Церковь Св. Стефани или Св. Стивен, Бремен

Церковь Св. Стефани или Св. Стивен (нижненемецкое Sunte Steffen) — приходская церковь, расположенная в западной части старого города Бремена, которая с 1973 года является памятником архитектуры. Он образует городской центр старого города Стефанивиртель, который, за исключением церкви, был перестроен в современном стиле после того, как был полностью разрушен во время Второй мировой войны.

 

История и архитектура

Средневековье и раннее Новое время

Согласно Адаму фон Бремену, архиепископ Адальберт I основал около 1050 года, одновременно с Вильхади Пропштеем, наместник Святого Стефана на возвышении Бременской дюны к западу от тогда еще неукрепленного рыночного поселения, которое тогда называлось Штеффенсберг. 2] Архиепископ Адальберт II перенес Вильхадистифт в Стефаниберг (вероятно, уже не занимаемый общиной) в 1139 году и предоставил церкви, которую бременцы обещали построить там, приходские права жителям Бремена и деревням Утбремен и Валле. Сначала его называли Св. Вильхади и Св. Стефани или для краткости Св. Вильхади, но название Св. Стефани прижилось только во время Реформации.

Следы вероятно первой приходской церкви были обнаружены на западе нефа (под нефом и задней стеной башни и прилегающими частями старой западной стены) в виде следов стены и фундамента базилики с неф уже, чем нынешний.

В 13 веке церковь пришлось восстанавливать при Герхарде II после пожара. Это строительство, очевидно, было завершено от алтаря к уцелевшему западному фронту. План этажа имел явно неравномерное расстояние между колоннами и скошенные углы. Старые своды в хоре были еще выполнены из песчаника, младшие в центральном нефе — из кирпича. Фронтон хора в нижних двух третях состоит из песчаника, его фронтонный треугольник и фронтон трансепта изначально были построены из кирпича. Стилистическое сходство фронтона хора с фронтоном Ансгарикирхе, построенного в 1244 году, позволяет предположить, что раннеготическое преобразование Стефаникирхе произошло примерно в то же время. Слепые аркады, расположенные в треугольниках хоровых фронтонов обеих церквей с двойными арками и центральной консолью в качестве внутренней ступени, относятся к слепым аркадам на втором этаже башни северного Бременского собора.

В конце 14 века церковь была преобразована в псевдобазилику с незначительными изменениями трансепта и алтаря. Сохранились и своды центрального нефа. Столбы продольных аркад, ранее поддерживавшие, среди прочего, поперечные ребра шестипольного свода, были удалены. Остальные столбы были усилены. Новые, более высокие арки концов ковчега доходили чуть ниже основания свода нефа и несли поперечные ребра. От западного фасада до трансепта церковь была покрыта тремя параллельными продольными крышами. Судя по рис. 00001172p02 в базе данных памятников, раннеготический крест, по-видимому, сохранялся до 1891 года.

Южную башню пришлось ремонтировать в 17 веке. Он получил в 1644-1646 гг. контрфорсы по внешним углам, был увеличен и снабжен высокой остроконечной крышей. После пожара 1754 года он получил более простую пирамидальную крышу с небольшим наклоном. Со времен Средневековья существовало только одно основание северной башни, которое не было видно снаружи.

 

Историзм

В 1856 году южная башня получила неоготический верхний этаж и снова высокую скатную крышу.

В XIX веке выяснилось, что неф нуждается в значительном ремонте. Община решила снести и построить заново. Орден получил строительный офицер Конрад Вильгельм Хазе из Ганновера, специализирующийся на неоготике. В 1888/1889 году он создал базилику в переходном романско-готическом стиле с неороманскими боковыми нефами, в значительной степени сохранив трансепт и хор, существовавшие до 14 века. Чтобы сделать нефы как можно более правильными, он снес весь неф между передним пролетом западной стены и переходом и даже удалил старые фундаменты из неустойчивых валунов. Он поставил новые колонны и внешние стены на кирпичный фундамент. Хотя первоначальных планов не было, современники рассматривали снос и новое строительство как восстановление состояния зданий высокого средневековья. Северную башню и центральную часть западного фасада он спроектировал свободно.

Он также внес небольшие изменения в восточные части церкви. В XIII веке переход от песчаника к кирпичу для возведения фронтона хора произошел еще до завершения строительства высокой трехоконной группы, оконные арки, а также треугольник фронтона были выполнены из кирпича. Там, где в сетке швов на рисунке 1876 года еще виден кирпич, теперь находится песчаник, который отличается от выветрелых поверхностей и шероховатостей справа и слева от группы трех окон гладкими поверхностями и острыми краями. Северный фронтон трансепта, очевидно, был полностью обновлен ниже подоконников окон.

Как с трудом видно на фото 00001172h02 в базе данных памятников, южный фронтон сохранил ажурно украшенный центральный экран.

 

Община Стефани во время нацистской диктатуры

В эпоху нацизма община сопротивлялась вмешательству так называемых немецких христиан. Вместо замолчавшего пресвитерия в 1934 году был сформирован «Братский совет», состоящий из двух женщин и трех мужчин, принадлежавших к Исповедующей церкви. К ней присоединились оба пастора, Виард Розенбум и доктор. Густав Грайффенхаген (отец Мартина Грайфенхагена) и многие прихожане. Пастор Грайффенхаген был временно отстранен от работы и взят под стражу. После ранней смерти пастора Розенбума в 1937 году пастор Фриц Шиппер был «незаконно» нанят на его место: он не был признан ни немецко-христианским региональным епископом, ни региональной церковью, но ему платила община.

 

Военное разрушение и реконструкция

Во время Второй мировой войны церковь сильно пострадала в августе 1944 года во время авианалетов на Бремен. Зигфрид Флиднер исследовал руины и обнаружил на башнях начало первого романского нефа. Во время реконструкции 1947–1959 годов под руководством архитектора Артура Боте центральный неф был значительно упрощен по сравнению с состоянием 1891 года. Он оставил плоский бетонный потолок, который изначально рассматривался как временное решение, и не стал восстанавливать контрфорсы. В ходе реконструкции северный боковой неф стал отдельным богослужебным залом для меньшего количества посетителей. Остатки южного нефа были удалены. Южная башня сохранила свою вершину и была единственным зданием в районе, сохранившим крышу, но северо-западный угол верхнего этажа башни был оторван. При перестройке наводку упростили. Северная башня сгорела, но ее легко восстановить.

В сочельник 1992 года прозвенели три новых бронзовых колокола. Они происходят из колокольни братьев Ринкер в Синне и имеют названия: Творение (тон: d', 1520 кг), мир (тон: е', 1074 кг) и справедливость (тон: g', 689 кг).

 

Ключевые данные и оборудование

Размеры

Южная башня имеет ширину около 6 метров у основания и высоту 75 метров наверху. Меньшая северная башня имеет ширину около 7 метров и высоту 37 метров с золотой сферой на вершине крыши. Высота нефа составляет 24,5 метра.

Все здание церкви теперь имеет длину 57 метров и ширину 36 метров.

 

Орган

После пожара в церкви в 1754 году органостроителю Генриху Вильгельму Экману в 1763 году было поручено построить новый орган. В 1768 году он завершил здесь свое величайшее произведение, имевшее три мануала, педаль и 45 голосов. Резной футляр для органа был создан в 1768 году «Сниткером» Иоганном Крузебекером. В 1907 году орган был заменен совершенно новым производителем органов, Walcker & Cie (Людвигсбург), при этом корпус органа в стиле позднего барокко был сохранен. Части этого проспекта могли храниться до разрушения церкви в 1944 году и находятся на попечении Государственного управления по сохранению памятников.

В 1965 году церковь получила новый инструмент от гамбургской компании Rudolf von Beckerath Orgelbau.

 

Особенности осмотра

Разрушения и преобразования мало что оставили от художественной обстановки предыдущих веков. Фрагменты резного органного фасада 1768 года, превосходившего по красоте фасады Св. Мартини и Св. Ансгарии, вряд ли подлежат восстановлению. Сохранились три ценные латунные короны с надписями весом до 500 кг — подаренные благочестивыми соседями, мастерами и лодочниками 17 — начала 18 веков.

Шестичастная оконная мозаика алтарной стены, которую художник Фишерхуде Эрхарт Мицлафф создал в 1967 году под общей темой «Старый и Новый Свет», состоит примерно из 10 000 кусочков цветного стекла.

 

Название

Стефаникирхе, называемая на нижненемецком языке Sunte Steffen, была названа в честь святого Стефана (примерно с 1 по 36/40 гг. нашей эры). Его считают первым христианским мучеником. Однако после того, как она была передана капитулу Вильхади, какое-то время ее также называли церковью Вильхади, поэтому документы того времени следует читать с большой осторожностью.

Имена, полученные от имени покровителя церкви:

Стефаниберг, дюнный холм, на котором была построена церковь.
Стефанивифиртель (также называемый Штеффенсштадт), один из четырех исторических районов.
Мост Стефани через Везер
Стефаникирхвайде как бывшее церковное пастбище в Штеффенсштадте (сегодня часть Юберзеештадта)
Стефанитор («порта святые Стефани»):
сначала в 1284 году соединение обнесенного стеной старого города со Стефанивиртелем, то есть более поздним Нателем,
только после того, как город Стафани был обнесен стеной примерно с 1300 по 1802/04 год, его западное соединение с окружающей территорией произошло.
Стефаниторцвингер, также называемый Женихом, на Стефанибастионе, построенный между 1525 и 1535 годами, взорвался в 1647 году как пороховая башня.
Стефани Милл:
ветряная мельница на Стефанибастионе, первоначально почтовая мельница, затем голландская мельница с 1840 по 1911 год,
еще одна мельница, стоявшая рядом с бывшей тюрьмой и работным домом с 1638 по 1856 год.
Улицы: Стефанистрассе, Стефаникирххоф, Стефаниторбольверк, Стефаниторштайнвег (ранее), Стефаникирхвайде, Стефаниволл и Штеффенсвег.
Стефаниволл как западная часть Бременских валов
Стефанишуле в приходе Св. Стефани, переданная общине в 1576 году, здание на месте разбомбленного в 1944 году Стефаникирхгофа.
Школа перед Стефанитором стала частью школы на Гельголандерштрассе примерно в 1916 году.

 

Сегодняшний смысл

Число прихожан с 1950-х годов сократилось с 6000 до 1500 человек. Помимо прочего, этому способствовала миграция из центра города в пригороды. 1 января 2009 года два ранее независимых прихода, Св. Михаэлиса с Михаэлискирхе и Св. Стефани, объединились в один приход – «Св. Михаэлис – Конгрегация Св. Стефани в Бремене».

В 1884 году был основан первый хор Св. Стефани. Это делает его одним из старейших крупных хоров ганзейского города Бремена. Сегодняшний Бремерский Канторей Св. Стефани, современный, мощный концертно-церковный хор с обширным репертуаром, вырос из этой традиции и изменений последних лет.

Прихожане очень активны как в основной части церкви, так и в отношении событий, выходящих за ее рамки. Отдельного упоминания заслуживают регулярные концерты церковной музыки и проект «Культурная церковь».

 

Известные бывшие пасторы

Конрад Икен, 1720–1753 гг.
Лампа Фридриха Адольфа, 1709-1720 гг.
Фредерик Луи Малле, 1827–1865 гг.
Густав Грайфенхаген, 1931–1967 гг.
Луи Фердинанд фон Зобельтиц, 1981–1995 годы; с 2007 руководитель проекта «Культурная церковь»

 

Культурная церковь

1 января 2007 года неф церкви стал первой культурной церковью Бремена. С тех пор община использовала для богослужений северный придел, как это делалось в период после разрушения и первой реконструкции до 1967 года.

 

Дом моряка

В 1854 году бременский судовладелец Виетор основал приют для моряков и юнг. Он сделал это из своих христианских убеждений и потому, что чувствовал ответственность за благополучие моряков. Сегодняшняя Миссия моряков Бремена возникла из этих истоков. Оно поставило перед собой задачу содействовать духовному и физическому благополучию моряков и баржистов, поддерживать их и обеспечивать их в церкви.

Каждый моряк должен иметь возможность найти пристанище в доме моряка на время своего проживания за границей - независимо от его происхождения, расы, цвета кожи и вероисповедания. Хостел предлагает дешевое проживание и питание, бесплатный трансфер на автобусе, дешевые телефонные карты, услуги обмена валюты и клуб моряков.