Себек

 

Себек (также известный как Собек) был древнеегипетским божеством со сложной и изменчивой природой. Он ассоциируется с нильским крокодилом или западноафриканским крокодилом и представлен либо в его форме, либо в виде человека с крокодиловой головой. Себек также ассоциировался с силой фараонов, плодородием и военной доблестью, но дополнительно служил защитным божеством с апотропическими качествами, особенно для защиты от опасностей, исходящих от Нила.

 

История

Себек издавна присутствовал в древнеегипетском пантеоне, начиная с Древнего царства Египта (около 2686–2181 до н.э.) и заканчивая римским периодом (около 30 г. до н.э. - 350 г. н.э.). Впервые он известен из нескольких текстов пирамид Древнего царства, в частности из заклинания PT 317. Заклинание, восхваляющее фараона как живое воплощение бога-крокодила, гласит:

Унис - это Себек, зеленое оперение, с настороженным лицом и приподнятым передом, всплескивающая из бедра и хвоста великой богини в солнечном свете ... Унис появилась как Себек, сын Нейт. Юнис ест ртом, Юнис мочится, а Юнис совокупляется своим пенисом. Юнис - властелин семени, который забирает женщин от их мужей в места, которые нравятся Юнису, по своей душе.

Происхождение его имени, Сбк на египетском языке, обсуждается среди ученых, но многие считают, что оно происходит от причинного падежа глагола «оплодотворять».

Хотя Себеку поклонялись в Древнем царстве, он действительно получил известность в Среднем царстве (около 2055–1650 гг. до н.э.), особенно при фараоне Двенадцатой династии Аменемхате III. Аменемхат III проявлял особый интерес к египетскому Файюму, региону, тесно связанному с Себеком. Аменемхат и многие из его династических современников участвовали в строительных проектах для продвижения Себека - проектов, которые часто выполнялись в Файюме. В этот период Себек также претерпел важные изменения: он часто сливался с богом божественного царства с головой сокола, Гором. Это еще больше сблизило Себека с царями Египта, благодаря чему он занял видное место в египетском пантеоне. Слияние добавило более тонкий уровень сложности к природе бога, поскольку он был принят в божественную триаду Гора и двух его родителей: Осириса и Исиды.

Себек сначала приобрел роль солнечного божества благодаря своей связи с Гором, но в более поздние периоды это усилилось с появлением Себека-Ра, слияния Себека и главного бога солнца Египта Ра. Себек-Гор сохранился как фигура в Новом царстве (1550–1069 до н.э.), но только при последних династиях Египта Себек-Ра получил известность. Такое понимание бога сохранилось после падения последней династии коренных жителей Египта в Птолемеях и Римском Египте (ок. 332 г. до н. Э. - 390 г. н. Э.). Престиж как Себека, так и Себек-Ра сохранился в этот период времени, и дань уважения ему приобрела большую известность - как благодаря расширению его посвященных культовым местам, так и благодаря согласованным научным усилиям, направленным на то, чтобы сделать его субъектом религиозной доктрины.

 

Культовые центры

Весь регион Файюм - «Страна Озера» на египетском языке (в частности, имеющий отношение к озеру Моэрис) - служил культовым центром Себека. Большинство городов Файюма разработали свои собственные локализованные версии бога, такие как Сокнебтунис в Тебтунисе, Соконноконни в Ваккиасе и Суксей в неизвестном месте в этом районе. В Каранисе поклонялись двум формам бога: Пнеферосу и Петсухосу. Там мумифицированные крокодилы использовались в качестве культовых изображений Петсухосов.

Себек Шедети, покровитель расположенной в центре столицы Файюма, Крокодилополиса (или египетского «Шедет»), был самой выдающейся формой бога. В Шедете были реализованы обширные строительные программы в честь Себека, поскольку он был столицей всего арсиноитского нома и, следовательно, самым важным городом в регионе. Считается, что усилия по расширению главного храма Себека первоначально были предприняты Птолемеем II. Специализированные священники в главном храме Шедета действовали исключительно для служения Себеку, имея титулы «пророк богов-крокодилов» и «тот, кто хоронит тела богов-крокодилов Страны Озера». Для греко-римского периода поселения Бакчиас, Нармути, Сокнопайу Несос, Тебтунис и Феадельфия на окраинах Файюма содержат многочисленные папирусы, остраки и надписи, относящиеся к храмам и священникам Себека и его местных воплощений: Источники из этих пяти поселения занимают центральное место в изучении культовой практики, храмовой экономики и социальных сетей священнических семей во времена римского правления.

За пределами Файюма Ком Омбо на юге Египта был крупнейшим культовым центром Себека, особенно во времена Птолемея и Рима. Ком Омбо расположен примерно в 30 милях (48 км) к северу от Асуана и был построен в греко-римский период (332 г. до н.э. - 395 г. н.э.). Храм на этом месте назывался «Пер-Себек», что означает «дом Собека».

 

Персонажи и окружающие мифологии

Себек, прежде всего, агрессивное и животное божество, которое оправдывает порочную репутацию своего животного-покровителя, большого и жестокого нильского крокодила / западноафриканского крокодила. Некоторые из его распространенных эпитетов лаконично передают эту природу, наиболее примечательными из которых являются: «тот, кто любит грабеж», «тот, кто ест, одновременно спариваясь» и «острие зубов». Однако он также проявляет великую доброжелательность более чем в одном знаменитом мифе. После его ассоциации с Гором и последующего принятия в триаду Осириса, Исиды и Гора в Среднем царстве, Себек стал ассоциироваться с Исидой как целительница умершего Осириса (после его жестокого убийства Сетом в центральном мифе об Осирисе). Фактически, хотя многие ученые считают, что имя Себека, Сбк, происходит от с-бАк, «оплодотворять», другие постулируют, что это причастная форма глагола сбк, альтернативного написания sAq, «объединять», что означает, что Сбк  можно примерно перевести как «тот, кто объединяет (расчлененные конечности Осириса)».

Именно из-за этой связи с исцелением Себек считался божеством-защитником. Его жестокость была способна отразить зло, одновременно защищая невинных. Таким образом, он стал субъектом личного благочестия и обычным получателем подношений по обету, особенно в более поздние периоды древнеегипетской истории. Нередко, особенно в Птолемее и Римском Египте, крокодилов хранили в виде мумий, чтобы выставить их в культовых центрах Себека. Себеку также предложили мумифицированные яйца крокодила, чтобы подчеркнуть цикличность его солнечных атрибутов как Себек-Ра. Точно так же крокодилы были выращены на религиозных основаниях как живые воплощения Собека. После смерти они были мумифицированы в грандиозном ритуале как священные, но земные проявления своего бога-покровителя. Этот обряд выполнялся специально в главном храме Крокодилополиса. Эти мумифицированные крокодилы были найдены с детенышами крокодилов во рту и на спине. Крокодил - одна из немногих рептилий, которые старательно заботятся о своих детенышах, - часто переносит свое потомство таким образом. Практика сохранения этого аспекта поведения животного посредством мумификации, вероятно, призвана подчеркнуть защитные и заботливые аспекты свирепого Себека, поскольку он защищает египетский народ так же, как крокодил защищает своих детенышей.

В Птолемее и Римском Египте местная монография под названием «Книга Файюм» была посвящена Себеку, значительная часть которой была посвящена путешествию Себек-Ра каждый день с движением солнца по небу. Текст также сильно фокусируется на центральной роли Себека в творении как на проявлении Ра, поскольку он, как говорят, поднялся из первозданных вод озера Моэрис, что мало чем отличается от Огдоада в традиционном мифе о сотворении Гермополиса.

Существует множество различных копий книги, и многие ученые считают, что в древности она была выпущена в больших количествах как «бестселлер». В этом тексте подчеркивается неразрывная связь между Файюмом и Себеком, и его далеко идущее влияние видно и в местах, находящихся за пределами Файюма; часть книги скопирована на Верхнеегипетском (то есть южноегипетском) храме Ком Омбо.