Брауншвейгский лев, Брауншвейг

Брауншвейгский лев, Брауншвейг

Брауншвейгский лев, также известный как Левенштейн до конца 19 века, а сегодня до сих пор как Бурглёве, представляет собой памятник второй половины 12 века в виде бронзового льва огромных размеров, которого герцог Генрих Лев воздвиг в качестве символа. своей власти пусть. Лев – самый известный символ города Брауншвейг. С тех пор как он был возведен на Бургплац, он стоял перед замком Данквардероде и Брауншвейгским собором.

 

История

Предыстория

Гвельфский герцог Генрих Лев был герцогом Саксонии с 1142 года и Баварии с 1156 года. Около 1165 года, в связи со своей женитьбой на Матильде Плантагенет 1 февраля 1168 года, он выбрал Брауншвейг своей резиденцией, которая в результате процветала. Когда в 1156 году Генрих получил в дополнение к саксонскому герцогство Баварское, «в день суда в Регенсбурге в сентябре того же года ему было создано новое имя: Генрих Лев» (Et creatum est ei nomen novum: Heinricus Leo, dux Bavariae et Saxoniae. Имя этого нового правителя и связанные с ним претензии на власть и господство были отражены в большом количестве монет, например, в серебряном брактеате Брауншвейгского монетного двора, отчеканенном во время правления Генриха Льва, на котором текст HEINRICVS DE BRVNSWIC SVM LEO ([Я] Генрих фон Брауншвейг, [есть] лев) следует читать.

Замок Данквардероде, построенный около 1165 года, Генрих построил для себя дворец. Кроме того, в 1173 году он подарил Соборную церковь Св. Блазии, нынешний Брауншвейгский собор, которая напрямую связана с замком. Тогда, как и сейчас, замок и собор вместе с другими постройками окружали Бургплац, в центре которой Генрих установил на высоком каменном постаменте бронзовую статую льва, по мнению Зейлера между 1164 и 1181 годами и по мнению Шнайдмюллера, между 1164 годом. и 1176 г., первая нечестивая отдельно стоящая большая скульптура средневековья к северу от Альп. Этот «браншвейгский лев» был знаком его имени, т. е. индивидуальным знаком правления, а не семейным символом гвельфов.

 

Год установки

Некоторые средневековые летописцы упоминают Генриха Льва, Брауншвейг и статую льва, которую воздвиг герцог. Однако годы z. Т. различаются, но все датируются второй половиной XII в.

Раннее живописное изображение статуи льва можно встретить уже в Cod.pal.germ.112 (л.32 от 1180 г.).

Долгое время годом водворения льва считался 1166 год. Источником была середина XIII века, т.е. почти 100 лет спустя, в «Анналах» аббата Мариенклостера в Штаде и позднее летописца Альберта фон Штаде. Это пришлось на 1166 год н. э. отмеченный:

«Henricus Dux супра-бассейн erexit leonis effigiem et urbem fossa et vallocircdedit».

«Герцог Генрих [Брансуикский] воздвиг фигуру льва на постаменте и окружил город [Брансуик] валами и рвами».
– Хроника Альберта фон Штаде. В: Историки немецкой предыстории. Том LXXII, 2-е издание, Dyk'sche Buchhandlung, Лейпциг, 1896 г., стр. 31.

 

Появление

Бронзовая отливка весит 880 кг, имеет высоту 1,78 м, длину 2,79 м и максимальную толщину стенок 12 мм. Статуя в Брауншвейге художественно основана на Капитолийском волке, также известном как «Римская Лупа» (V век до н.э.), а также на льве Святого Марка в Венеции или конной статуе Марка Аврелия в Риме. Герцог гвельфов, вероятно, был знаком с этими важными произведениями скульптуры благодаря своему участию в первых двух итальянских кампаниях императора Фридриха I Барбароссы.

Автор произведения неизвестен, но благодаря тонкой чеканке и почти натуралистическому виду исполнения для времени его возникновения в XII веке можно предположить, что это был опытный ювелир из города. Также возможна художественная реализация колокололитьем, знакомым с крупноформатным бронзовым литьем. Первоначально лев был позолочен, во время последней реставрации между спутанными гривами были обнаружены следы позолоты. Это уже подтверждено в более раннем отчете, и изначально его глаза были покрыты эмалью.

 

История работы

Первоначально лев стоял на двух невысоких столбах. При герцоге Брауншвейгском Фридрихе Ульрихе в августе 1616 года они были заменены пирамидальным основанием, к которому также была прикреплена табличка из песчаника с надписью. В переводе надпись гласит:

В год спасения 1616 в августе самый прославленный принц и сеньор, господин Фридрих Ульрих, сын Генриха Юлия, герцог Брауншвейгский и Люнебургский, восстановил этот старый памятник своей династии, пришедший в упадок из-за времени и неблагоприятную погоду, и в Приказе вернуть ему былую славу после того, как он самым жестоким образом осадил и окружил этот город годом ранее, но после его освобождения в феврале были заключены мир и гармония, принеся клятву почтения на вечные времена. Память.

Оригинал панно сейчас находится в Муниципальном музее Брауншвейга и заменен на основании копией, сделанной в 1858 году. В хронике 1722 года сообщается о еще более древней панели с надписью, хотя неясно, совпадает ли это с созданием бронзовой скульптуры (т.е. она была заказана самим Генрихом Львом) или она более позднего времени (но до 1616 г.), потому что эта панель считается утерянной.

Говорят, что его надпись гласила следующее:
Henricus Leo Dei Gratia / Dux Bavariae et Saxoniae / Ad sempiternam et Originies et / Nominis sui Memoriam / Brunswici in avito majorum / Suorum Palatio / Anno ab Incarnatio ne Dño / M. C. LXVI. /Г.М.П. (Генрих Лев, милостью Божией герцог Баварский и Саксонский / за вечную память о рождении его и имени его... 1166...)

И лев, и основание на протяжении веков ремонтировались или реставрировались несколько раз. такой как 1412, 1616, 1721, 1762, 1791–1792, 1818, 1858 и 1980–1983 годы.

Во время наполеоновской оккупации льва спас от депортации в Париж в 1812 году префект департамента Окер Фридрих Хеннеберг.

В 1858 году брауншвейгский лев был отреставрирован в мастерской брауншвейгского рудника Георга Фердинанда Ховальдта. В ходе работы над скульптурой основание было полностью демонтировано и перестроено.

 

Брауншвейгский лев в эпоху национал-социалистов

Брауншвейг уже был важным центром исследований и вооружений в Рейхе еще до Второй мировой войны. Первый целенаправленный бомбардировочный налет состоялся 17 августа 1940 года. С февраля 1944 года («Большая неделя») Брауншвейг, наконец, стал запланированной и постоянной целью для бомбардировочных эскадрилий союзников.

В 1936 году государственное министерство Брауншвейга под руководством государственного министра Фридриха Альперса поручило литейному заводу Ноак в Берлине изготовить точную копию льва. Однако Ноак не использовал гипсовую модель из мастерской Георга Фердинанда Ховальдта, которую он изготовил примерно в середине XIX века для реставрационных работ льва, а изготовил новую после вмешательства Альперса.

До 1943 года оригинал XII века стоял незащищенным на Бургплац в центре города, который к тому времени неоднократно становился объектом бомбардировок Королевских ВВС и ВВС США. Исключительно благодаря государственному куратору Брауншвейга Курту Зеелеке оригинал льва был наконец использован в операции плаща и кинжала в 1943 году против копии Ноака - без консультации с вышестоящим отделом и без информирования брауншвейгского руководства НСДАП и оригинала. вместе с семиконечным канделябром, Имервардским крестом (оба XII века, как и лев), могилой Генриха Льва (XIII век) и другими артефактами Зеелеке в туннеле были доставлены в безопасное место в соседнем Раммельсберге недалеко от Гослара. . Зеелеке сам выбрал шахту Раммельсберг в 50 км к югу от Брауншвейга, проигнорировав официальные инструкции перевезти сокровища искусства в Силезию (которая была захвачена Красной Армией в январе 1945 года). Сначала льва отвезли в туннель на дневной дороге, но к концу войны это место уже не считалось достаточно безопасным, и льва перевезли в более отдаленную часть шахты, где он оставался замурованным до тех пор, пока конец войны.

 

Возвращение льва в Брауншвейг

Вместе с другими сокровищами искусства лев оставался в своем укрытии до 23 октября 1945 года и только в этот день вернулся в Брауншвейг в сопровождении Зеелеке. После окончания войны Брауншвейг первоначально некоторое время находился под американской военной администрацией, но затем 5 июня 1945 года стал частью британской оккупационной зоны. Британская военная администрация назначила Силеке Роберта Лонсдейла Чарльза, офицера по сохранению произведений искусства британской армии.

Зеелеке и Чарльз уже отправились в Раммельсберг 20 августа 1945 года, чтобы проверить, все ли произведения искусства в целости и сохранности. Чарльз только что узнал, что, вопреки его предположениям, шахта не охранялась и что поблизости были замечены польские DP (перемещенные лица). В своем дневнике он записал за этот день:

«Я был близок к сердечному приступу, но лев все еще был там, и все было в порядке, за исключением дыры в его крупе. Русские иностранные рабочие забили его, полагая, что он наполнен золотом. А еще были Генрих и Матильда, упакованные в коробки, подсвечник и распятие. Мы договорились, что все заберут завтра, за исключением льва.
– Кей Фримут: Украденное искусство. стр. 215. Перевод Герда Ольмера.

Лишь через два месяца, 23 октября 1945 года, брауншвейгский лев вернулся в город. В дневнике Чарльза можно найти следующую запись:

«В Гослар с Зеелеке и Кумпом, чтобы вернуть льва. Я взял... грузовик, и мы поехали в Раммельсберг, где лев ждал в гараже, чтобы его забрали... В 2:30 мы смогли уехать - со скоростью двенадцать миль в час. Крестьяне на полях открыли рты и носы, когда увидели, как он проезжает мимо, и я мог видеть, как шевелились их губы, когда они указывали на нас, смеялись и кричали: «Брансуикский лев!» Мы прибыли в Брансуик около пяти часов. … Вокруг него собиралась толпа и гладила его, матери держали своих детей так, чтобы они могли его видеть… все было очень трогательно… Великолепное животное. Такое ощущение, что в любой момент он виляет хвостом!»
– Кей Фримут: Украденное искусство. стр. 279-281. Перевод Герда Омера.

Но прежде чем оригинал смог вернуться на свое прежнее место, его сначала отреставрировал скульптор по металлу Вернер Кумп, чтобы затем снова установить на Бургплац в 1946 году. Копия 1937 года экспонировалась в Брауншвейгском земельном музее рядом с Эгидиенкирхе до начала 1990-х годов. Затем до мая 2014 года он стоял в Брауншвейгском земельном музее.

Однако оригинал льва оставался на Бургплац лишь до 9 июля 1980 года: в этот день из-за возросшего загрязнения воздуха в городе и повреждения пластика статую сняли с постамента и изготовили дубликат. снова занял свое место и находится там до сих пор. В последующие три года лев был тщательно отреставрирован в муниципальном музее.

С 1989 года почти 850-летняя достопримечательность Брауншвейга находится в замке Данквардерод, чтобы защитить ее от вредного воздействия окружающей среды, прямо за ее первоначальным местоположением, где ее теперь можно рассмотреть вблизи.

 

Прием

Геральдическое геральдическое животное

В геральдике брауншвейгский лев является геральдическим животным и имеет имя собственное среди геральдических львов. Он злой персонаж. Его внешний вид:
На серебряном щите справа геральдически возвышается красный лев с серебряными зубами, красным языком и черными когтями.

На пяти гербах браншвейгских округов Альтевик, Альтштадт, Хаген, Нойштадт и Зак, а также на многочисленных гербах региона этот лев изображен на поле герба, что подтверждает принадлежность к городу или земле Брауншвейг. (например, Кальворде).

 

Ориентир

Генрих Лев приказал воздвигнуть бронзовую статую в центре своей власти, чтобы продемонстрировать свое мирское правление. Конечно, важную роль сыграли и его напряженные отношения со своим родственником, императором Гогенштауфенами Фридрихом Барбароссой, и его притязания на власть над ним. Это уникальное свидетельство литейного искусства XII века. Лев уже в то время изображался на герцогских монетах и ​​был включен в старейшую (сохранившуюся) печать города Брауншвейга в 1231 году. С 1296 по 1412 год в Брауншвейге чеканили так называемый «Вечный пфенниг» — полый пфенниг с изображением льва, поднимающегося влево. Лев был геральдическим животным и символом города Брауншвейга с середины 14 века.

На так называемой карте мира Эбсторфа, созданной около 1300 года, Брауншвейг отмечен статуей льва. В 1492 году брауншвейгский лев также появляется в Саксонских хрониках. Историк, архивариус и писатель из Брауншвейга Людвиг Гензельманн опубликовал в 1883 году книгу Unterm Löwensteine. Старые истории из ненаписанной, но правдивой летописи.

Брауншвейгский лев также послужил образцом для логотипа брауншвейгской компании Büssing. Некоторым грузовикам также дали имя Burglöwe. После поглощения компанией MAN в 1972 году название «Büssing» с логотипом льва первоначально было продолжено в качестве дополнения. Когда первые автобусы MAN были доставлены Braunschweiger Verkehrs-AG без надписи «Büssing», население протестовало, и MAN модернизировал логотип со львом. Позже компания взяла это за правило, и оно до сих пор украшает их грузовики и автобусы.

В период национал-социалистов брауншвейгский лев украшал оборотную сторону банкноты номиналом 5 рейхсмарок с 1942 года, а с 1990 года до введения евро Немецкая Бундеспочта выпускала марку номиналом 5 пфеннигов с изображением главы Немецкой почты как часть постоянной марки. серия «Достопримечательности».Брауншвейг Лайонс на выезде.

Американский футбольный клуб Braunschweig Lions (ныне New Yorker Lions) выбрал свое название в честь льва и использует стилизованную львиную голову в качестве логотипа клуба.

 

Брауншвейгский лев в легенде о Генрихе

Брауншвейгский лев также играет важную роль в так называемой легенде о Генрихе. Эта позднесредневековая сказка описывает авантюрное путешествие Генриха Льва и послужила, среди прочего, основой для оперы итальянского композитора Агостино Стеффани «Энрико Леоне» в 1689 году. Легенда гласит, что во время своего паломничества на Святую Землю Генрих стал свидетелем битвы льва и дракона. Герцог приходит на помощь льву и убивает дракона. Затем благодарный лев возвращается с ним в родной Брауншвейг. После смерти Генриха скорбящий лев отказался от еды и вскоре умер, лежа на могиле своего хозяина, после чего жители Брауншвейга воздвигли могилу или мемориал в честь льва на Бургплац.

 

Копии

Несколько экземпляров брауншвейгского льва можно встретить по всему миру, но преимущественно в Германии. Например, перед Ратцебургским собором (возведен в 1881 году), во внутреннем дворе монастыря Вайнгартен (возведен в 1999 году), перед замком Вилиград под Шверином, возведенным в 1913/14 году Иоганном Альбрехтом цу Мекленбургом (регентом герцогства Брауншвейгского с 1907 по 1913 год), после 1950 года исчез и заменен переработанным в 2014 году; возведен в Бланкенбурге в горах Гарц в 1915 году на террасе Большого дворца, с 1953 года в барочных садах Малого дворца. Гипсовые слепки льва находятся в Музее Виктории и Альберта в Лондоне и в Германском национальном музее в Нюрнберге.

 

Копия для Германа Геринга

В первые годы национал-социализма правительство земли Брауншвейг под руководством премьер-министра НСДАП Дитриха Клаггеса пыталось укрепить Свободное государство Брауншвейг политически и экономически. Герман Геринг был не только главнокомандующим Люфтваффе, но с конца 1936 года он также отвечал за четырехлетний план и, таким образом, был фактическим экономическим диктатором Рейха. Клаггес ухаживал за Герингом, чтобы отстаивать свои личные интересы. В 1934 году он приказал построить для страстного «рейхсъегермейстера» рейхсъегерхоф «Герман Геринг» в Риддагсхаузене недалеко от Брауншвейга. Рейхсверке Германа Геринга в Зальцгиттере, к югу от города, уже находилась на стадии планирования, и Геринг стал их президентом.

На этом фоне у Клаггса была отлитая копия брауншвейгского льва в масштабе 1:1 к 44-летию Геринга в 1937 году. Скульптура, весившая около десяти центнеров, была лично передана Герингу Клаггесом 12 января 1937 года во дворе его частной виллы в Берлине, Лейпцигер Платц, 11 А (фото передачи). Затем Геринг перевез его в Каринхалль, свою частную резиденцию в Шорфхайде, и установил его там сначала в парке на западной стороне поместья на постаменте высотой 1,50 м, сделанном из каменных блоков. С 1940 года лев был помещен на каменный постамент высотой 3 м во вновь созданном втором внутреннем дворе, где он оставался до конца войны. В конце апреля 1945 года, незадолго до того, как русские войска достигли Каринхолла, Геринг взорвал весь комплекс. Однако лев остался невредимым во дворе и вскоре после этого был спасен местным фермером, который разместил его на своей ферме. В 1948 году лев был переплавлен вместе с другими крупными скульптурами.