Монастырь Мариензее, Германия

 

Описание

Монастырь Мариензее — протестантский женский монастырь в Мариензее, районе Нойштадт-ам-Рюбенберге, недалеко от Ганновера. Это один из пяти монастырей Каленберга, находящихся в ведении Ганноверской монастырской палаты.

 

История

Монастырь Мариензее был основан около 1207 года как цистерцианский монастырь графом Бернхардом II фон Вёльпе и обладал большими поместьями. Монахини жили изолированно от мира в уединении. Владения в укрепленном старом городе Ганновера облегчили продажу сельскохозяйственной продукции, производимой монастырем. На вырученные средства была построена кирпичная церковь. После того, как семья фон Вёльпе вымерла около 1300 года, их наследство было куплено гвельфами. Это ухудшило финансовое положение монастыря. Менее соблюдались и строгие правила порядка. Первоначально монахини сопротивлялись попыткам реформировать нравы со стороны герцога Вильгельма фон Каленберга и реформатора его монастыря Йоханнеса Буша в 1430 году.

В ходе Реформации монастырь не был распущен в 1543 г., а продолжал существовать в евангельском смысле. Имущество монастыря управлялось отдельно. Во время Тридцатилетней войны монастырский комплекс был разграблен и частично разрушен. В 1720 году произошел крупный пожар, полностью уничтоживший средневековое монастырское здание. Церковь была единственным зданием периода основания. Во время правления короля Георга II здание монастыря было перестроено в четырехфлигельный комплекс в стиле северогерманского барокко. При этом интерьер церкви был выполнен в стиле барокко – как и ее коньковая башенка, которая стоит на месте колокольни в цистерцианских монастырях. План этажа нового здания соответствовал строительным нормам цистерцианцев, но отдельные жилые блоки теперь позволяли монахиням вести собственное хозяйство.

С 2017 года монастырь Мариензее является одним из женских мест в Нижней Саксонии в честь аббатисы Одилии фон Альден, чей молитвенник до сих пор хранится в монастыре.

Монастырский комплекс состоит из монументального зального храма и унифицированного двухэтажного четырехфлигельного комплекса, построенного в 1726-1729 годах на месте средневекового монастырского здания, пострадавшего в Тридцатилетней войне. Доступ к 13 канониссам осуществляется из коридора, который проходит вдоль внутреннего двора четырех крыльев в виде монастыря. От нее аркадами отделяется типичная лестница в стиле барокко, ведущая к западной галерее. Два фахверковых корпуса с шатровыми крышами расположены симметрично к югу от четырехфлигельного комплекса, восточный построен на арочной конструкции для пропуска ручья и соединен с монастырем крытым коридором.

Монастырская церковь Святой Марии
Архитектура
Монастырская церковь представляет собой трехнефное кирпичное здание середины XIII века с хоровым полигоном. Западное иго было добавлено в начале 14 века. В 18 веке северную стену поддерживал массивный контрфорс. В 1867/1868 годах под руководством Конрада Вильгельма Хазе была проведена комплексная реставрация, в ходе которой был представлен западный брус с коньковой башенкой, усилены контрфорсы, карниз карниза, арочный фриз и северо-западный портал были тщательно обновлены. Кроме того, был создан еще один портал, добавлена ​​ризница и переработан интерьер, установлена ​​каменная органная галерея с деревянной балюстрадой и проем в южной стене, ведущий в недавно обставленную дамскую галерею.

Замечательное здание характеризуется современной архитектурой цистерцианцев, а также демонстрирует влияние западного французского стиля Плантагенетов и типичных элементов северной немецкой кирпичной готики.

Четко сформулированный экстерьер характеризуется профилированным основанием из песчаника с кирпичными поверхностями стен и первоначально пилястровыми плоскими контрфорсами и завершающим крестообразным фризом (похожим на церковь в Мандельсло) и очень тонкими остроконечными арочными окнами с украшениями из глазурованного камня. Окна восточного залива нефа расположены в шахматном порядке по три, как в монастырской церкви в Риддагсхаузене. В видоизмененной сегодня наружной стене среднего пролета группу окон венчали два глазка с желобками и центральная ослепительная роза; окно западного залива представляет собой ажурную структуру из трех расположенных в шахматном порядке стрельчатых окон, обрамленных стрельчатой ​​аркой, что типично для позднесредневековой кирпичной архитектуры Северной Германии.

 

Интерьер характеризуется купольными сводами, которые разделены тонкими гребнями. Вместо замковых камней в восточной бухте видно кольцо выпуклости вокруг пересечения ребер. В полигоне хор многоугольное 5⁄9 окончание сочетается с восьмичастным сводом, западная пара ребер которого упирается в поясную арку. В апсиде и в восточном отсеке ребра и ленточные арки, также профилированные в виде выпуклости, украшены кольцами валов, а щитовые арки и шаблоны свода выполнены просто в виде пристенных полос. В центральной бухте круглые стержни используются для построения сводов щитов и шаблонов западных сводов, чтобы приспособиться к форме ребер. Младший западный пролет завершается более плоским ребристым сводом на консольных колоннах.

Меблировка
Средневековое снаряжение
Главный предмет инвентаря – художественно ценное, более крупного размера деревянное распятие середины XIII века, первоначально служившее триумфальным крестом, но с 1913 года висевшее на северной стене напротив дамской галереи. На женской галерее есть маленькое распятие из процессионного креста 15-го века и искусно выполненная Мадонна с младенцем конца 15-го века, которая, вероятно, происходит от бывшего главного алтаря. На маленьком позднеготическом резном алтаре конца XV ​​века изображена третья часть Анны в окружении двух рельефных панно с Распятием и Поклонением волхвов, а также восьми отдельных фигур святых, снаружи сохранились остатки росписи. .

Современное оборудование
Круглая купель была создана в 1545 году. Под западной галереей находится великолепный крестильный ангел 18-го века. Остальное оборудование происходит от реставрации 1867/1868 гг. К ним относятся неоготический деревянный алтарь с рельефом «Тайная вечеря» Р. Энгельгардта и изображением распятия Карла Вильгельма Фридриха Остерлея, деревянный амвон с фигурами евангелистов, аналой, место клирика, алтарные преграды , корпус органа, скамьи и парапеты дамской и западной галерей.

орган
Иоганн Андреас Зубербир построил орган над кафедрой в 1754 году, который был заменен в 1869 году произведением Эдуарда Мейера. Мейер передал орган Zuberbier Дуденсену в 1870 году, потеряв педаль. Его собственный орган на новой западной галерее имел 16 регистров на двух мануалах и педали. Он в значительной степени сохранился и был восстановлен в 1995 году.

Гобелен "Страшный суд"
В церкви монастыря висит гобелен «Страшный суд». Вышитое изображение высотой 2,70 м и шириной 2,30 м является точной копией самого старого панно в Пинакотеке Ватикана. Гобелен был изготовлен в 1994 и 1995 годах настоятельницей Инсеей Хольт-Сам (1990-1997) и передан в палату Ганноверского монастыря в монастырской церкви 5 марта 1997 года, в день 70-летия Хольт-Сама.

Изображения на гобелене расположены в пять ярусов. Христос восседает наверху с земным шаром и крестом в руках как вселенский правитель. Уровнем ниже изображен распятый Христос с отпечатками гвоздей в поднятых руках. Перед ним инструменты Страстей в ларце, а рядом с ним архангелы Гавриил и Михаил, с шестью апостолами слева и справа от них в качестве присяжных. На среднем уровне апостол Павел ведет группу искупленных слева, разбойник справа от Христа на кресте и Марии, Богородицы, следуют к центру картины. В центре — ряд мучеников, держащих пальмовые ветви и свиток, и архидиакон Стефан. Справа на изображениях изображены три дела милосердия: забота о голодных, больных и заключенных и одевание нагих. Во втором ряду изображений снизу дикие звери, птицы и рыбы восстанавливают пожранных ими, море и земля восстанавливают мертвых, а два ангела с трубами указывают на то, что гробницы открываются. В середине этого уровня между морем и землей открывается вид на рай, совершенный мир. До этого момента изображения показываются по кругу — самый нижний уровень показан как квадрат. Слева Мария благословляет госпожу Бенедикту и игуменью Констанцу. Справа три ангела толкают проклятых в Ад.

Использование
Как и в течение 800 лет, женщины до сих пор живут духовной общиной в монастыре Мариензее. С 2003 года монастырем руководит игуменья Бербель Гёрке. Гостевая зона отличается монашеским гостеприимством. Есть экскурсии, концерты, выставки, ретриты и семинары. Монастырский музей документирует историю протестантских монастырей Нижней Саксонии с 2007 года.