Осирис

 

Осирис - бог плодородия, сельского хозяйства, загробной жизни, мертвых, воскресения, жизни и растительности в древнеегипетской религии. Он был классически изображен как зеленокожее божество с бородой фараона, ноги частично обернуты погребальными тканями, с характерной короной атеф и держащим в руках символический посох и цеп. Он был одним из первых, кого связали с оберткой мумии. Когда его брат Сет разрезал его на части после убийства, Исида, его жена, нашла все части и завернула его тело, что позволило ему вернуться к жизни. Осирис иногда считался старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, а также братом и мужем Исиды, а Гор считался его посмертно рожденным сыном. В Древнем Царстве (2686 - 2181 гг. до н.э.) фараон считался сыном бога солнца Ра, который после своей смерти вознесся, чтобы присоединиться к Ра в небе. Однако с распространением культа Осириса верования изменились. Он также был связан с эпитетом Кхенти-Аментиу, что означает «Величайший из жителей Запада», отсылкой к его царствованию в стране мертвых. Благодаря синкретизму с Иа, он также является богом Луны.

Осириса можно считать братом Исиды, Сета, Нефтиды и Гора Старшего и отцом Гора Младшего. Первые свидетельства поклонения Осирису были обнаружены в середине Пятой династии Египта (25 век до н.э.), хотя вполне вероятно, что ему поклонялись гораздо раньше; эпитет Кхенти-Аментиу относится, по крайней мере, к Первой династии, а также использовался как титул фараона. Большая часть доступной информации о мифе Осириса получена из намеков, содержащихся в Текстах пирамид в конце Пятой династии, более поздних исходных документах Нового Царства, таких как Камень Шабака и «Сражения Гора и Сета», а также намного позже в повествовании. стиль из произведений греческих авторов, включая Плутарха и Диодора Сицилийского.

Осирис был судьей мертвых и подземного мира, а также органом, даровавшим все живое, включая прорастающую растительность и плодородное разливание реки Нил. Он был описан как «Тот, Кто неизменно добрый и молодой» и «Повелитель молчания». Цари Египта были связаны с Осирисом в смерти - как Осирис воскрес из мертвых, чтобы они были в союзе с ним и унаследовали вечную жизнь через процесс подражательной магии.

Благодаря надежде на новую жизнь после смерти Осирис стал ассоциироваться с циклами, наблюдаемыми в природе, в частности с растительностью и ежегодным разливом Нила, через его связи с гелиакическим восходом Ориона и Сириуса в начале нового года. . Осирису поклонялись до упадка древнеегипетской религии во время подъема христианства в Римской империи.

Некоторые египтологи полагают, что Осирис, возможно, был бывшим живым правителем - возможно, пастырем, жившим в додинастические времена (5500-3100 до н.э.) в дельте Нила, чье благотворное правление привело к тому, что его почитали как бога. Эту теорию подтверждают атрибуты пастуха, посоха и цеп, которые когда-то были символом бога Дельты Анеджти, с которым был связан Осирис.

 

Этимология имени

Осирис - это латинская транслитерация древнегреческого Ὄσιρις IPA: [ó.siː.ris], который, в свою очередь, является греческой адаптацией оригинального имени на египетском языке. В египетских иероглифах имя появляется как wsjr, которое некоторые египтологи вместо этого предпочитают транслитерировать как ꜣsjr или jsjrj. Поскольку в иероглифическом письме отсутствуют гласные, египтологи озвучивали это имя различными способами, такими как Asar, Ausar, Ausir, Wesir, Usir или Usire.

Было сделано несколько предложений по этимологии и значению исходного названия; как отмечает египтолог Марк Дж. Смит, ни один из них не является полностью убедительным [18]. Большинство принимают wsjr как принятую транслитерацию, следуя Адольфу Эрману:

Джон Гвин Гриффитс (1980), «имея в виду акцент Эрмана на том факте, что имя должно начинаться с [sic] w», предлагает производное от wsr с первоначальным значением «Могущественный».
Курт Сет (1930) предлагает составное st-jrt, означающее «место взора», в гипотетической более ранней форме * wst-jrt; это отвергается Гриффитсом по фонетическим причинам.
Дэвид Лортон (1985) использует это же соединение, но объясняет st-jrt как означающее «продукт, нечто созданное», а Осирис представляет продукт процесса ритуальной мумификации.
Вольфхарт Вестендорф (1987) предлагает этимологию от wꜣst-jrt «та, которая несет глаза».
Марк Дж. Смит (2017) не делает окончательных предложений, но утверждает, что второй элемент должен быть формой jrj («делать, делать») (а не jrt («глаз»)).
Однако недавно были предложены альтернативные транслитерации:

Йоши Мучики (1990) пересматривает свидетельство Эрмана о том, что иероглиф трона в этом слове следует читать ws, и находит его неубедительным, предлагая вместо этого читать имя sjr на основе арамейских, финикийских и древних южноаравийских транскрипций, чтения другими словами, знак престола и сравнение с ꜣst («Исида»).
Джеймс П. Аллен (2000) читает это слово как jsjrt, но изменяет чтение (2013) на jsjrj и выводит его из js-jrj, что означает «порождающий (мужской) принцип».

 

Появление

Осирис представлен в своей наиболее развитой форме иконографии в короне Атеф, которая похожа на Белую корону Верхнего Египта, но с добавлением двух вьющихся страусиных перьев с каждой стороны. Он также носит посох и цеп. Считается, что мошенник представляет Осириса как бога-пастуха. Символика цепа более неопределенна, если говорить о пастушьем хлысте, венчике для мух или предложенной ассоциации с богом Анджети из девятого нома Нижнего Египта.

Его обычно изображали в виде фараона с цветом лица зеленого (цвет возрождения) или черного (намекая на плодородие поймы Нила) в мумии (одетый в атрибуты мумификации от груди вниз).

 

Ранняя мифология

Тексты пирамид описывают ранние концепции загробной жизни в терминах вечного путешествия с богом солнца среди звезд. Среди этих погребальных текстов, относящихся к началу Четвертой династии, можно найти: «Приношение царя и Анубиса». К концу Пятой династии формула во всех гробницах становится «Приношение царя и Осириса».

Отец Гора
Осирис - мифологический отец бога Гора, зачатие которого описано в мифе Осириса (центральный миф древнеегипетской веры). Миф описывает Осириса как убитого своим братом Сетом, который хотел трон Осириса. Его жена Исида находит тело Осириса и прячет его в камышах, где его находит и расчленяет Сет. Исида извлекает и соединяет фрагментированные части Осириса, затем ненадолго оживляет его с помощью магии. Это заклинание дает ей время забеременеть от Осириса. Позже Исида рожает Хоруса. Поскольку Гор родился после воскресения Осириса, Гор стал считаться представителем новых начинаний и победителем Сета-узурпатора.

Таким образом, Птах-Секер (который возник в результате отождествления бога-создателя Птаха с Секером) постепенно стал отождествляться с Осирисом, и оба они стали Птах-Секер-Осирисом. Поскольку считалось, что солнце ночует в подземном мире и впоследствии «возрождается» каждое утро, Птах-Секер-Осирис был идентифицирован как царь подземного мира, бог загробной жизни, жизни, смерти и возрождения.

Бог Овен
Душе Осириса, или, скорее, его Ба, иногда поклонялись как таковой, как если бы она была отдельным богом, особенно в городе Мендес в Дельте. Этот аспект Осириса упоминался как Банебджедет, что грамматически женского рода (также пишется «Банебдед» или «Банебджед»), буквально «ба повелителя джеда, что примерно означает Душа повелителя столпа непрерывности.

 

Источник воды Нил и Осирис (сильно связанный с возрождением овощей), который умер только для того, чтобы воскреснуть, олицетворяли непрерывность и стабильность. Как Банебджед, Осирису были даны эпитеты, такие как Повелитель Неба и Жизнь (бога солнца) Ра. Ба не означает «душа» в западном смысле, а имеет отношение к силе, репутации, силе характера, особенно в случае с богом.

Поскольку ба ассоциировалось с силой, а также в египетском языке это слово означало барана, Банебджед изображался в виде барана или с головой барана. Живого священного барана держали в Мендесе, и ему поклонялись как воплощению бога, а после смерти баранов мумифицировали и хоронили в некрополе, характерном для барана. Следовательно, Банебджед был отцом Хоруса, поскольку Банебджед был аспектом Осириса.

Что касается ассоциации Осириса с овном, то традиционные посох и цеп бога являются инструментами пастуха, что, по мнению некоторых ученых, также свидетельствует о происхождении Осириса из пастушьих племен верхнего Нила.

 

Мифология

Плутарх излагает одну версию мифа об Осирисе, в котором Сет (брат Осириса) вместе с царицей Эфиопии сговорились с 72 сообщниками с целью составить план убийства Осириса. Сет обманул Осириса, чтобы тот залез в ящик, который Сет затем закрыл, запечатал свинцом и бросил в Нил. Жена Осириса, Исида, искала его останки, пока наконец не нашла его заключенным в ствол тамарискового дерева, который поддерживал крышу дворца в Библосе на финикийском побережье. Ей удалось снять гроб и забрать тело мужа.

В одной из версий мифа Исида использовала заклинание, чтобы ненадолго оживить Осириса, чтобы он мог оплодотворить ее. После бальзамирования и захоронения Осириса Исида зачала и родила их сына Гора. После этого Осирис жил как бог подземного мира. Из-за своей смерти и воскресения Осирис был связан с разливом и отступлением Нила и, таким образом, с ежегодным ростом и гибелью урожая в долине Нила.

Диодор Сицилийский дает другую версию мифа, в котором Осирис был описан как древний царь, который обучал египтян искусствам цивилизации, включая земледелие, затем путешествовал по миру со своей сестрой Исидой, сатирами и девятью музами, прежде чем, наконец, вернуться к Египет. Затем Осирис был убит своим злым братом Тифоном, которого отождествляли с Сетом. Тифон разделил тело на двадцать шесть частей, которые он раздал своим товарищам-заговорщикам, чтобы привлечь их к убийству. Исида и Геракл (Гор) отомстили за смерть Осириса и убили Тифона. Исида вернула все части тела Осириса, кроме фаллоса, и тайно похоронила их. Она сделала их копии и распространила их в нескольких местах, которые затем стали центрами поклонения Осирису.

 

Поклонение

Ежегодные церемонии в честь Осириса проводились в разных местах Египта. Свидетельства этого были обнаружены во время подводных археологических раскопок Франка Годдио и его команды в затонувшем городе Тонис-Гераклион. Эти церемонии были обрядами плодородия, которые символизировали воскресение Осириса. Современные ученые подчеркивают «андрогинный характер плодородия [Осириса]», что явствует из сохранившихся материалов. Например, плодородие Осириса должно происходить как от кастрированного / разрезанного на части, так и от повторной сборки женщиной Исидой, чьи объятия воссозданного Осириса производят идеального царя, Гора. Кроме того, как засвидетельствовано надписями на гробницах, и женщины, и мужчины могли синкретизировать (идентифицировать) с Осирисом в момент своей смерти, что является еще одним набором доказательств, подчеркивающих андрогинную природу Осириса.

Смерть или переход и учреждение в качестве бога загробной жизни
Плутарх и другие отмечали, что жертвоприношения Осирису были «мрачными, торжественными и скорбными ...» (Исида и Осирис, 69) и что великий праздник мистерий, отмечаемый в два этапа, начался в Абидосе в память о смерти бога. в тот же день, когда зерно было посажено в землю (Исида и Осирис, 13). Ежегодный фестиваль включал строительство «Кровати Осириса» в форме Осириса, заполненных землей и засеянных семенами. Прорастающее семя символизировало Осириса, воскресшего из мертвых. Практически первозданный образец был найден в гробнице Тутанхамона. Эмблема imiut - изображение чучела обезглавленной кожи животного, привязанного к столбу, устанавливающему горшок, была символом, связанным как с Осирисом как богом подземного мира, так и с Анубисом, богом мумификации, иногда включалась в число умерших. погребальное оборудование.

Первым этапом фестиваля была публичная драма, изображающая убийство и расчленение Осириса, поиски его тела Исидой, его триумфальное возвращение в качестве воскресшего бога и битву, в которой Гор победил Сета.

 

Согласно Юлию Фирмику Матерну, жившему в четвертом веке, эта пьеса разыгрывалась каждый год прихожанами, которые «били себя в грудь и ранили плечи ... Когда они делают вид, что изуродованные останки бога были найдены и воссоединились ... .Они переходят от печали к радости ". (De Errore Profanarum Religionum).

Страсть Осириса отразилась в его имени «Вененнефер» («тот, кто продолжает оставаться совершенным»), что также намекает на его посмертную силу.

 

Ихернофрет Стела

Большая часть дошедшей до нас информации об обрядах Осириса может быть найдена на стеле Ихернофрет в Абидосе, построенной во времена Двенадцатой династии Ихернофретом, возможно, священником Осириса или другим официальным лицом (титулы Ихернофрета описаны в его стеле из Абидоса) во время правление Сенусерта III (фараона Сесостриса, около 1875 г. до н.э.). Ритуальная реконструкция погребальных обрядов Осириса проводилась в последний месяц наводнения (ежегодного разлива Нила), совпадающего с Весной, и проводилась в Абидосе, традиционном месте, где тело Осириса дрейфовало на берег после того, как оно было утоплено в Ниле. .

Часть мифа, повествующая о разделении Сета тела на 14 частей, не упоминается в этой конкретной стеле. Хотя это засвидетельствовано как часть ритуалов версией Папируса Джумилхак, в котором Исиде потребовалось 12 дней, чтобы собрать части, что совпало с праздником пахоты. Некоторые элементы церемонии проводились в храме, в то время как другие предполагали участие общественности в форме театра. Стела Ихернофрета излагает программу мероприятий публичной стихии на пять дней Фестиваля:

Первый день, Шествие Вепвавета: была разыграна инсценировка битвы, в ходе которой были побеждены враги Осириса. Шествие возглавил бог Wepwawet («открыватель пути»).
Второй день, Великое шествие Осириса: тело Осириса было перенесено из его храма в его могилу. Лодку, на которой его перевезли, барк «Нешмет» нужно было защищать от врагов.
Третий день: Осириса оплакивают, и враги страны уничтожены.
Четвертый день, ночное бдение: совершаются молитвы и чтения, а также совершаются погребальные обряды.
Пятый день, Осирис возрождается: Осирис возрождается на рассвете и коронован короной Маат. В храм приносят статую Осириса.

Ритуалы с пшеницей и глиной
В отличие от публичных «театральных» церемоний, происходящих от стелы И-Хер-Неферт (из Среднего царства), более эзотерические церемонии проводились внутри храмов священниками. Плутарх упоминает, что (для гораздо более позднего периода) через два дня после начала праздника «священники выносят священный сундук с небольшим золотым сундуком, в который они наливают питьевую воду ... радость от того, что Осирис найден (или воскрешен). Затем они замешивают плодородную почву с водой ... и вылепляют из нее фигуру в форме полумесяца, которую они одевают и украшают, что указывает на то, что они считают этих богов субстанцией Земли и Воды." (Исида и Осирис, 39). Тем не менее, его рассказы все еще оставались неясными, поскольку он также писал: «Я прохожу мимо рубки дров» - предпочитая не описывать это, поскольку он считал это самым священным ритуалом (Там же, 21).

В храме Осириса в Дендере надпись (переведенная Баджем, глава XV, «Осирис и египетское воскресение») подробно описывает изготовление моделей из пшеничной пасты для каждой расчлененной части Осириса для отправки в город, где каждая часть обнаружена. пользователя Isis. В храме Мендеса фигуры Осириса были сделаны из пшеницы и пасты, помещенной в корыто в день убийства, затем добавлена ​​вода в течение нескольких дней, пока, наконец, смесь не была замешана в форме Осириса и доставлена ​​в храм. быть похороненным (священное зерно для этих лепешек выращивалось только на храмовых полях). Формы были сделаны из древесины красного дерева в форме шестнадцати расчлененных частей Осириса, лепешки «божественного» хлеба были сделаны из каждой формы, помещены в серебряный сундук и помещены возле головы бога внутренней стороной. части Осириса, как описано в Книге Мертвых (XVII).

 

Суд

Идея божественного правосудия, осуществляемого после смерти за проступки при жизни, впервые встречается в Древнем Царстве в гробнице Шестой Династии, содержащей фрагменты того, что позже будет описано как Отрицательные Признания, совершенные перед 42 Оценщиками Маат.

 

После смерти человека судил трибунал из сорока двух божественных судей. Если они вели жизнь в соответствии с заповедями богини Маат, олицетворявшей истину и правильную жизнь, человека приветствовали в царстве Осириса. Если его признали виновным, человека бросили к пожирающему душу демону Аммиту, и он не участвовал в вечной жизни. Человек, которого схватил пожиратель, сначала подвергается ужасающему наказанию, а затем уничтожается. Эти изображения наказания, возможно, повлияли на средневековое восприятие ада в аду через ранние христианские и коптские тексты. Очищение для тех, кого считают оправданными, можно найти в описаниях «Острова Пламени», где они переживают победу над злом и возрождение. Проклятых ждет полное разрушение до состояния небытия, но нет никаких намеков на вечные пытки.

Во время правления Сети I Осирис также упоминался в королевских указах, чтобы преследовать живых, когда проступки наблюдались, но держались в секрете и о них не сообщалось.

 

Греко-римская эпоха

Эллинизация
Ранние цари Птолемея продвигали нового бога, Сераписа, который сочетал черты Осириса с чертами различных греческих богов и изображался в эллинистической форме. Серапис часто рассматривался как супруг Исиды и стал божеством-покровителем столицы Птолемеев Александрии. Происхождение Сераписа неизвестно. Некоторые древние авторы утверждают, что культ Сераписа был установлен в Александрии самим Александром Великим, но большинство из тех, кто обсуждает вопрос о происхождении Сераписа, приводят историю, аналогичную истории Плутарха. Плутарх писал примерно через 400 лет после этого факта, что Птолемей I основал культ после того, как ему приснилась колоссальная статуя в Синопе в Анатолии. Его советники идентифицировали статую как греческого бога Плутона и сказали, что египетское имя Плутона было Серапис. Это имя могло быть эллинизацией «Осириса-Аписа». Осирис-Апис был божеством-покровителем Мемфитского некрополя и отцом быка Аписа, которому здесь поклонялись, и в текстах времен Птолемея «Серапис» трактуется как греческий перевод «Осирис-Апис». Но мало что из ранних свидетельств культа Сераписа происходит из Мемфиса, а большая часть из них происходит из Средиземноморья без упоминания египетского происхождения Сераписа, поэтому Марк Смит выражает сомнение в том, что Серапис произошел как греческая форма имени Осириса-Аписа и оставляет открытой возможность того, что Серапис возник за пределами Египта.

 

Разрушение культа

Культ Исиды и Осириса продолжался в Филах, по крайней мере, до 450-х годов нашей эры, намного позже императорских указов в конце 4-го века, которые приказали закрыть храмы для «языческих» богов. Филе был последним крупным древнеегипетским храмом, который был закрыт.