Памятник Бисмарку, Бремен

 

Памятник Бисмарку в Бременском соборе — бронзовый конный памятник, посвященный в 1910 году бывшему канцлеру Отто фон Бисмарку, умершему в 1898 году. Сделать это в 1904 году было поручено известному мюнхенскому скульптору Адольфу фон Хильдебранду.

Памятник находится под охраной памятников Бремена с 1973 года.

 

Бисмарк и Бремен

Отто фон Бисмарк (1815–1898), прусский политик и канцлер с 1871 по 1890 год, пользовался большим уважением как «железный канцлер» среди консервативной буржуазии, прежде всего из-за его роли в основании Рейха, даже после того, как он был смещен с должности кайзером. Вильгельм II в 1890 году был. Его отношения с официальной политикой Бремена не всегда были безоблачными из-за расхождения интересов в колониальной политике и вопросах коммерческих тарифов. Тем не менее в Бремене, как и в других непрусских государствах, его считали символом национального единства. Были установлены сотни памятников Бисмарку, некоторые при жизни канцлера, но в основном после его смерти 30 июля 1898 года.

 

История происхождения

Всего через три недели после смерти Бисмарка комитет, инициированный мэром Альфредом Доминикусом Паули и бизнесменом Францем Шютте, собрался в Бремене, чтобы собрать пожертвования: «Наш город должен иметь памятник принцу Бисмарку: как свидетельство неизменного почитания Бремена первого советника Бисмарка. первому немецкому кайзеру, как постоянное напоминание об объединении нашего отечества и провозглашение нашей непоколебимой преданности кайзеру и Рейху. Мы просим наших сограждан помочь нам установить в Бремене памятник, достойный князя Бисмарка».

Две личности определили дальнейшую историю планирования: Франц Шютте, как главный спонсор, отвечал за сбор необходимого пожертвования капитала, а когда в 1904 году собранная сумма в 207 000 марок была потеряна из-за банкротства банковской компании Штефана Люрмана. И Зон в течение 48 часов работал с сенаторами и торговцами, снова заплатив ту же сумму. Густав Паули, сын мэра, директор Кунстхалле и наставник усилий художественной реформы в Бремене в начале 20 века, оказал решающее влияние на художественное оформление. Здесь также, как и в случае с его политикой приобретения музеев, ему пришлось защищаться от оппозиции со стороны консервативных кругов и их представителя Артура Фитгера. Сначала было расположение. От места в валах отказались, в том числе, во избежание обвинений в «мелком подражании» гамбургскому памятнику Бисмарку. Либфрауэнкирхоф уже был выбран для запланированного памятника Мольтке. Так оно и оказалось в Домсгофе, особенно когда скульптор Адольф фон Хильдебранд, первоначально вызванный в качестве эксперта, предложил в 1904 году конную статую для северо-западного угла собора, которую он сам вскоре заказал. Четыре года спустя он был завершен и открыт 9 июля 1910 года. Шестиметровый постамент, спроектированный Карлом Саттлером, облицован известняком из Унтерсберга, бронзовое литье конной статуи было выполнено фирмой Gladenbeck & Sohn в Берлине.

В 1942 году мемориал был замурован с северной стороны собора, чтобы защитить его от военных действий. Лишь в 1952 году он был восстановлен, несмотря на сопротивление некоторых членов СДПГ, но по инициативе мэра Вильгельма Кайсена (СДПГ).

 

Значение

Единственный памятник, изображающий Бисмарка в виде конной статуи, изображает рейхсканцлера на шестиметровом каменном постаменте из унтерсбергского известняка в шлеме и слегка стилизованном мундире его кирасирского полка. Отдельные фигуративные элементы, соответствующие высокому расположению, моделируются мощно и компактно. Голова лошади, повернутая в сторону двора собора, придает группе живость. Свиток, который держат в правой руке, интерпретируется как конституционное письмо. Конная скульптура Бартоломео Коллеони работы Андреа дель Верроккьо, установленная перед Сан-Заниполо в Венеции в 1493 году, безусловно, послужила формальным вдохновением для выбора типа памятника и выбора места. В описаниях снова и снова подчеркивается удачный выбор места. Не теряя связи с архитектурным телом башни собора, памятник своим основанием, подчеркивающим вертикаль, образует своеобразный шарнир в месте стыка углов соборного двора и рыночной площади. Со многих точек зрения памятник можно увидеть с самых разных точек зрения и меняющихся архитектурных отсылок.