Птах

 

Птах - древнеегипетское божество, бог-творец и покровитель ремесленников и архитекторов. В триаде Мемфиса он является мужем Сехмет и отцом Нефертема. Он также считался отцом мудреца Имхотепа.

 

Происхождение и символика
Птах - египетский бог-создатель, который задумал мир и создал его с помощью творческой силы речи. В гимне Птаху, датируемому двадцать второй династией Египта, говорится, что Птах «создал мир по замыслу своего сердца», а Камень Шабака из двадцать пятой династии говорит, что Птах «дал жизнь всем богам и их а также через это сердце и через этот язык ".

Он носит множество эпитетов, описывающих его роль в древнеегипетской религии и ее значение в обществе того времени:
Птах зачинатель первого начала
Птах повелитель истины
Птах повелитель вечности
Птах, слушающий молитвы
Птах церемониймейстер
Птах мастер правосудия
Птах Бог, который сделал Себя Богом
Птах двойное существо
Птах красивое лицо

Представления и отеки
Как и многие божества древнего Египта, он принимает множество форм, через один из своих особых аспектов или через синкретизм древних божеств региона Мемфит. Его популярность, которую иногда изображали в виде голого и уродливого карлика, продолжала расти в поздний период. Его поклонение, которое часто ассоциировалось с богом Бесом, переместилось за пределы Египта и распространилось по всему восточному Средиземноморью. Благодаря распространению финикийцами мы находим изображения Птаха в Карфагене.

Птах обычно представлен в облике человека с зеленой кожей, заключенного в наклеивающийся на кожу саван, носящего божественную бороду и держащего скипетр, объединяющий три могущественных символа древнеегипетской религии:
Скипетр Вас
Знак жизни, Анкх
Колонна Джеда

 

Эти три комбинированных символа обозначают три творческие силы бога: силу (был), жизнь (анкх) и стабильность (джед).

Из Древнего Королевства он быстро впитывает облик Сокара и Татенен, древних божеств региона Мемфит. Его форма Сокара содержится в белом саване с короной Атеф, атрибутом Осириса. В этом качестве он представляет божество-покровитель некрополя Саккара и других известных мест, где были построены королевские пирамиды. Постепенно вместе с Осирисом он сформировал новое божество под названием Птах-Сокар-Осирис. Статуэтки, представляющие человеческую форму, форму получеловека, полу-ястреба или просто чистую форму сокола нового божества, начали систематически помещать в гробницы, чтобы сопровождать и защищать мертвых в их путешествии на Запад.

Его форма Татенен представлена ​​молодым и сильным человеком в короне с двумя высокими перьями, окружающими солнечный диск. Таким образом, он воплощает подземный огонь, который грохочет и поднимает землю. Как таковой, он был особенно почитаем мастерами по металлу и кузнецами, но в равной степени его боялись, потому что именно он вызывал землетрясения и сотрясения земной коры. В этой форме Птах также является ведущим церемонии Хеб Сед, церемонии, традиционно свидетельствующей о первых тридцати годах правления фараона.

Бог Птах мог соответствовать солнечным божествам Ре или Атону в период Амарны, где он воплощал божественную сущность, которой питался солнечный бог, чтобы появиться, то есть родиться, согласно мифологическим / теологическим мемфитским мифам. тексты. В святая святых своего храма в Мемфисе, а также в своей великой священной лодке он ехал в процессии, чтобы регулярно посещать этот регион во время больших праздников. Птах также символизировался двумя птицами с человеческими головами, украшенными солнечными дисками, символами душ бога Ре: Ба. Два Ба идентифицированы как боги-близнецы Шу и Тефнут и связаны с колонной джед в Мемфисе.

Наконец, Птах воплощен в священном быке Аписе. Священное животное, которое часто называют вестником Ра, является связующим звеном с богом Ре из Нового Царства. Ему даже поклонялись в Мемфисе, вероятно, в самом сердце великого храма Птаха, и после смерти животного он был похоронен со всеми почестями живого божества в Серапеуме в Саккаре.

Ученые также связывают Птах с мандеским ангелом Птахилом за пределами Египта из-за их в чем-то схожих черт и близких имен.

 

Развитие культа

Культ бога Птаха быстро распространился по Египту. В крупных королевских проектах Старого Королевства первосвященники Птаха пользовались особым спросом и работали вместе с визирем, выполняя роль главных архитекторов и мастеров, ответственных за украшение королевских погребальных комплексов.

В Новом Царстве культ бога развивался по-разному, особенно в Мемфисе, его родине, но также и в Фивах, где работники королевских гробниц почитали его как покровителя мастеров. По этой причине молельня Птаха, слушающего молитвы, была построена недалеко от Дейр-эль-Медины, деревни, где жили рабочие и ремесленники. В Мемфисе роль заступника в отношениях с людьми была особенно заметна во внешнем виде ограды, защищавшей святилище бога. На стенах были вырезаны большие уши, символизирующие его роль бога, слушающего молитвы.

С приходом девятнадцатой династии его культ вырос, и он стал одним из четырех великих божеств империи Рамсеса. Ему поклонялись в Пи-Рамсесе как мастеру церемоний и коронаций.

С Третьим промежуточным периодом Птах вернулся в центр монархии, где в его храме снова проводилась коронация фараона. Птолемеи продолжили эту традицию, и первосвященники Птаха тогда все больше ассоциировались с королевской семьей, а некоторые даже женились на принцессах королевской крови, что ясно указывает на выдающуюся роль, которую они играли при дворе Птолемеев.

Наследие
Считалось, что Мемфис находится под защитой бога Птаха, покровителя мастеров. Его великий храм, Хат-ка-Птах (что означает «Укрытие ка Птаха»), был одним из самых выдающихся построек в городе. Это слово вошло в древнегреческий как Αἴγυπτος (Aiguptos), которое вошло в латынь как Aegyptus, а в английском - как Egypt.

Птах - одно из божеств, упомянутых в опере Джузеппе Верди «Аида». Он вызывается в припеве «Possente Fthà» («O Mighty Ptah») в акте 1, сцена 2; этот припев повторяется как "Immenso Fthà" ("Необъятный птах") в конце оперы, когда умирают главные герои Аида и Радамес.

5011 Птах - астероид, названный в честь египетского бога.

 

Птах появляется как второстепенный персонаж в романе Рика Риордана «Огненный трон». В поисках свитка в катакомбах под Бахарией главный герой Сэди Кейн обнаруживает статую Птаха и безуспешно пытается призвать его на помощь. Позже, Птах внезапно прибывает в теле финикового фермера, просто задержавшись с его прибытием. Птах посылает армию крыс, чтобы уничтожить армию мумий, посланных атаковать их так же, как Птах однажды победил армию захватчиков, заставив орду крыс съесть их тетивы и сандалии в мифе. Птах дает им несколько советов и открывает портал для их воссоединения с братом Сэди Картером, прежде чем они будут вынуждены покинуть тело фермера.