Церковь Святого Спасителя в Хоре (Стамбул)

 

 

Описание Церкви Святого Спасителя в Хоре

Практическая информация
Адрес: Kariye Camii Sok, Edirnekapı
Тел (0212) 631 92 41
Открыт с 9:00 до 18:00 четверг-вторник
Транспорт
Автобус: 28, 86 или 90, затем 5 минут ходьбы

 

Некоторые из самых прекрасных византийских мозаик и фресок можно найти в церкви Святого Спасителя в Хоре (Kariye Müzesi) или Церковь Христа Спасителя в Полях. Мало что известно о ранней истории церкви, хотя ее название «в Хоре», что означает «в полях», предполагает, что церковь первоначально стояла в сельской местности. Современная церковь относится к 11 веку. В период между 1315 и 1321 годами церковь Святого Спасителя в Хоре был отремонтирован, а мозаики и фрески были добавлены Феодором Метохитом, теолога, философа и одним из элитарных византийских чиновников того времени.

 

Генеалогия Христа
Феодор Метохит, который восстановил Церковь Святого Спасителя, написал, что его миссия состояла в том, чтобы рассказать, как «Сам Господь стал смертным от нашего имени». Он берет Генеалогию Христа как отправную точку: мозаики на двух куполах внутреннего нартекса (притвора) изображают 66 предков Христа. Центр южного купола занята фигурой Христа. В флейтах купола два ряда его предков: Адама и Иакова расположился выше 12 сыновей Иакова. В северном куполе есть центральный образ Девы и Ребенка, с королями Дома Давида в верхнем ряду и меньшими предками Христа в нижнем ряду.

 

Жизнь Богородицы
Хорошо сохранились все, кроме одной из 20 мозаик во внутреннем нартхексе, изображающем Жизнь Богородицы. Этот цикл основан главным образом на апокрифическом Евангелии от Святого Иакова, написанном во 2-м веке, в котором рассказывается о жизни Девы. Данная повествование было популярно в средние века и стало богатым источником материалов для духовных художников. Среди показанных событий - первые семь ступеней Девы, обручение Девы Марии Иосифу и Деве, получающим хлеб от ангела.

 

Младенчество Христа
Сцены из младенчества Христа, основанные главным образом на классических Евангелиях Нового Завета. Они занимают полукруглые панели внешнего нартекса. Они начинаются на северной стене внешнего нартекса, где сцена Иосифа посещает ангел во сне. Последующие панели включают Марию и Путешествие Иосифа в Вифлеем, Рождество Христово и, наконец, Ирод, приказывающий убить невинных мальчиков до трех лет.

 

Служение Христа
Хотя многие мозаики в этой серии сильно повреждены, некоторые красивые панели остаются. Цикл занимает своды семи сводов внешнего нартекса и некоторых южных сводов внутреннего нартхека. Самая поразительная мозаика - это изображение искушения Христа в дикой пустыне, на втором своде внешнего нартекса.

 

Другие мозаики
В нефе церкви Святого Спасителя в Хоре есть три панели, одна из которых, над главной дверью от внутреннего нартекса, иллюстрирует Успение Богородицы. Эта мозаика, защищенная мраморной рамой, лучше всего сохранилась в церкви. Богоматерь изображена на ложе, окруженная апостолами, а Христос сидит сзади. Другие религиозные панели в двух нартхисах включают одну, на восточной стене южного свода внутреннего нартекса, изображающую Христа с Девой Марией. Другая фреска, во внутреннем нартхексе над дверью в нефе, изображает самого Феодора Метохита, показанный в большом тюрбане, и смиренно представляя восстановленную церковь как жертву Христу.

 

Фрески
Считается, что фрески в боковой часовне были расписаны сразу после завершения мозаики, вероятно, примерно в 1320 году. На сводах изображена центральная фигура Христа, победителя смерти, которая тянет Адама и Еву из их могил. Под ногами Христа находятся врата ада, а сатана лежит поверженный перед ним. Фреска в своде над головой изображает Страшный суд, с душами спасенных справа и проклятыми слева.

 

Имя

Первоначальный монастырь 4 века, в котором находилась церковь, находился за городскими стенами Константинополя. В буквальном переводе полное название церкви было Церковь Святого Спасителя в деревне (греч. Ἡ Ἐκκλησία τοῦ Ἁγίου Σωτῆρος ἐν τῇ Χώρᾳ, hē Ekklēsia tou Hagiou Sōtēros en tēi Chōrāi). Поэтому иногда его неправильно называют «Святой Спаситель». Однако «Церковь Святого Искупителя на полях» было бы более естественным переводом этого названия на русский язык. Последняя часть греческого названия, Хора, относящаяся к ее первоначальному местоположению за стенами, стала сокращенным названием церкви. Имя должно было иметь символическое значение, так как мозаики в нартексе описывают Христа как Страну живых (ἡ Χώρα τῶν ζώντων, hē Chōra tōn zōntōn) и Марию, Мать Иисуса, как вместилище Неуловимого (ἡ Χώρα τοῦ Ἀχωρήτου, hē Chōra tou Achrētou).

 

История

Первый этап (4 век)
Церковь Хора была построена в начале 4 века как часть монастырского комплекса за пределами городских стен Константинополя, возведенного Константином Великим к югу от Золотого Рога. Однако, когда Феодосий II построил свои грозные наземные стены в 413–414 годах, церковь стала частью городских оборонительных сооружений, но сохранила название Хора.

2 этап (11 век)
Большая часть нынешнего здания датируется 1077–1081 гг., Когда Мария Дукаина, приемная мать Алексия I Комнина, перестроила церковь Хора в виде креста с надписью или квинконса: популярного архитектурного стиля того времени. В начале 12 века церковь частично разрушилась, возможно, из-за землетрясения.

3 этап: новое украшение (14 век)
Церковь была перестроена Исааком Комнином, третьим сыном Алексия. Однако только после третьего этапа строительства, два столетия спустя, церковь в ее нынешнем виде была завершена. Могущественный византийский государственный деятель Феодор Метохитес подарил церкви множество прекрасных мозаик и фресок. Впечатляющее оформление интерьеров Феодором было выполнено между 1315 и 1321 годами. Мозаичная мозаика - лучший образец палеологического Возрождения. Художники остаются неизвестными. В 1328 году Феодор был отправлен в ссылку узурпатором Андроником III Палеологом. Однако через два года ему было разрешено вернуться в город, и последние два года своей жизни он прожил как монах в своей церкви Хора.

До падения Константинополя
В конце 13 и начале 14 веков в монастыре жил ученый Максимус Планудес, который отвечал за восстановление и повторное знакомство с географией Птолемея византийцами и, в конечном итоге, Италией эпохи Возрождения. Во время последней осады Константинополя в 1453 году икона Богородицы Одигитрия, считавшаяся защитницей города, была доставлена ​​в Хору, чтобы помочь защитникам от нападения османов.

Мечеть Карие (ок. 1500–1945)
Примерно через пятьдесят лет после захвата города османами Атик Али-паша, великий визирь султана Баязида II, приказал превратить церковь Хора в мечеть - Карийе Ками. Слово Карие произошло от греческого имени Хора. Из-за запрета на использование культовых изображений в исламе мозаики и фрески были покрыты слоем штукатурки. Это и частые землетрясения в регионе сказались на произведениях искусства.

Музей, художественная реставрация (1945–2020).
В 1945 году турецкое правительство объявило здание музеем. В 1948 году американцы Томас Виттемор и Пол А. Андервуд из Византийского института Америки и Центра византийских исследований Думбартон-Окс спонсировали программу реставрации. С этого времени здание перестало быть действующей мечетью. В 1958 году он был открыт для публики как музей Kariye Müzesi.

Реконструкция в мечеть (2020–)
В 2005 году Ассоциация постоянных фондов и обслуживания исторических артефактов и окружающей среды подала иск, чтобы оспорить статус церкви Хора как музея. В ноябре 2019 года Государственный совет Турции, высший административный суд Турции, постановил превратить его в мечеть. В августе 2020 года его статус изменился на мечеть.

Решение превратить церковь Хора в мечеть было широко осуждено греческими православными и протестантскими христианами в Турции. Это вызвало резкий отпор со стороны Турции.