Церковь Св. Альбани, Геттинген

Евангелическо-лютеранская приходская церковь Св. Альбани (также Альбаникирхе) — трехнефная готическая зальная церковь в Геттингене в Нижней Саксонии.

 

История

Происхождение церкви лежит во тьме истории. Предположительно это фундамент императора Оттона I, он служил церковью деревни Гутинги, поэтому, должно быть, находился там, когда впервые был упомянут в 953 году. Легенда сообщает, что предыдущее здание с ул. Бонифаций был посвящен в сан. Позже Св. Альбани служила церковью для небольшой и обедневшей общины, которая в основном обслуживала территории за пределами городских стен.

Первое явное упоминание о святом Альбани относится к 1254 году. В этом году герцог Альбрехт I Брауншвейгский приобрел право покровительства монастыря Пёльде, которое его потомок герцог Отто Кваде позже передал Тевтонскому ордену вместе с церковью. О потере Орденом церкви свидетельствует письмо, датированное 1404 годом. Другой документ 1271 года сообщает, что для Св. Альбани и Св. Николая были отлиты новые колокола. Должно быть, это был романский предшественник церкви Альбани.

В 1376 году была возведена городская стена. В отличие от старой городской стены сюда входят также части села и церкви, апсида которой уже касалась стены. Это «объединение», возможно, послужило толчком к строительству готической церкви, которая создавалась в несколько этапов строительства и реконструкции.

Около 1400 года трехходовой хор начал с финала 5/8. Надпись на юго-западном угловом столбе датирует 1423 год. В это время хор, вероятно, уже был завершен и начались работы над западным корпусом, который затем был соединен с хором нефом. Неф был четырехпролетным и имел форму сравнительно невысокого ступенчатого зала. Восьмиугольные колонны, которые обходятся без капителей и, таким образом, плавно переходят в остроконечные арки, а также высокие щитовые стены над ними создают более сильное визуальное разделение трех нефов. В документах 1428 года мастером-строителем назван некий Якоб фон Вормс. Колокол, отлитый в 1447 году, позволяет предположить, что кубическая колокольня к тому времени уже была завершена. Первоначально его венчала шатровая крыша с высокой коньковой башенкой, о чем свидетельствуют современные изображения города. В 1467 году магистр Якоб фон Вормс закрыл хранилище, и строительство было завершено. Здесь заслуживают внимания три восточных пролета южного нефа, несущие единственный в Геттингене ребристый свод. Картины секко в хранилище, которые были снова обнаружены в 1996 году, датируются примерно 1470 годом.

В 1499 году церковь получила двустворчатый алтарь работы Ганса фон Гейсмара.

В 1726 году первоначальный башенный шлем, нуждавшийся в реставрации, был заменен барочным колоколообразным капюшоном (так называемый валлийский капюшон).

Во время Семилетней войны, в 1762 году, церковь повредила взрыв пороховой башни. В конце войны церковь была отреставрирована, старая ризница на северной стороне была снесена, и в церкви появился классический алтарь. От плана выпрямления апсиды хора отказались. Однако старый крылатый алтарь был продан.

С 1857 года церковь была переготизирована. Ему была придана неоготическая обстановка, из которой берут начало нынешняя кафедра, три витража в алтаре, скамьи и галереи. С северной стороны хора также была построена новая ризница.

В 1907 году Муниципальный музей приобрел панели алтаря 1499 года, которые считались утерянными. Они пришли в церковь на постоянной основе в 1931 году и были установлены в нынешнем виде.

Последняя комплексная реконструкция церкви проходила с 1994 по 1996 год. В 2005 году было восстановлено 13 окон.

 

Интерьер

Алтарь

Самым ценным сокровищем церкви является крылатый алтарь, созданный Гансом фон Гейсмаром в 1499 году. Нынешние панели алтаря прошли через полную приключений одиссею. В 1857 году церковь была отремонтирована, а алтарь, нуждавшийся в реставрации, предназначался для старьевщика. Геттингенский студент Губерт фон Арнсвальд купил алтари у пономаря по 1 талеру каждый. Таким образом они попали частично в померанское родовое поместье фон Арнсвальдтов, частично в Ростокский музей. Цифры бывшей праздничной страницы были утеряны. В 1907 году город Геттинген смог выкупить расписные алтарные панели за 1000 рейхсмарок. Они пришли в Муниципальный музей. Лишь в 1931 году запрестольные образы вернулись на старое место в церкви, взятые взаймы у музея. Отдельные панели были отделены друг от друга для личного использования и даже разделены вдоль, чтобы их можно было по отдельности повесить на стены. Когда панели были собраны вместе, чтобы сформировать алтарь, панели бывшей будней стороны не были помещены на заднюю часть внешних крыльев воскресной стороны, а слегка наклонены снаружи, так что бывшие воскресная и будничная стороны теперь могут просматриваться одновременно. Однако в результате была потеряна возможность использовать его в качестве движущегося алтаря. При сборке изображения обрезания и смерти Богородицы менялись местами.

На внешних панелях, которые раньше образовывали будничную сторону, изображена картина портретного формата: слева — мученичество святого Альбана Майнцского, справа — Страшный суд. На панелях бывшей воскресной страницы изображены сцены из жизни Марии в восьми картинках. Слева направо в верхнем ряду: Мария, идущая в храм, Благовещение, Посещение и Рождество. В нижнем ряду слева направо показаны: Смерть Марии (первоначально на этом этапе Обрезание Иисуса), Поклонение волхвов, Сретение Господне и обрезание Иисуса (первоначально на этом этапе Смерть Марии). Во время реставрации алтаря в 1961 году реставратор Курт Мэннинг обнаружил на алтарной панели «Смерть Марии» тринадцать скорбящих апостолов. Тринадцатый апостол без нимба, смотрящий через плечо другого, скорее всего, является автопортретом создателя алтаря Ганса фон Гейсмара.

 

Другое оборудование

Рядом с алтарем в церкви также находится вотивный крест 1342 года, на котором нанесена старейшая в городе надпись на немецком языке. Раньше он использовался как башенный крест, а позже был заменен его точной копией в целях безопасности. Кафедра датируется эпохой неоготики и, вероятно, была перепроектирована в 1960-х годах. Крестильная купель современная. В алтаре также есть три краеугольных камня, расписанных полихромной краской. На них изображены с запада на восток: пеликан, феникс и Agnus Dei со знаменем победы. Роспись секко в своде в основном изображает цветочные мотивы, такие как лилии и усики, но также и другие мотивы, такие как символы евангелистов или вознесение покровителя церкви Альбана. Кроме того, в своде главного нефа были вставлены два так называемых отверстия Святого Духа, из которых в Пятидесятницу спускали пластикового голубя Святого Духа.

 

Орган

В 1964 году Пол Отт построил новый орган с 36 регистрами, состоящими из трех мануалов и педали. Его ученик Рудольф Янке провел реконструкцию в 1990 году.

 

Колокола

До 2017 года звон Святого Альбани включал в себя три колокола с тонами боя es1, f1 и as1. Они были отлиты в 1951 году компанией Weule в Бокенеме взамен бронзовых колоколов, переплавленных во время мировых войн. Поскольку у муниципалитета не было достаточно денег на новые бронзовые колокола, можно было приобрести только так называемые добротные литые колокола, которые в необработанном состоянии со временем ржавеют и поэтому в какой-то момент перестают функционировать. По этой причине старые колокола Св. Альбани должны быть заменены в октябре 2017 года четырьмя бронзовыми колоколами с боем b0, c1, es1 и g1, которые были отлиты в апреле того же года на литейном заводе Petit & Gebr.Edelbrock. . В конце сентября 2017 года стало известно, что два более крупных из новых колокола имели значительные дефекты литья и поэтому их пришлось отливать заново. Только новая отливка колокола с1 оказалась успешной; b0 пришлось снова переплавить. С третьей попытки в конце 2018 года кастинг наконец удался. Два меньших колокола были подняты на башню во время Адвента 2017 года и с тех пор призывают к службе; в мае 2019 года за ними последовали два более крупных.

 

Вид на четыре церкви

Место на рыночной площади, с которого видны башни четырех церквей Св. Альбани, Св. Якоби, Св. Йоханниса и Св. Михаила, отмечено бронзовой табличкой и называется Фиркирхенблик.