укин была известна из ассирийской легенды о саргонах, обнаруженной в 1867 году в библиотеке Ашшурбанипала в Ниневии. Современное упоминание Саргона, как полагают, было найдено на цилиндрической печати Ибни-шарру, высокопоставленного чиновника, служившего при Саргоне. Иоахим Менант опубликовал описание этой печати в 1877 году, прочитав имя царя как Шегани-шар-лух, и еще не отождествил ее с «Саргоном Старшим» (который отождествлялся со староассирийским царем Саргоном I). В 1883 году Британский музей приобрел «голову булавы Шар-Гани-шарри», подарок по обету, хранящийся в храме Шамаша в Сиппаре. Этот «Шар-Гани» отождествлялся с Саргоном Агаде из ассирийской легенды. Отождествление «Шар-Гани-шарри» с Саргоном было признано ошибочным в 1910-е годы. Шар-Гани-шарри (Шар-Кали-Шарри) на самом деле правнук Саргона, преемник Нарам-Сина.

Не совсем ясно, был ли неоассирийский царь Саргон II назван в честь Саргона Аккадского, поскольку есть некоторая неопределенность, следует ли переводить его имя как Шарру-укин или как Шарру-кен (у).

 

Хронология

Первичные источники, относящиеся к Саргону, немногочисленны; основная почти современная ссылка - это ссылка в различных версиях шумерского царского списка. Здесь Саргон упоминается как сын садовника, бывшего виночерпия Ур-Забабы из Киша. Он узурпировал царство у Лугал-заге-си из Урука и перенес его в свой собственный город Аккад. В различных копиях царского списка продолжительность его правления указана как 54, 55 или 56 лет. Известны также многочисленные фрагментарные надписи, относящиеся к Саргону.

В абсолютных годах его правление будет соответствовать c. 2334–2279 гг. до н.э. по средней хронологии. Его преемники до завоевания Шумера гутиями также известны как «саргоническая династия», а их правление - как «саргонический период» месопотамской истории.

Фостер (1982) утверждал, что истолкование 55 лет как продолжительности правления Саргона на самом деле было искажением первоначальной интерпретации 37 лет. Согласно более старой версии списка царей, правление Саргона длилось 40 лет.

Торкильд Якобсен отметил пункт о том, что отец Саргона был садовником, лакуной, что указывает на его неуверенность в его значении. Ур-Забаба и Лугал-заге-си указаны как цари, но разделены несколькими дополнительными поименованными правителями Киша, которые, похоже, были просто губернаторами или вассалами Аккадской империи.

Утверждение, что Саргон был первоначальным основателем Аккада, было поставлено под сомнение в связи с обнаружением надписи, в которой упоминается это место и датируется первым годом правления Эншакушаны, который почти наверняка предшествовал ему. Хроника Вейднера (ABC 19:51) утверждает, что именно Саргон «построил Вавилон впереди Аккада». В « Хрониках ранних царей» (ABC 20: 18–19) также говорится, что в конце своего правления Саргон «выкопал почву ямы Вавилона и сделал аналог Вавилона рядом с Агаде». Ван де Миеруп предположил, что эти две хроники могут относиться к гораздо более позднему ассирийскому царю Саргону II из Неоассирийской империи, а не к Саргону из Аккада.

Некоторые названия годов правления Саргона сохранились и проливают некоторый свет на события его правления, особенно на завоевание прилегающих территорий Симуррум, Элам и Мари, а также Уру'а, который считается городом в Эламе:
Год, когда Саргон отправился в Симуррум
Год, когда Саргон уничтожил Уру'а
Год, когда Уруа был уничтожен
Год, когда Саргон разрушил Элам
Год уничтожения Мари
—  Известные названия годов правления Саргона.

 

Историография

Язык и сценарий, используемые в записях
Саргон, по-видимому, способствовал использованию семитского (аккадского) языка в надписях. Сначала он часто называет себя «царем Аккада» после того, как, по-видимому, основал город Аккад. Похоже, в какой-то момент он принял правление Кишем, а позже и большей частью Месопотамии, называя себя «Саргон, царь Аккада, надзиратель Инанны, царь Киша, помазанник Ану, царь земли [Месопотамия ], наместник (энси) Энлиля».

Во время правления Саргона восточно-семитский язык был стандартизирован и адаптирован для использования с клинописью, ранее использовавшейся в шумерском языке, в то, что сейчас известно как «аккадский язык». Развился стиль каллиграфии, в котором текст на глиняных табличках и цилиндрических печатях располагался среди сцен мифологии и ритуалов.

Названия года
В то время как различные копии шумерского царского списка приписывают Саргону 56, 55 или 54 года правления, датированные документы были найдены только для четырех разных названий годов его фактического правления. Названия этих четырех лет описывают его кампании против Элама, Мари, Симуррума (хурритского региона) и Уруа (эламского города-государства).

Ниппурская надпись
Среди наиболее важных источников о правлении Саргона - табличка древневавилонского периода, обнаруженная в Ниппуре в ходе экспедиции Пенсильванского университета в 1890-х годах. Табличка представляет собой копию надписей на пьедестале статуи, воздвигнутой Саргоном в храме Энлиля. Его текст редактировали Арно Пёбель (1909 г.) и Леон Легрен (1926 г.).

Завоевание Шумера
В надписи Саргон называет себя «Саргон, царь Аккада, надзиратель (машким) Инанны, царь Киша, помазанник (гуда) Ану, царь земли [Месопотамии], правитель (энси) Энлиля». Он празднует завоевание Урука и поражение Лугальзагеси, которого Саргон привел «в ошейнике к воротам Энлиля»:

Саргон, царь Аккада, надзиратель Инанны, царь Киша, помазанник Ану, царь земли, наместник Энлиля: он победил город Урук и разрушил его стены, в битве при Уруке победил, взял царя Лугальзагеси Урука в ходе битвы и привел его в ошейнике к воротам Энлиля.
—  Надпись Саргона (древневавилонская копия из Ниппура).

 

Затем Саргон завоевал Ур и Э-Нинмар и «опустошил» территорию от Лагаша до моря, а оттуда продолжил завоевание и разрушение Уммы:
Саргон, царь Агаде, одержал победу над Уром в битве, завоевал город и разрушил его стену. Он завоевал Энинмар, разрушил его стены и завоевал его окрестности и Лагаш до самого моря. Он мыл свое оружие в море. Он победил Умму в битве [захватил город и разрушил его стены]. [Саргону], владыке страны, бог Энлиль [не дал] соперника. Бог Энлиль дал ему [Верхнее море и] [Нижнее (море)].
—  Надпись Саргона. Е2.1.1.1

Завоевание Верхней Месопотамии до Средиземного моря
Подчинившись (левантийскому богу) Дагану, Саргон завоевал территории Верхней Месопотамии и Леванта, включая Мари, Ярмути (Джармут?) и Иблу «до Кедрового леса (Аманус) и до Серебряной горы (Аладаг?) ", правящий от "верхнего моря" (Средиземное море) до "нижнего моря" (Персидский залив).
Саргон-царь поклонился Дагану в Туттуле. Он (Даган) отдал ему (Саргону) Верхние земли: Мари, Ярмути и Эблу, вплоть до Кедрового леса и Серебряных гор.
— Ниппурская надпись Саргона.

Завоевания Элама и Мархаши
Саргон также утверждает в своих надписях, что он «Саргон, царь мира, завоеватель Элама и Парахшума», двух основных государств к востоку от Шумера. Он также называет различных правителей востока, которых он победил, таких как «Лух-ух-иш-ан, сын Хишибразини, царь Элама, царь Элама» или «Сидга'у, генерал Парахшум», который позже также появляется в надписи Римуша.

Всего Саргон одержал победу над 34 городами. Корабли из Мелуххи, Магана и Дильмуна стояли на якоре в его столице Аккаде.

Он принимал двор или постоянную армию из 5400 человек, которые «ежедневно ели хлеб перед ним».

 

Эпос Саргона

Группа из четырех вавилонских текстов, обобщенных как «Саргонский эпос» или Res Gestae Sargonis, показывает Саргона как военачальника, спрашивающего совета у многих подчиненных перед тем, как отправиться в поход. Действие повествования о Саргоне, герое-завоевателе, происходит при дворе Саргона в кризисной ситуации. Саргон обращается к своим воинам, восхваляя добродетель героизма, и лекцию придворного о славе, достигнутой чемпионом армии, повествование о походе Саргона в дальнюю землю Ута-распаштим, включая рассказ о « затмение Солнца» и завоевание земли Симуррум, а также заключительная речь Саргона, в которой перечисляются его завоевания.

Повествование « Король битвы» повествует о кампании Саргона против анатолийского города Пурушанда, чтобы защитить своих торговцев. Были найдены версии этого повествования как на хеттском, так и на аккадском языках. Хеттская версия сохранилась в шести фрагментах, аккадская версия известна по нескольким рукописям, найденным в Амарне, Ассуре и Ниневии. Повествование является анахронизмом и изображает Саргона в среде XIX века. В том же тексте упоминается, что Саргон пересек Западное море (Средиземное море) и оказался в Куппаре, что некоторые авторы интерпретируют как аккадское слово, обозначающее Кефтиу, древнее место, обычно связанное с Критом или Кипром.

 

Голод и война угрожали империи Саргона в последние годы его правления. «Хроника ранних королей» сообщает, что в последние годы его правления по всей территории вспыхнули восстания:
Впоследствии, в его [Саргона] старости, все земли восстали против него, и они осадили его в Аккаде; и Саргон пошел в бой и победил их; он сверг их и истребил их многочисленное войско. После этого он напал на землю Субарту во всей своей мощи, и они подчинились его оружию, и Саргон подавил это восстание и победил их; он сверг их, и их многочисленное войско он уничтожил, и он принес их имущество в Аккад. Он удалил землю из рвов Вавилона и сделал границы Аккада подобными границам Вавилона. Но из-за зла, которое он совершил, великий владыка Мардук разгневался и истребил свой народ голодом. От восхода солнца до захода солнца они противостояли ему и не давали ему покоя.

А. Лео Оппенгейм переводит последнюю фразу так: «С Востока на Запад он [то есть Мардук] отчуждал (их) от себя и причинял (ему в наказание) то, что он не мог отдыхать (в могиле)».

 

Хроника ранних королей

Вскоре после захвата Шумера Саргон предпринял серию кампаний по подчинению всего Плодородного Полумесяца. Согласно « Хроникам ранних царей» , более позднему вавилонскому историографическому тексту:

[Саргон] не имел ни соперника, ни равного. Его великолепие, оно распространилось по землям. Он пересек море на востоке. На одиннадцатом году он завоевал западную землю до самой дальней ее точки. Он подчинил его одной власти. Он установил там свои статуи и переправил западную добычу на баржах. Он размещал своих придворных с интервалом в пять двойных часов и единолично правил племенами земель. Он двинулся на Казаллу и превратил Казаллу в груду развалин, так что не осталось даже гнезда для птицы.

На востоке Саргон победил четырех вождей Элама во главе с царем Авана. Их города были разграблены; губернаторы, наместники и короли Суз, Варахи и соседних районов стали вассалами Аккада.

 

Легенды происхождения

Саргон стал героем легендарных повествований, описывающих его приход к власти из скромного происхождения и завоевание Месопотамии в более поздней ассирийской и вавилонской литературе. Помимо этих второстепенных и отчасти легендарных свидетельств, существует множество надписей, принадлежащих самому Саргону, хотя большинство из них известно только по гораздо более поздним копиям. В Лувре есть фрагменты двух саргонических победных стел, обнаруженных в Сузах (куда они предположительно были перевезены из Месопотамии в XII веке до нашей эры).

 

Шумерская легенда

Легенда о Саргоне на шумерском языке содержит легендарное повествование о приходе Саргона к власти. Это старая версия ранее известной ассирийской легенды, обнаруженной в 1974 году в Ниппуре и впервые отредактированной в 1983 году.

Сохранившиеся версии неполны, но в сохранившихся фрагментах отец Саргона назван Лаибумом. После лакуны текст переходит к Ур-Забабе, царю Киша, который пробуждается после сна, содержание которого не раскрывается на сохранившейся части таблички. По неизвестным причинам Ур-Забаба назначает Саргона своим виночерпием. Вскоре после этого Ур-Забаба приглашает Саргона в свои покои, чтобы обсудить сон Саргона, связанный с благосклонностью богини Инанны и утоплением Ур-Забабы богиней. Глубоко напуганный, Ур-Забаба приказывает убить Саргона руками Белиш-тикала, главного кузнеца, но Инанна препятствует этому, требуя, чтобы Саргон остановился у ворот, потому что он «осквернен кровью». Когда Саргон возвращается в Ур-Забабу, король снова пугается и решает отправить Саргона к королю Лугал-заге-си из Урука с сообщением на глиняной табличке с просьбой убить Саргона. На этом легенда обрывается; предположительно, недостающие разделы описывают, как Саргон становится царем.

Часть толкования сна царя имеет параллели с библейской историей Иосифа, часть о письме со смертным приговором перевозчику имеет сходство с греческой историей Беллерофонта и библейской историей Урии.

 

Легенда о рождении

Неоассирийский текст 7 века до н.э., претендующий на роль автобиографии Саргона, утверждает, что великий царь был незаконнорожденным сыном жрицы. Известно только начало текста (первые две колонки) из фрагментов трех рукописей. Первые фрагменты были обнаружены еще в 1850 году. Рождение Саргона и его раннее детство описываются так:

 

Моя мать была верховной жрицей, отца я не знал. Братья моего отца любили горы. Мой город — Азупирану, расположенный на берегу Евфрата. Моя мать-жрица зачала меня, тайно родила меня. Посадила меня в корзинку с камышом, битумом мне крышку залепила. Она бросила меня в реку, которая поднялась надо мной. Река подхватила меня и отнесла к Акки, источнику воды. Акки, водонос, принял меня как своего сына и вырастил меня. Акки, водонос, назначил меня своим садовником. Пока я был садовником, Иштар подарила мне свою любовь, и четыре с лишним года я правил царем.

Сходства между легендой о рождении Саргона и другими описаниями рождения младенцев в древней литературе, включая Моисея, Карну и Эдипа, были отмечены психоаналитиком Отто Ранком в его книге 1909 года «Миф о рождении героя». Легенда также была подробно изучена Брайаном Льюисом и сравнена со многими различными примерами мотива воздействия рождения младенцев, найденными в европейских и азиатских сказках. Он обсуждает возможную форму архетипа, уделяя особое внимание легенде о Саргоне и рассказу о рождении Моисея. Джозеф Кэмпбелл также проводил такие сравнения.

Саргон также является одним из многих предположений о личности или вдохновении библейского Нимрода. Юинг Уильям (1910) предложил Саргона на основе его объединения вавилонян и неоассирийской легенды о рождении. Игаль Левин (2002) предположил, что Нимрод был воспоминанием о Саргоне и его внуке Нарам-Сине, от последнего произошло имя «Нимрод».

 

Семья

Нам известны имена главной жены Саргона, королевы Ташулультум, и многих его детей. Его дочь Энхедуанна была верховной жрицей бога луны в Уре и сочиняла ритуальные гимны. Многие из ее работ, в том числе «Возвышение Инанны», использовались на протяжении столетий после этого. Саргону наследовал его сын Римуш; после смерти Римуша царем стал другой сын, Маништушу. Наследником Маништушу станет его собственный сын Нарам-Син. Известны два других сына, Шу-Энлиль (Ибарум) и Илабаис-такал (Абаиш-Такал).

 

Наследие

Саргона Аккадского иногда называют первым человеком в зарегистрированной истории, правившим империей (в смысле центрального правительства многонациональной территории), хотя более ранние шумерские правители, такие как Лугал-заге-си, могли иметь аналогичные претензии. Его правление также знаменует собой историю семитских империй на Древнем Ближнем Востоке, которые после неошумерского перерыва (21-20 вв. до н.э.) просуществовали почти пятнадцать столетий до завоевания Ахеменидов после битвы при Описе в 539 г. до н.э.

Саргон считался образцом для месопотамских царей в течение примерно двух тысячелетий после его смерти. Ассирийские и вавилонские цари, основавшие свои империи в Месопотамии, считали себя наследниками империи Саргона. Саргон действительно мог ввести понятие «империя», как оно понималось в поздний ассирийский период; В неоассирийском саргонском тексте, написанном от первого лица, Саргон бросает вызов более поздним правителям «управлять черноголовыми людьми» (то есть коренным населением Месопотамии), как он это делал. Важным источником «саргонических героев» в устной традиции позднего бронзового века является среднехеттская (15 век до н.э.) запись хурро-хеттской песни, в которой Саргон и его непосредственные преемники называются «обожествленными царями» ( дшаррена ).

Саргон делил свое имя с двумя более поздними месопотамскими царями. Саргон I был царем древнеассирийского периода, предположительно названным в честь Саргона Аккадского. Саргон II был неоассирийским царем, названным в честь Саргона Аккадского; именно этот царь чье имя было переведено как Саргон (סַרְגוֹן) в еврейской Библии (Исайя 20:1).

Нововавилонский царь Набонид проявлял большой интерес к истории династии Саргонидов и даже проводил раскопки дворцов Саргона и его преемников.

 

Популярная культура

Несмотря на исторически неточную и сверхъестественную природу, «Царь скорпионов: Восстание воина» (2008) показывает Саргона Аккадского как смертоносного командующего армией, использующего черную магию. Он был главным злодеем фильма, его роль исполнил американский актер и боец ​​смешанных единоборств Рэнди Кутюр. Это один из немногих фильмов, если не единственный, в котором изображен Саргон.

В двадцатом эпизоде ​​​​второго сезона сериала «Звёздный путь: Оригинальный сериал» «Возвращение в завтра» рассказывается о древнем инопланетянине-телепате по имени Саргон, который когда-то правил могущественной империей.