Амфитеатр Пулы

 Амфитеатр Пулы

 

Описание Амфитеатрa Пулы

Адрес: Flavijevska улица
Тел. (052) 219 028
Ноябрь-март 9:00-17:00, апрель-октябрь 8:00-20:00

Вход 40 кун, студентам - 20 кун.

 

Амфитеатр Пулы (Amfiteatar) является самым известными и наиболее узнаваемым древним архитектурными памятниками Старого города Пулы. Он был построен в первом веке нашей эры во время правления императора Веспасиана. Кстати Колизей в Риме был построен в тот же период и той же императорской семьей. В древние времена Амфитеатр Пулы мог вместить до 23000 зрителей. Сегодня Амфитеатр может вместить до 5000 людей. Арена была закрыта в 5 веке нашей эры после того, как христианский римский император Гонорий запретил все гладиаторские бои. В средневековье части заброшенный амфитеатр был использован жителями Пулы для различных нужд.
 
Арена Пулы является одним из самых больших по величине и наиболее сохранившихся амфитеатров в бывшей Римской империи. Амфитеатр потерял только части камня во многом из-за землетрясений. Амфитеатр является уникальным так как большая часть здания сохранились, в том числе три уровня арок над землей и еще один уровень под землей. Эти скрытые комнаты и коридоры были использованы для гладиаторов и животных. Отсюда они выходили на поле арены перед тысячами граждан Пулы. Сегодня это подземное пространство используется в качестве музея Амфитеатр Пулы. Все археологические находки были обнаружены во время раскопок в амфитеатре хранятся здесь. Сегодня арена используется для кинофестивалей и театральных представлений, а также концертов.

Амфитеатр Пулы

Описание здания

Облицовка стен с большими полукруглыми отверстиями выполнена из местного известняка. Внутренние части фундамента, которые не были видны, а также стены внутренних технических коридоров, проходов и лестниц сложены из мелких камней, скрепленных гипсом, с оштукатуренной поверхностью. Камень для строительства амфитеатра был доставлен на строительную площадку из карьеров вокруг Пулы, которые находились прямо у морского побережья, потому что транспортировать большие блоки для строительства внушительного зрительного зала и внешней оболочки было проще всего. который сохранился до наших дней, морем до порта Пулы. Вокруг Пулы есть несколько каменоломен, но самым известным является Винкуран, который до сих пор известен под названием Cave Romane.

Чрезвычайно геометрически правильное здание имеет эллиптическую форму с длиной 132,45 м (длинная ось), шириной 105,10 м (короткая ось) и высотой со стороны моря до 32 метров. Для упрощения и устойчивости восточная часть всего двухэтажной постройки размещена на естественном возвышении. Западная часть амфитеатра, обращенная к морю, построена в три этажа. Центр амфитеатра представляет собой боевую площадку или арену размером 67,90 х 41,60 м, а от зрительской зоны ее отделяет канал шириной 1,16 м, обшитый панелями. На саму арену можно было попасть через два основных входа в направлении ее длинной оси и несколько боковых входов. Название арены происходит от латинского слова haren = песок, потому что в римские времена ее посыпали песком, которым также замазывали следы человеческой и животной крови после каждого боя.

Зрительская зона располагалась над самой ареной и расширялась эллипсоидальной воронкой концентрическими ступенчатыми рядами каменных сидений. Этажи соединялись лестницей. Пространство для зрителей (cavea) закрывалось брезентом или веларием и могло вместить около 23 000 зрителей, которые могли наблюдать гладиаторские и подобные им бои и нередко кровожадные сцены со зверями с лестницы, окружавшей всю центральную плоскую площадку - арену.

Всего к амфитеатру вели 15 проходов. В четырех башнях на внешнем фасаде были двойные лестницы, ведущие на верхние этажи. В каждой из четырех башен было по два резервуара для воды и устройства для распыления ароматизированной воды по зрительному залу. Под ареной в направлении ее длинной оси находилось помещение, потолок которого поддерживали колонны и пилястры, и в котором размещались приспособления для устройства сцены. Под полем боя была система каналов для сбора воды, которая стекала в море. Также были обнаружены остатки коридора, ведущего на северо-восток, который, вероятно, соединял амфитеатр с расположенным в непосредственной близости от него зданием для гладиаторов, остатки которого не были обнаружены.

Помещения для животных располагались в торцах подземного помещения амфитеатра, протянувшегося по большей оси амфитеатра в направлении север-юг. Помещения для животных соединялись переходом с центральным подземным помещением. Рядом с мощеным атриумом с южной стороны амфитеатра располагалась небольшая пристань и святилище богини Немезиды. Церемониальный зал располагался в западной части и имел доступ к двум входам со стороны моря через узкий сводчатый коридор. По обеим сторонам церемониального зала располагались залы почета, а перед всеми ними, вплотную к внутренней подпорной стене террасы, находилась небольшая святыня, скорее всего, посвященная Митре.

Благодаря специфике конструкции Пульский амфитеатр можно использовать для изучения традиционных способов и методов строительства в древности, что делает его уникальным и значительно отличающимся от других в мире. Особого внимания заслуживают опоры, которые использовались для покрытия амфитеатра веларием, защищавшим зрителей от дождя и солнца, что подтверждается редко сохранившимися элементами конструкции на примере Пулы.

Амфитеатр Пулы

История

Строительство
Строительство Арены происходило в несколько этапов в течение 1 века. Считается, что уже во времена императора Августа на том же месте стояло подобное, но меньшего размера и преимущественно деревянное здание. В период правления династии Флавиев (Веспасиана, Тита, Домициана) во второй половине I века Арена была дополнительно расширена, а деревянные части заменены каменными, и Арена приняла свой нынешний вид. Никаких подробных сведений ни о точном времени и продолжительности строительства, ни о строителях не известно: как исторические, так и археологические источники об основном назначении амфитеатра весьма скудны. Интересно, что примерно в то же время в Риме, Италия, строился Колизей.

До сих пор до конца не известно, зачем римляне построили в Пуле такое монументальное здание. Одна легенда гласит, что амфитеатр в Пуле был построен императором Веспасианом в честь своей возлюбленной Антонии Сениды, владевшей недвижимостью в Пуле.

Легенда о строительстве Дивич-града
В древние времена Истрию населяли феи. По ночам они танцевали на лугах и лесных полянах, иногда появлялись перед простыми людьми, но никогда никому не причиняли вреда. Феи из истрийских легенд могут осчастливить человека, и часто они строители. Говорят, что феи построили Арену в Пуле. Всю ночь они таскали из Учки камни, складывали их, и так строчка за строчкой создавался их город Дивич-град (старославянское название чуда – дивич). Но поскольку феи — создания ночи, они могли строить только до тех пор, пока не пропел первый петух. Феям пришлось прекратить работу и убежать, чтобы их не увидели люди. Их Дивич-град остался недостроенным, поэтому сегодня Арена без крыши. По всей Истрии, от Учки до моря, остались разбросаны огромные камни, которые феи несли для установки на Арене, но их потревожил петушиный голос, и феям пришлось бросить камни на то место, где они оказались.

Эта легенда, вероятно, возникла в результате благоговения, которое амфитеатр вызывал у всех вновь прибывших в Истрию, в том числе у славян, которые, как и другие, считали его чудом. Так Арена получила свое народное название - Дивич-град, потому что "дивич" означает чудо, а этимологически не имеет ничего общего с "дивой", т.е. феями. Интересно, что римские строители сделали то, что не смогли сделать виллы из легенды: на четырех башнях разместили приспособления, затягивающие веларий — брезентовую крышу, защищавшую зрителей от палящего солнца.

Судьба Арены в средние века
Неоспоримых исторических следов убийства первых христиан для пуланской арены нет, но более поздняя легенда о св. Герману рассказывает, что в 284 году его судили в амфитеатре, а затем солдаты увезли его из города, где обезглавили. Амфитеатр служил своему первоначальному назначению до V века, когда император Гонорий запретил гладиаторские бои. Драки между осужденными, особенно приговоренными к смертной казни, и дикими животными продолжались до 681 г., когда они также были запрещены.

После падения Западной Римской империи и в средние века амфитеатр в основном использовался для выпаса скота, которым кормилось местное население, а иногда проводились ярмарки и рыцарские турниры, организованные мальтийскими рыцарями. Кроме того, во время венецианского правления Пулы Арена иногда использовалась для проведения ярмарок, но поскольку экономика Пулы с 14 века находилась в упадке из-за сокращения населения, значение амфитеатра также уменьшилось. Однако тот факт, что Пула не могла развиваться как город, порт и промежуточный центр из-за малярии, привел к почти полному застою в строительной отрасли, так что, возможно, это также спасло наружную облицовку стен Арены, которая до сих пор стоит как гордый венец кружевной конструкции арочных и квадратных «окон», молчаливо свидетельствующих о былом величии, великолепии и роскоши прошлого.

Выживание, несмотря на опасности
Несколько раз на протяжении истории амфитеатр в Пуле находился под угрозой полного исчезновения.

На протяжении всей истории люди часто использовали каменные блоки, встроенные в амфитеатр, для строительства и ремонта собственных домов. Они даже убрали железные прутья, которые придавали внешней стене дополнительную прочность. В качестве строительного материала были взяты большие блоки ступеней зрительного зала, которые должны были составлять несколько тысяч кубометров, так что Арена фактически превратилась в большой и легкодоступный склад прекрасно обработанного камня. Около 1260 года патриарх Аквилеи установил штраф для тех, кто использует каменную конструкцию амфитеатра.

В 1458 году городской совет Пулы запретил использование материалов Арены, а также продажу частей здания, после того как большая часть арены была буквально включена во дворцы и площади венецианцев.

В 1583 году Венецианской республике пришла в голову идея «разобрать» амфитеатр и собрать его заново, но уже в Венеции. К счастью, против этого безумного плана выступил видный венецианский сенатор Габриэле Эмо, так что «переноса» Арены не произошло. Благодарные жители Апулии разместили на северо-западной башне Арены табличку с фамильным гербом и благодарственной запиской на латыни, которая гласит:
"ANTIQVISSIMVM VRBIS AM / PHITEATRVM GABRIELI EMO PE / TRI FILIO VENETO SENATORI / OPTIMO AC PRACLARISSOVNI / VERSA POLÆ CIVITAS PERPETVÆ / OBSERVANTIÆ MONVMENTO / DICAVIT MDLXXXVII."

Угроза целостности Арены повторилась в XVII в., когда венецианцы предложили военному строителю Антуану де Виллю, только что построившему крепость на центральном холме, в целях экономии средств государственной казны для строительство форта на островке св. Андрие в заливе Пула, используйте камень от памятника. Но из уже упомянутого текста де Вилля «Выдающемуся правителю Венецианского государства» мы узнаем, что де Виль горячо выступил против такой идеи со многими аргументами и заключил словами:
«Пусть она (Арена) стоит — как источник гордости для жителей, как чудо для вновь прибывших, как памятник древним, для великой Республики! "

В последний раз амфитеатр использовался в качестве источника камня в 1709 году для строительства фундамента колокольни собора Пулы.

Впечатления посетителей
Амфитеатр был также объектом интереса всех тех, кто в прошлом случайно или намеренно приходил в Пулу, многие только потому, что кораблям в гавани Пулы иногда приходилось ждать попутного ветра, чтобы продолжить свой путь. Тем не менее, даже такие случайные посетители распространяли весть о существовании великолепных античных памятников Пулы, среди которых Арена, благодаря своим размерам и сохранности, безусловно, имела статус чуть ли не торговой марки. Себастьяно Серлио и Андреа Палладио прорисовали детали конструкции и отделки, те немногие украшения, которые составляют игру света и тени на поверхности облицовки стен. Джанбаттиста Пиранези интересовался Ареной как памятником, руиной, руиной в столь же запущенном ландшафте, Луи-Франсуа Кассас рисовал документальный фильм, Томас Алласон — романтически. Каждый период переживал Арену по-своему, поэтому и сегодня имеет свое отношение к памятнику, которое, пожалуй, проще всего описать как лето, переполненное посетителями, которые с любопытством заглядывают в каждый уголок, взбираются на каждый уступ, северо-западную башню, откуда можно увидеть ближайшие окрестности памятника, которые сегодня утопают в суете городской ткани.

Реконструкция Арены
Генерал Огюст Мармон, французский губернатор иллирийских провинций, начал реконструкцию Арены. В 1816 году реконструкция была продолжена тичинским архитектором Пьетро Нобиле, которому эта задача была поручена императором Австрии Франциском I.

В 1932 году зрительный зал был перестроен только с одной стороны амфитеатра, но и эта часть была лишь половиной первоначального зрительного зала, который изначально был разделен на два этажа или мениан. Таким образом, амфитеатр стал местом театральных представлений, военных церемоний и массовых собраний. В нынешнем состоянии он может вместить 5000 зрителей.

Последняя реконструкция Арены была в середине 1980-х годов. Считается, что непрофессиональная реконструкция в 1980-х годах «заслужила» то, что сегодня Арена не входит в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Ведется новая реконструкция (начата в 2008 году), которая будет проходить в несколько этапов, и предполагается, что она продлится около 20 лет.

 

Арена сегодня

Сегодня арена является первоклассной туристической достопримечательностью не только Пулы, но и всей Хорватии. Однако совершенно очевидно, что он недостаточно используется для туризма. Ежегодно арену посещает около 300 000 посетителей, а годовой доход составляет около 1 миллиона евро. Для сравнения, римский Колизей ежегодно посещают более 5 миллионов посетителей с доходом в 32 миллиона евро.

С 1954 года Пульский фестиваль полнометражных фильмов проводится на Арене каждый год, но после распада Югославии он потерял блеск и гламур, которые были до этого.

Также сегодня Арена является магнитом для популярных мировых музыкантов: Лучано Паваротти, Андреа Бочелли, Хосе Каррерас, Хамирокай, Анастейша, Эрос Рамазоти, Нора Джонс, Цуккеро, Шинейд О’Коннор, Элтон Джон, Стинг, Майкл Болтон, Иль Диво, Ману Чао.

Арена также появляется в фильме « Тит» (1999), экранизации трагедии Шекспира « Тит Андроник» .

В бывшем гипогее (пространство под ареной, где размещались дикие звери и гладиаторы) сегодня устроена постоянная экспозиция «Оливки и виноградарство Истрии в древности», обогащенная реконструкциями машин для производства масла и вина (мельницы , прессы, отстойники) и амфоры, служившие тарой для перевозки масла и вина.

С арт-инсталляцией «Галстук вокруг Арены» в 2003 году картина самого длинного в мире галстука, обернутого вокруг Арены, обошла весь мир. Таким образом, галстук длиной 808 м и весом 800 кг попал в Книгу рекордов Гиннесса.

Другие римские амфитеатры на территории сегодняшней Хорватии
Хотя Арена в Пуле является крупнейшим и лучше всего сохранившимся римским амфитеатром в современной Хорватии, она ни в коем случае не единственная. Безусловно, важное место занимает амфитеатр в сегодняшнем Солине близ Сплита, а в римские времена Салони, который веками был центром римской провинции - сначала Иллирии, а затем Далмации. Учитывая важность и размер Салоны, неудивительно, что во второй половине II века римляне построили довольно большой амфитеатр (126 х 102 м, с южной стороны он имел целых 3 этажа), который мог вместить от 15 000 до 18 000 человек. Амфитеатр пережил разрушение Салоны, но венецианцы снесли его в 17 веке, чтобы он не служил убежищем для турок. Дальнейшее разорение продолжило местное население, которое забрало камень для своих строительных нужд. Сегодня от амфитеатра остались только руины. Позже его засыпали землей, и об амфитеатре забыли. Он был обнаружен только в 1846 году. Известные археологи, такие как Дон Фране Булич и датский археолог Эйнар Диггве, внесли свой вклад в исследования амфитеатра Солин.

Помимо амфитеатра Солина, в более старой литературе упоминаются амфитеатры в Эпидавуме (сегодня Цавтат), Ядере (сегодня Задар), Эквуме (сегодня Читлук возле Синя) и Бурнуме (недалеко от Книна).