Брауншвейгский собор Св. Блазия

Брауншвейгский собор, официально Собор Св. Блазия в Брауншвейге и бывшая Соборная церковь Св. Власия и Св. Иоанна Крестителя, является самой важной церковью в Брауншвейге. Она была подарена в 1173 году в качестве коллегиальной церкви Генрихом Львом, герцогом Баварии и Саксонии, напротив его замка Данквардероде «в честь св. Власия и св. Иоанна Крестителя» и назначена им местом захоронения его и его вторая жена Матильда Английская. Собор был освящен в 1226 году.

 

История

После возвращения Генриха Льва из Святой Земли, куда он совершил паломничество, в 1173 году началось строительство церкви. В период с 1182 по 1185 год, период первой ссылки Генриха в Англию, можно предположить, что строительство будет прервано. Можно предположить, что восточная сторона здания была завершена около 1188 года (год освящения Богородичного алтаря, который находится в соборе и сегодня). Хотя крыша церкви сгорела в 1195 году, в год смерти Генриха Льва, работы над нефом и частями этажей башни, возможно, были завершены.

Когда Генрих умер в 1195 году, его похоронили рядом со своей второй женой Матильдой, умершей уже в 1189 году, в еще недостроенном соборе. Общая гробница в соборе была подарена около 1230 года и находилась на этом месте со времен средневековья.

Название «Собор» здание, скорее всего, получило в 14 или 15 веке. В понимании средневековья это означало не столько церковь епископа, сколько монастырь. Поэтому до 19 века Брауншвейгский собор назывался Соборной церковью или Соборной церковью Св. Власия и Св. Иоанна Крестителя, что в некоторых случаях используется до сих пор.

29 декабря 1226 года собор был освящен и третьим покровителем собора был избран Томас Бекет. Брауншвейгский собор является протестантским храмом с 1543 года.

Сегодня официальное название — евангелическо-лютеранский кафедральный собор Св. Блазия в Брауншвейге.

 

Архитектура

Записей о начале работ над романским зданием и заказанных строителях сегодня больше не существует. В качестве ориентира можно использовать только посвящения многочисленных алтарей собора, некоторые из которых до сих пор задокументированы.

Первоначально спроектированная как трехнефная романская базилика с колоннами в связанной системе, с трансептом, тремя апсидами, склепом, высоким хором и саксонским западным крылом (как можно найти, например, в соборе Кенигслютер) и построенная из известняка ( Вязовый известняк из Вяза и Брауншвейгерский Рогенштейн из Нусберга), собор несколько раз расширялся и перестраивался на протяжении веков. Особый архитектурный дизайн обусловлен колоннами и шаблонами стен с краевыми колоннами, кубическими капителями, приподнятыми крестовыми сводами, продолжающимися в центральном нефе в виде цилиндрического свода без поясных арок. Эта простая форма свода, в которой нет разделения свода на пролеты, удивительна для позднероманской церкви.

Восточная сторона собора за столетия структурно изменилась меньше всего. На северной стороне, в сторону Бургплац, находится главный портал церкви, над ним герб канцлера и каноника гвельфов Людольфа Квирра и год 1469. Две восьмиугольные башни собора около 1300 года получили готическую колокольню. но остались незавершенными по сей день.

Еще один неф был добавлен к южной стороне между 1322 и 1346 годами. После того, как боковой придел на северной стороне был убран, на его месте в 1472 году при герцоге Вильгельме «Победоносном» был построен позднеготический зал с двумя нефами. Его окна были украшены витражами (снятыми в 1687 году) герцогов и герцогинь, что придавало ему вид зала славы династии Брауншвейгов. Необычными особенностями этого здания являются окна с тюдоровскими арками, типичными для перпендикулярного стиля, английской поздней готики, а также витые колонны и фигурные ребристые своды.

Основные архитектурные изменения произошли при герцоге Рудольфе Августе около 1687 года и его брате герцоге Антоне Ульрихе около 1700 года. Между 1866 и 1910 годами собор был тщательно отреставрирован окружным мастером Эрнстом Вие и перепроектирован в стиле историзма по вкусу того времени.

 

Интерьер

Картины Секко

Трансепт, задняя часть нефа и апсиды были украшены между 1230 и 1250 годами картинами Секко, около 80 процентов которых сохранились до сих пор. Они были вновь открыты в 1845 г. под закрашиванием, прорисованы, а затем отреставрированы.В отличие от нынешнего понимания «реставрации» как консервативной консервации, в XIX веке было довольно распространено внесение творческих дополнений в духе историзма, которые, однако, не имел ничего общего с оригиналом.

Реставрационные и дополняющие работы продолжались несколько десятилетий. В этом контексте следует упомянуть поименно Генриха Брандеса, придворного художника Брауншвейга Адольфа Квенсена и Августа Эссенвейна. В этот период были также добавлены картины Иоганна Георга Лузена на колоннах нефа, которых, скорее всего, не было в средние века. На некоторых картинах на колоннах незаметно имеется пометка «Фон Эссенвайн дополнен 1880 г.». Однако, согласно средневековым традициям росписи романских церквей, расписывалось только святилище, а не неф.

Собор был полностью перекрашен в 1880/81 году, вероятно, во многом переняв то, что было изображено. В 1876 году уже были созданы фигуры святых на колоннах центрального нефа. На старых фотографиях видно, что весь центральный неф собора был украшен орнаментальной и фигуративной росписью.

Надписи с именем средневекового художника до сих пор можно найти на самой северо-западной колонне нефа и в крестовом своде. В нем некий «Иоганнес Вале» или «Иоганнес Галликус» с гордостью отзывается о своей работе: «Если бы эти фигуры были среди живых, они по праву жили бы с богами».

И картины, и имя Галлик указывают на то, что художник находился под влиянием Франции. Стилистическая находка картин позволяет датировать их периодом около 1230/50 гг. Есть также явные ссылки на роспись деревянного потолка церкви Святого Михаила в Хильдесхайме, мастерская которой, вероятно, была тесно связана с мастерской в ​​Брауншвейге. Континуум в изображениях представляет собой одинаковую угловатую трактовку, особенно нижних складок халата. Эта угловатая форма изображения получила название «загский стиль» и получила широкое распространение во второй половине XIII века.

Южное плечо трансепта, которое было тщательно восстановлено в 1954/56 году реставратором Фрицем Герцигом, дает наилучшее впечатление от первоначального состояния. Он также исследовал технику секко, использованную Иоганном Галликом.

В целом такие средневековые картины следуют тематически определенной изобразительной программе. Некоторые изображения обращены к библейским темам, в основном это явно христологический цикл изображений; Другая часть посвящена генеалогии донора(ов), другая — истории картриджа.

Здесь следует кратко рассмотреть последовательность сцен (от хора через переход к южному трансепту): Корень Иессея (генеалогическое древо Иисуса), Небесный Иерусалим (наставление), циклы обретения святым Истинного креста Иисуса Елены, мученической легенды о святом Влезе, Иоанне Крестителе и Томасе Бекете Кентерберийском, северный трансепт был украшен сценами из жизни Христа после его открытия в 19 веке, в средние века эти стены, по-видимому, не были окрашены.

В центральной апсиде на радуге восседает вернувшийся Христос Пантократор, чтобы судить мир. Двенадцать апостолов дежурят у ворот нарисованного венка. Начиная с Агнца Божия в центре, изображаются сцены, оформленные надеждой на новую жизнь: рождение Христа, женщины у пустого гроба воскресшего Господа, преломление хлеба с двумя учениками в Эммаусе и излияние Святого Духа в Пятидесятницу.

Земное нисхождение Иисуса от царя Давида к Марии показано в своде алтаря с многочисленными ответвлениями на других неопределимых царей, заполняющих весь свод.

Напротив бывшей императорской галереи в южном трансепте, т.е. перед ликом императора Оттона IV на каждой службе, изображена легенда об открытии Святой Еленой Святого Креста. Речь идет о паломничестве Генриха Льва в Иерусалим. Поскольку Елена была матерью Константина, первого христианского императора в Риме, а императорского орла можно увидеть на щите сражающихся войск, фриз также демонстрирует самооценку гвельфов как прямых наследников Римской империи, воплощенную в Император Оттон IV. Говорят, что изображение императорского орла является самым старым изображением. Здесь также очевиден инициатор росписи Брауншвейгского собора и его замысел: Оттон IV позаботился об оформлении своей гробницы еще при жизни. Поэтому тематическую структуру картины следует понимать в связи с дальнейшим замыслом собора как общего украшения императорского захоронения.

Существует последовательный сохранившийся континуум настенной живописи. Это показывает – хотя и несколько отчужденное ревизией XIX века – важность настенных росписей для строительства средневековых церквей и их радость в рассказывании историй. Зрителя того времени еще больше, чем сегодняшнего посетителя, впечатляла красочная последовательность образов и великолепные, отчасти позолоченные сцены, которые в своей совокупности входят в число самых обширных циклов на немецкой земле.

На фоне запланированной базовой сохранности инвентаря была проведена обширная инвентаризация в рамках подготовки к масштабной реставрации картин, в ходе которой средневековые картины должны быть вновь обнаружены из более поздних закрашиваний.

В южном трансепте сохранилось около 40 процентов оригинальной росписи, и это наиболее ярко окрашенные участки. С другой стороны, перекраски различных реставраций довольно блеклые. Готическая идея пропускать в интерьер церкви как можно больше света через большие окна повредила романские картины.

 

Крест Имервард

Внутри и снаружи собора находятся многочисленные исторические произведения искусства. В северном приделе находится так называемый «Имервардский крест». Есть сведения, что этот романский крест старше Брауншвейгского собора — вероятно, он датируется 1150 годом.

Это романский крест с четырьмя гвоздями, относящийся к типу Вольто-Санто. В науке стилистически отсылают к кресту Луккского собора. Весьма вероятно, что это процессионный крест, который несли впереди процессии (возможно, крестового похода или паломничества?). В затылке находится небольшой ящик, в котором хранились мощи. Латинскую надпись «IMERVARD ME FECIT» (Имервард создал меня) можно прочитать на поясе Распятого.

Со стилистической точки зрения, как это было принято в римские времена, здесь изображен не страдающий Христос, а торжествующий Христос, без тернового венца, в царских одеждах (Христос Царь).

По стилистическим соображениям это, конечно, не триумфальный крест, установленный на балке у переправы.

 

Алтарь Марии

Одним из многих алтарей, украшавших собор на протяжении веков, является Алтарь Марии, подаренный Генрихом Львом и его женой Матильдой. Епископ Аделог Хильдесхаймский освятил его 8 сентября 1188 года, в день рождения Марии. Он представляет собой полированную каменную плиту (168×89 см), опирающуюся на пять бронзовых колонн (высота 95 см). В центральной колонне находится свинцовый киот-мощевик и надпись на латыни, перевод которой гласит:

«В год Господень 1188 этот алтарь был освящен в честь Пресвятой Богородицы Марии Аделогом, почтенным епископом Хильдесгеймским, по наущению знаменитого герцога Генриха, сына дочери императора Лотаря II, и его благочестивая жена Матильда, дочь короля Англии Генриха II, сын Матильды, императрицы римлян».

Мариеналтар – единственный, «переживший» более чем 800-летнюю историю собора. Все остальные алтари исчезли.

 

Семилучевой подсвечник

Еще один известный объект — семирожковая люстра, изготовленная, вероятно, около 1190 года. В любом случае, он находился в Брауншвейгском соборе еще до 1196 года, поскольку Людольф фон Фолькмароде в учредительном акте того же года обязался заботиться о восковых свечах этой люстры.

Люстра состоит из 77 отдельных бронзовых деталей, имеет высоту почти пять метров, размах крыльев четыре метра и вес более 400 килограммов.

По дизайну и религиозной символике брауншвейгский подсвечник очень похож на менору и древо жизни. Подобные люстры можно найти только в Эссенском соборе, в Миланском соборе и в Колобжеге (Кольберге) в Кольбергском соборе.

Несмотря на сходство с менорой, подсвечник имеет с ней мало общего. Можно с уверенностью предположить, что даритель хотел, чтобы собор понимался как образ храма Соломона. Однако эту люстру скорее можно рассматривать как могильную люстру (связанную с древом жизни), которую Генрих Лев, вероятно, пожертвовал на могилу своей жены Матильды, умершей незадолго до этого. Также примечательна ориентация свечей в форме лилий, обращенная к небу, что, в свою очередь, указывает на символизм воскресения.

 

Могила Генриха Льва и Матильды Английской.

Перед алтарем Марии находится могила Генриха Льва и его второй жены Матильды, на которой оба дарителя изображены больше, чем в натуральную величину.

Он не связан напрямую с жизнью герцогской четы, но был создан через несколько десятилетий после их смерти. Могильные фигуры представляют собой идеализированные фигуры, но благодаря своим прекрасным художественным качествам способны обрести реалистичность образов.

Герцогская чета показана не в том возрасте, в котором они умерли, а как люди одного возраста в расцвете сил. Социальное положение и значимость личности подчеркиваются жестами и атрибутами.

Генрих, опирающийся на правый бок по направлению к могильным фигурам, держит в правой руке модель Брауншвейгского собора, в левой меч, обмотанный портупеей, как символ юрисдикции.

Матильда хватается за петлю пальто, сложив руки на груди. Герцог изображен как благородный инициатор строительства церкви, а герцогиня - как набожная женщина, чье молитвенное отношение соответствует ее современному обозначению как religiosissima femina.

Живость выражения выражается прежде всего в уверенно ведомом одеянии натурщика. Они не выполняют в первую очередь маскировочную функцию, а естественным образом обозначают части тела и даже участвуют в действиях фигур, как в случае с Генрихом, который хватается за хвост пальто, чтобы не задеть святилище модели.

Ранее конфликт между видимым положением и фактическим положением фигур стал виден на более ранних надгробиях, таких как надгробие Рудольфа фон Швабии XI века в Мерзебургском соборе.

Эта нерешительность преодолевается новой натуралистической концепцией, которая по времени тесно связана с надгробиями Плантагенетов в аббатстве Фонтевро, но проявляется в этих фигурах впервые в этом регионе. Мантии тонут между ног или окутывают тела гибким, плавным образом, на котором они фактически должны свисать, если подразумевались стоящие фигуры. Модель церкви также, кажется, лежит больше на груди Генриха, чем на его руке. Этот новаторский дизайн как художественное достижение до недавнего времени оставался в центре внимания искусствоведческих исследований гробницы Брауншвейга.

Дату возникновения гробницы можно достаточно точно датировать, поскольку первые готические изменения собора можно увидеть уже на модели церкви, в которой находится фигура Генриха (готическое окно, прорывающееся в верхнюю стену нефа , вероятно, для лучшего освещения или постановки самой гробницы или созданной императором Отто IV вместе со стоящей там семирожковой люстрой). Тем не менее, даты варьируются между 1200 и 1260 годами. Наиболее вероятное время - вскоре после 1227 года, года смерти графа Палатина Генриха, когда ситуация в Брауншвейге была неопределенной и нарушения прав собственности также нужно было избежать, напоминая память о отличный донор. Важным историческим источником для датировки гробницы являются анналы летописца дома Вельфов Арнольда фон Любека от 1210 года, в которых упоминается весьма примечательная гробница (satis memorabilis sepultura) Генриха и его жены Матильды в Санкт-Блазиусе. Этот источник фактически нельзя игнорировать при датировке гробницы.

 

Гуэлф Тумба

В 1707 году герцог Антон Ульрих фон Брауншвейг-Вольфенбюттель приказал эксгумировать кости своих предков в нефе и похоронить их вместе в монументальной известняковой гробнице. Он покрыт бронзовой табличкой с надписью, на которой, в частности, Упоминаются император Оттон IV и его первая жена Беатрикс Швабская. Гробница императорской четы изначально располагалась перед могилой родителей Отто Генриха Льва и его жены Матильды, о чем увековечивает мемориальная доска, установленная там в земле в 2009 году.

Над Велфентумбой медная мемориальная доска посвящена склепу герцога Рудольфа Августа фон Брауншвейг-Вольфенбюттеля и его жен, который был установлен около 1700 года в северном рукаве трансепта, но был удален в 1934 году.

 

Солнечные часы

На соборе есть четыре солнечных часа, датированные 1334, 1346, 1518 и 1723 годами.

Согласно времени, двое самых старых часов имеют форму полукруга. Часы 1518 года уже демонстрируют различные этапы развития этого типа часов. Большие солнечные часы на южной башне были первоначально созданы аугсбургским краснодеревщиком Георгом Хертелем для городского монетного двора на Кольмаркте и были прикреплены к собору только в 1723 году (возможно, уже в 1716 году). С него можно не только узнать время суток и некоторые астрономические данные, но и использовать его в качестве календаря.

 

Органы

Самый старый известный орган в соборе был построен в 1499 году органным мастером Генрихом Кранцем. Никаких дополнительных подробностей об инструменте неизвестно. В начале 17 века он был преобразован в орган в стиле барокко и со временем расширился. В начале XIX века орган, должно быть, стоял на галерее на высоте около 4,50 метра и имел проспект высотой около 12,50 метра и шириной 8,70 метра. В ходе реставрации собора с 1877 по 1895 годы была построена массивная органная галерея в неороманском стиле, на которой разместился новый орган с 85 регистрами (5863 трубы). Этот инструмент, созданный компанией Furtwängler & Hammer, был подключен к пульту дистанционного управления в хоре и был продан церкви Святой Марии в Ганновере в 1960 году за 14 000 немецких марок.

 

Орган собора

Современный орган восходит к инструменту, созданному в 1962 году компанией Karl Schuke Berliner Orgelbauwerkstatt с 55 регистрами, четырьмя мануалами и педалью. В 1992 году эта же компания переделала грудной инструмент-слайдер: позитив получил устройство для набухания, также была установлена ​​64-кратная система настройки и установлена ​​ступенька крещендо. В 2002/2003 году компания Freiburger Orgelbau Hartwig Späth Orgelbaumeister полностью отказалась от использования органа. Кроме того, было увеличено ветровое давление, заменены некоторые существующие регистры на новые, система набухания звукоизолирована свинцовыми пластинами и изоляционным материалом, ступень крещендо заменена на ролик, установлена ​​новая установочная система с неограниченным количеством воспоминаний добавлено. Сегодня инструмент имеет 57 регистров на четыре мануала и педаль. Особенностью являются две сундуки, каждую из которых можно раздуть.

 

Хоровой орган (2023)

Ожидается, что летом 2023 года собор получит первую часть хорового органа, который будет изготовлен в виде трехчастного инструмента мастерской органостроения Freiburger Orgelbau Hartwig и Tilmann Späth. Регистры хорового органа распределены в двух противоположных зеркально-симметричных корпусах-близнецах; Хауптверк расположен в «Северном органе», Швеллверк и Соловерк - в «Зюдоргеле». Два футляра для органов основаны на крыльях ангела и расположены по бокам семирожкового подсвечника. Оба созданы таким образом, что их можно набухать. Басовые регистры расположены за пределами двух крыльев южной стены трансепта.

Органная система хора будет иметь в общей сложности 31 регистр звучания (2260 труб) на трёх мануалах и педалях, плюс 6 расширенных регистров и 17 передач. Сама педаль имеет всего 2 реальных регистра с 5 передачами от них и 17 передачами от отдельных органов. В Solowerk есть два регистра цифровых эффектов. Орган хора должен иметь возможность управляться вместе с основным органом со свободно передвижного пульта.

Для финансирования органа была основана ассоциация производителей органов. Орган по охране памятников одобрил строительство, хотя часть настенных росписей хора будет скрыта.

 

Колокола

В соборе двенадцать колоколов, в том числе десять средневековых, один колокол 1700 года и один колокол 1990 года. Колокол является одним из самых важных колоколов в Германии.

Самый старый колокол - так называемый Адамчен соотв. Блез минимус. Судя по форме, этот колокол датируется 15 веком; заклинатель неизвестен.

Три крупнейших колокола в кольце (Сальватор, Мария и Йоханнес) были отлиты в 1502 году одним из самых известных мастеров колоколов того времени, голландским мастером Герхардом ван Воу. Ван Воу, возможно, в то же время отлил и четвертый колокол — колокол Томаса, который, однако, разбился в 1660 году. С 1990 года на его месте стоит колокол как четвертый по величине звуковой корпус, который был переработан в 1989 году литейным заводом Ринкера из Зинна и повторно вставлен в соборный колокол под именем Томаса фон Кентербери.

Шесть других средневековых колоколов (колокола с пятого по десятый) были отлиты в 1506 году помощником ван Ву Генрихом фон Кампеном. Считается, что фон Кампен добавил к новым колоколам один или два колокола из предыдущих, включая Адамхен. Маленький колокол Габриэля был отлит в 1700 году основателем колоколов Брауншвейга Арнольдом Грете из материала колокола, который также был изготовлен в 1506 году Хинриком ван Кампеном.

Во время Второй мировой войны все колокола собора пришлось свезти и переплавить. Фактически три самых крупных остались в звоннице. Остальные после окончания войны были извлечены из «Колокольного кладбища» целыми и невредимыми и возвращены на прежнее место.

23 апреля 2006 года три крупнейших колокола собора (Блазиус майор, Мария и Йоханнес) впервые за более чем 500 лет покинули свое традиционное место в звоннице и прошли реставрационные работы на заводе по сварке колоколов Лахенмейер в Нёрдлингене. Завершив работу, они вернулись в Брауншвейг через два месяца, 23 июня.

На колоколах были сделаны сварные швы, чтобы заполнить трещины, возникшие от усталости. Трещины сначала выпиливали, затем колокол нагревали до высокой температуры, которая все еще значительно ниже температуры плавления. Трещины затем были заполнены бронзой из точно такого же сплава. Из-за высокой температуры атомы также перестраивались на несваренных частях колокола, возможно, усталостные участки тогда тоже «отливаются как новые».

В связи с повреждением трех крупнейших колоколов собора в последнее время высказывается явная критика практики звона, которая до сих пор заключалась в звонке в эти колокола не менее десяти минут в день. Неоднократно тщетно призывали к более бережному обращению с колоколами-памятниками, которым примерно 500 лет.

 

Склеп

В соборе находится большой склеп, место захоронения принцев гвельфов Брауншвейгской линии с 17 по 19 век.

В нем похоронены следующие люди (в хронологическом и семейном порядке):
Гертруда Брауншвейгская Старшая († 1077 г.), маркграфина, основала предшественницу коллегиальной церкви около 1030 г.
Экберт II Мейсенский († 1090), маркграф
Гертруда Младшая Брауншвейгская (около 1058-1117), сестра Экберта II Мейсенского, основала монастырь Эгидиен в Брауншвейге в 1115 году.
Генрих Лев (1129–1195), герцог Саксонии и Баварии ⚭ Матильда (1157–1189), вторая жена Генриха Льва, дочь короля Англии Генриха II.
Фердинанд Альбрехт I (1636–1687) ⚭ Кристина (1648–1702), урожденная фон Гессен-Эшвеге.
Август Фердинанд (1677–1704)
Фердинанд Альбрехт II (1680–1735) ⚭ Антуанетта-Амалия (1696–1762), дочь Людвига Рудольфа Брауншвейг-Вольфенбюттеля
Карл I (1713–1780), основатель Collegium Carolinum и Фюрстенбергской фарфоровой мануфактуры Филиппинка Шарлотта Прусская (1716–1801), сестра Фридриха Великого.
Карл Вильгельм Фердинанд (1735–1806) скончался от ран, полученных в боях при Йене и Ауэрштедте.
Каролина Амалия Элизабет (1768–1821) была замужем за Георгом IV, королем Англии.
Фридрих Вильгельм (1771–1815), «Черный герцог», погиб в битве при Катр-Бра.
Вильгельм (1806–1884), вместе с ним вымерла линия Брауншвейг-Вольфенбюттель.
Максимилиан Юлиус Леопольд (1752–1785), сын Карла I, прусский генерал-майор, утонул, спасая тонущих людей.
Людвиг Эрнст (1718–1788), последний генерал-капитан Нидерландов и опекун Вильгельма V Оранского, де-факто регент и губернатор Нидерландов.
Фердинанд (1721–1792), сын Фердинанда Альбрехта II, прусского фельдмаршала, победитель битв при Крефельде (23 июня 1758 г.) и Миндене (1 августа 1759 г.)
Альбрехт (1725–1745), сын Фердинанда Альбрехта II, убит в звании прусского генерал-майора в битве при Суре.
Фридрих Вильгельм (1731–1732), сын Фердинанда Альбрехта II.
Фридрих Франц (1732–1758), сын Фердинанда Альбрехта II, погиб в битве при Хохкирхе.
Эрнст Фердинанд (1682–1746), сын Фердинанда Альбрехта I Элеоноры Шарлотты фон Курланд (1686–1748)
Фридрих Георг (1723–1776), каноник Любека.
Фердинанд Кристиан (1682–1706), сын Фердинанда Альбрехта I.
Генрих Фердинанд (1684–1706), сын Фердинанда Альбрехта I.

 

Время национал-социализма

В 1942 году была выпущена банкнота номиналом 5 рейхсмарок с изображением собора и брауншвейгского льва.

Национал-социалисты несколько раз пытались использовать Генриха Льва и собор в идеологических и пропагандистских целях в соответствии с национал-социалистической идеологией расы и жизненного пространства. Особый интерес к этому проявил премьер-министр Брауншвейга, член НСДАП Дитрих Клаггес, желавший завоевать для Брауншвейга титул «самого немецкого города» — титул, которым Гитлер позже наградил Нюрнберг.

Что касается крестового похода Генриха 1147 года против славянских народов к северо-востоку от Брауншвейга (вплоть до побережья Балтийского моря), их порабощения и последующего усиления колонизации на Востоке, национал-социалистические идеологи, такие как, например, Б. Альфред Розенберг, лев Генрих, выступит пионером своей идеологии.

В период с 1935 по 1940 год интерьер собора XIX века был полностью демонтирован, а здание частично изменено по структуре и дизайну в соответствии с режимом.

 

Открытие гробницы Генриха Льва

После назначения Гитлера рейхсканцлером сразу начались далеко идущие действия по централизации нового нацистского государства и концентрации власти только в Берлине.

Хотя в Свободном государстве Брауншвейг был свой премьер-министр, член НСДАП Дитрих Клаггес, он подчинялся рейхгубернатору Брауншвейга и Анхальта Вильгельму Фридриху Леперу, который проживал в Дессау.

Однако из собственных интересов (планируемая карьера в НСДАП) Клаггес хотел сохранить землю Брауншвейг в значительной степени независимой от берлинского дирижизма. По этой причине он имел в виду «Гау Остфален», который еще только предстояло создать, со столицей Гау в Брауншвейге и самим собой в качестве гауляйтера. По замыслу Клаггса, Брауншвейг должен был стать образцовым городом для нацистов, поэтому новые образцовые поселения были построены в Масшероде и Лендорфе.

Генрих Лев как средство достижения политической цели
Чтобы иметь возможность реализовать свои идеи, Клаггес пытался политически эксплуатировать Генриха Льва в своих целях, используя его, чтобы привлечь внимание Рейха и «фюрера» к Брауншвейгу - а значит, и к самому себе. Мало-помалу Генрих стал «средством» планов Клаггса и, таким образом, стал «колонизатором Востока»; В 1934 году в Брауншвейге прошел День Нижней Саксонии при массовом «присутствии» Генриха Льва.

5 мая 1935 года, по случаю официального государственного визита Германа Геринга и рейхсминистра по делам церкви Ганса Керра в Брауншвейг, Клаггес заявил о своем намерении превратить Брауншвейгский собор в «национальный мемориал» и выразил надежду на нацистских знаменитостей. соответствующую поддержку в Рейхе и у Гитлера. Чтобы окончательно расположить к себе «фюрера», Клаггес даже пытался поставить Гитлера в один ряд с Генрихом Львом. В речи 20 июня 1935 года он сказал в Брауншвейге: «Мы не ошибемся, если будем рассматривать политику Адольфа Гитлера как прямое продолжение народно-крестьянской политики, которую когда-то проводил и проводил из Брауншвейга Генрих Лев». вопрос довольно легко понимаемых политических расчетов. Гитлера это не впечатлило – наоборот, как вскоре выяснил Клаггес.

 

Открытие гробницы

18 июня 1935 года Клаггес сообщил епископу Брауншвейгскому Хельмуту Йонсену, что он, Клаггес, является владельцем Брауншвейгского собора и поэтому решил через несколько дней открыть гробницу Генриха Льва для археологических исследований.

Ранее гробницу открывали несколько раз, например, в 1640, 1814, 1880 и, наконец, в 1935 году. Последний раз гробницу открывали в 1946 году в склепе, который был вновь создан в 1938 году, чтобы вернуть замки на место. волос, удаленных в 1936 году.

24 июня 1935 года началось, так сказать, «приватиссиме» открытие места захоронения Генриха Льва и его второй жены Матильды. Могилу первым обследовал Эйсфельдт (главный лесник по профессии), которого для этой задачи выбрал сам Клаггес. Кроме того, «команда раскопок» состояла из строительного офицера Хартвига, Эрнста Августа Ролоффа, студентов технических специальностей Биркера и Ригера (в качестве фотографов) и государственного археолога Германа Хофмайстера (которого вызвали лишь позже) (который затем взял на себя профессиональное руководство раскопками). дальнейшие раскопки).

Много десятилетий спустя очевидец раскопок писал: «Работы были начаты без уведомления приходской канцелярии, соборного священника или областной церковной канцелярии...» и «У меня не сложилось впечатления, что все участники были в большом трепете перед причина; Скорее, я ясно помнил археолога, сидящего на краю склепа и растерянно смотрящего вниз...».

Первоначально на раскопки было запланировано всего семь дней, но после того, как управление было передано специалистам (судебным мастерам), этот срок был продлен.

 

Каменный саркофаг

27 июня 1935 года был открыт найденный в склепе саркофаг. Был обнаружен сильно разложившийся труп, от которого еще сохранились преимущественно кости нижних конечностей (в том числе таза). На первый взгляд голову было трудно узнать. Тело было зашито в остатки кожаного чехла. Измерение скелетных останков выявило рост всего 1,62 м. Телосложение описывалось как коренастое и коренастое. В ходе дальнейшего расследования не удалось выяснить, принадлежало ли тело мужчине или женщине.

 

Тяжелая травма

Находки костей быстро показали, что человек, о котором идет речь, вероятно, страдал тяжелой инвалидностью, поскольку левая нога была укорочена на 10 см.

Эта особенность была истолкована как существенное указание на пол и личность трупа, поскольку документально подтверждено, что Генрих Лев попал в серьезную аварию в феврале 1194 года (в возрасте 65 лет) по пути в Заальфельд. На обледенелой тропе недалеко от Бодфельда в горах Гарца он упал с лошади и настолько сильно повредил ногу, что не смог продолжать путь.

В «Анналах Стедербургенсе» отмечается:
(«Когда герцог шел к королевскому двору в Заальфельде и приближался к месту под названием Бодфельд, он упал с лошади и не смог продолжить марш из-за травмы большеберцовой кости [голени]»).

Тщательное исследование скелета выявило истинную степень «травмы»: капсула левого сустава таза, казалось, была разорвана, а левый бедренный сустав, по-видимому, выскользнул из суставной впадины. Рубец предполагаемого перелома, обнаруженный на левой стороне, и частично зажившая, но деформированная суставная лунка были приняты за указание на то, что человек (Генрих Лев - как предполагалось) должен был прожить долгое время после несчастного случая, но что его способности передвижение было значительно затруднено.

Вопрос о том, является ли это достаточным доказательством личности трупа, неоднократно поднимался критически. Согласно более поздней интерпретации находки 1974 года, кости в саркофаге принадлежали темноволосой женщине невысокого роста, страдавшей врожденной аномалией бедра.

Говорят, что Матильду всегда возили в портшезе – возможно, это признак физической инвалидности, из-за которой было трудно ходить.

 

Детский гроб

Удивительно, но дальнейшие исследования гробницы выявили еще один, но гораздо меньший каменный саркофаг - по-видимому, детский гроб.

Здесь тоже, похоже, личность быстро выяснилась. У Генриха Льва и его первой жены Клементии родился сын по имени Генри. По преданию, кормилица уронила его со стола, когда он был маленьким, и ребенок умер. Судя по размеру скелета 70 см, ребенку должно было быть два-три года.

 

Третий гроб

Между детским саркофагом и большим саркофагом были обнаружены остатки почти полностью сгнившего деревянного гроба. Внутри него был обнаружен кожаный мешочек длиной 2,05 м, сшитый толстым шнуром и вмещавший в себя скелет.

Большой труп, который в 1935 году был «четко» идентифицирован как женский, был интерпретирован как труп Матильды, второй жены Генриха, которая умерла в 1189 году в возрасте всего 32 лет и была первой, кто был похоронен в этом склепе. В 1974 году этот результат был пересмотрен в новой интерпретации и расположенный там деревянный гроб со скелетом был идентифицирован как могила Генриха Льва. После оценки находки останки двоих взрослых были перезахоронены в цинковых гробах, которые поочередно были вмонтированы в старый и новый каменный саркофаг.

По современным данным, установленная разница в размерах от 1,62 м до 2,05 м обусловлена ​​тем, что деревянный гроб на протяжении веков раздавливался тяжелым каменным покрытием могилы и, таким образом, сжимался в длину. Не существует простого способа сделать выводы о поле людей, исходя из длины их тела.

Раскопки наконец официально завершились 6 июля 1935 года.

 

Визит Гитлера

После того как Клаггесу удалось поставить льва Генриха, Брауншвейгский собор, раскопки и, таким образом, самого себя в центр внимания (политической) общественности, Гитлер нанес молниеносный визит на место раскопок 17 июля 1935 года.

Однако визит прошел не в соответствии с намерениями премьер-министра Брауншвейга, поскольку Гитлер заявил после визита, что отныне он один будет принимать решение о типе и объеме строительных мероприятий по превращению Брауншвейгского собора в Национальный собор. Социалистическое «освящение». В результате все заказы, уже выданные Klagges, были отменены. Однако, к величайшему неудовольствию Гитлера, новость о его фактически тайном присутствии в городе так быстро распространилась среди населения, что он покинул Брауншвейг всего через несколько часов и больше никогда туда не ступал.

Позже Ханнс Керрль получил единоличные полномочия по принятию решений от Гитлера относительно всех мер, связанных с собором - де-факто лишение Клаггеса полномочий, поскольку теперь ему нужно было получить все одобрение Керра или Гитлера. Рейх внес свой вклад в расходы, и «фюрер выступил публично в качестве донора».

 

Критика и заключение

«Археологическая» работа лета 1935 года, если ее так назвать, до сих пор считается спорной среди специалистов, поскольку не имела или не имела под собой никакого научного обоснования (например, не было его до конца 1935 г.). обсуждение результатов раскопок среди специалистов во время Второй мировой войны), с другой стороны, раскопки поставили больше новых вопросов, чем разрешили старые.

После того, как работа была завершена, НСДАП быстро стала на удивление молчать о Генрихе Льве. Например, официальный отчет о раскопках (одиннадцать страниц текста с 56 фотографиями) государственного археолога и руководителя раскопок Германа Хофмайстера, который он написал в 1936 году незадолго до своей смерти, не был опубликован в период национал-социалистов. Лишь в 1978 году была опубликована слегка сокращенная версия со значительно меньшим количеством фотографий (см. ниже в разделе «Литература»).

После окончания войны по поводу фактической идентичности костей возникали порой острые научные споры, которые ставили под сомнение правильность атрибуции бренных останков или отвергали ее как идеологически мотивированное принятие желаемого за действительное. Поэтому до сих пор неясно, чьи кости были найдены в то время в Брауншвейгском соборе.

Первоначальное расположение фигур на могиле, которое было изменено (намеренно) неверной интерпретацией нацистов в 1936/38 году и было изменено только после реставрации гробницы, может использоваться как указание на размещение останков. .

Кроме того, такое расположение могил (Матильда в каменном саркофаге, Генрих в деревянном гробу) согласуется со Штетербургскими летописями о том, что лев Генрих был похоронен в dextero latere uxoris suae («справа от жены»). Здесь возможность идентификации могла существовать по могильным плитам, сделанным непосредственно после смерти правящей четы.

 

Внутренняя реконструкция собора

Новая могила Генриха Льва

Уже 14 августа 1935 года выбранным Гитлером архитекторам Вальтеру и Йоханнесу Крюгерам (строителям мемориала и склепа Гинденбурга близ Танненберга) было поручено спроектировать склеп Генриха Льва, соответствующий его политическим и историческим условиям. значение. Проекты были завершены 25 ноября 1935 г. и 11 декабря 1935 г. представлены Гитлеру для оценки и утверждения.

Епископ Йонсен протестовал против мер по обновлению в Клаггесе и Керрле - тщетно, потому что Клаггес ссылался на свою роль землевладельца и заявлял, что «кафедрального прихода» в юридическом смысле не существует; в этом отношении нет никакого вмешательства в свободное исповедание религии или внутрицерковные дела.

Поскольку Брауншвейгский собор принадлежал земле Брауншвейг, а не государственной церкви, национал-социалистам даже не потребовалась экспроприация для проведения своих идеологически оправданных мер по обращению. Строительные работы начались в 1936 году и завершились в 1938 году.

Проект братьев Крюгер предусматривал массивный, почти квадратный склеп из гранита Оденвальда. Над входом в склеп находится краеугольный камень хранилища — стилизованная голова льва работы скульптора Арно Брекера, которого предпочитали национал-социалисты. Гербы городов Мюнхена, Любека и Люнебурга, основанных Генрихом Львом, и его резиденции Брауншвейга расположены попарно по четырем сторонам нового захоронения. На западной стене была изображена стилизованная свастика, которую сняли после окончания войны.

До 1945 года в своеобразной «нише-реликварии» находились, среди прочего, два варианта экспозиции с предполагаемой прядью волос, принадлежавшей Генриху, и куском ткани, найденным в предполагаемой могиле Матильды.

 

Преображение внутреннего убранства церкви

Идеологи национал-социалистической расы и жизненного пространства намеревались сделать Брауншвейгский собор объектом своей пропаганды. С этой целью планировалось лишить собор функции места христианской религиозной практики и инструментализировать его, оскверняя его, с одной стороны, и вновь «оккупируя» его нацистской символикой и характером — с другой. Целью было создать «национальное место поклонения» или «народное святилище» для «преданности всего немецкого народа».

Для достижения этой цели интерьер церкви был восстановлен до средневекового «первоначального состояния» (как это понимали нацистские пропагандисты) путем удаления всего, что не датируется временами Генриха Льва, т.е. всех частей оборудования, которые были накопленные на протяжении веков, такие как кресты, эпитафии и другая мебель, такая как стулья и тому подобное, а также картины 19 века были полностью удалены. Собор, так сказать, «выпотрошили».

Затем для освещения комнаты были установлены новые большие чаши с огнем, а могила герцога и его жены была облицована гранитом.

Брауншвейгский фольклорист Вернер Флехсиг, заведующий отделом фольклора Брауншвейгского земельного музея с 1950 года до выхода на пенсию в 1973 году, с энтузиазмом приветствовал НС-перепланировку собора в 1940 году:

"...Его дополнения XIX века мы поэтому впервые ощущаем в наших старых соборах как нехудожественный диссонанс, которые, по неумению создать свой стиль, прибегали к слабым подражаниям более старым формам, [...] Вот там была уже не реальная жизнь, а оцепенение. […] Мы можем добавить к собору Генриха Льва скульптуры нашего стиля и духа, такие как гробница герцогской четы 13 века и фрески, готические нефы 14 и 15 веков, 16, 17 и 18 века. добавлено больше гробниц и эпитафий...

... Высокое предназначение Брауншвейгского собора как народного святилища требует соответствующего изобразительного содержания. В комнате, которую фюрер намеревался служить для поклонения всему немецкому народу, художественное оформление не могло быть обусловлено традицией, служащей совершенно иной цели. […] Святилище Генриха Льва должно было быть украшено изображениями дела, сделавшего этого человека бессмертным, — колонизации Востока. Эти изображения призваны увлечь посетителя собора, как только он войдет в помещение [...] Благодарность и восхищение человеком, который три четверти тысячелетия назад проложил нашему народу путь в великое настоящее и еще большее будущее. . […] То, что раньше было лишь выражением нереализованной тоски, теперь становится реальностью под руководством Адольфа Гитлера. [...]"

 

Новая роспись нефа

В 1937 году национал-социалисты выбрали для росписи нефа молодого берлинского художника Вильгельма Доме, который вскоре начал расписывать собор в технике сграффито. Прерванная службой Доме солдатом во время Второй мировой войны, были созданы восемь монументальных картин, которые, выровненные по восточному концу собора, простирались по всему нефу и изображали «завоевание востока» Генрихом Львом.

На этих картинах, не имеющих фоновых изображений и необработанных материалов, были изображены сцены, связанные с жизнью Генриха Льва. Ориентация всех изображенных фигур — на восток. По содержанию фрески явно отражали национал-социалистические идеи, но формальный язык больше соответствовал «Новой объективности» 1920-х годов. Целью было изобразить Генриха Льва «предком» Гитлера и «пионером» народного движения. После нескольких перерывов работы были завершены в 1940 году.

Сграффити Доме, а также другие структурные и дизайнерские изменения внутри и на соборе в целом способствовали тому, что собор получил новое значение, задуманное правителями национал-социалистов, как национальное место паломничества и освящения. Брауншвейгский собор теперь стал «государственным собором».

На церемонии 23 ноября 1940 года по случаю культурно-политической конференции Муниципального собрания Германии, на которой собор впервые за многие годы вновь был открыт для публики, Розенберг «освятил» его как национальное место поклонения» и «Зал Генриха Льва», как также назывался собор в эпизоде.

 

Военный и послевоенный период

Брауншвейгский собор лишь незначительно пострадал в результате более чем 40 тяжелых и самых тяжелых воздушных налетов на Брауншвейг в период с 1940 по 1945 год по сравнению с центром города, в котором он расположен, который был разрушен до 90 процентов. Пострадали только свод северного вестибюля, крыша и окна.

После окончания войны, где это было возможно, структурные и дизайнерские изменения эпохи национал-социалистов были в значительной степени отменены, и Брауншвейгский собор снова смог служить протестантским храмом.

По государственному церковному договору, заключенному в 1954 году между землей Нижняя Саксония и Евангелическо-лютеранской церковью в Брауншвейге, собор вместе со всеми художественными сокровищами перешел в собственность Фонда собора Св. Власия в Брауншвейге, которым управляет Фонд собора Святого Власия в Брауншвейге. государственная церковная контора. С тех пор юридическое представительство собора находится в руках фонда, который также несет ответственность за соборное кладбище и другие постройки (дом доктора, дом соборной певческой школы, дом садовника соборного кладбища).

Собор был полностью отреставрирован в 1960-х годах. По этому случаю был устранен серьезный ущерб фундаменту, нанесенный строительством склепа Генриха Льва в 1936 году. В 2005 году вся открытая кладка из вязового известняка была закрашена глянцевой краской, напоминающей акрил.

Сегодня Брауншвейгский собор ежегодно посещают в среднем 350 000 человек. Это делает его одним из десяти самых посещаемых протестантских храмов Германии и Швейцарии. Сегодня Domsingschule является крупнейшим учреждением протестантской церковной музыки в Германии.

 

Легенды

Царапины на львином портале
Так называемый «Львиный портал или вход» расположен на северо-восточной стороне собора. Это единственный сохранившийся портал собора романских времен, известный своими «царапинами» на каменных дверных косяках. По легенде, они должны были произойти от льва Генриха Льва. Когда мертвый герцог лежал в соборе, лев пытался добраться до своего хозяина, вцепившись в портал.

Однако фактическая причина этих «царапин» может заключаться в том, что солдаты точили здесь свое оружие, такое как мечи и копья, которое на протяжении веков оставляло глубокие вмятины. Другое объяснение состоит в том, что этот портал — единственный со времени постройки собора и поэтому, вероятно, является порталом, «на камнях которого Генрих увидел льва». Поэтому в средние века и в позднее средневековье камням приписывали особую (целебную) силу и предпринимались попытки извлечь из них порошок. Принимая этот порошок, человек обещал себе участие в легендарной власти Генриха Льва. Согласно устному преданию, еще одной причиной, по которой население царапает части камня, может быть то, что Святой Власий, которому посвящен собор, является покровителем людей с заболеваниями горла. Прием порошка должен принести исцеление.

Пушечное ядро ​​в восточной стене
В стене на восточной стороне собора есть пушечное ядро. Говорят, что он возник во время одной из многочисленных осад города в 17 веке. Под шаром римскими цифрами написано «20. Август 1615 года». Это указывает на осаду войсками герцога Фридриха Ульриха фон Брауншвейг-Вольфенбюттеля летом 1615 года.