Эфес, Турция

 Эфес

 

Транспорт
Где поесть
Отели, хостелы и прочие

 

Описание Эфеса

Эфес

Расположение: 3 км к западу от Сельчука
Телефон (0232) 892 60 10
Инфо: Туристический офис Сельчук
Телефон (0232) 892 69 45
Открыто: с 8:30 до 16:30 ежедневно (зима)
С 8:30 до 19:00 ежедневно (лето)

 

Эфес (греческий: Ἔφεσος) был древним греческим городом на побережье Ионии, в трех километрах к юго-западу от современного Сельчука в провинции Измир, Турция. Он был построен в 10 веке до н.э. на месте бывшей столицы Арзавана аттическими и ионическими греческими колонистами. Во времена классической греческой эпохи он был одним из двенадцати городов Ионической лиги. Эфес процветал после того, как он попал под контроль Римской республики в 129 году до нашей эры.

Эфес славился близлежащим Храмом Артемиды (завершен около 550 г. до н.э.), одним из семи чудес древнего мира. Среди многих других монументальных зданий есть Библиотека Цельса и театр, способный вместить 25 000 зрителей. Эфес был одной из семи церквей Азии, которые цитируются в Книге Откровения. Евангелие от Иоанна, возможно, было написано здесь. Город был местом нескольких христианских советов 5-го века.

Эфес был разрушен готами в 263 году, и, хотя он был перестроен, значение города как коммерческого центра уменьшилось, поскольку гавань медленно занесло илом и песком. Он был частично разрушен землетрясением в 614 году нашей эры.

Руины Эфеса - любимая международная и местная туристическая достопримечательность, отчасти благодаря их легкому доступу от аэропорта Аднан Мендерес или от порта круизного судна Кушадасы, примерно в 30 км к югу.

 


Восточная группа зданий в археологическом центре Эфеса

Большой Театр

 Эфес

Великий Театр Эфес - самая большая хорошо сохранившаяся структура в городе. Он расположен на склонах холма Панайир. Древнегреческие инженеры использовали естественный ландшафт города для создания полукруговой структуры, чтобы соответствовать максимальному числу жителей здесь. Возможно, эта территория использовалась местными жителями в течение тысяч лет, но постоянный эллинистический театр был построен в третьем веке до нашей эры во время правления короля Лисимахоса. В течение римского периода его еще больше расширилось, чтобы соответствовать растущему населению города. Театр в древнем эллинистическом мире был не просто местом для театрального представления, спектаклей и концертов. Это был также сайт политических и философских дебатов, который можно было бы публично публиковать жителями города. Кроме того, здесь часто проводились религиозные обряды, посвященные многочисленным греческим и анатолийским божествам. Позже в римский период ряд шоу также были разнообразна в сражениях гладиаторов и животных. В свой расцвет Великий театр мог разместить более 25 000 зрителей на своих шестидесяти шести рядах. Эти ряды были разделены двумя диазомами или просто проходами между сиденьями, чтобы граждане могли быстро добраться до своих мест и оставить их также. Самые выдающиеся жители Эфеса, очевидно, получили лучшие места для показа прямо перед центральной сценой. Кроме того, их сиденья были сделаны из мрамора с спинами для большей поддержки. Удивительно, но многие элементы древней структуры сохранились, несмотря на столетие оставления. Однако наиболее заметной частью театра была его структура сцены. Он измерял 18 метров в высоту с тремя колоннами колонн, рельефами и красивой резьбой. Однако большая часть его ушла.

 

Библиотека Цельса

Эфес  Эфес

Библиотека Цельса - древнеримское здание в Эфесе, Анатолия, ныне часть Сельчука, Турция. Здание было заказано в 110-х годах нашей эры консулом Гаем Юлием Акилой в качестве надгробного памятника его отцу, бывшему проконсулу Азии Тиберию Юлию Цельсию Полемею, и завершено во время правления Адриана, когда-то после смерти Акилы. Библиотека считается архитектурным чудом и является одним из немногих сохранившихся примеров библиотеки Римской империи. Библиотека Цельса была третьей по величине библиотекой в ​​римском мире после Александрии и Пергама, которая, как полагают, содержала около двенадцати тысяч свитков. Цельс похоронен в склепе под библиотекой в ​​украшенном мрамором саркофаге. Площадь салона составляла примерно 180 квадратных метров (2000 квадратных футов). Интерьер библиотеки и ее содержимое были уничтожены в результате пожара, вызванного землетрясением или вторжением готики в 262 году н. Э., А фасад - землетрясением в X или XI веках. Он лежал в руинах веками, пока археологи не восстановили фасад в период с 1970 по 1978 год.

История
Цельс сделал успешную военную и политическую карьеру: он служил в качестве полководца в римской армии до того, как был избран консулом в Риме в 92 году н. Э. провинции, чтобы служить в качестве консула, высшей выборной должности в имперском Риме. Позже он был назначен проконсулом или правителем Азии, римской провинции, которая занимала примерно ту же территорию, что и современная Турция. Сын Цельсия Акила заказал библиотеку в его честь, хотя строительство было завершено только после смерти Акилы. Надпись гласит, что Цельс оставил большое наследство в размере 25 000 динариев на оплату библиотечных материалов для чтения.

Библиотека служила общественным пространством города с момента ее завершения около 117–135 гг. Н. Э. До 262 г. Главный этаж выполнял функции читального зала, освещенного обильным естественным светом из восточных окон. На полках или армариях, установленных в нишах вдоль стен, были свитки папирусов, которые посетители могли читать, хотя брать взаймы не разрешалось, поскольку копии книг были редкими и трудоемкими в изготовлении. Дополнительные свитки могли храниться в отдельно стоящих книжных ящиках, расставленных по комнате, и в этом случае библиотека могла вместить до шестнадцати тысяч свитков.

Внутреннее убранство и содержимое библиотеки были уничтожены пожаром в 262 году н. Э., Хотя остается неизвестным, был ли этот пожар результатом стихийного бедствия или вторжения готиков, поскольку, похоже, в этом году по городу обрушился по одному. Уцелел только фасад, пока землетрясение в одиннадцатом или десятом веке не оставило его в руинах.

В период с 1970 по 1978 год кампанию по реконструкции возглавил немецкий археолог Фолькер Михаэль Строка. Строцка проанализировал фрагменты, которые были раскопаны австрийскими археологами между 1903 и 1904 годами. Тем временем некоторые архитектурные элементы были приобретены музеями Вены и Стамбула. Отсутствующие фрагменты нужно было заменить копиями или оставить отсутствующими. Восстановлен только фасад, а остальная часть здания разрушена.

Архитектура
Мраморный фасад библиотеки, обращенный на восток, замысловато украшен резьбой по ботанике и портретными скульптурами. Конструктивные особенности включают листья аканта, свитки и эмблемы фасций, последние являются символом авторитетной власти, намекающей на пребывание Цельсия в должности консула. Библиотека построена на платформе с девятью ступенями в ширину здания, ведущими к трем парадным входам. Их увенчивают большие окна, которые, возможно, были отделаны стеклом или решеткой. По бокам входов расположены четыре пары композитных колонн, возвышающихся на пьедесталах. Прямо над ним стоит ряд коринфских колонн. Колонны нижнего уровня обрамляют четыре эдикулы, содержащие статуи женских олицетворений добродетелей: Софии (мудрость), Эпистема (знание), Эннойя (интеллект) и Арете (совершенство). Эти достоинства намекают на двойное назначение структуры, построенной для функционирования как библиотеки и мавзолея; их присутствие подразумевает, что человек, для которого он был построен, олицетворял эти четыре добродетели, и что посетитель может развить эти добродетели в себе или себе, воспользовавшись фондами библиотеки. Этот тип фасада со вставными рамками и нишами для статуй похож на фасад древнегреческих театров и, таким образом, характеризуется как «сценографический». Колонны на втором уровне обрамляют четыре подиума, параллельно находящимся ниже эдикулам, в которых находятся статуи Цельса и его сына. Третий строй колонн мог присутствовать в древности, хотя сегодня остались только два.

 

Интерьер еще не реставрированного здания представлял собой единую прямоугольную комнату размером 17х11 м с центральной апсидой, обрамленной большой аркой у дальней стены. Апсида содержала подиум для статуи, которая сейчас утеряна, которая, вероятно, изображала Цельсия, хотя некоторые ученые предполагают, что это была Минерва, богиня мудрости. Склеп, в котором находился саркофаг Цельса, находился под полом апсиды. В римской культуре было необычно, когда кого-то хоронили в библиотеке или даже в черте города, поэтому для Цельсия это было особой честью, отражающей его выдающуюся роль государственного служащего.

Три оставшиеся стены были облицованы двумя или тремя уровнями ниш размером в среднем 2,55x1,1x0,58 м, в которых должна была находиться армария для размещения свитков. Эти ниши с двойными стенками, возможно, также имели функцию контроля влажности и защиты свитков от экстремальных температур. Верхний уровень представлял собой галерею с балконом, выходящим на первый этаж, создавая внутри возвышенный пространственный эффект. К нему можно было подняться по лестнице, встроенной в стены, которая добавляла структурную поддержку. Потолок был плоским и, возможно, имел круглый окулус по центру, чтобы было больше света.

Дизайн библиотеки с ее богато украшенным сбалансированным фасадом отражает влияние греческого стиля на римскую архитектуру, которая достигла своего расцвета во втором веке.

Статуя Цельса
Статуя в кирасе Цельса, которая сейчас находится в Стамбульском археологическом музее, была одной из трех статуй покровителя здания, расположенных на втором уровне фасада. Он изображен с сильной челюстью, вьющимися волосами и аккуратной бородой, эллинизирующие портретные черты, которые перекликаются со стилистическим выбором фасада здания. Стиль имитирует черты имперского портрета Адриана, предполагая, что он был создан после жизни не только Цельсия, но и его сына Акилы. Выбор изобразить его в полном вооружении предполагает, что потомки Цельсия считали его военную карьеру памятной и предметом гордости.

 

«Дома на склоне холма»

Эфес

Склоны Дома довольно хорошо сохранились руины богатого и богатого района Эфес. Его строительство восходит к римскому и раннему византийскому периоду.

 

Эфес

Мраморная дорога
«Мраморная дорога» - прекрасная дорога, ведущая из Большого театра в библиотеку Цельса. Он полностью выложен мрамором, и он был частью старой главной дороги, ведущей к Храму Артемиды. Дорога была построена в ее нынешней ориентации в середине I в. Н.э. (царствование римского императора Нерона), а позднее ее реконструировали в V веке. К сожалению, вандалы и хулиганы существовали в древние времена. Вы можете увидеть множество граффити и картин, вырезанных в мраморных блоках. У некоторых нет значимых значений, в то время как другие - политические заявления, а также указания ближайшему брату в этом районе.

Улица Куретов
Бордель или Публичный Дом

Храм Себастоев/ Храм Домициана
Храм Себастоев в Эфесе, ранее называвшийся Храмом Домициана, - это римский храм, посвященный имперскому культу династии Флавиев. Он был освящен в 89/90 году н. Э. При Домициане. Его современное название известно из соседней надписи. Храм Домициана был посвящен гражданам Эфеса древнему римскому императору Домициану (51- 96 г. н.э.). Среди прочего он прославился своими гонениями на святого Иоанна Богослова, автора одного из Евангелия, книги Откровения, а также бывшего жителя Эфеса. Однако непопулярный правитель длился очень долго. Он был убит в 96 году нашей эры, и жители просто посвятили храм в честь императора Веспасиана, отца Доминиона. «Себастои» (букв. «Почтенные») относится к императорской династии; это множественное число от «себастос», греческого перевода римского императорского титула Август. Город Эфес был первым, кто получил название неокорос (букв. «Хранитель храма») благодаря этому храму.
Государственная Агора
Государство Агора было важной площадью в центре Эфеса. Это было место для важных политических и деловых дискуссий и соглашений. Агора измеряется 160 метров на 73 метра, а на трех его сторонах - небольшой храм, посвященный египетской богине плодородия Исиды в центре.

Одеон или Одейон
Одеон - небольшая версия Большого театра. Он был построен во II веке н.э. с ресурсами богатого гражданина Эфеса: Публий Ведий Антониус и его жена Флавия Пайана. Он служил местом для игровых представлений, а также местом Булетериона или встречей римской версии римского римского сената в Буле. В нем могли разместиться более 1500 жителей, и он был покрыт деревянной крышей, которая давно исчезла.

Ванны Вариуса
Ванны Вариуса - это комплекс, который относится ко второму столетию нашей эры. Мозаики в 40-метровом коридоре ванн были добавлены в раннем византийском периоде в V веке. Он был построен главным образом из великолепного мрамора. Ванны в Римской империи служили не просто местом для мытья. Это было социальное собрание, где люди могли встречаться друг с другом, обсуждать важные и менее важные вопросы города, соглашения о забастовке и многое другое. В основном это была социальная сеть до изобретения Facebook. Археологические раскопки все еще должны начаться здесь, но большинство римских бань состояли из трех основных разделов. Один из них назывался кальдарием, который содержал горячую воду для своих посетителей, тепидарий с теплой водой и, наконец, фригидарий с холодной водой.

 

Северная группа в Археологическом центре Эфеса

Храм Артемиды

Храм Артемиды был одним из крупнейших и одним из самых красивых храмов Античности. Он считался одним из семи чудес света. Греки, посвященные богине Артемиде, но местный культ этого греческого божества несколько отличается от обычного культа, который практикуется в материковой Греции. В то время как большинство греков рассматривало Артемиду как девственную охоту и сестру Аполлона, Эфесский Артемис считался богиней плодородия. Его много грудей или яиц представляли процветание. Сегодня храм находится в основном к северу от центра Эфеса. Сегодня лишь немногие части прежней структуры могут рассказать о своей прежней грандиозности.

Первое святилище на этом месте было построено греческими поселенцами в эпоху бронзы. Однако первоначальный комплекс был разрушен в VII веке до нашей эры насильственными наводнениями. Второй храм, который прославился во всем греческом мире, был начат около 550 г. до н.э. критским архитектором Шерсифрон вместе со своим сыном Метагенами. Ресурсы для нового храма были предоставлены легендарным королем Кересом Лидии. Потребовалось около 10 лет. Новый храм был разрушен 20 июля (или 21) 356 г. до н.э. в результате поджога Герострата. Легенда гласит, что человек был психологически обеспокоен и хотел сделать это в книгах по истории и помнить. По иронии судьбы этот идиотский поступок окупился. Его все еще помнят за его действия, но вскоре храм был реконструирован. Древнегреческий историк Плутарх утверждал, что огонь совпал с рождением великого греческого / македонского царя Александра Македонского. Богиня Артемида, по-видимому, слишком занята, посещая рождение великого генерала, поэтому она упустила свой шанс спасти свою святыню.

Храм Артемиды был разрушен в 269 году н.э. во время набега готических племен, одного из восточногерманских племен. Бывшая религиозная святыня была оставлена. Бывшая площадь превратилась в болотистую местность. Местные жители иногда использовали руины в качестве источника для каменоломни для камней. Не удивительно, если вы увидите различные блоки древнего строения в стенах более поздних зданий. Место бывшего храма было открыто в 1869 году Джоном Черепахом Вудом и его экспедицией, организованной Британским музеем.

 

Базилика святого Иоанна

Базилика святителя Иоанна Богослова - это византийская христианская церковь, построенная в VI веке (около 530 г.) по приказу византийского императора Юстиниана (527-65 гг. Н.э.) вместо более скромной и скромной часовни, которая когда-то была здесь. Он стоял на участке, который, как утверждается, был местом захоронения святого Иоанна, апостола Иисуса Христа и автором нескольких книг в Библии. Это включало Евангелие от Иоанна, а также книгу Откровения. Базилика впала в негодность после постоянных набегов арабских армий. В 1330 году Сельджук Айдиноглу превратил Базилику в мечеть. Большинство фресок внутри были разрушены в это время, так как ислам запрещает любые изображения людей и животных. Однако в 1402 году церковь / мечеть была разрушена монгольскими армиями Тамерлана. С тех пор он был заброшен.

 

Церковь Юстиниана
Мало что известно о базилике Святого Иоанна, единственный ее источник - это небольшое описание, данное Прокопием в одной из его работ, Здания, после чего он пишет:

Так случилось, что перед городом Эфесом было определенное место, лежащее на крутом холмистом склоне, лишенное почвы и неспособное давать урожай, даже если попытаться его возделывать, но в целом твердое и грубое. На этом месте в ранние времена туземцы построили церковь апостола Иоанна; этот Апостол был назван «Богословом», потому что природа Бога была описана им в манере, недоступной без посторонней помощи человеку. Эту церковь, которая была маленькой и в разрушенном состоянии из-за своего большого возраста, император Юстиниан снес с землей и заменил ее церковью такой большой и красивой, что, говоря кратко, она очень похожа во всех отношениях, и является соперником святыни, посвященной всем апостолам в имперском городе ...

Строительство церкви началось в 548 году и было завершено к 565 году. Возведение этой церкви возглавлял епископ Ипатий Эфесский. Как ведущий церковный теоретик и писатель своего времени, вполне возможно, что он получил влияние Юстиниана и реконструировал гробницу Святого Иоанна, поскольку крупные постройки в Малой Азии были редкостью. После его завершения он считался одной из самых святых церквей своего времени и пользовался большим почетом, поскольку Прокопий упоминает об этом в своей Тайной истории:

... в святилище апостола Иоанна, которое было там наисвятейшим и почитаемо очень высоко ...

Несмотря на свою популярность после 9-го века, о нем больше не упоминали, возможно, из-за новой церкви, построенной в честь Святого Иоанна, церкви Иоанна Богослова.

Дизайн
Материалы
Базилика была почти полностью построена из кирпича и камня (тесаная каменная кладка), в то время как колонны были сделаны из мрамора или были покрыты мрамором, чтобы выдержать вес куполов наверху. Использование башен с деревянными крышами, которые были размещены над заливом перед алтарем и алтарем, также было принято в течение 5 века.

Строительство
Первым зданием, построенным на могиле святого Иоанна, был своего рода мавзолей, который одновременно служил церковью. В 4 веке над ним была построена базилика во время правления Феодосия. Двумя веками позже, когда это место лежало в руинах, Юстиниан начал строительство гораздо более грандиозной церкви. Для сравнения: базилика Феодосия имела размеры 246 x 146 футов, а базилика Юстиниана - 428 x 213 футов. План был выложен на месте апостолья Константина и должен был быть выполнен в виде греческого креста. И хотя строительство этой церкви велось по приказу императора, жители Эфеса сделали большую часть строительства. Мраморные украшения были сделаны в Константинополе и, возможно, в Эфесе. Основания, колонны и капители нефа были импортированы из Константинополя или из карьеров Проконнеса. В то время как большая часть столицы восточной части церкви была сделана местными мастерами по образцу и образцу Константинополя.  Даже после правления Юстиниана украшения все еще добавлялись, особенно Юстином II и Тиберием II.

Самой яркой особенностью базилики является ее массивная апсида, прикрепленная к восточным опорам перехода с проходом по окружности между двумя ее стенами, который, как полагают, имел сводчатый туннель.

Как заявил Прокопий, земля вокруг церкви была непригодна для жилья и не могла быть использована для возделывания земли. Чтобы решить эту проблему, Юстиниан построил акведук рядом с церковью, который со временем очень помог городу Эфесу и обеспечил процветание окрестностей церкви на протяжении веков.

Внешний вид
По своему сходству с церковью Святых Апостолов, базилика Святого Иоанна также приняла крестообразную форму. Базилика представляла собой купольную базилику, в которой купола располагались над центральным переходом, хором, трансептами и нефом. Пять куполов опирались на массивные опоры в углах креста и покрывали плечи и центральный перекресток. Чтобы удержать такие купола на месте, были построены массивные мраморные столбы, поддерживающие купола. Как и церковь Святых Апостолов, базилика Святого Иоанна была основана на концепции умножения стандартного элемента с использованием коротких цилиндрических сводов для расширения квадратного куполообразного залива в форму креста. Купола церкви также будут полностью покрыты мозаикой. До смерти Феодоры в 548 году Юстиниан поместил и ее монограмму, и свою монограмму на капители.

 

Главные входные ворота в базилику назывались «Воротами гонений», а построенные стены атриума должны были окружать саму базилику. Стены состояли из башен, которые были либо пустыми, либо использовались как бастионы. На северной стороне церкви также был большой восьмиугольный баптистерий, напоминающий баптистерий Святой Марии. Рядом находилась прямоугольная комната с мраморным полом и выложенной мозаикой апсидой. Надпись на двери указала, что это секрет, где должен был находиться епископ, когда он председательствовал в качестве судьи. Надпись также показывает, что она могла быть завершена в то время, когда Йоханнес был епископом, который, возможно, жил в конце 6-го века.

Интерьер
Внутреннее убранство свода церкви было покрыто мозаикой, а стены и колонны были покрыты мраморными плитами и украшены разными цветами. Полы также были покрыты мозаикой. Многочисленные части базилики были разной планировки, что создавало впечатление огромного количества красивых огромных восточных ковров, покрывающих всю церковь «сказочно». Непосредственно под алтарем находился склеп с несколькими комнатами, в том числе могила святого Иоанна. На самом алтаре можно прочитать надпись 14-го стиха 132-го псалма, где Иоанн говорит:

"Это место моего отдыха навсегда, здесь я буду жить."

Церковь внутри тоже была бы покрыта фресками. Епископ Эфеса, Ипатий, был известен своим пропагандистом использования изображений в церкви. После завершения строительства церкви Св. Иоанна интерьер был покрыт изображениями, изображениями святых и сценами из Ветхого и Нового Завета. Картины включали в себя картины Христа, воскрешающего Лазаря из мертвых, и Христа, короновавшего Юстиниана и Феодору. Помимо этого, внутри церкви могли появиться и другие возможные эпиграммы, одна из которых была бы первой книгой греческой антологии, а также картины, отражающие происхождение церкви как императорской комиссии.

 

Мечеть Иса- бей
Мечеть Иса- бей была построена турками-сельджуками в 1375 году по приказу эмира Айдына. Некоторые части этого мусульманского храма содержат камни и колонны из разрушенного Храма Артемиды, который был найден рядом.
Стадион
Оригинальный стадион был построен в эпоху эллинизма где-то в конце 4-го века до нашей эры. Однако он был значительно увеличен в середине I века н.э. во время правления римского императора Нерона. Как и многие римские стадионы, у него была U-образная форма. Самая сохранившаяся часть этой массивной структуры - это руины, которые были построены на горе Пион (Панайдарг), прилегающей к этой спортивной арене. Первоначально он предназначался для спортивных мероприятий и различных массовых религиозных церемоний. Однако со временем он стал центром других видов развлечений, среди которых были поединки гладиаторов, драки животных и казнь преступников, а также христиан. С ростом христианства в стране завершились кровавые виды спорта. Ворота преследования были добавлены в память о многих христианах-мучениках, которые умерли здесь. Многие из мест были позже использованы в различных строительных проектах. Некоторые из бывших мраморных мест использовались при строительстве базилики Святого Иоанна.

 

Западная группа в Археологическом центре Эфеса

Дом Девы Марии

Дом Девы Марии - небольшая святыня, которую некоторые христиане считают местом, где Мария, Матерь Божия, жила после Распятия своего сына Иисуса Христа. Он расположен на некотором расстоянии от древнего Эфеса примерно в 9 км от древнего археологического памятника. Это типичное древнеримское здание, построенное полностью из камня с несколькими окнами, поскольку стекло было очень дорогим в то время. В IV веке н.э. это стало первым христианским храмом, посвященным Святой Марии.

 

История Эфеса

Неолитический период

Область, окружающая Эфес, уже была заселена в эпоху неолита (около 6000 г. до н.э.). Останки древних поселений были обнаружены в результате раскопок в соседних хёйюках (искусственных курганах, известных как телли) Арваляя и Кукуричи.

 

Бронзовый век

Раскопки в Эфесе последние годы выявили заселение людьми с раннего бронзового века на горе Айясулук. Согласно хеттским источникам, столицей Королевства Арзава (другое независимое государство в Западной и Южной Анатолии в Малой Азии) была Апаса (или Абаса). Некоторые ученые полагают, что эта столица позже стала греческим Эфесом. В 1954 году возле руин базилики Святого Иоанна был обнаружен могильник микенского периода (1500-1400 гг. до н.э.) с керамическими горшками. Это был период микенского расширения, когда Ахейцы (как их называл Гомер) поселился в Малой Азии в XIV и XIII веках до нашей эры. Ученые считают, что Эфес был основан на поселении Апаса (или Абаса), городе бронзовой эпохи, основанные в 14 веке до н.э.

 

Период греческих миграций

Эфес был основан как аттико-ионийская колония в 10 веке до н.э. на холме (ныне известном как гора Айясюлук), в трех километрах от центра древнего Эфеса (о чем свидетельствуют раскопки в сельджукском замке в 1990-х годах ). Мифическим основателем города был афинский принц по имени Андроклос, которому пришлось покинуть свою страну после смерти его отца, короля Кодроса. Согласно легенде, он основал Эфес на том месте, где оракул Дельфы приказал ему («Рыба и кабан покажут вам путь»). Андроклос отогнал большую часть коренных жителей Карийского и Лележского жителей города и объединил свой народ с остальными греческими колониями. Он был успешным воином, и, будучи королем, смог соединить двенадцать городов Ионии вместе в Ионическую лигу. Во время его правления Эфес начал процветать. Он погиб в битве с карийцами, когда он пришел на помощь Приене, другому городу Ионической лиги. Андроклос и его собака изображены на фризе на храме Адриана, начала 2-го века. Позже греческие историки, такие как Павсаний, Страбон и Геродот и поэт Каллинос, создали миф согласно которому Эфес был основан Эфесой, мифической королевой амазонок.

Греческая богиня Артемида и великая анатолийская богиня Кибеле были соединены в единый культ Артемиды Эфесской. «Леди Эфесская» с несколькими грудямихранился в Храме Артемиды, одном из семи чудес света и самом большом здании древнего мира согласно с историку Павсанию (4.31.8). Павсаний упоминает, что храм был построен Эфесом, сыном бога реки Кайстр, до прихода ионийцев. От древнего храма почти ничего не осталось следов.

 

Архаичный период

Около 650 г. до н.э. Эфес подвергся нападению киммерийцев, которые разрушили город, в том числе храм Артемиды. После изгнания киммерийцев город управлялся рядом тиранов. После восстания народа Эфес управлялся советом. Город снова преуспел под новым правлением, с рядом важных исторических фигур, таких как элегический поэт Каллинус и ямбический поэт Гиппонакс, философ Гераклит, великий художник Паррасий, а позднее и грамматик Зенодотос, и медики Соранус и Руфус.

Около 560 г. до н. э. Эфес был завоеван Лидийцами под правлением короля Креза или Креса. Хоть он и был суровым правителем, он относился к обитателям Эфеса с уважением и даже стал основным источником финансов для реконструкции храма Артемиды. Его имя была найдена на основании одной из колонн храма (теперь на выставке в Британском музее). Крез увеличил Эфес после того как установил несколько поселений в окрестностях Храма Артемиды. Кстати именно этот Крез был "богат Крез".

Позже в том же веке лидийцы при Крезе вторглись в Персию. Ионийцы отказались от мирного предложения Кира Великого, вместо этого приняв сторону лидийцев. После того, как персы победили Креза, ионийцы предложили заключить мир, но Кир настоял на том, чтобы они сдались и стали частью империи. Они потерпели поражение от персидского полководца Гарпагоса в 547 г. до н. Э. Затем персы включили греческие города Малой Азии в империю Ахеменидов. В то время этими городами правили сатрапы.

Эфес заинтриговал археологов, потому что для архаического периода не было определенного места для поселения. Есть множество мест, которые предполагают перемещение поселения между бронзовым веком и римским периодом, но заиление естественных гаваней, а также движение реки Кайстер означало, что это место никогда не оставалось прежним.

 

Классический период

Эфес продолжал процветать, но когда при Камбизе II и Дарии были повышены налоги, эфесцы участвовали в Ионическом восстании против персов в битве при Эфесе (498 г. до н.э.), событии, которое спровоцировало греко-персидские войны. В 479 г. до н.э. ионийцы вместе с Афинами смогли вытеснить персов с берегов Малой Азии. В 478 г. до н.э. ионические города с Афинами вошли в Делосский союз против персов. Эфес не предоставил кораблей, но оказал финансовую поддержку.

Во время Пелопоннесской войны Эфес сначала был союзником Афин, но на более позднем этапе, называемом Децелеанской войной или Ионической войной, встал на сторону Спарты, которая также получила поддержку персов. В результате власть над городами Ионии снова перешла к Персии.

Эти войны не сильно повлияли на повседневную жизнь в Эфесе. Ефесяне были удивительно современны в своих социальных отношениях: они позволяли незнакомцам интегрироваться, а образование ценилось. Позднее Плиний Старший упоминал, что видел в Эфесе изображение богини Дианы, созданное Тимаретой, дочерью художника.

Согласно легенде, в 356 г. до н.э. храм Артемиды был сожжен сумасшедшим по имени Герострат. Жители Эфеса сразу же приступили к восстановлению храма и даже запланировали построить более крупный и величественный храм, чем оригинал.

 

Эллинистический период

Когда Александр Македонский разбил персидские войска в битве при Гранике в 334 г. до н.э., греческие города Малой Азии были освобождены. Про-персидский тиран Сирпакс и его семья были забиты камнями до смерти, и Александра тепло встретили, когда он вошел в Эфес с триумфом. Когда Александр увидел, что храм Артемиды еще не завершен, он предложил профинансировать его и написать свое имя на лицевой стороне. Но жители Эфеса возражали, утверждая, что не подобает одному богу строить храм другому. После смерти Александра в 323 г. до н. Э. Эфес в 290 г. до н. Э. Попал под власть одного из полководцев Александра, Лисимаха.

Поскольку река Кейстер (греч. Название Κάϋστρος) заилила старую гавань, возникшие в результате болота стали причиной малярии и многих смертей среди жителей. Лисимах заставил людей перебраться из древнего поселения вокруг храма Артемиды на нынешнее место в двух километрах (1,2 мили) от него, когда в качестве последнего средства царь затопил старый город, заблокировав канализацию. Новое поселение официально называлось Арсиноя (древнегреческий: Ἀρσινόεια или Ἀρσινοΐα) или Арсиноя (Ἀρσινόη), в честь второй жены царя, Арсинои II Египта. После того, как Лисимах разрушил близлежащие города Лебедос и Колофон в 292 г. до н.э., он переселил их жителей в новый город.

Эфес восстал после вероломной смерти Агафокла, дав эллинистическому царю Сирии и Месопотамии Селевку I Никатору возможность устранить и убить Лисимаха, своего последнего соперника, в битве при Корупедии в 281 году до нашей эры. После смерти Лисимаха город снова получил название Эфес.

Таким образом, Эфес стал частью империи Селевкидов. После убийства царя Антиоха II Теоса и его египетской жены фараон Птолемей III вторгся в империю Селевкидов, и египетский флот захлестнул побережье Малой Азии. Эфес находился под властью Египта между 263 и 197 годами до нашей эры.

Царь Селевкидов Антиох III Великий пытался вернуть греческие города Малой Азии и снова захватил Эфес в 196 г. до н.э., но затем вступил в конфликт с Римом. После серии сражений он потерпел поражение от Сципиона Азиатского в битве при Магнезии в 190 г. до н.э. В результате последующего Договора Апамеи Эфес перешел под власть Эвмена II, атталидского царя Пергама (правил в 197–159 г. до н.э.). Когда его внук Аттал III умер в 133 г. до н.э., не оставив собственных детей мужского пола, он оставил свое королевство Римской республике при условии, что город Пергамон останется свободным и автономным.

 

Римский период

Эфес, как часть Пергамского царства, стал подданным Римской республики в 129 г. до н.э. после подавления восстания Евмена III.

Город сразу почувствовал римское влияние; налоги значительно выросли, а городские сокровища систематически грабили. Поэтому в 88 г. до н.э. Эфес приветствовал Архелая, полководца Митридата, царя Понта, когда он завоевал Азию (римское название западной Малой Азии). Из Эфеса Митридат приказал убить каждого римского гражданина в провинции, что привело к Азиатской вечерне, убийству 80 000 римских граждан в Азии или любого человека, говорящего с латинским акцентом. Многие из них жили в Эфесе, статуи и памятники римским гражданам в Эфесе также были разрушены. Но когда они увидели, как плохо к людям Хиоса обращался Зенобий, полководец Митридата, они отказались войти в его армию. Зенобий был приглашен в город навестить Филопоэмена, отца Монима, любимой жены Митридата и надзирателя Эфеса. Поскольку люди ничего хорошего от него не ожидали, они бросили его в темницу и убили. Митридат отомстил и наложил ужасные наказания. Однако греческим городам была предоставлена ​​свобода и несколько существенных прав. Эфес на короткое время стал самоуправляемым. Когда Митридат потерпел поражение в Первой Митридатической войне от римского консула Луция Корнелиуса Суллы, Эфес вернулся под римское правление в 86 г. до н.э. Сулла наложил огромную компенсацию вместе с пятилетней невыплатой налогов, в результате чего азиатские города оказались в долгах на долгое время.

Царь Египта Птолемей XII Авлет удалился в Эфес в 57 г. до н.э., проводя время в святилище храма Артемиды, когда римский сенат не смог восстановить его на троне.

Эфес приветствовал Марка Антония в те периоды, когда он был проконсулом, и в 33 г. до н.э. с Клеопатрой, когда он собрал свой флот из 800 кораблей перед битвой при Актиуме с Октавием.

Когда Август стал императором в 27 г. до н.э., наиболее важным изменением было то, что он сделал Эфес столицей проконсульской Азии (которая покрывала западную Малую Азию) вместо Пергама. Затем Эфес вступил в эпоху процветания, став одновременно резиденцией губернатора и крупным центром торговли. По словам Страбона, он был вторым по значимости и размеру после Рима.

Эфес и храм были разрушены готами в 263 году нашей эры. Это отметило упадок великолепия города. Однако император Константин Великий перестроил большую часть города и построил новые общественные бани.

Римское население
До недавнего времени население Эфеса во времена Римской империи оценивалось Бротоном в 225 000 человек. Более поздние ученые считают эти оценки нереалистичными. Для такой большой оценки потребуется плотность населения, наблюдаемая только в нескольких древних городах или обширных поселениях за пределами городских стен. В Эфесе это было невозможно из-за горных хребтов, береговой линии и карьеров, окружавших город.

Стена Лисимаха, по оценкам, окружала территорию в 415 гектаров (1030 акров). Не вся эта территория была заселена из-за общественных зданий и пространств в центре, а также крутого склона горы Бюльбюль Даги, который был окружен стеной. Людвиг Бурхнер оценил эту площадь со стенами в 1000,5 акра. Джером Мерфи-О'Коннор использует оценку в 345 гектаров жилой земли или 835 акров (Мерфи цитирует Людвига Бурхнера). Он цитирует Джозию Рассела, который использовал 832 акра и Старый Иерусалим в 1918 году в качестве критерия, согласно которому численность населения составляла 51 068 человек из расчета 14,85 человек на тысячу квадратных метров. При расчете 51 человек на тысячу квадратных метров он достигает численности населения от 138 000 до 172 500 человек. Дж. У. Хэнсон оценил жилую площадь меньше в 224 гектара (550 акров). Он утверждает, что плотность населения в 150 или 250 человек на гектар (100 на акр) более реалистична, что дает диапазон от 33 600 до 56 000 жителей. Даже с такими гораздо более низкими оценками численности населения Эфес был одним из крупнейших городов Римской Малой Азии, считая его самым большим городом после Сард и Александрии Троады. Напротив, Рим в стенах охватывал 1500 га = 3600 акров с населением от 750000 до одного миллиона (более 1000 застроенных акров остались за пределами стены Аврелиана, строительство которой было начато в 274 году и завершено в 279 году) или от 208 до 277 человек. жителей на акр, включая открытые и общественные места.

 

Византийская эпоха (395–1308 гг. н.э.)

Эфес оставался самым важным городом Византийской империи в Азии после Константинополя в V и VI веках. Император Флавий Аркадий повысил уровень улицы между театром и гаванью. Базилика Святого Иоанна была построена во время правления императора Юстиниана I в 6 веке.

Город был частично разрушен землетрясением в 614 году нашей эры.

Важность города как торгового центра снизилась, поскольку гавань медленно заиливалась рекой (сегодня это Кучук Мендерес), несмотря на неоднократные дноуглубительные работы на протяжении истории города. (Сегодня гавань находится в 5 км от берега). Из-за потери гавани Эфес лишился выхода к Эгейскому морю, что было важно для торговли. Люди начали покидать городскую низменность в сторону окрестных холмов. Руины храмов использовались как строительные блоки для новых домов. Мраморные скульптуры измельчали ​​в порошок, чтобы сделать штукатурку извести.

Разграбления арабов сначала в 654–655 годах халифом Муавийя I, а затем в 700 и 716 годах ускорили дальнейший упадок.

Когда турки-сельджуки захватили Эфес в 1090 году, это была небольшая деревня. Византийцы возобновили контроль в 1097 году и изменили название города на Агиос Теологос. Они сохраняли контроль над регионом до 1308 года. Проходящие крестоносцы были удивлены тем, что там была только небольшая деревня под названием Аясалук, где они ожидали увидеть шумный город с большим морским портом. Даже храм Артемиды был полностью забыт местным населением. Крестоносцы Второго крестового похода сражались с сельджуками недалеко от города в декабре 1147 года.

 

Доосманская эпоха (1304–1390)

Эфес сдался 24 октября 1304 года Саса-бею, турецкому военачальнику княжества Ментешогуллары. Тем не менее, вопреки условиям капитуляции, турки разграбили церковь Святого Иоанна и депортировали большую часть местного населения в Фирию, Грецию, когда восстание казалось вероятным. Во время этих событий многие из оставшихся жителей были убиты.

Вскоре после этого Эфес был передан княжеству Айдинидов, располагавшему мощным флотом в гавани Аясулуг (современный Сельчук, рядом с Эфесом). Аясолук стал важной гаванью, из которой были организованы пиратские набеги на окрестные христианские регионы, как официальные, так и частные.

Эфес снова пережил короткий период процветания в XIV веке при новых правителях сельджуков. Они добавили важные архитектурные сооружения, такие как мечеть Иса-Бей, караван-сараи и турецкие бани (хамам).

 

Османская эпоха

Ефесяне были включены в качестве вассалов в Османскую империю в 1390 году. Среднеазиатский военачальник Тамерлан победил османов в Анатолии в 1402 году, а османский султан Баязид I умер в плену. Регион был возвращен анатолийским бейликам. После периода беспорядков регион снова был включен в состав Османской империи в 1425 году.

К 15 веку Эфес был полностью заброшен. Близлежащий Аясулуг был переименован в Сельчук в 1914 году.

 

Археология

История археологических исследований в Эфесе восходит к 1863 году, когда британский архитектор Джон Тертл Вуд при финансовой поддержке Британского музея начал поиски Артемидии. В 1869 году он обнаружил мостовую храма, но, поскольку дальнейшие открытия не были сделаны, раскопки были остановлены в 1874 году. В 1895 году немецкий археолог Отто Бенндорф, на пожертвование в размере 10 000 гульденов австрийца Карла Маутнера Риттера фон Маркхоф, возобновил раскопки. В 1898 году Бенндорф основал Австрийский археологический институт, который сегодня играет ведущую роль в Эфесе.

Находки с этого места выставлены, в частности, в Эфесском музее в Вене, Эфесском археологическом музее в Сельчуке и в Британском музее.

В октябре 2016 года Турция остановила работы археологов, которые продолжались более 100 лет, из-за напряженности между Австрией и Турцией. В мае 2018 года Турция разрешила австрийским археологам возобновить раскопки.

 


Эфес и христианство

Эфес был важным центром раннего христианства с 50-х годов нашей эры. С 52 по 54 год нашей эры апостол Павел жил в Эфесе, работая с собранием и, очевидно, организовывал миссионерскую деятельность во внутренних районах. Первоначально, согласно Деяниям апостолов, Павел посещал иудейскую синагогу в Эфесе, но через три месяца он разочаровался в упорстве или жестокосердии некоторых евреев и переместил свою базу в школу Тиранна (Деяния 19 : 9). Библейский комментарий Джеймисона-Фоссе-Брауна напоминает читателям, что неверие «одних» (греч. Τινες) подразумевает, что «другие, вероятно, многие верили», и, следовательно, в Эфесе должна была существовать община евреев-христиан. Павел познакомил с «крещением Святым Духом» около двенадцати мужчин, которые до этого пережили крещение только Иоанном Крестителем (Деяния 19: 1–7). Позже серебряный мастер по имени Деметриос поднял толпу против Павла, заявив, что он ставит под угрозу средства к существованию тех, кто делает серебряные святыни Артемиды (Деяния 19: 23–41). Деметрий в связи с храмом Артемиды упоминает некий объект (возможно, изображение или камень), «упавший с Зевса». Между 53 и 57 годами нашей эры Павел написал 1-е послание к Коринфянам из Эфеса (возможно, из «Павловской башни» возле гавани, где он был заключен в тюрьму на короткое время). Позже Павел написал Послание к Ефесянам, находясь в тюрьме в Риме (около 62 г. н.э.).

Римская Азия была связана с Иоанном, одним из главных апостолов, и Евангелие от Иоанна могло быть написано в Эфесе, около 90–100 гг. Эфес был одним из семи городов, упомянутых в Книге Откровения, что указывает на то, что церковь в Эфесе была сильной.

Согласно Евсевию Кесарийскому, святой Тимофей был первым епископом Ефеса.

В начале 2-го века нашей эры церковь в Эфесе все еще была достаточно важной, чтобы к ней было обращено письмо епископа Игнатия Антиохийского к Ефесянам, которое начинается со слов «Игнатий, которого также называют Феофором, церкви, которая находится в Эфесе, в Азии, заслуженно самые счастливые, благословленные величием и полнотой Бога Отца и предопределенные еще до начала времен, чтобы это всегда было для вечной и неизменной славы »(Послание к Ефесянам). Церковь в Эфесе поддержала Игнатия, которого отправили в Рим для казни.

Легенда, впервые упомянутая Епифанием Саламинским в 4 веке нашей эры, предполагает, что Дева Мария, возможно, провела последние годы своей жизни в Эфесе. Послание к Ефесянам основано на присутствии Иоанна в городе и на том, что Иисус дал Иоанну указание позаботиться о его матери, Марии, после его смерти. Однако Епифаний очень хотел указать на то, что, хотя в Библии говорится, что Иоанн уезжал в Азию, в ней конкретно не говорится, что Мария пошла с ним. Позже он заявил, что она была похоронена в Иерусалиме. С 19 века Дом Девы Марии, расположенный примерно в 7 км от Сельчука, считается последним домом Марии, матери Иисуса в римско-католической традиции, основываясь на видениях сестры Анны. Екатерина Эммерих. Это популярное место католического паломничества, которое посетили три недавних папы.

Церковь Марии недалеко от гавани Эфеса была местом проведения Третьего Вселенского Собора в 431 году, по итогам которого осудили Нестора. Второй Эфесский собор состоялся в 449 году, но его противоречивые акты никогда не были одобрены католиками. Его противники стали называть его Советом разбойников Эфеса или Синодом разбойников Латроциния.

 

Легенда о семи спящих

Эфес считается городом семи спящих. История Семи Спящих, которых католики и православные считают святыми и чья история также упоминается в Коране, рассказывает, что их преследовали из-за своей монотеистической веры в Бога и что они спали в пещере недалеко от Эфеса в течение веков.

 

Послание к Ефесянам 1

1. Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, находящимся в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе:
2. благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
3. Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах,
4. так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви,
5. предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей,
6. в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном,
7. в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его,
8. каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении,
9. открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем,
10. в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом.
11. В Нем мы и сделались наследниками, быв предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей,
12. дабы послужить к похвале славы Его нам, которые ранее уповали на Христа.
13. В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом,
14. Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его.
15. Посему и я, услышав о вашей вере во Христа Иисуса и о любви ко всем святым,
16. непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих,
17. чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его,
18. и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых,
19. и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его,
20. которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах,
21. превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем,
22. и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви,
23. которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем.

 

Послание к Ефесянам 2

1. И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим,
2. в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления,
3. между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие,
4. Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас,
5. и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены, —
6. и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе,
7. дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе.
8. Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар:
9. не от дел, чтобы никто не хвалился.
10. Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.
11. Итак помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским обрезанием, совершаемым руками,
12. что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире.
13. А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою.
14. Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду,
15. упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир,
16. и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем.
17. И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким,
18. потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе.
19. Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу,
20. быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем,
21. на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе,
22. на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.

 

Послание к Ефесянам 3

1. Для сего-то я, Павел, сделался узником Иисуса Христа за вас язычников.
2. Как вы слышали о домостроительстве благодати Божией, данной мне для вас,
3. потому что мне через откровение возвещена тайна (о чем я и выше писал кратко),
4. то вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой,
5. которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым,
6. чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования,
7. которого служителем сделался я по дару благодати Божией, данной мне действием силы Его.
8. Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия — благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово
9. и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом,
10. дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия,
11. по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем,
12. в Котором мы имеем дерзновение и надежный доступ через веру в Него.
13. Посему прошу вас не унывать при моих ради вас скорбях, которые суть ваша слава.
14. Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа,
15. от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле,
16. да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке,
17. верою вселиться Христу в сердца ваши,
18. чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота,
19. и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею.
20. А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем,
21. Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь.

 

Послание к Ефесянам 4

1. Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны,
2. со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью,
3. стараясь сохранять единство духа в союзе мира.
4. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания;
5. один Господь, одна вера, одно крещение,
6. один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас.
7. Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова.
8. Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам.
9. А «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли?
10. Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все.
11. И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями,
12. к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова,
13. доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова;
14. дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения,
15. но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос,
16. из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви.
17. Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего,
18. будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.
19. Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.
20. Но вы не так познали Христа;
21. потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, — так как истина во Иисусе, —
22. отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях,
23. а обновиться духом ума вашего
24. и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины.
25. Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.
26. Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем;
27. и не давайте места диаволу.
28. Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся.
29. Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим.
30. И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления.
31. Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас;
32. но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас.

 

Послание к Ефесянам 5

1. Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные,
2. и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное.
3. А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым.
4. Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение;
5. ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога.
6. Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления;
7. итак, не будьте сообщниками их.
8. Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,
9. потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
10. Испытывайте, что благоугодно Богу,
11. и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
13. Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14. Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
15. Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
16. дорожа временем, потому что дни лукавы.
17. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
18. И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
19. назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,
20. благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа,
21. повинуясь друг другу в страхе Божием.
22. Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу,
23. потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела.
24. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.
25. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее,
26. чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова;
27. чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.
28. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.
29. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь,
30. потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его.
31. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть.
32. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви.
33. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.

 

Послание к Ефесянам 6

1. Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость.
2. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием:
3. да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле.
4. И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем.
5. Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу,
6. не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души,
7. служа с усердием, как Господу, а не как человекам,
8. зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный.
9. И вы, господа, поступайте с ними так же, умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия.
10. Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его.
11. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских,
12. потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной.
13. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять.
14. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности,
15. и обув ноги в готовность благовествовать мир;
16. а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого;
17. и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.
18. Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых
19. и о мне, дабы мне дано было слово — устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования,
20. для которого я исполняю посольство в узах, дабы я смело проповедывал, как мне должно.
21. А дабы и вы знали о моих обстоятельствах и делах, обо всем известит вас Тихик, возлюбленный брат и верный в Господе служитель,
22. которого я и послал к вам для того самого, чтобы вы узнали о нас и чтобы он утешил сердца ваши.
23. Мир братиям и любовь с верою от Бога Отца и Господа Иисуса Христа.
24. Благодать со всеми, неизменно любящими Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.

 


Транспорт

Как добраться

Ближайший город Сельчук предлагает жилье и транспорт до Эфеса. Из Сельчука самый простой способ посетить руины - взять такси до верхних ворот. Затем вы можете спуститься вниз по руинам и вернуться со стоянки к автобусному вокзалу Сельчука на микроавтобусах (общее такси, называемое «dolmuş» - произносится по-турецки dol-mush), которые курсируют до Нижних ворот каждые 10-15 минут. высокий сезон, каждые 30 минут в другое время и стоимость 3 TL (ноябрь 2017). Вы также можете прогуляться от Сельчука - это 4 км ходьбы по хорошей асфальтовой дороге.

Измир - самый близкий аэропорт (ADB IATA), с частыми связями из обоих аэропортов Стамбула. Авиакомпания Pegasus Airlines, недорогой перевозчик в Турции, часто имеет билеты в оба конца всего за 100 TL.

Вы также можете заказать организованный тур по Эфесу у местного туроператора, такого как Ada Vegas Travel.

Тарифы и разрешения
Входные билеты стоят 60 TL на человека, в то время как Terrace Houses (в крытом здании на площадке) стоят дополнительно 30 TL на человека (октябрь 2018).

Если вы едете на собственном автомобиле, парковка доступна только у нижних ворот (10 TL в ноябре 2017 года).

Сайт открыт каждый день:
15 апреля - 2 октября: 08: 00-18: 30
3 октября - 14 апреля: 08: 00-17: 00

 

Транспорт по городу

Тропы подписаны четко и легко ориентироваться, когда вы пробираетесь через парк. Руины расположены на берегу холма. Целые руины легко покрываются пешком в течение двух часов.

Есть две точки входа / выхода. У обоих ворот есть стоянки. Если вы войдете через Верхние Ворота, вы будете спускаться по склону, что проще, так делают туристические группы. Если вы войдете через Нижние Ворота, вы будете идти против потока туристических групп.

 

Где поесть

У обоих ворот много ресторанов быстрого питания и небольших турецких ресторанов. Вы можете найти много хороших ресторанов по пути в Сельчук или Кушадасы или в городах.

 

Отели, хостелы и прочие

На территории древнего города нет жилья. Ближайшие варианты находятся в Сельчуке, в 4 км. Есть также много людей, посещающих Эфес в однодневной поездке из прибрежного Кушадасы, немного дальше.

 

Покупки

У двух выходов есть много сувенирных магазинов. Вы можете найти турецкие поделки. Торг возможен. Лучше всего сравнить цены в двух или трех магазинах, прежде чем покупать.

Это не очень хорошее место для покупки ковров и кожи, их можно купить в больших магазинах в Сельчуке по разумной цене.

Не покупайте «римские монеты», предлагаемые вам мужчинами, которые ходят или работают на месте. Они не настоящие. Если бы они были, было бы незаконно вывозить их из страны. Попытка уйти с монетами - реальными или поддельными - может привести к тому, что вас задержат в аэропорту, пока таможенные агенты не подтвердят, что монеты являются поддельными. Реальные монеты можно купить в магазинах с сертификатами, разрешающими вывоз.