Церковь Св. Мартини, Бремен

Церковь Св. Мартини (нижненемецкое Sunte Marten) в старом городе Бремена (не путать с церковью Св. Мартини в Бремен-Лезуме) расположена в непосредственной близости от Везера над корабельным причалом на Шлахте и названная в ее честь одна из старейших церквей города. Кирпичное здание в стиле поздней готики сильно пострадало в 1944 году и было восстановлено после Второй мировой войны. Он принадлежит к евангелистско-реформаторской общине Св. Мартини.

С 1917/1973 года здание является памятником Бремена.

 

История

Общая история

История основания Св. Мартини восходит к жалобам быстро растущего с середины XII века населения (около 10 000-15 000 жителей около 1200 г.) на духовную недостаточность. Стефаникирхе была добавлена ​​к первой приходской церкви Св. Файта, нынешней церкви Богоматери, в 1139 году, которая также обслуживала деревни вниз по Везеру. После постройки городской стены в конце XII века она первоначально находилась за пределами стен, но в ее район входила и территория внутри первого кольца стен. 31 июля 1227 года папа Григорий IX. бременскому архиепископу Герхарду II для устранения существующих недовольств, что в 1229 году привело к пересмотру границ прихода. Помимо Богоматери, были определены новые приходы св. Ансгария и св. Мартини.

Таким образом, первое документальное упоминание о Св. Мартини как о независимом приходе датируется 1229 годом. Он был назван в честь Св. Мартина (около 316–397 гг.), который стал епископом Тура в 375 г., а затем стал национальным святым франков.

Сен-Мартини находился на острове между рукавом Бальге Везера и основным потоком Везера. Этот Мартенсвердер также составлял большую часть закрепленного за ним приходского округа. Сначала оно находилось за городской стеной, что давало путешествующим купцам и экипажам кораблей возможность ходить в церковь даже после закрытия городских ворот (Рыбацких ворот – porta piscatorum, позже известных как Первые боевые ворота). Несмотря на постройку оборонительной стены на берегу реки в 1371 году и несколько раз приподнимание пола, церковь снова и снова страдала от наводнений. Это также отражено в старом стихотворении: Sunt Marten – куда ветер дует далеко; wo't Water döer gegeht (Санкт-Мартин – куда дует ветер; куда проходит вода).

Прямо в районе прихода Мартини находился Шюттинг, построенный на северном берегу Бальге и на южной стороне рыночной площади, резиденция Купманов в Бремене, купеческой гильдии и их могущественных старейшин. На протяжении веков Св. Мартини считалась церковью купцов, а также называлась «Оллерманнскарк» в честь Старшего народа.

 

Строительная площадка

Из-за расположения на берегу реки Везер строительную площадку для строительства первой церкви пришлось значительно завалить и укрепить, и с течением времени несколько раз возникала острая опасность обрушения. Уровень паводка в интерьере церкви с марта 1881 года указан на табличке в передней части южного придела. Постановление Везера, проведенное между 1887 и 1892 годами, имело разные последствия: понижение русла реки снизило риск наводнений во время внутренних наводнений. Значительно увеличившийся диапазон приливов в старом городе Бремена теперь составляет четыре метра, а также приводит к тому, что уровень грунтовых вод поднимается вдвое и дважды падает в течение 23 часов. Для дубовой свайной решетки под фундамент, как и во всех подобных случаях, понижение уровня грунтовых вод представляет опасность, поскольку древесина начинает гнить, когда уже не находится под водой.

 

История строительства

Во-первых, церковь Св. Мартини была построена как базилика, в основном построенная из кирпича, а старая приходская церковь Богоматери была преобразована из романской базилики в раннеготический заловый храм, в основном с облицовкой из песчаника. С центральным нефом длиной 38,60 м и общей шириной 24,50 м церковь Св. Мартини была самой маленькой приходской церковью Бремена. На (юго) востоке у него была главная апсида в центральном нефе и боковые апсиды в боковых нефах.

Из-за небезопасного расположения здания со стороны Везера башню разместили асимметрично перед северным нефом. На строительном стыке между слегка выступающей башней и северной стеной нефа более молодая кладка нефа была соединена со старой каменной башней с момента преобразования в зальную церковь. Фасадные стены нижнего этажа башни разделены каждая на три больших экрана пилястрами и остроконечными арками из песчаника, фон которых выполнен из кирпича. Этажи башни наверху обращены на (северо-запад) песчаником, остальные три стороны башни украшены кирпичом.

На башне можно найти самую старую внешне узнаваемую кладку церкви. Археологически доказаны также остатки северной стены нефа и хора, двух апсид и оснований двух аркадных колонн, которые больше не различимы над землей.

Уже во второй половине 13 века своды пришлось обновлять из-за размягченного грунта и повреждений от наводнений. К этому периоду относятся выпуклые ребра свода центрального нефа, выполненные из песчаника.

После укрепления зубчатых стен в 1371 году она была преобразована в зальную церковь с 1376 по 1384 год. Это соответствовало общей тенденции того времени, но, вероятно, было вызвано значительными повреждениями боковых проходов. Оба боковых нефа были расширены до хорового отсека, к нему были прикреплены еще один прямоугольный отсек и многоугольное перекрытие. Состояние южного придела, который был перестроен первым, было настолько плохим, что ткань здания была полностью заменена. После южного нефа и хора был перепроектирован северный неф. Затем, вплоть до середины XV века, центральный неф и южный придел расширялись до уровня западного края башни.

Конструкция крыши зала состоит из поперечных крыш, которые на длинных сторонах нефа заканчиваются фронтонами, украшенными ширмами. Со стороны земли фон экрана оштукатурен, со стороны Везера виден кирпич. Крыша алтаря имеет фронтон, обращенный к нефу.

В середине XVI века к югу от хора был построен дом проповедника со ренессансным ступенчатым фронтоном, который сегодня называется Неандерхаусом по имени его самого известного жителя. Для этого ранее поставленный по диагонали «юго-восточный столб» нефа был перенесен на «южную сторону» и к нему сужено примыкающее к нему самое восточное южное окно.

Сегодняшний вестибюль северного (восточного) портала стоит на месте подаренной купцами Мариенкапеллы.

Лишь в 19 веке западные пристройки нефа были преобразованы в общественный зал.

5 октября 1944 года это кирпичное здание в стиле поздней готики сильно пострадало во время одной из ночей бомбардировок Второй мировой войны. Церковь сгорела, все крыши обрушились. Обрушились четыре свода, а также два из четырех фронтонных треугольников со стороны Везера. Колоковая система тоже не выдержала огненной бури.

Реконструкция началась 12 января 1952 года, в которой также приняло участие правительство Бремена. Спустя более чем восемь лет, 17 декабря 1960 года, церковь была открыта. Слышимость произнесенной речи сегодня поддерживается с помощью системы усилителей.

Все здание церкви, включая примыкающий к нему дом священника, теперь имеет длину 60 м и ширину 31 м. Продольная ось здания проходит с северо-запада на юго-восток, отклоняясь от точного направления запад-восток примерно на 47,5 °.

Сегодня высота башни составляет 62 м, ширина 9 м с флюгером высотой 3,5 м. Башенные часы находятся на высоте 33 м (середина циферблата).

 

Название

Церковь Мартини, нижненемецкий Sunte Marten, была названа в честь святого Мартина Турского (около 316/317–397 гг.), третьего епископа Тура.

В Бремене это имя ассоциируется с
улицы Мартинскирххоф и Мартинистрассе в старом городе Бремена,
Школа Мартини, существовавшая в приходе Св. Мартини с 16 века до 1886 года, когда она перешла во владение прихода,
пирс Мартини на Везере, прямо перед церковью,
Мартинсхоф 1953 года, который, являясь ядром бременской мастерской, предлагает работу и жилье для людей с ограниченными возможностями в рамках собственного предприятия Бремена,
Улица Мартиншейде в Бремен-Вегезаке получила свое название в 1972 году в честь строительства защитных мастерских Мартинсхофа.

 

Меблировка

Сегодня драгоценностями церкви являются инвентарь, вывезенный еще до войны, в частности футляр для органа, восстановленный во всех деталях и оригинальной окраске, деревянная кафедра с богатой резьбой и две люстры 17 века.

После реконструкции прежние белые окна были заменены цветными. Окно Мартина в северном нефе, восемь окон в хоре и так называемое высокое окно в южной стене были спроектированы на раскрашенном вручную стекле бременской художницей Элизабет Штайнеке. Гербовые окна в проходах — новое творение художника из Ворпсведе Вернера Роде.

 

Уничтоженное оборудование

Некоторые элементы церковного интерьера, формировавшие его до момента бомбардировки, не были заменены во время реконструкции: хотя церковь Мартини была единственной приходской церковью в центре города, которая не была коллегиальной, до Реформации она получила хоры. После Реформации были устроены галереи, чтобы все прихожане могли сидеть и принимать участие в службе. Они улучшили акустику, но ухудшили простор нефа зала.

 

Кафедра

После органа кафедра является самым ценным сохранившимся оборудованием. В церковной учетной книге указано, что «de nie predichstoel» (новый проповеднический стул) был изготовлен в мастерской бременского «снитгерса» (резчика) Германа Вульфа в 1597 году. Вульф впервые упоминается в 1583 году и в последующие десятилетия часто появляется в отчетах ратуши и Сен-Мартини.

Пять из семи добродетелей изображены в смелом движении в виде небольших скульптур на боковых поверхностях богато украшенной корзины кафедры, разделенной четырьмя колоннами: благоразумие, любовь к Богу, справедливость, надежда и храбрость. Головы ангелов вверху на декоративных полосках, маски и подвески-фрукты внизу. Изысканность резьбы со временем была скрыта под многими слоями краски и позолоты, и как только дерево обнажилось, новая окраска не производилась.

Во время генеральной реконструкции церкви в 1980 году кафедру вернули в середину нефа и пристроили новую лестницу. Части оригинальной лестницы кафедры, построенной Германом Вульфом в 1601 году, были включены в новую винтовую лестницу, ведущую в органную галерею. От звукового покрытия, которое раньше было выполнено в виде короны, сохранились только пять венчающих орнаментальных частей, резьба эпохи позднего барокко.

 

Орган

Первый орган Святого Мартини упоминается в документе еще в 1563 году. В 1603 году органному мастеру Мартену де Маре из Нидерландов было поручено обновить орган. Он получил руководство и был расширен на несколько регистров. Герману Вульфу было поручено работать над новым футляром для органов в 1603–1604 годах. Особо упоминается «дан посетиф с шишечками» и за 1605 год «под органной работой Деленбрет с подвешенным под ним листеном, слово шпроек, составленное гульденовыми буквами».

Работа де Маре продлилась недолго, поскольку уже в 1615 году люнебургскому мастеру Кристиану Бокельману был заказан новый орган с двумя руководствами (главный орган и Rückpositiv) и педалью, что также упоминает об обширных декоративных работах, не отличающихся должным образом речь шла не только об органной работе, но и о проспекте. Неясно, заменил ли Бокельман орган и проспект между 1616 и 1619 годами или только радикально изменил их. По сравнению с кафедрой «почерк» Гермена Вульфа можно узнать лишь в нескольких изящных фигурах, а нынешний футляр для органов определенно был бы слишком большим для его органа, работающего одним ручным управлением.

Знаменитый гамбургский органостроитель Арп Шнитгер отремонтировал и частично обновил орган между 1707 и 1709 годами. Дальнейшие изменения были внесены в 1748 году Эразмом Бильфельдтом, в 1758 году Генрихом Вильгельмом Экманом и в 1834 году Отто Бистерфельдом.

Органный фасад на рубеже между ренессансом и ранним барокко считается одним из самых красивых в своем роде в Северной Европе. Его план этажа с высокими трубчатыми башнями, множеством выступов, углублений и углов доминирует над западной стеной интерьера с интенсивной цветовой гаммой, чередованием светлых, синих, красных и золотых тонов на черном или светлом фоне. Показана связь земного и «небесного Иерусалима». Два ангела и псалмопевец царь Давид венчают выступающую спину, поддерживаемую украшенной колонной. Над ним восседает «небесный город» со своими башнями.

Орган 1894 года (П. Фуртвенглер и Хаммер) был полностью разрушен в результате войны в 1944 году. В отличие от дела с органами, его нельзя было передать на аутсорсинг. После того, как церковь была перестроена в конце 1950-х годов, производители органов Юрген Аренд и Герхард Брунзема из Леера в Восточной Фрисландии создали в 1962 году новый инструмент. Он имеет 33 регистра с 2277 трубами на трех мануалах и педали. Орган отличается особенно красочным, мягким звучанием с выраженным основным тоном и яркими обертонами и, таким образом, приближается к звуковому идеалу 17-18 веков. В 2004-2005 годах орган был капитально отремонтирован и оснащен настройкой Баха/Кельнера. Сейчас он считается органом, прекрасно подходящим для исполнения органных произведений Баха. Звуковой спектр варьируется от полного «пленумного» звука до отдельных частей, соответствующих инструментам эпохи Возрождения и барокко (таким как крамгорн, дульциан, труба или тромбон). Это означает, что богатый органный репертуар времен расцвета северогерманского органного искусства может найти идеальное представление, поддержанное превосходной акустикой церкви Св. Мартини.

 

Хор

Возвышающийся алтарь в стиле поздней готики, обращенный на восток, был построен между 1376 и 1384 годами. Два его крестовых свода украшены фигурными торцевыми камнями, а каждая из нижних капителей украшена разными мотивами. Выразительный краеугольный камень в своде апсиды, поднятый из-под обломков рухнувших крыш, изображает благословляющую фигуру Христа как судьи мира и, несмотря на серьёзные повреждения, демонстрирует тонкую резную работу каменщиков и скульпторов того времени. время.

Как выражение реформированной трезвости и строгости св. Мартини, в передней части этой комнаты стоит лишь простой греческий медный крест, восседающий на троне над «земным шаром», залитым светом.

Разделительную линию между алтарем и остальной частью нефа образует деревянный главный алтарь с тяжелой бронзовой семирожковой настольной лампой, символизирующей полноту и совершенство Бога. На алтарной Библии, которая когда-то лежала на столе для причастия, под обложкой была следующая надпись с автографом богослова и лауреата Нобелевской премии мира Альберта Швейцера: «Те, кем движет Дух Божий, являются детьми Божьими. Если читать эту Библию во время службы, пусть Дух Божий тронет сердца людей и даст им возможность управлять ею.

 

Окно в хоровом зале

В первом окне изображена история творения: грехопадение человека и изгнание из рая, Адам работает на полях в поте лица своего, Каин из зависти убивает своего брата и изгоняется из мира в беспокойство. Потоп уничтожает человечество, только Ной, который по велению Бога строит ковчег, переживает катастрофу со своей семьей и парой животных.

Во втором окне названа вера во Всевышнего. Сравнение ветхого и нового завета Бога с человеком. В верхней части окна это иллюстрируется Моисеем со скрижалями Десяти заповедей и их толкованием через Нагорную проповедь Иисуса Христа.

В третьем окне показаны фигуры из Ветхого Завета. Оно дает ясное изложение пророчеств об обещанном Мессии.

Четвертое окно с фиолетовым основным оттенком показывает Благовещение Марии, рождение Иисуса Христа, свадьбу в Кане, исцеление больных, насыщение 5000, воскрешение Лазаря, помазание в Вифании, омовение ноги, поцелуй Иуды и отречение Спасителя через Петра, страдание и распятие Сына Божия.

«Воскресший из мертвых!» Пятое окно – пасхальное окно. На нем показана история воскресения согласно 20 и 21 главам Евангелия от Иоанна. Пустая гробница, явления воскресшего Христа и его вознесение на золотое небо, причем золото выражает мудрость и Царство Божие.

Шестое окно символизирует радость Пятидесятницы. Святой Дух изливает на учеников свой свет из пятидесятнического красного узора. Четыре евангелиста, Матфей со знаком крылатого человека, Марк (лев), Лука (бык) и Иоанн (орел), чьи символы также встречаются на фурнитуре входной двери церкви, записывают все, что они знают об Иисусе Христе. . Из первых собраний Петра и Павла возникает церковь. На изображениях также представлена ​​Римско-католическая церковь с ее иерархией: Папа Римский, кардинал, епископ, монах и монахиня. Жизнь в общине представлена ​​проповедью, совершением таинств, работой диаконии и входом людей на вечную родину.

Седьмое окно свидетельствует о первой главе Откровения (Откр. 1:12-16). Ниже представлены ангелы суда и притча о мудрых и неразумных девах, Иисусе Христе с детьми, вверенными талантами и блудным сыном. Внизу окна лежит зло в виде дракона, закованного в цепи.

В восьмом окне люди из всех народов приходят поклониться Господу Богу своему. Наверху — город с украшенными воротами и река живой воды, исходящая от престола Бога и Агнца, небесный Иерусалим.

 

Окно Мартина и рельеф Мартина

Самое большое окно в церкви находится на восточной стороне северного нефа. В нем рассказывается легенда о Святом Мартине во многих отдельных образах. Случай, когда Мартин поделился своим плащом с нищим, также изображен на средневековом рельефе из песчаника ниже.

В витрине также изображение сына офицера Мартина, после того как он стал христианином и отказался от военной службы с ружьем. Когда его обвинили в трусости, он поклялся перед римским императором, что пойдет в бой безоружным. Он изображен без меча и доспехов, держа в руках только крест, среди окружающих вооруженных солдат. На другом изображении он изображен основателем монастырской школы и бежавшим за море из-за богословских споров.

 

Высокое окно

На южной стене напротив входа находится Высокое окно. Он посвящен памяти Иоахима Неандера, который был одним из первых проповедников церкви Святого Мартина с 1679 по 1680 год, и его хорала Лобе ден Херрена, могущественного короля чести, который впервые прозвучал здесь. В нижней части картины вы можете увидеть Неандера за органом в окружении музицирующих и поющих людей. Над ним трубят ангелы и сияющий желтый цвет, символизирующий славу Божию.

 

Гербовые окна и эпитафии

На окнах боковых проходов изображены гербы строителей, работавших на Сан-Мартини с 1376 по 1959 год. В окне южного нефа можно увидеть герб Генриха Зобеля с датой 1591 года, начала его деятельности в качестве строителя. Избранный мэром Бремена в 1597 году, он подарил Неандерхаусу портал с эпитафией на юго-восточной стороне церкви, через который должен был пройти проповедник Мартини, когда входил в церковь из своей квартиры на пятичасовую службу для слуг. Соболья эпитафия над порталом была завершена в 1598 году.

Сохранилась вторая эпитафия на южной стене, подаренная советником Иоганном Хавеманном († 1578 г.) и его первой женой Геше, урожденной Трупе. Поскольку герб его второй жены отсутствует, предполагается, что памятник был установлен около 1565 года.

Еще четыре эпитафии были уничтожены в войне 1944 года:
Генрих фон Реден, родственник совета 1600 г. († 1602 г.)
Эпитафия, созданная после 1602 года, представляет собой строгую двухэтажную конструкцию с отдельно стоящими двойными колоннами. Большие рельефы с Воскресением Христовым на нижнем этаже и Вознесением на верхнем этаже. Фигуры выполнены в свободной форме, вытеснены из ниш и структуры архитектуры.
Арнольд Грёнинг , член совета 1602 г., мэр 1611 г. († 1617 г.)
Эпитафия раннего барокко в двухэтажном строении с боковыми портальными нишами. Религиозная тема воскрешения мертвых на нижнем этаже, над ней посмертное восхваление с гербом в верхней конструкции, на котором также изображены гербы двух женщин, Ильсабы Снедерманн († 1614 г.) и Энгеля Бредена. († 1626). Эпитафия Грёнинга была одним из самых монументальных и роскошных гражданских памятников, созданных в мастерской мастера Иоганна Пранге.
Иоганн Клампиус (Клэмп), член совета 1595 г., мэр († 1611 г.)
Яркий орнамент в стиле рококо и смело анимированные фигуры женских и детских гермов и кариатид.
Герман Мюллер , член совета 1612 г., строитель 1624 г. († 1628 г.)
Барочная эпитафия, обросшая фигурным декором, отдельно стоящими добродетелями и скорбящими, покоящимися на волютах. Модель выполнена из искусственного мрамора и окрашена в золото. Маленькие скульптуры и гербы превосходного мастерства.
На южной стене, справа и слева от двери в церковный сад с кованой решеткой, расположены две массивные настенные гробницы раннего средневековья.

 

Рельефы распятия

Два готических рельефа с распятием расположены в боковых приделах, а копия вделана и снаружи церкви. Самая старая, с солнцем и луной, оплакивающими распятого Христа, рядом с Марией и Иоанном, была сделана около 1440 года в двухмерной популярной манере ранних гравюр на дереве.

На втором рельефе, завершенном корзинчатой ​​аркой, отвечавшей атмосфере поздней готики с скученным расположением трех фигур, имеется трудночитаемая надпись Anno Domini 1474.

Противоположные главные порталы на северной и южной сторонах типичны для средневековых приходских церквей. В первые века мужчинам приходилось пользоваться южным порталом, а женщинам – северным. Великолепный готический портал на южной стороне имеет сильно профилированный косяк из разноцветных глазурованных фасонных кирпичей/фасонных камней и окружает боковыми колоннами тимпанное поле. Тимпан и боковые стойки изготовлены из мелкозернистого песчаника, который, вероятно, был добыт в карьерах верхнего Везера в районе Ребурга.

Тимпан, обрамленный остроконечной аркой и аркой-трилистником, изображает покровителя церкви в высокопластическом рельефе. Св. Мартин, одетый в знаки отличия своего поста епископа Турского, узнаваемы митра и посох, восседает на троне под балдахином в сопровождении ангелов с благовониями в руках. У его ног двое недавно умерших, воскрешенных святым, поднимаются из могил, согласно сообщению Сульпиция Севера в его Vita Sancti Martini. Значительное выветривание и неуклюжее моделирование затрудняют однозначную датировку; вероятно, он был создан во второй половине 13 века. С другой стороны, сегодняшние портальные стены, вероятно, были созданы только после преобразования в заловую церковь, то есть значительно моложе, чем скульптурные работы ранней готики.

 

Колокола

До 1917 года в Св. Мартини было три звонящих колокола, из которых самый старый, отлитый в 1772 году Иоганном Филиппом Бартельсом, оставался в башне после пожертвования военного металла, пока не был разрушен в ночь бомбардировки в октябре 1944 года. Он был отлит из плавки поврежденного колокола знаменитой Сусанны, изготовленного в 1393 году по заказу советника и строителя Донельды.

Все колокола, поставленные после Второй мировой войны, были отлиты на знаменитом бременском колокольном заводе Отто в Хемелингене. Через тринадцать лет после разрушения, в декабре 1957 года, были доставлены и установлены три новых колокола. Самый большой колокол С1, предназначенный для отбивания часа, массой 2250 кг, получил надпись, написанную Манфредом Хаусманном: «Я хочу почтить Тебя каждым тоном, дай нам, Господи, в награду мир. Разрушен 5 октября 1944 года, переработан в Адвенте 1957 года».

В 1962 году последовали еще шестнадцать колоколов карильона. Из 19 колоколов разного размера 17 входят в состав карильона, 5 используются также как звонильные. Два самых больших колокола c1 и d1 представляют собой чисто звонкие колокола. Говорят, что общая масса всех колоколов составляет 9500 кг. Все колокола были отлиты на литейном заводе Отто в Хемелингене, карильон произведен на фабрике башенных часов Eduard Korfhage & Sons в Буэре недалеко от Мелле.

На карильоне можно играть автоматически с помощью роликов, а также напрямую с помощью клавиатуры. Для изготовления роликов мелодия сначала проигрывается на клавиатуре, то есть каждой нотой в специальной пленке пробивается отверстие для соответствующего колокольчика. Во время воспроизведения металлические пальцы сканируют фольгу, соприкасаясь с каждым отверстием и вызывая тем самым звуковой сигнал. Пробивание новой фольги становится все труднее из-за отсутствия подходящих устройств, так что ожидается переход на электронное управление, что уже произошло со звоном колоколов.

 

Больше интерьера

На фурнитуре входной двери церкви изображены символы четырех евангелистов: Матфея со знаком крылатого человека, Марка (лева), Луки (тельца) и Иоанна (орла), которые также можно увидеть в шестом окне церкви. алтарь.
Прихожая, через которую посетитель попадает в церковь, в допротестантские времена служила часовней Девы Марии. Здесь каменные гербы советника Германа Мюллера (строитель 1624 г.) и купеческого старейшины Беренда Вагеда (строитель 1627 г.).
Две латунные люстры, свисающие с крестообразного потолка центрального нефа и на передней части которых изображен Святой Мартин в качестве так называемой накладной пластины, снова и снова с гордостью упоминаются в старых инвентарях и представляют собой фламандские работы примерно 1650 года.
Купель из песчаника, расположенная в непосредственной близости от амвоновой лестницы, еще 20 лет назад была украшением церковного сада. Время его происхождения неизвестно.
Жертвенный ящик на первом столбе у выхода свидетельствует о большой художественной силе. Это произведение в стиле чистого рококо, датируемое 1766 годом. Асимметричное настенное панно с надписью «Милые дары от Бога воздаются» элегантно сочетается с каменным комодом, покрытым усиками. Эта палочка для милостыни, вероятно, была изготовлена ​​в мастерской самого известного скульптора Бремена в стиле рококо Теофила Вильгельма Фрезе.
Фреска слева от коридора к северному порталу была написана около 1300 года и поэтому является одной из старейших в северной Германии. Это была единственная настенная живопись, уцелевшая при пожаре в церкви в октябре 1944 года, хотя и сильно фрагментированная. Он представляет собой группу распятия.

 

Духовная жизнь в Сен-Мартини

Еще в 1524 году – всего через семь лет после публикации 95 тезисов Мартина Лютера в Виттенберге и всего через три года после рейхстага в Вормсе – Иоганн Тиманн из Амстердама в Нидерландах был первым лютеранским проповедником, стоявшим на кафедре собора Св. Мартина. В 1534 году Тиманн создал первый в Бремене Реформационный церковный орден, который он лично подтвердил Лютером. Он поддерживал тесные контакты с реформаторскими кругами в Нидерландах, которые поддерживались и в последующие годы. Среди прочих, реформаторский проповедник Людвиг Кроциус подписал Бременские Дордрехтские статьи, составленные в 1618/19 году и в которых излагалось богословие реформатора Иоганна Кальвина, согласно которому земной путь человека предопределен Богом от рождения (доктрина предопределения), нашло свое выражение. С тех пор Св. Мартини стал евангелистом и реформатором.

После Реформации путь общины Святого Мартини определили многие конфессии. Известными проповедниками периода пиетизма были Теодор Андерейк (1670–1693) и Иоахим Неандер (1679–1680). В 19 веке Готфрид Менкен и Георг Готфрид Тревиранус выступали за библеизм, буквальное толкование формулировок Священного Писания. Тревиранус был соучредителем Внутренней миссии, Евангелического альянса и Конгресса Немецкой евангелической церкви; он представил подтверждение в северной Германии.

В 1867 году преемник Тревирануса, пастор Мориц Швальб, произвел перемены, которые вряд ли могли быть более драматичными. Швальб защищал либеральную, а позже даже радикальную социалистическую теологию, которую также продолжили пасторы Альберт Кальтофф и Эмиль Фельден в 20 веке. В 1904 году Калтофф пригласил американскую проповедницу Анну Говард Шоу выступить в церкви Святого Мартина. Шоу, вероятно, была первой женщиной, которая когда-либо проповедовала в церкви в Германии.

 

Церковь Мартини сегодня

Сообщество

Следуя давней протестантской традиции, приходы Бременской евангелической церкви в значительной степени независимы, поскольку пользуются свободой веры, совести и преподавания. Конгрегация Св. Мартини, которую следует считать богословски консервативной, сегодня представляет собой провозглашение «чистого библейского» слова. Ее исповедание, принятое в 1979 году, основано на Гейдельбергском катехизисе, трех символах ранней церкви (Апостоликум, Афаназианум и Никаенум), и она привержена Богословской декларации Бармена 1934 года. В 2010 году в нем было около 1300 членов. По данным СМИ, в воскресной службе принимают участие в среднем около 300 человек.

Конгрегация Св. Мартини отвергает рукоположение женщин. Церковный совет опирается на муниципальные правила. Там написано в разделе «VII. Служба в собрании и при собрании»: «…Так происходит призвание на пастырство по Священному Писанию по 1 Тим. 2,12 ЛУТ. ..."

В результате в июне 2008 года пастору Сабине Курт из Бремен-Валле не разрешили выступать с кафедры или в мантии на панихиде в церкви Св. Мартина. Эта строгая демаркационная практика конгрегации Мартини соответствует богословской программе бывшего пастора Мартини и почетного профессора STH Георга Хантеманна для «исповедующей церкви» в «Вызове модернизма»: «неизбежное прояснение христианского образа себя», который «несомненно, хизма внутри современного христианства».

Отказ благословлять однополые пары был закреплен в церковном постановлении, а также опубликован в церковном Интернете информацией о браках. В средствах массовой информации или с приходской кафедры приходской священник Олаф Латцель поставил гомосексуальность на один уровень с «ложью» или «жадностью», ссылаясь, среди прочего, на Библию. По сообщению ТАЗ, в 2006 году община предоставила гомофобным тезисам архиепископа Латвийской евангелическо-лютеранской церкви Яниса Ванагса достаточно места на своем сайте в разделе «Партнерство общины/города». В 2008 году Латцель предложил общественное помещение Немецкому институту молодежи и общества в качестве организатора весьма спорного семинара «Понимание гомосексуализма – возможность перемен» после того, как организация отозвала это мероприятие из тогдашнего «Кристиваля» в Бремене из-за общественного мнения. давление пришлось.

Если умерший «был членом протестантской церкви, но заведомо отверг или публично оскорбил свою веру в Иисуса Христа», ему грозит отказ в отпевании в церкви Святого Мартини. В кодексе общины не предусмотрены правила определения такого случая или варианты возражений для соответствующих родственников, но указано, что «пастор должен пастырски заботиться о родственниках».

 

Общественная жизнь

Службы с крещениями совершаются по воскресеньям в 10 часов утра и в другое время в праздничные дни. Услуги по уходу за детьми проводятся параллельно со службами в сопровождении детского сада.

В число музыкальных мероприятий входит час церковной музыки, в рамках которого совместно с Университетом искусств исполняются не только органные произведения, но и духовная музыка в исполнении певцов и инструменталистов.

Посетить церковь можно несколько дней в неделю утром после регистрации в приходской канцелярии.

 

Церковное руководство

Исполнительный совет в Св. Мартини состоит из трех строителей, избираемых церковным советом из числа его членов. Он выполняет постановления съезда и церковного совета. При ежегодной ротации один из строителей берет на себя должность управляющего застройщика. Он является публичным представителем общины и председательствует на заседаниях исполнительного совета, церковного совета и монастыря.

Строителями общины Санкт-Мартини являются (по состоянию на 2020 год):
Юрген Фишер – управляющий клиент, клиент по строительству
Михаэль Франке – финансовый клиент
Маркус Марзян – Клиент для администрирования

 

Выдающиеся пасторы и проповедники

Известные пасторы и проповедники церкви Святого Мартина и их сроки пребывания в должности:
Иоганн Тиманн (1525–1557), лютеранский богослов и первый реформатор в Бремене, в 1534 году создал первый в Бремене Реформационный церковный орден.
Людвиг Кроциус (1610–1628), реформаторский проповедник, профессор теологии и философии, подписал, среди прочего, Дордрехтские статьи, составленные в 1618/19 году для Бремена.
Филипп Цезарь (1628–1630), проповедник 1616 г. в Св. Ансгарии, профессор Иллюстрированной гимназии в Бремене.
Теодор Андерейк (1670–1693), пастор, писатель и пиетизм в немецкой реформатской церкви.
Иоахим Неандер (1679–1680), пастор, автор гимнов и композитор, создатель хорала Lobe den Herren, den Muchtigen König der Ehren.
Готфрид Менкен (1811–1825), важный представитель теологии возрождения.
Георг Готфрид Тревиранус (1814–1866), сооснователь Внутренней миссии, Евангелического союза и Конгресса немецкой евангелической церкви.
Мориц Швальб (1867-1894), либеральный борец за либеральную теологию.
Альберт Кальтхофф (1888–1906), соучредитель и первый председатель Немецкой ассоциации монистов.
Эмиль Фельден (1907–1933), теолог, социалистический и пацифистский политик и писатель.
Карл Рефер (1934–1947), теолог, фаворит нацистского регионального епископа Бремена Вайдемана.
Йоханнес Оберхоф (1948–1950), теолог, религиозный социалист, привлечен к ответственности за пацифистскую деятельность.
Георг Хантеманн (1957–1958 и 1974–1987), пастор или примарий пастора, профессор этики и апологетики и доктор богословия и философии.
Вольфганг Веховски (1958–1974), член Исповедующей церкви между войнами, представитель Бременской евангелической церкви в Совете по радиовещанию Радио Бремена.
Йенс Мотшманн (1987–2007), консервативный реформатский теолог и публицист.
Олаф Латцель (с 2007 г.)

Известные приглашенные проповедники:
Анна Говард Шоу, методистский проповедник, американская активистка за гражданские права и активистка за права женщин, проповедовала в церкви Святого Мартина в 1904 году и, вероятно, была первой женщиной, которой разрешили проповедовать в немецкой церкви.

 

Критика

Евангелическую общину несколько раз критиковали внутри и за пределами церкви за ее богословски обоснованные взгляды. В 2008 году пастору ее национальной церкви было отказано в кафедре, поскольку община не разрешает женщинам проповедовать. Отношение прихожан было встречено непониманием, особенно с учетом того, что в 1904 году женщине впервые в Германии разрешили проповедовать в церкви Св. Мартини. Церковь также выступает против церковного пастора. я. Ассоциация пасторов Бременской евангелической церкви резко осудила «запрет кафедры» для женщин; свобода преподавания, веры и совести бременских общин закончилась запретом на проповедь женщин, единством закона о пасторской службе, и, таким образом, должность проповедника была оставлена.

В январе 2015 года общину снова раскритиковали за «проповедь, в которой пастор Олаф Латцель назвал, среди прочего, мусульманский фестиваль сахара «ерундой», а обращение католиков с реликвиями «грязью». Евангелическая церковь Бремена публично дистанцировалась от этих заявлений, ее секретарь Ренке Брамс осудил проповедь и заговорил о «духовном поджоге». С другой стороны, правление общины Св. Мартини поддержало Латцеля в публичном заявлении, хотя Латцель извинился за любые оскорбления религиозных чувств.

В ноябре 2020 года Латцелю пришлось отвечать перед окружным судом Бремена. На семинаре по вопросам брака в октябре 2019 года, который позже был опубликован на YouTube, но затем удален, он назвал гомосексуализм «дегенеративной формой общества» и «достойной смерти» и объяснил, что признание транссексуальности «меняет всю нашу цивилизацию и культуру». ...] разрушать". Поэтому прокуратура Бремена предъявила Латцелю обвинение в подстрекательстве к мятежу. На семинаре по вопросам брака он высказывался так, что мог нарушить общественное спокойствие и разжечь ненависть к гомосексуалистам. Конгрегация, с другой стороны, заявила, что «своими заявлениями о практикуемом гомосексуализме на семинаре по вопросам брака Латцель никоим образом не нарушил обязательства, вытекающие из его рукоположения, [...] скорее выполнил свои обязательства перед общинным постановлением». был приговорен к штрафу, но подал апелляцию на приговор. 20 мая 2022 года районный суд отменил приговор. Заявления по-прежнему подпадают под действие свободы религии и свободы выражения мнений. Латцель выступил не против группы населения, а против гендерной теории и социологической концепции. Хотя его язык не способствует хорошему сосуществованию, он аргументирует это Библией. Однако дисциплинарные разбирательства со стороны Бременской евангелической церкви продолжались.